Считается, что часть нашей психики вполне нами осознаваема – именно она сейчас читает эти строки. Это – верхушка айсберга. А его основная часть, скрытая под толщей воды – это Подсознание.
Зачем нам оно? Подсознание – это жёсткий диск. Это предустановленные программы. Прошивка. Автоматика. Всё, что было когда-то использовано и оказалось эффективным, уходит в автоматизм – в Подсознание. Это выученные реакции – и плохие, и хорошие.
Подсознание – удобная штука. Нам не приходится контролировать огромное количество действий, задач, операций – это делает оно. Тогда зачем же нам лезть в Подсознание?
Дело в том, что там могут храниться не самые лучшие, не самые экологичные стратегии поведения. Например, агрессия для достижения цели. Или привычка к алкоголю для снятия стресса. Казалось бы, странно. Зачем Подсознанию так делать, зачем сохранять вредное? И нельзя ли каким-то волшебным образом удалить с этого жёсткого диска все негативные автоматизмы?
Нельзя. Потому что с точки зрения Подсознания они негативными не являются. И в этом ключевое отличие некоей логики Сознания и Подсознания:
– Сознание – выбирает пути комфортные, без вреда для себя
– Подсознание – выбирает пути эффективные, не стоит за ценой
О чём это? Например, ребёнок, ударив другого лопаткой в песочнице, завладел его машинкой. Агрессия (условно негативная черта) принесла результат. Он делает это второй раз. Эффект тот же. Реакция закрепляется, выучивается. Становится стратегией. На выходе имеем человека, который будет активно пользоваться этим способом – через агрессию, насилие, давление, запугивание он будет получать своё. Он, возможно, потом начнёт от этого даже страдать, видя, как это вредит ему, отталкивает от него людей. Но эффективность этой стратегии будет настолько подкреплена успешным опытом, что отказаться от неё будет крайне сложно. Он может пытаться контролировать себя, не давая себе агрессировать… Но затем будет срываться. Почему? Потому что другой стратегии нет.
Именно поэтому плохо работают самовнушения и самоуговаривания. Попытки контролировать себя и убеждать, что так делать не надо, и т.д. Нужно заходить глубже, за пределы Сознания – в Подсознание. И создавать новую стратегию. Этим мы и будем заниматься – потому что наше Сознание замечает то, что хочет изменить в своей жизни.
Подсознание старается нас оберегать – потому и сохраняет все способы действий, которые привели к желаемому успеху. Некритично сохраняет, не анализируя и не разбираясь, был ли ещё вариант. Так оно обучается. Это эволюционно-значимый процесс, очень важный для выживания.
Сознание работает на бетта-волне мозга. Подсознание – на тета-волне. Кстати, когда мы спим и видим сны, мы находимся на тета-волне. Помните Менделеева со своей Периодической системой элементов, которая пришла ему во сне? А Эриксона, который и вовсе поступал интересно. Когда он утыкался в тупик в своих учёных изысканиях, он садился в кресло, брал в руки два металлических подшипника и закрывал глаза. И уходил в дрёму, размышляя при этом о своей проблеме. В момент, когда дрёма переходила в сон, его пальцы, разумеется, расслаблялись, тяжёлые металлические шарики выпадали из рук и грохотом будили учёного. Он просыпался и тут же начинал записывать на заранее приготовленный лист всё то, что в этот момент было в его голове. Всё то, что он вытащил в сознание из подсознания. Потому что там не только плохое, там много гениального. И доступ туда осуществляется на тета-частоте.
Мы научимся туда выходить, удерживая сознание. Без подшипников.
Кстати, именно на тета-волне – волне Подсознания – происходит обучение. Обучение, что любопытно, с точки зрения физиологии – это процесс формирования новых нейронных связей. То есть и наши поведенческие сценарии, и решение уравнений – это всё просто нейронные связи.
А теперь давайте подумаем. Когда мы спим (тета-волна), мы ведь спокойны? Спокойны. А если мы эмоционально-взвинчены – мы можем спать? Нет, потому что это высокие стрессовые бета-гамма волны. Так вот, любопытный факт – чтобы обучение шло успешно, человеку должно быть хорошо. Под крик, под дулом автомата и в слезах учёба идёт плохо – думаю, вы это замечали на своём опыте. Мозг детей до 5-6 лет в основном работает на тета-волне. Именно за этот период времени малыш совершает гигантский рывок в своём развитии – овладевает телом, языком, речью, мышлением. В это время закладывается база.
Но нам с вами уже не 5 и даже не 6 лет. Что будем делать? Будем учиться выходить из тревожной взвинченности, переключать мозг на другую частоту. Нет, не через увещевания «я спокойна, я спокойна…». Иначе. Будем учиться управлять мозгом, включая нужную волну, как будто подстраивая приёмник.
И это не сложно, не волнуйтесь.
Мы изучим знания и методы, как программы Подсознания корректировать. В этом процессе много тонкостей и важных нюансов.
Их и будем осваивать.