Время искать и удивляться. – Наука о счастье. – Поверим алгебру гармонией. – Портрет счастливого человека: наблюдения авторов. – Секрет состояния счастья. – В чём смысл счастья.
Так называется рубрика журнала «Техника молодёжи», который выходит в нашей стране аж с 1933 года. Красивые фото, на которых непонятно, что изображено. Догадайтесь! А это мог оказаться глаз муравья, или потрясающая археологическая находка, или лунный кратер…
Искать и удивляться – основное занятие учёного, да и каждого, кто внимательно присматривается к жизни. Умение видеть странное в обыденном, задавать простые вопросы, на которые нет ответов – счастливая способность человека.
Как мало в этой жизни надо
Нам, детям, – и тебе и мне.
Ведь сердце радоваться радо
И самой малой новизне.
Случайно на ноже карманном
Найди пылинку дальних стран —
И мир опять предстанет странным,
Закутанным в цветной туман!
Александр Блок
А когда найдёшь ответ – тебя постигает инсайт, краткое, но очень яркое чувство счастья!
Про него и позадаём себе простые вопросы.
Счастье – что оно такое? Эмоция? Чувство? Состояние? Судьба? Удача?
Счастье – это единая сущность? Или у него есть какие-то составляющие?
Счастье у всех людей и всегда одинаково? У китайца, русского и папуаса? У древних греков и человека XXI века? У выигравшего в лотерею миллион и у жениха и невесты на свадьбе? У первоклассника и пенсионера? У пилота, посадившего аварийную машину и у геймера, удачно пострелявшего соперников?
Счастье само приходит, или за него надо бороться? Если надо, то как?
Правда ли, что не в деньгах счастье? А если не в них, то в чём? А бывает ли счастье без денег?
Можно ли измерить счастье? Можно ли им управлять?
Поищем ответы.
Какое отношение имеет наука к счастью? Мы ведь как привыкли: наука должна что-нибудь открыть, рассмотреть, определить, разобрать, померить и написать формулы. Дальше – дело инженеров: сделать из научного результата что-нибудь полезное. Лампочку, приёмник, компьютер или атомную бомбу.
Счастьем, как вещью сугубо человеческой, по идее должна заниматься психология. Вот оно, счастье, – прямо перед глазами, каждый его испытывал, наблюдал, или, как минимум, слышал. Не бозон Хикса! Коллайдер строить не надо: бери и изучай, чтобы потом инженеры всех осчастливили.
Но так не получается. Наука ХХ века счастье как-то старательно не замечала. Наряду со многими другими, тоже всем известными и понятными вещами. Например, любовью и ненавистью, дружбой и враждой, просветлением и грехом, гордыней и смирением, великодушием, подвижничеством, верностью, добротой, доверием… Всё это звучат как-то не научно. Скорее – литература, в лучшем случае – философия. Справедливости ради отметим, что А.И.Донцов1 раскрыл для нас глубинные механизмы психологии зависти, чем не только удивил всех нас, но и открыл возможность изучения всем известных человеческих проявлений на примере глубоко укоренившейся естественной реакции человека на чье-либо превосходство.
Если не считать мутного потока самоучителей счастья из серии «саморазвитие» и проч., есть всего две наиболее известные серьёзные работы на эту тему. Их авторы – британский психолог Майкл Аргайл и американский – Михай Чиксентмихаи. Оба широко известны не только в профессиональных кругах, но далеко за их пределами.
Самый полный обзор научных исследований темы счастья на сегодняшний день – это неоднократно у нас переизданная книга Майкла Аргайла «Психология счастья». Это настоящая энциклопедия, охватывающая все связанные темы: успешность, богатство, социальные отношения семью, работу, развлечения, юмор, дружбу, религию, спорт и многое другое. Везде даются многочисленные ссылки на гипотезы, факты и эмпирические исследования.
Если считать книгу Аргайла подведением итогов научной психологии ХХ века по вопросу счастья, возникает недоумение на грани протеста. Вот как определяет автор объект своего исследования:
«Считается, что само понятие счастья весьма расплывчато и невразумительно. Но большинство людей отдает себе полный отчет в том, что это такое. … под счастьем люди подразумевают либо состояние, когда человек испытывает радость или другие позитивные эмоции, либо удовлетворенность жизнью.
… сегодня существует множество исследований так называемого «субъективного благополучия» (subjective well-being – SWB), которое часто рассматривается как то же самое, что и счастье. Я буду использовать этот альтернативный термин в качестве синонима.2».
Постойте, ребята, а как же Синяя птица? «Птица счастья завтрашнего дня»? «Трудное счастье – находка для нас»?
Ещё вспоминается текст короткого сочинения (на твёрдую двойку по канонам, и столь же твёрдую пятёрку по смыслу) написанного героем фильма «Доживём до понедельника»: «Счастье – это когда тебя понимают».
И что-то не сходится, не бьётся всё это с формулировкой «Субъективное благополучие, приносящее положительные эмоции».
Самая известная цитата про счастье из нашей литературы принадлежит В.Г. Короленко: «Человек рождён для счастья, как птица для полёта». Если продолжить орнитологические ассоциации, скорее приходит на ум пингвин, робко (но благоразумно) прячущий тело жирное в утёсах, и при этом испытывающий если не положительные эмоции, то SWB- точно.
Надо сказать, при всём, казалось бы, разнообразии этих штудий строятся они (да и продолжают строиться в XXI веке) по одной несложной схеме поиска корреляций между счастьем и чем-нибудь ещё (список приведён выше):
1. С помощью какого-нибудь опросника меряем счастье. Конкретно, эмоциональное состояние или то самое субъективное благополучие. Опросник может быть совсем простенький, в один – два вопроса: «Насколько вы счастливы?» или «Насколько вы удовлетворены своей жизнью в целом?». Или длинный и сложный, в десятки пунктов.
2. Сравниваем результаты с чем-нибудь ещё. С объективными данными: пол, возраст, семейный статус, социальное положение, род занятий и т.д. и т.п. Или с результатами каких-нибудь психологических метрик, шкал, конструктов. Например, оптимизм, самооценка, нейротизм, депрессия, интроверсия и экстраверсия. Или выясняем, при каких обстоятельствах человек чувствует себя более или менее счастливым (оценить по 10-балльной шкале!), начиная от трапезы и отдыха у телевизора и заканчивая работой или волнующими приключениями.
3. С помощью факторного или корреляционного анализа выявляем закономерности. Финита ля комедия, научное исследование готово для публикации в одном из сотен журналов или доклада на конференции.
Надо сказать, где-то эти исследования просто подтверждают общеизвестные мнения о счастье, а где-то дают крайне интересные результаты. Например, субъективное благополучие в обыденном сознании однозначно связано с материальным достатком. Однако, Аргайл приводит массу эмпирических данных, никак не подтверждающих, а зачастую противоречащих этому. Масс-медиа, от таблоидов до телевизионных ток-шоу переполнены историями о несчастной жизни состоятельных людей. Похоже богатые не «тоже», а постоянно плачут. Иными словами, научные исследования блестяще подтвердили русскую поговорку: «Не в деньгах счастье». Стоило ли копья ломать?
Сейчас примерно то же самое можно сделать проще, хотя и не менее затратно. Занятный метод измерения нам подарили интернет, технологии big data и нейронных сетей. Правда, и здесь речь не о счастье, а о благополучии и положительных эмоциях.
Американцы исследовали эмоционально положительные и отрицательные посты в социальных сетях в разные дни и время суток. На гигантских, ранее недоступных массивах (сотни миллионов данных!) удалось выяснить: в пятницу вечером народ счастлив, в субботу уровень счастья снижается, а к вечеру воскресенья – наоборот. В общем, как частенько случается в современной науке, гора родила мышь. С помощью сверхсовременных технологий и огромных затрат узнали, что к выходным люди (по крайней мере, обитатели соцсетей, а это ведь не всё человечество) расслабляются, а перед рабочей неделей – напрягается. Великое открытие: научно доказали, что понедельник – день тяжёлый…
Очень примечательный факт, также подтверждённый множеством исследований. Оказалось, что счастье – это не противоположность не-счастью, например, отрицательным эмоциям, или неудовлетворённости, вплоть до депрессии и тревоги. Это два разных состояния, не противопоставленных друг другу, и способных сосуществовать одновременно. И за них даже отвечают разные физиологические механизмы. Поэтому Аргайл описывает счастье в триаде: удовлетворённость – положительные эмоции – отрицательные эмоции.
Да и сама субъективная удовлетворённость, – тоже вещь не простая и не однозначная. Выделено как минимум 6 составляющих, которые вместе образуют один суперфактор, хотя корреляции между ними довольно низки. Они также по-разному соотносятся с другими переменными:
принятие себя
позитивные отношения с другими
независимость
контроль над обстоятельствами
наличие цели в жизни
личностный рост
Как видим, удовлетворённость, считать ли её синонимом счастья, или его условием, или же одной из его составляющих, связано со многими социальными и личностными факторами. Которые для разных людей в разном возрасте и принадлежащих к разным культурам и эпохам, безусловно, совершенно разные. Вряд ли можно предположить, что для школьника, студента, директора завода и пенсионера, выращивающего огурцы на даче, принятие себя, независимость, цель в жизни и личностный рост будут хотя бы схожими друг с другом.
Книга М. Аргайла содержит ещё множество важных и интересных находок, и мы обязательно к ней вернёмся. Но в целом, согласитесь, несколько разочаровывает… Интеллектуальный трюк подмены счастья субъективным благополучием не отвечает на наши вопросы. Хотя современная наука этим трюком активно пользуется.
Совсем иной взгляд предлагает Михай Чиксентмихаи в книге «Поток: Психология оптимального переживания», ставшей мировым бестселлером. На основании 20-летних исследований, он рассматривает счастье (в его научной терминологии – «оптимальное переживание») как «ощущение овладения собственной жизнью … ощущение причастности к определению содержания своей жизни».
Это состояние Чиксентмихаи называет потоком3:
«Мы называем подобное состояние состоянием потока, потому что именно этот термин использовало большинство опрошенных нами людей, чтобы описать свои переживания в моменты, когда они делают что-то наилучшим образом: «это как плыть по течению», «меня нес поток».
«Потоковые переживания заставляют нас идти дальше, достигать новых уровней сложности, искать новые знания, совершенствовать свои умения. Во многом это именно тот двигатель, благодаря которому произошел переход от гоминид, озабоченных лишь своим выживанием, к homo sapiens sapiens, который не боится рисковать и, чтобы чувствовать себя лучше, должен больше уметь.»
М.Чиксентмихаи обнаружил, что такое состояние вызывается деятельностью, совершаемой не ради вознаграждения, а ради нее самой. Такие занятия он называет «аутотелическими», т.е., «самоцельными», от греческих слов: auto, – «само по себе», и telos – «цель». Не важно, профессия это, спорт, или что-то иное. Если ты работаешь за зарплату, или участвуешь в матче ради кубка, учишься, чтобы получить диплом, – это не приносит счастья. Оптимальные переживания, – «поток», – достигаются аутолетической жизнью.
М. Чиксентмихаи изобрёл и использовал для своих исследований более тонкий и сложный приём, чем анализ результатов опросов. Он назвал его «методом выборки переживаний» (Experience Sampling Method). В ходе исследования испытуемый должен в течение недели всюду носить с собой специальный пейджер (тогда пейджеры ещё существовали). На него в случайное время суток, примерно восемь раз в день, посылались сигналы. Получив сигнал, испытуемый должен был записать, как он себя чувствовал и о чем он думал в этот момент. Получалась «нарезка» фрагментов жизни каждого испытуемого, составленная из случайно выбранных кусочков. Были накоплены сотни тысяч подобных «срезов переживаний», сделанных в различных частях света, на основе которых автор выстроил свою концепцию.
Оба учёных – исследователей счастья приводят множество фактов и закономерностей, которые нам пригодятся дальше. Они получены разными методами и изложены разными терминами, но сходятся во многом. Если очень коротко (ведь в каждой монографии более 300 страниц):
Счастье не тождественно переживанию положительных эмоций, удовольствия и радости. Это гораздо более сильное и сложное чувство, адресованное к человеческой личности, жизни в целом.
Счастье и его отсутствие – не два противоположных полюса. Это два разных состояния, не противопоставленных друг другу, и даже способных сосуществовать одновременно. И за них даже отвечают разные физиологические механизмы.
Счастье – это общественное явление. Люди переживают это ощущение прежде всего взаимодействуя с другими, – любимыми, друзьями и близкими. Именно поэтому счастье по сути альтруистично: оно не продаётся, а дарится. Социальная поддержка, т.е. наличие рядом близких, понимающих тебя людей – важное условие чувства счастья.
Счастье – не состояние, а активное действие человека. Его нужно завоевать, заработать. Незаработанное приносит короткое удовлетворение, но не счастье. Счастливые люди обладают более высокой самооценкой, чувством контроля, оптимизмом и ощущением цели, четкими жизненными ориентирами.
Счастье порождается не потреблением, а созиданием. Потребление бесконечно и ненасытно, но счастья не приносит. Творчество также потенциально бесконечно, но не пожирает, а создает счастье.
Погоня за счастьем, действия ради его достижения бесплодны и бессмысленны. Оно приходит само, когда человек занимается любимым и нужным делом.
Счастье укрепляет человека, делает его более стойким к стрессам, невзгодам и даже заболеваниям. Оно создаёт жизненный иммунитет.
Счастливыми могут быть не только отдельные люди и семьи. Существуют счастливые сообщества, включая народности, большие и малые группы, и даже организации.
Настоящими экспертами по счастью (а также многим другим важным для человека вещам, которые наука осторожно обходит) смело можно назвать людей искусства: поэтов, писателей, режиссёров театра и кино, художников, композиторов. Конечно, не всех попало, а реально талантливых. Они не пытаются счастье измерить, а описывают, как оно есть. В научной среде обращаться к их нестрогому, «расплывчатому и невразумительному» (М.Аргайл) опыту не очень принято. Но зачастую искусство даёт доходчивые и афористичные определения, в буквальном смысле, формулы счастья, которые не так удаются науке.
Вот что предлагает наш великий философ, психолог, социолог и историк А. С. Пушкин:
«На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля —
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальнюю трудов и чистых нег»
Александр Сергеевич диалектически снимает (прямо по Гегелю!) понятие счастья. Покой и воля. За этими простыми словами, как всегда у Пушкина, скрыты многие, глубокие смыслы.
Что такое покой? Не то ли самое, о чем пишет Аргайл: чувство субъективного благополучия? Отсутствие отравляющих жизнь тревог и страхов, бесконечного бега в колесе, беспокойства о том, с чем и как придётся сражаться завтра?
Пушкину недостаточно покоя как благополучия. Он ищет возможность следовать своей воле: погрузиться в поток «трудов и чистых нег»: сочинения, составлявшие содержание его жизни. Сразу вспоминается состояние потока по М.Чиксентмихаи.
Ещё несколько важных наблюдений от великих4. Обратим внимание на совпадения с научными выводами.
Многие классики отмечают, что счастье не индивидуально: оно рождается между людьми, в человеческих отношениях, в любви и близости.
М.Ю.Лермонтов:
«Поверь мне – счастье только там,
Где любят нас, где верят нам!..»
А.Н. Толстой:
«Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок»
Виктор Гюго:
«Величайшее в жизни счастье – это уверенность в том, что нас любят, любят за то, что мы такие, какие мы есть, или несмотря на то, что мы такие, какие мы есть»
Б.Л. Пастернак:
«Счастье обособленное не есть счастье»
Счастье – это не потребление, его не бывает без взаимности, самоотдачи, даже самопожертвования.
Джордж Гордон Байрон:
«Тот, кто добился счастья, должен поделиться этим счастьем с другими; тогда у счастья родится близнец».
Ф.М. Достоевский:
«Высшее счастье обязывает душу»
Н.Г. Чернышевский:
«Личное счастье невозможно без счастья других»
Л.Н. Толстой:
«В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого».
Дж.Бернард Шоу:
«Мы не вправе потреблять счастье, не производя его»
Счастье – это не состояние, к которому надо специально стремиться, чтобы потом наслаждаться им. Погоня за счастьем, действия ради его достижения бесплодны.
И.А. Бунин:
«Если человек не потерял способности ждать счастья – он счастлив. Это и есть счастье».
Бертольд Брехт:
«Счастье – это не цель, а образ жизни».
«Человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать…»
Франсуа де Ларошфуко:
«Счастье – это не станция, на которую вы прибываете, это манера путешествовать».
Альберт Швейцер:
«Успех не является ключом к счастью. Счастье же – самый важный ключ к успеху. Если Вам нравится то, чем Вы занимаетесь – Вы обязательно добьетесь успеха»
Последняя цитата из Альберта Швейцера – прямо описание теории потока. Не зря М.Чиксентмихаи в предисловии к своей книге признаётся: «Строго говоря, назвать открытием то, что пришло мне в голову, было бы неправильно – люди знали это с незапамятных времен».
Закончим этот раздел вишенкой на торте, которая могла бы послужить эпиграфом к этой книге, – рецептом счастья от гениального (хотя и не существовавшего) философа Козьмы Пруткова:
«Если хочешь быть счастливым – будь им!»
Оба подхода к проблеме: от науки и искусства дали очень похожие результаты. Но счастье – такая сложная штука, что нам не обойтись без использования других областей знаний. Как мы убедимся, они помогают многое понять в загадке счастья.
В психологии и других науках о человеке (антропологии, этнографии, социологии) существует тема поистине «сумеречной зоны», научное название – изменённые состояния сознания (ИСС5). Общепринятого определения тут нет. Предполагается, что есть обычное состояние сознания, а всё, что к нему не относится – это состояния изменённые.
Например:
сон, переходные состояния между сном и бодрствованием;
скука и усталость,
гипноз,
различные виды медитации,
транс шаманов,
опьянение алкоголем,
состояния, вызванные психотропными веществами,
сенсорная депривация,
пиковые переживания,
состояния при клинической смерти, наркозе;
нарушениях температурного и кислородного баланса
головокружение и обморок,
мистические и религиозные переживания,
аффект толпы,
творческое вдохновение,
состояния, возникающие в психотерапевтическом процессе;
длительно поддерживаемое бдительности (например у операторов ПВО);
поглощенность речью харизматического оратора;
перевоплощение актёра на сцене,
вдохновение и воодушевление,
наслаждение произведениями искусства,
увлеченность сюжетом книги,
поглощенность работой и мн. др.
Неплохой набор получился, правда?
При этом накоплен огромный багаж фактов, наблюдений и экспериментов. На первом месте, пожалуй, описания этнографами использования психотропных веществ (мухоморы, пейотль и другие) в ритуальных и магических практиках индейцев и других народностей, сохранивших соответствующие традиции. Дальше – экспериментальные исследования влияния алкоголя и наркотиков (в большой моде ЛСД, на нём в 60-х годах ХХ века целые концепции построили). И, естественно, экстремальные состояния при космических полётах, глубоководных погружениях, в боевых условиях, полярных и высокогорных экспедициях…
При чём здесь счастье?
Во-первых, счастье, как состояние эйфории и потока (оптимального переживания), вряд ли можно отнести к «обычным» состояниям. Разве что, то самое SWB, т.е., благополучие, которое, с нашей точки зрения понятие счастья явно не исчерпывает.
Во-вторых, у всех перечисленных ИСС есть общие черты, которые точно относятся к состояниям эмоционального подъёма и потока. Их чувствует сам человек, их переживающий. Они хорошо заметны окружающим. Они влияют не только на поведение, но и на многие психические процессы: мышление, речь, восприятие, сосредоточенность внимания, творческую активность. Многие из перечисленных состояний, особенно пп. 12-23, прямо относятся к «потоковым» (по М.Чиксентмихаи), и с разных сторон рассматриваются и М.Аргайлом именно в контексте эмоции счастья.
Рассматривать счастье как вид ИСС мешают главным образом предубеждения. Как научные, так и бытовые. Если есть обычные (читай: нормальные) состояния, то изменённые – ненормальны: расстройства, относящиеся к области психопатологии. Счастье – это хорошо, а алкоголь, наркотики, шаманство и всяческие экстазы – это плохо. Можно ли отнести счастье к ИСС – вопрос дискуссионный. Однако, напрашивается столько аналогий и общих черт, что учесть научные находки и теории в этой области явно будет полезно.
В психоаналитической традиции ИСС рассматриваются как состояния регрессивные, инфантильные, связанные с утратой эго-контроля и ориентации на реальность. В плане счастья (при обоих подходах), в этом что-то есть.
Вспомним:
«счастлив как ребёнок» (инфантильность);
«счастливые часов не наблюдают» (утрата контроля);
«рассеянный профессор» (в потоковом состоянии утрачивается связь с реальностью), и много всего похожего.
Однако, подход такой явно не устраивает. Можно ли считать влюблённость, а тем более, глубокое погружение в научную, творческую, или иную деятельность регрессом? Это, наоборот, – восхождение!
Воздадим должное Зигмунду Фрейду и его последователям: они открыли для психологии сферу бессознательного. Но надо двигаться дальше и глубже. Может быть, стоит говорить не об изменённых состояниях сознания, а о разнообразных состояниях психики, как сознательного, так и бессознательного?
Другой взгляд, на сегодняшний день преобладающий: ИСС – это форма приспособительной деятельности, выработанная разнообразными человеческими культурами за много тысячелетий истории. Она имеет вполне конкретные социальные функции, благодаря которым возникла и существует поныне.
Арнольд Людвиг, один из крупнейших исследователей ИСС, выделил три группы их функций, на сегодняшний день ставшие классическими:
1) Психотерапия: помощь в улучшении здоровья и самочувствия: сон, релаксация, отдых в виде смены деятельности (хобби), определенная культура употребления алкоголя или наркотических средств.
2) Получение нового опыта (например, мистического, религиозного) и новых знаний: ИСС используется как способ достижения глубокого озарения в вопросах, касающихся самого себя и своих взаимоотношений с миром, другими людьми, а также как источник вдохновения для писателей, художников, ученых и как средство усиления эстетического восприятия.
3) Социальные функции: ИСС обеспечивают групповую сплоченность (могут облегчать общение и служить групповыми идентификаторами); включаются как необходимое звено в ритуалы инициации, которые облегчают человеку идентификацию с определенными социальными и возрастными группами при вхождении в них (например, в примитивных сообществах); снимают конфликты между требованиями социума и желаниями отдельного человека.
Самое интересное и значительное, с нашей точки зрения, открытие исследователей состоит в социальной обусловленности ИСС. С бытовой точки зрения эффекты изменения сознания должны вызываться физиологическими факторами: утомлением, депривацией, наркотическими веществами. Оказалось, что всё наоборот: перечисленные «индукторы» ИСС действуют под влиянием социальных установок, традиций, привычек, ожиданий, а также субъективной интерпретацией человеком собственного состояния. Вот несколько наиболее впечатляющих находок.
Оказалось, что при курении марихуаны вхождение в ИСС определяется компетентностью: умением, определенным образом интерпретируя возникающие симптомы, достичь желанного состояния «кайфа». При первом приеме марихуаны ее физиологического действия самого по себе оказывается недостаточно, и человек, испытывая некоторые характерные, продолжает оставаться в обычном состоянии. Научение происходит в процессе общения с «опытными» курильщиками марихуаны.
Один из первых исследователей гипноза, решил проверить, может ли гипнотическое состояние возникать, когда слова гипнотизера записаны на фонографе, а затем воспроизведены для испытуемых? Эксперимент, как водится, был поставлен на студентах. Однако, произошёл сбой: по рассеянности учёный принес вместо необходимой запись каких-то песенок. Решив, что надо как–то развлечь своих испытуемых, пока он не принесет нужную, он, ничего не сказав им, отправился за ней. Когда он вернулся, один из учеников был в состоянии глубокого гипноза. Учитель сказал, что запись гипнотизирует, – ученик послушно впал в гипнотическое состояние.
Знаменитое, многим знакомое состояние «в чужом пиру похмелье». Находясь в весёлой компании человек, употребляющий исключительно безалкогольные напитки, проникается общим настроением, и в его поведении и самочувствии отмечаются признаки опьянения. Более того, на следующее утро он может испытать все прелести похмелья!
Итак, изменённые состояния сознания – это инструмент адаптации личности, которым надо уметь пользоваться. Даже такие простейшие «индукторы» ИСС, как средства релаксации в виде чтения книг, слушания музыки, посещения кино и театра, спортивных соревнований, да и простого отдыха за телесериалом требуют понимания и умения пользоваться ими. Любитель классического балета придёт в экстаз в Большом театре и заплатит за билеты огромную сумму. А дилетант просто заснёт во время спектакля. Человека, умеющего воспринимать художественную литературу, хороший роман оставит без сна, а не привыкший к чтению заснёт на первой главе.
Факты и закономерности, обнаруженные исследователями ИСС, многое меняют в представлении о счастье именно как особом состоянии. Можно предполагать, что это – исторически выработанный механизм, имеющий конкретные функции: от расслабления до мобилизации, от управления собственной деятельностью до социальной адаптации. Сами по себе переживания этого состояния могут быть одинаковы у разных народов и людей, однако способы их вызывания, цели и контексты могут существенно различаться. Самое же главное – что этим механизмом можно овладевать, и, по всей видимости, разные люди владеют им в разной степени. Отсюда возникает новое понятие: компетентность счастья.
Нам по роду профессии посчастливилось не раз сталкиваться с интересными людьми: учёными, врачами, спортивными тренерами, предпринимателями, общественными деятелями, военными, сыщиками, разведчиками-нелегалами. Ни у кого судьба не было лёгкой: большинству из них доставалось столько, сколько хватило бы на десяток биографий. Все они пережили и трудности, и трагедии. Никто из них не родился в рубашке: всего они достигли сами, своим трудом.
На основе этого опыта мы попытались создать обобщённый портрет счастливого человека. В нашей терминологии – обладающего компетентностью счастья. Не удивительно, что он во многом схож как с научными находками, так и с мыслями классиков. И поэзия нам поможет.
Особые свойства счастливых людей характеризуют три «измерения» человеческой личности:
Отношение к жизни в целом;
Отношение к своему делу, работе;
Отношения с окружающими людьми.
И все их объединяет одно слово: Любовь.
Я люблю тебя, жизнь,
Что само по себе и не ново!
Я люблю тебя, жизнь,
Я люблю тебя снова и снова!
Вот уж окна зажглись,
Я шагаю с работы устало.
Я люблю тебя, жизнь,
И хочу, чтобы лучше ты стала!
Константин Ваншенкин
Это песня стала, можно сказать, одним из наших национальных гимнов. В словах и заложена формула отношения к жизни счастливого человека.
Счастливые люди наслаждаются жизнью. Они не ищут её смысла, они просто живут. Жизнь для них – это увлекательное путешествие, где ты с чем-то сталкиваешься, что-то преодолеваешь, что-то присваиваешь, от чего-то отказываешься.
Жизнь счастливого человека полна событий. За этим привычным словом скрываются тонкие и сложные смыслы. Это совсем не то же самое, что «случай», «факт», «ситуация». Событие – это всегда некое изменение положения вещей, значимое для личности, поэтому эмоционально наполненное, остающееся в памяти, и зачастую создающее факт биографии человека.
Счастливые люди больше ценят впечатления, чем вещи. Наверное, отсюда и возникает событийность их жизни. Для них и приобретение вещей ценно, если они приносят впечатления. При этом они вовсе не склонны к пассивной созерцательности. Напротив, они – люди действия. Для них ценность действия и создаёт ценность переживания. Выход за грань комфорта – это про них, про счастливых. Любопытство приводит их к поиску нового, к изумлению, открытию, инсайту. Отсюда они получают колоссальную позитивную энергию.
Счастливых людей отличает особое отношение к своей биографии: её поворотам, сделанным выборам. Человек, совершивший выбор между несколькими вариантами, зачастую считает менее ценным то, что отверг. Для человека счастливого отвергнутое, не состоявшееся, остаётся в той же цене, которая для него изначально была ясна. Он не тяготится прошлым. Всё, что было в прошлом, остаётся для него важным.
Пусть голова моя седа
Зимы мне нечего пугаться
Не только грусть мои года
Мои года – моё богатство
Я часто время торопил
Привык во все дела впрягаться
Пускай я денег не скопил
Мои года – моё богатство
Шепчу спасибо я годам
И пью их горькое лекарство
И никому не отдам
Мои года – моё богатство
Роберт Рождественский
Говоря о работе счастливого человека правильнее сказать: Дело. Дело, которому ты служишь.
Где-то багульник на сопках цветет,
Кедры вонзаются в небо.
Кажется, будто давно меня ждет
Край, где ни разу я не был.
Знаю, что будут, наверно, не раз
Грозы, мороз и тревога.
Трудное счастье – находка для нас,
К подвигам нашим дорога.
Игорь Морозов
Работа для них не бывает просто средством заработка. Напротив, они могут жертвовать ради своего Дела и благополучием, и комфортом, и материальными благами. Это не значит, что они занимаются исключительно увлекательными, творческими профессиями. Наоборот, то, что другому покажется скучным, непонятным и банальным, они умеют превратить в настоящую романтику, наполненную особыми смыслами и событиями. Они не работают, а живут своим Делом. Любят его.
Поглощённость своим Делом делает человека счастливым в силу того отношения к жизни, о котором говорилось выше. Событийность, любопытство и эксперименты, впечатлительность, деятельность приводят к пониманию своего занятия не как к тасканию камней, а как к строительству храма.
Понятие счастья часто связывают со счастливой случайностью, удачей, везением. История полна рассказов о том, как великие открытия, например, пенициллин и рентгеновское излучение, были сделаны как бы случайно.
Однако, то, мимо чего иные проходят, не замечая, счастливый человек обращает в событие, создающее открытие, элемент счастья. Как отметил Марк Твен, «Один раз в жизни счастье стучит в дверь каждого, но часто этот каждый сидит в соседнем кабачке и не слышит стука». Везёт тем, кто везёт.
Дело далеко не только в умении счастливого человека поймать подходящий случай, оказаться в нужном месте в нужное время. Они по-особому относятся к трудностям, неизбежным для любого настоящего дела. Скорее всего, это описывает механизм преодоления трудностей, свойственный именно счастливым людям: оптимизм, готовность. Неудачи их не обезоруживают, напротив, вызывают особый азарт. Так даже интереснее! Новые впечатления, иначе скучно. Не было бы счастья, да несчастье помогло, – это как раз про них.
Ещё одно интересное качество счастливых людей: как правило, помимо основного Дела у них есть «второй план». Ещё какая-то вторая жизнь. Это – не фон, дополнительный к основному Делу: они и этим увлечены всерьёз. Они отовсюду, чем занимаются, черпают новую энергию, новые смыслы. У нас 2 мозговых полушария, 2 руки. Возможно, иные Дела создают для счастливого человека определённую симметрию.
Вспомним Константина Сергеевича Станиславского, сочетавшего театр со вполне успешной предпринимательской деятельностью. Не зря счастливых людей называют многогранными.
«Со-бытие» – это, как отмечает М.Хайдеггер, совместное бытие. Сосуществование людей. Хотите увидеть одновременно сотню счастливых людей? Сходите на бардовский концерт.
А всё кончается, кончается, кончается!
Едва качаются перрон и фонари,
Глаза прощаются, надолго изучаются
И так всё ясно, слов не говори…
А голова моя полна бессонницей,
Полна тревоги голова моя
И как расти не может дерево без солнца,
Так не могу я быть без вас, друзья!
Валерий Канер
Это ещё один гимн, – гимн тех молодых людей, которым сегодня за пятьдесят. Посмотрите как-нибудь концерт «Песни нашего века». Обычно этот гимн звучит в завершении, на сцену выходит сотня людей с гитарами, от седых до совсем юных… А зал встаёт.
Счастливый человек не бывает одинок. Он всегда окружён любимыми людьми, не только теми, кто рядом, но и теми, кого уж нет, и кто далече. Это вовсе не означает, что он – приятель всем и каждому. Отношения с окружающими могут быть сложными, бывают и ссоры, и конфликты. Счастливые люди зачастую разборчивы в выборе, и далеко не всех подпускают близко к себе, умеют держать дистанцию. Но с близкими они близки по-настоящему.
Счастливые люди – альтруисты. Их заботит судьба и проблемы других. Они любят бескорыстно что-то давать другим. Они получают удовольствия больше, даря подарки, чем их принимая. Их подарки всегда особые: это не просто знаки внимания, а послания личности к личности. Отражение отношений. Наверное, поэтому они любят дарить женщинам цветы, пусть и без всякого повода.
Чувства, не знакомые и поэтому не понятные счастливым людям, – зависть, ревность к чужому успеху, и тем более, к материальному благополучию. Эти люди вовсе не лишены азарта соревновательности, наоборот, это один из важных драйверов. Однако, успехи других их не огорчают, более того, могут радовать. Белая зависть: как здорово у тебя получилось! Это связано со свойством таких людей сравнивать себя не с другими, а с самими собой. При этом пережитый опыт как успехов, так и достижений не отвергается, остаётся для них ценным.
Счастливые люди обычно очень интересные собеседники. Они полны наблюдений, жизненных зарисовок, и не только потому, что многое пережили. Они умеют превратить факт, случай, в событие, историю: преподнести его с неожиданной стороны. А ещё они обычно любят и умеют слушать других.
Множество проблем нашего понимания устройства мира и человека в нём возникают из-за наивного линейного мышления, присущего не только обыденному сознанию, но и многим учёным, а уж менеджерам – так повсеместно.
Подходя к любому явлению, мы изначально подразумеваем, что оно – следствие какой-то причины, которую надо только раскрыть. Если мы имеем А, значит где-то есть Б, из-за которого возникает А. А история с курицей и яйцом – так, шутливый парадокс. На самом деле всё, конечно, гораздо сложнее. Но старик Гегель уж скоро как 300 лет назад описал диалектическую логику, и сотни философов её развивают и ею пользуются, а обыденное мышление к ней никак не привыкнет.
Если совсем просто, по Гегелю в сложных системах не бывает «от А возникает Б». У него триада: «тезис – антитезис – синтез». То есть, «А» + «НЕ А» = «Б».
Без такой логики понять социальные и психологические процессы вообще невозможно. На практике мы постоянно обнаруживаем ситуации, когда, казалось бы, разные сущности обуславливают, порождают друг друга, но упорно не замечаем их, или стараемся опустить на примитивную линейную схему. Отсюда и все непонятки со счастьем.
Представления двух, крупнейших на сегодняшний день, исследователей счастья не просто отличаются друг от друга, а входят в прямое противоречие. Тезис и антитезис! Счастье по М. Аргайлу – переживание благополучия. Счастье по М.Чиксентмихаи – развитие, совершенствование себя, преодоление, риск. Его надо завоевать, зачастую через преодоление трудностей. Счастье по М.Аргайлу берётся, не очень понятно, откуда.
Между тем, между этими двумя концепциями есть пересечения. Чиксентмихаи считает благополучие условием состояния потока: «Оно достигается в ситуациях, когда индивид может свободно направлять внимание на достижение своих целей, потому что ему не нужно бороться с внутренним беспорядком и защищаться от каких-либо угроз». А Аргайл приводит множество исследований профессиональной деятельности, спорта, хобби, где люди переживают именно то состояние, которое Чиксентмихаи описывает как поток.
Противоположности сходятся! Но для учёного, вооружённого диалектическим и системным мышлением, в диаде «благополучие и/или поток» явно не хватает третьего, объединяющего их звена, которое сняло бы противоречия и объяснило сходства. В самом деле, оба конструкта не отвечают на вопросы:
Почему и в каких условиях человек ощущает благополучие? Точно, как мы уже говорили, не из-за материального достатка. Благополучными могут чувствовать себя люди, живущие, по современным меркам в нищете, например, многие африканские, арабские, австралийские племена. А богатые, судя по всему, перманентно плачут в своих яхтах, замках и шикарных ресторанах.
Почему одни люди находят себя в состоянии потока, а другие – нет? И потоки у всех свои. М.Чиксентмихаи вводят понятия аутолетической (т.е., самодостаточной) личности и аутолетических (т.е. порождающих поток) занятий. Но всё равно, не понятно, откуда берётся эта самая аутолетичность.
В поисках третьего, явно ключевого, элемента нашей конструкции, обратимся к более глубоким и ёмким понятиям. Это – смыслы. Они описаны двумя выдающимися психологами ХХ века: основателем московской психологической школы, автором теории деятельности Алексеем Николаевичем Леонтьевым и австрийским психологом, психотерапевтом и философом Виктором Франклом. Оба, безусловно, опирались на диалектическую методологию.
Ни А.Н. Леонтьев, ни В. Франкл не анализировали счастье, как таковое, но ответы на наши вопросы мы находим в их работах6.
Ключевое понятие человеческой деятельности А.Н. Леонтьев характеризует так: «При всем своем своеобразии деятельность человеческого индивида представляет собой систему, включенную в систему отношений общества. Вне этих отношений человеческая деятельность вообще не существует.» И это вполне отвечает неоднократно отмеченному выше свойству счастья существовать между людьми и среди людей.
В теории деятельности есть две очень важные категории: значения и личностного смысла. Значения существуют в культуре, языке и общественном сознании, они отвязаны от конкретных людей, над-индивидуальны. А смысл – это значение лично для меня.
В саду цветёт роза. Это – объективный факт, и каждый, кто её увидит, знает, что это такое. Но для пяти людей, идущих мимо неё, она будет иметь пять разных смыслов.
Грамотный цветовод – селекционер сразу определит, что это за сорт, и оценит, в каком состоянии находится розовый куст: старый он или молодой, здоров, или болеет. Даже определит, где он выращен.
Вот идёт мама с дочкой. Девушка немедленно сделает селфи с розой и разошлёт подружкам в надежде на лайки. А мама вспомнит, как в Болгарии угощалась вареньем из роз. Торговец цветами прикинет, стоит ли закупать этот сорт, и почём продавать. А ребёнок – трёхлетка с плачем шарахнется от куста, потому что о такой же он только что укололся. И не исключено, что в результате импринтинга потом всю жизнь будет относиться к розам недоверчиво.
Абсолютна та же история со счастьем. Одни и те же факты, события, имеющие в обществе конкретные значения, будут нести для людей совершенно разные смыслы. В нашем примере для увлечённого цветовода роза будет частью его потока, аутолетической деятельности. Возможно, он тут же побежит искать такого же энтузиаста, который эту розу посадил, чтобы обсудить сорт и далее войти в увлекательную беседу, которая для окружающих будет абсолютно непонятна. Девушка ощутит кратковременный прилив счастья, получив массу лайков. Мама – удовольствие от приятных воспоминаний. Торговец особых эмоций, и тем более, счастья не испытает, а ребёнок – так даже наоборот. При этом значение понятия «роза» для всех этих персонажей будет константным, кроме ребёнка, который только постигает язык, культуру и систему значений.
Психолого-математическая шутка: «Кофе с пирожными приносят минимальное удовольствие максимальному количеству людей. Это позволяет предположить существование вещей, приносящих максимальное удовольствие минимальному количеству людей».
И наше исследование позволяет обнаружить такие вещи! Есть такие области науки, в которых разбирается всего десяток учёных во всём мире. И все они практически посвящают жизнь темам, которые не то, что смысла, а и значения для остального человечества не имеют.
Вы знаете, что такое прионы? Яндекс нашёл это слово не сразу, пытался подсунуть «пионы». Потом всё-таки нашёл, и из объяснения можно получить следующую ценную информацию: «Как правило, при переходе белка в прионное состояние его α-спирали превращаются в β-слои». Понятно?
Для неспециалистов (а их в мире гораздо больше, чем специалистов) всё это – полная белиберда. А ведь изучение прионов – целая отрасль молекулярной биологии! Те, кто ими занимаются, находятся в потоке, и испытывают настоящее счастье, общаясь с коллегами, узнавая об их находках и достижениях и презентуя свои. Смысл жизни, источник счастья.
Антрополог может испытать настоящий экстаз, откопав челюсть, которая, по его мнению, перевернёт все представления о происхождении человека. Энтомолог – открыв новый вид бабочек. Врач – спасший жизнь человеку.
Всё это – не экзотика, а обыкновенная история. Футбольных фанатов в мире на много порядков больше, чем учёных, и даже врачей. Но они испытывают такое же счастье при выигрыше любимой команды, а во время матча, безусловно, находятся в потоке. Извините за не совсем приличную шутку из бухгалтерского фольклора: «Успешная сдача годовой отчётности у Настоящего Бухгалтера вызывает оргазм». В каждой шутке есть доля шутки. Кто знаком с бухгалтерским делом – поймёт.
Итак, всё дело в смыслах. Именно они, с нашей точки зрения, замыкают гештальт, становясь третьим элементом структуры счастья, наряду с благополучием и потоком.
Но смыслы – это, наверное, самое сложное в нашей троице понятий, потому что они означают для человеческой личности больше, чем и благополучие, и поток, и к тому же развиваются с биографией человека.
Значения, из которых человек черпает смыслы, тоже не застыли в вечности. Они постоянно развиваются, меняются. Возьмём простое слово «хлеб». В принципе, за тысячелетия своего существования он как был, так и остался выпеченным изделием из муки. Но если сравнить его значение, например, для жителей блокадного Ленинграда и сегодняшних питерцев, мы увидим драматичное различие. Условие выживания, или вкусная булка?
Смыслы и значения, опять же, составляют диалектическое единство. Возникают новые сущности, или меняется отношение к старым. Вдруг оказывается, что то или иное понятие, воплощённое в значениях, для массы людей имеет совершенно новый смысл. Иногда противоположный прежнему. Конфликт поколений!
Вопрос о том, как человек обретает свою аутолетическую деятельность, что здесь первично, а что вторично, так же лишён смысла, как парадокс курицы и яйца. Как и эволюционный процесс, развитие личности протекает сложно и постепенно. Деятельность и личность могут изначально «не узнать» друг друга, точно так же, как молодой человек не сразу разглядит в однокласснице будущую жену и мать его детей.
Деятельности, которые могут стать для человека смыслообразующими и принести счастье, рождаются во взаимодействии людей. Взаимодействие означает «взаимное действие». Это так же относится к личности, деятельности, мотивам и смыслам, как и к самому счастью.
У нас был потрясающий случай в Ташкенте, в филиале МГУ. Поступает парень на факультет прикладной математики, сдает математику – сложнейший экзамен – нашей профессиональной комиссии с мехмата, и получает 10 баллов из 10. А он из какого-то села! Захотелось увидеть этого абитуриента. Он был вместе с матерью. Ключевой вопрос, адресованный его матери, не трудно предугадать: «Скажите, как вы смогли воспитать такого замечательного парня?» Она смутилась, такая сельская женщина, узбечка… И ответила: «Вы знаете, когда он начал говорить, он очень много задавал вопросов. И я не знаю почему, но я решила, что я должна на все вопросы отвечать. Я если не знаю ответы, иду к соседям, потом такие стали вопросы, что и соседи не могут ответить, и я записалась в библиотеку, принесла домой энциклопедии, чтобы ответить на все его вопросы. Так постепенно я помогала ему, а он – мне».
Это было удивительно, но похожие примеры взаимного развития родителей и детей можно обнаружить уже у высших млекопитающих. Американский зоопсихолог Теодор Шнейрла обнаружил у кошек эффект, который назвал реципрокной стимуляцией. Кошка-мама кормит в гнезде новорожденных, ещё слепых и беспомощных котят. Со временем те становятся сильнее и активнее, начинают расползаться. Тогда кошка уже не приходит в гнездо, и котята вынуждены искать её, гоняться за ней. Так кошка стимулирует развитие своих детей, а те меняют поведение мамы, предоставляя ей больше свободы.
Виктор Франкл – замечательный учёный и человек. Всю жизнь он посвятил в буквальном смысле поискам смысла. Он основал научную школу, и целое направление в психотерапии, – логотерапию, то есть, лечение смыслами. В сороковых годах прошлого века Франкл два с половиной года провёл в нацистском концлагере. Он не только выжил, но активно помогал, втайне от охранников СС, другим заключённым как психолог и психиатр. На этом опыте сверх- экстремальных условий во многом основана его концепция.
Вот один из примеров. Чтобы сделать жизнь заключённых невыносимой, эсэсовцы заставляли их делать тяжёлую и заведомо бессмысленную работу: таскать камни в одно место, а потом – обратно; копать, а потом закапывать ямы. Это действительно страшно тяжело эмоционально! Чтобы справиться, заключённые придали этим занятиям смысл: относились к ним как к упражнению для поддержания физической формы.
Франкл категорически отрицает примитивную бихевиористскую модель «потребность – удовлетворение – удовольствие», так же как и гедонистическую, по которой человек и живёт ради положительных эмоций. Не согласен он и с Абрахамом Маслоу, согласно которому высшие потребности, включая самореализацию, и заинтересованность в смыслах, возникают после того, как «низшие» потребности (пища, кров) удовлетворены. По Франклу, «стремление к смыслу представляет собой мотив sui generis, который несводим к другим потребностям и не выводим из них». Продолжим: так же, как и стремление к счастью.
Можно ли найти всеобщую «формулу счастья»? Франкл утверждает: «смысл жизни отличается от человека к человеку, со дня на день и от часа к часу. Поэтому речь идет не о смысле жизни вообще, а о конкретном смысле жизни данной личности в данный момент. Вопрос о смысле жизни вообще можно сравнить с вопросом к чемпиону мира по шахматам: "Скажите, учитель, какой ход самый лучший в мире?" В отрыве от конкретной игровой ситуации и личности противника, такой вещи, как лучший или даже просто хороший ход, не существует.» Все эти мысли относятся, безусловно, и к счастью.
«В служении делу или любви к другому человек осуществляет сам себя. Чем больше он отдает себя делу, чем больше он отдает себя своему партнеру, тем в большей степени он является человеком и … становится самим собой. Таким образом, он, по сути, может реализовать себя лишь в той мере, в какой он забывает про себя, не обращает на себя внимания».
Да, и счастье, как мы увидели на материалах и науки, и искусства, – в альтруистической самоотдаче.
И наконец, крайне важная для нас мысль В.Франкла, многое объясняющая в противоречивом феномене счастья: «удовольствие относится к таким состояниям, к которым нельзя идти напрямик – их можно достигать только «по ходу дела» или в качестве побочного переживания. Поэтому чем больше кто-то стремится к удовольствию, тем меньше он его достигает.» В качестве аналогии он приводит переправу через быструю реку на лодке. Если вы будете грести точно напротив стартовой точки, вас неизбежно снесёт вниз. Значит, надо направить лодку под углом, выше по течению, и вы попадёте, куда хотели.
Итого, возвращаемся к Козьме Пруткову: чтобы быть счастливым, надо быть им!