Никчемный и подлый человек склонен завидовать достойным людям из-за их достоинств. И мысли, и дела его часто обращены на то, чтобы очернить их, испортить их репутацию, поэтому так скоро настигают достойных людей стрелы их зависти!
Имам аш-Шафи‘и тоже, будучи испытанным такими людьми, считал, что человеку достойному стоит быть выше этого, ему нельзя опускаться до уровня подлецов.
Это правильно, и никакого позора в этом нет, наоборот позорно отвечать бранью на брань, по мнению имама, нужно ставить себя выше всей этой ругани.
Это поведение продиктовано уважением имама к самому себе, ибо он знает себе цену, а если бы не знал, то, возможно, и стал бы ругаться с каждым подлецом, чтобы ответить на его бранные слова вдвойне.
И думаю, вы спросите меня: «А кто же конкретно этот подлец?»
А я отвечу: «Всякий кто ведёт себя низко и мерзко!».
Но вы снова спросите меня: «А что сказал аш-Шафи‘и о том, как выстраивать отношения с подлыми людьми?»
А аш-Шафи‘и отвечает на это так:
Когда подлец меня бранит –
Я поднимаюсь выше!
Мое терпенье будто щит,
Что ветер не колышет!
Порок лишь в споре с подлецом!
Как уважать себя потом?!
Моей души цена не в том,
Чтоб в споре победить с глупцом!
Не ради блага своего
Стремлюсь постичь науку!
Ведь для меня важней всего
Полезным быть для друга!
Голодный друг – немой укор,
Коль сытый ты – тебе позор.
Думаю, что вы заметите смысл этого ценного совета. Аш-Шафи‘и не был эгоистичным, а отдавал предпочтение другим, поэтому он старается словом и делом помочь другу, укоряя сытого, который проводит ночь уютно, в то время как его друг или сосед голодают.