Эта история началась 2,5 года назад, когда Т.Ю.Базаров (далее Т.Ю.) предложил А.А.Крымову (далее А.А., а вместе – Соавторы) заняться темой Счастливой Компании. А. А. поначалу кобенился, поскольку за такие глобальные темы берутся только первокурсники. Но в итоге согласился, поскольку Т.Ю. уговаривать умеет не хуже, чем готовить шашлык, (к которому мы ещё вернёмся).
С тех пор чего только не происходило в мире: от ковидной истории до последующих известных событий. Кстати, из-за ковида наши штудии происходили в непривычных условиях: всё онлайн: за это время Соавторы лично не встречались ни разу. Но на результаты и качестве продукта, надеемся, это не повлияло.
Изначально задача казалась не такой сложной: Соавторы не первый день в практической психологии, и всяческого материала, от собственного опыта и наблюдений до эмпирической базы, и литературных источников, накоплено, казалось, достаточно. Однако, не тут-то было: с самого начала мы столкнулись с массой неожиданностей и парадоксов. Думали пройтись по ухоженному парку, а оказались в тёмном лесу, заваленным буреломом.
Блуждания в чащобе начались уже на первой содержательной встрече: неожиданно выяснилось, что никто из Соавторов не может толком определить по-научному, как положено, предмет и объект исследования: что такое Счастливая Компания? Хуже того: оказалось, что оба термина тоже не понятны: что такое Счастливая, и что такое Компания? Интуитивно ясно, а так – нет. Если этот интеллектуальный затык кажется не понятным, попробуйте объяснить (не на пальцах и в ощущениях, а более-менее строго):
Что такое Счастье? Оказалось, что эту тему наука старательно обходит, если не считать монографии Майкла Аргайла, с которой Соавторы во многом не согласны (о чём – ниже).
Что такое Компания? Кто-нибудь её видел? Если это 5 торгующих человек в одной комнате, то понятно. А если это 1 500 работников в 10 городах, которые, может, и не встречались? А если это 10 заводов, выпускающих всё на свете, от сосок до боеприпасов?
Следующий вопрос: а Кто счастлив? Интуитивно понятно, что счастье субъективно. Значит, должен нарисоваться Субъект, – понятие привычное и милое каждому выпускнику факультета Психологии МГУ. А у нас – компания, т.е. по определению много субъектов. Напрашивалось понятие коллективного субъекта, но тут выяснилось, что о нём наука ничего внятного тоже сказать не может.
Предположим, как-то разобрались. Тогда, поскольку мы занимаемся практической психологией, встаёт утилитарный вопрос: кому и зачем нужна Счастливая Компания? Вообще-то понятно, что счастье – это хорошо. Только как-то не видать предпринимателей, которые на деле (на словах-то многие) ставят себе цель кого-то осчастливить. Компания – это бизнес, его задача – производить прибыль, а не субъективные эмоциональные состояния.
Ладно, пусть это кому-то нужно. Но как этим управлять? Как создать Счастливую Компанию и поддерживать её в таком состоянии (ибо счастье, как известно, само не приходит и долго не держится)?
Тут Соавторы углубились в смежные, более-менее научные дисциплины: культурологию, историю, социологию и даже политологию. И оказалось, что насчёт субъектности счастья там нет проблем. Все они легко оперируют такими понятиями, как счастливый народ, счастливая нация, счастливое (религиозное или какое иное) сообщество… Счастливое племя. Это уже больше к искусству, посмотрите картины Гогена. Полное счастие! Враньё, конечно, дрались полинезийцы и между собой, и с соседями. Но смотрится красиво. Прям как декларации современных компаний и их этические кодексы. Пригласите Гогена в компанию по производству газировки! Он вам такое счастие нарисует, пальчики оближите. Есть такая вещь: Бренд работодателя.
Вспомнив Гогена, мы подняли глаза к небу и обнаружили, что есть множество соседей по предмету, которые давным-давно занимаются темой Счастья, и преуспели гораздо более, нежели наука. Это – Искусство во всех его проявлениях, от поэзии до кинематографа. И мы решили взять этот багаж на вооружение, наряду с научным знанием, теорией и экспериментами.
Вернёмся к теме субъектности. Тут Соавторам пришлось, поскольку ответов на выше заданные вопросы не находилось, предложить новое понятие: транс-субъектность (далее – ТС). Неожиданно оно оказалось настолько продуктивным, что вокруг него и закрутилось последующее творчество.
Транс-субъект: а где он обитает? И тут нам очень пригодилось творчество Михаила Михайловича Бахтина с его гениальным, но слегка подзабытым Хронотопом, сиречь Времяместом.
В итоге мы от истории со Счастливой Компанией несколько отошли, поскольку темы ТС и хронотопов и их бытия оказались настолько плодотворными, что предложили, как нам показалось, ответы на многие, кроме поставленных выше, вопросы. Включая утилитарные: что с этим делать и как этим управлять.
Все эти события, напомним, происходили в онлайне. Но не надо думать, что Соавторы всё это время сидели в интеллектуальной темнице тет-а-тет. Наоборот, всё, что нам приходило в голову, мы публиковали в разных формах, от бумажных изданий (за что отдельное спасибо журналу «Управление персоналом» и его бессменному шеф-редактору А.Н.Гончарову) до онлайн публикаций, конференций, семинаров, лекций. И получали отклики и отзывы причастных лиц: от студентов разных городов и стран, до членов профессиональных сообществ. На удивление, в основном положительные.
Апофеоз этих событий, когда мы с некоторым душевным трепетом вышли на Очень Серьёзную Аудиторию, состоялся в декабре 2021 года, когда наша концепция была доложена онлайн на очередном семинаре «Управление социо-техническими системами» при Институте философии РАН, которым руководит наш друг и коллега М.А.Иванов. Тут мы окончательно поняли, что спецоперацию «Счастливая Компания, ТС и хронотоп» надо продолжать и развивать. Вместо ожиданных нами старых тапок и гнилых помидоров (там собрались ребята очень даже в теме), мы получили полную поддержку. Одна из участниц прочитала пронзительные стихи на ту же тему, а один из маститых участников нас напутствовал: «Неудержимые! Держитесь! Ждём продолжения!» (очевидно, с намёком на известный голливудский сериал). Продолжением и является эта книга, за что спасибо всем участникам!
Скакать бы нам и дальше на горячих конях по душистым прериям, но тут Т.Ю., как научный руководитель многочисленных дипломников и диссертантов сказал: «Саныч, пора подводить итоги. Иначе это будет бесконечно». И назначил дедлайн: октябрь 2022 года, к юбилею кафедры социальной психологии родного Психфака.
Если вы думаете, что вся эта история протекала красиво и элегантно, – таки, нет. Совместное творчество – штука сложная, тем более, когда встречаются два психолога (значит – от 3 до 4 точек зрения, плюс разные темпераменты и стилистика). На протяжении указанного периода Соавторы как только не ругались. От прямых физических столкновений спасал только онлайн, но иногда неделями не разговаривали. Потом, правда, опять приходили к консенсусу, пока не поняли, что мы и есть тот самый, нами обнаруженный ТС.
Теперь – для читателей нашего опуса, чтобы понятно было, чего ждать.
Т.Ю., как Мастер шашлыков (кому интересно, он и мастер-классы проводит) требует от любой конструкции, от учебной программы до статьи, тем более книги, наличие Шампура. То есть, композиционно- сюжетной линии, на которую будет нанизано Мясо. В нашем случае так не получается, поскольку всё последующее – творческий экспромт. Объединённый тематикой и задачами, но без линейности в стиле: завязка – развитие – кульминация – завершение. Тем более, Неудержимые пока не готовы останавливаться.
Перетерев тему, мы отказались от Шампура в пользу Подсолнуха, который вы видите на обложке.
Во-первых, красивый, мощный, жизнерадостный цветок, который мы видим, как символ нашей практической психологии.
Во-вторых, не линейный, круглый, допускающий «прочтение» в любую сторону и в любом порядке (хотя мы рекомендуем изучать наш Подсолнушек по часовой стрелке).
В-третьих, у подсолнуха есть шикарные золотые лепестки, а также серединка с семечками. Лепестки можно рвать. А семечки – лузгать, или сделать из них масло.
Так вот, ребята, наш Подсолнух на Ваш суд. Очень надеемся, что кто-то нащиплет лепестков, а кто-то воспользуется семечками.
Искренне Ваши,
Т.Ю.Б.,
А.А.К.