В этом мире испытаниям подверглись даже праведники, на которых Аллах посылал беды: страх, голод, потерю имущества, людей и плодов. Но сказал при этом: «И обрадуй же терпеливых».42
Как же парадоксален этот мир: даже пророки в нем порой голодали, и это было для них почетом, и даже животные наполняют в нем свои животы, кушая досыта!
Львы, цари зверей, умирают изголодавшимися, между тем, как псы, поедают большие куски баранины!
Удивительно то, что мы можем найти достойного человека спящим на полу, в то время как рабы по своей сути и жизненному назначению – порой ложатся на шелк. Аллах имеет свое видение на жизнь и дела своих творений, поэтому имам аш-Шафи‘и, обращая свой мыслящий и верующий взгляд на всё происходящее, говорит:
Бывает, что и львы от голода вопят,
Бывает, что и псы баранину едят.
Бывает, что на шелк ложится жалкий раб,
А честный на земле заснёт убог и слаб.
Когда жизнь человека близится к концу, а голова покрывается сединой
1. Седина на макушке сияет луной.
И разверзлась безвременья ночь надо мной.
2. А душа, как комета, дарящая свет,
Пронеслась через тьму моих прожитых лет.
3. Седина, будто совушка свила гнездо.
Не просил ее этого делать никто.
4. Черный ворон волос смоляных улетел,
А я даже заметить того не успел.
5. И разруха везде утвердилась во мне,
Всё в руинах, как будто бы в тягостном сне.
6. Нужно новые дни этой жизни встречать,
Седину не черня, о былом тосковать.
7. Слава жизни людской до тех пор лишь жива,
Если боль-седина не вступила в права.
8. А коль молодость будто победа ушла,
Остальные без смысла на свете дела.
9. Когда кожа желтеет, седеет глава –
Дни мутнеют и сохнут, как в поле трава.
10. Так оставь же плохие деянья совсем,
Не гневи ты Всевышнего больше ничем.
11. Свои страсти былые умерь, позабудь
И познай этой жизни великую суть.
12. Дай закят своему положенью подстать,
Чтоб не боязно было тебе умирать.
13. Совершай же благое и всем помогай,
И тогда обретешь на пути этом Рай.
14. Не ходи по земле, будто ты великан,
Путь от люльки к могиле короткий нам дан.
15. Я испил этот мир будто чашу до дна,
В нем и горечь, и радость познал я сполна.
16. Он похож на мираж, что в пустынной глуши,
В нем так доброго мало и досыта лжи.
17. Он порою похож на безжизненный труп,
И вгрызается в мертвую плоть саблезуб.
18. Отстранившись от мира, спасешься от бед.
Удались от мирского – тебе мой совет.
19. Благо тем, кто в свой дом, как хозяин вошел,
Запер дверь и в спокойствии счастье обрел.
Краткий обзор текста с пояснениями:
1, 2. Когда голова убелена сединой, седые пряди волос белеют на макушке, гаснет огонь энтузиазма и целеустремленности. Когда седина пришла на смену былому цвету волос, то сами ночи будто бы становятся темнее, а зрение ослабевает.
3, 4. С тех пор, как темный цвет моих волос остался в прошлом, а на его месте теперь белоснежная седина, то я почувствовал, будто ворон слетел с моей головы, чтобы гнездо на ней свила белая сова.
5. И это случилось только из-за того, что она увидела во мне разрушение, и посетила меня, и в этом нет ничего удивительного, ведь она всегда вьет гнездо на руинах.
6. Когда человек видит первых вестников седины, ее первые зачатки на голове с обеих сторон, он уже не может наслаждаться жизнью так, как раньше, и даже краска для волос уже не поможет.
7, 8. Жизнь человека после появления седины уже не будет прежней, остается только вспоминать о былой славе, человек будто бы теряет себя самого после того как проходит молодость, полноценной жизнью человек живет до прихода седины, и этот золотой период человек должен посвятить тому, что принесет ему пользу.
9. Когда цвет кожи человека меняется, голова седеет, самая прекрасная часть его жизни проходит и остаётся тот период, который человек невольно проживает с грустью, уже не находя ни в чём наслаждения и радости. Таков он жизненный путь!
10. Человек обязан еще до наступления поры седины оставить плохие деяния, и все, что позорно. Тому, кто боится Аллаха запретно совершать подобные деяния.
11, 12. Человек обязан, вкусив плоды молодости, выплачивать закят, будучи благодарным Аллаху за его блага. Молодость – это благо, почетные звания и достойное положение в обществе – благо, имущество – благо, а каждое благо требует выплаты закята. И подобно тому, как за имущество полагается платить закят, когда его количество доходит до определённого уровня, так же и за дарованные блага молодых лет и приобретенных знаний нужно воздавать закятом.
13. Лучшее, что могут приобрести на свете люди, это благодарность достойных людей, которым они делали добро, проявляя к ним милосердие и заботу, как сказал один поэт аль-Бусти43:
Неси благое людям и тогда
Поработишь сердца их навсегда!
Пленяет человека доброта,
Будь рядом с другом, если с ним беда!
14. Разумный человек обязан брать уроки у жизни, оставив навсегда высокомерие и гордыню, как сказал один поэт:
Ходи по земле только полным смиренья,
Забудь про гордыни своей ухищренья.
Ведь завтра человек – будь он горделив или же прост – всё равно окажется под землёй и станет ее частью, и тут в назидание звучат слова Абуль-Аля44:
Тише шагай по земле, ибо этот покров
Вымощен будто телами из прошлых миров.
15, 16. Тот, кто вкусит из колодца мирской жизни горечь и радость, счастье и несчастье, поймет, что жизнь действительно – только ложь и обман, будто мираж в пустыне – кажущийся мир привидевшийся томимому жаждой путнику, где стремясь к вожделенному в итоге не находишь ничего.
17. Убивающие друг друга из-за мирских благ – это псы, которые дерутся вокруг разлагающейся мертвечины, и всё, чего они желают, это урвать себе еще один кусок.
18, 19. Тот, кто ищет спасения для себя, тот будет остерегаться мирского, а если он станет драться, как и другие, за жизненные блага, то и голодные псы вступят с ним в битву. Правильное решение в таком случае: оставаться в своём доме, закрыть свои двери и опустить шторы, быть может, так и спасется человек от ненасытных псов, и это самый удачный выбор для него.
Имам аш-Шафи‘и не желает мусульманам, чтобы они дрались друг с другом из-за мирского, как псы, он призывает их оставлять всё мерзкое и украшать себя достойными качествами: скромностью, щедростью по отношению к хорошим людям, чтобы все были счастливы в этой жизни, под сенью законов Аллаха.
Пусть только никто не подумает, что стихи эти несут в себе призыв к изолированности или пассивности, самоустранению от жизни, это всего лишь одна из мыслей имама о пути человека и один его урок.