Глава 4. Негативные программы, заложенные в детстве

Рожденные проигрывать

На свои карточные выигрыши я мог бы купить кепку яхтсмена. На свои карточные проигрыши я мог бы купить корабль.

Тристан Бернар

Есть категория людей, у которых зависимость от неудач проявляется буквально на биологическом уровне. Они собственноручно превращают свои жизни и жизни близких в ад. Им бывает совестно, они сильно страдают от этого, но их поведение и результат не меняются.

Люди – существа очень практичные, если модель поведения не приносит выгоды, то человек не будет этого делать. Если же человек постоянно получает один и тот же результат, то он имеет от этого скрытую подсознательную выгоду.

Зависимость может возникать не только от наркотиков, но и от неудач. Мы можем наблюдать эту зависимость у игроманов, которые с помощью азартной игры разрушают свою жизнь. Во время игры у них захватывает дух, но только от проигрыша. Сам того не осознавая, игроман играет ради проигрыша. Игра ведется исключительно ради него, и чем проигрыш внушительнее, тем больше игроман ощущает себя живым. Это происходит за счет адреналинового всплеска.

Адреналиновые всплески в моменты неудач через регулярность постепенно превращаются в химическую потребность, сопровождающуюся постоянными колебаниями нейрогормонального фона. Человек привыкает к этим колебаниям и начинает к ним бессознательно стремиться, создавая ситуации, в которых происходит резкое изменение эмоционального состояния. Эмоции существенно влияют на биохимическое состояние человека. Так формируется зависимость от проигрыша.

Зависимый подвержен внутренним импульсам, которые вынуждают, чтобы созданная потребность в эмоциональном всплеске была удовлетворена. Подобный всплеск можно ощущать не только от проигрыша за азартной игрой, но также за провалом крупных проектов и ответственных дел. Зависимость от проигрыша всегда ведет к одному и тому же результату, исключая все другие варианты. Она делает человека хроническим неудачником и не оставляет шанса на самореализацию. Сам того не понимая, хронический неудачник стремится к провалу, так как провал ему приятнее и ближе. Доведение дел до конца, достижение результата и успех не являются частью его жизненного сценария.

Жизненный сценарий

Сценарий – это то, что человек в раннем детстве запланировал сделать, а жизненный путь – это то, что происходит на самом деле.

Эрик Берн

Мы все рождаемся равными, но не все в равных условиях. Судьба человека во многом зависит от того, каким у него было детство, какие у него были родители и отношения внутри семьи. Среда формирует первоначальный жизненный сценарий.

Сценарий состоит из внутренних установок. Именно установки являются краеугольным камнем, формирующим реальность человека. Негативные установки чаще всего появляются в результате критических обстоятельств. Например, ребенка в пять лет укусила собака, и с этого момента его внутренний диалог может прийти к убеждению, что все собаки без исключения злые. Если он не пересмотрит в течение жизни свое убеждение, то когда ему исполнится 50 лет, он точно так же будет смотреть на мир через призму своего убеждения и продолжать бояться собак.

Каждый переломный момент в жизни человека и его внутренний ответ на ситуацию создают свой отпечаток, формируя личность и убеждения человека. Часто эти убеждения не соответствуют действительности и ограничивают личность. К тому же многие люди наследуют жизненные позиции и убеждения своих родителей.

Из-за приобретенных негативных убеждений критикующий голос в голове подрывает самооценку и определяет те результаты, которые человек получает. То есть в детстве произошло событие, ребенок сделал выводы, человек взрослеет, но в важных областях, которые были затронуты критическим моментом, продолжает руководствоваться выводами, которые были сделаны ребенком.

По мере взросления детские выводы никуда не исчезают, а только все больше укрепляются в психике, находя подтверждение в жизни. Таким образом, прошлое определяет настоящее и влияет на будущее.

Сама идея, что жизнь может проходить в рамках какого-либо сценария, может вызывать протест: «Ну какой сценарий?! Я же этого не хочу для себя. Я же не думаю об этом, но это само происходит». На самом деле вы думаете, просто не замечаете этих мыслей. Более того, вы бессознательно создаете ситуации, чтобы потвердить эти мысли.

У некоторых людей получается самостоятельно переписать сценарий, но большинство застревает в нем на всю жизнь. Негативный сценарий наиболее легко удается изменить до 35 лет. После 35-летнего возраста у человека становится более стереотипное мышление. К этому времени установки успевают зачерстветь и их становится довольно трудно изменить. Но есть исключения, как правило, это люди, сохранившие интеллектуальную пластичность. Им удается поменять установки и в более пожилом возрасте.

Если вы застряли в негативном сценарии, то на данном этапе самореализация не является вашей основной задачей. Также самореализация практически невозможна для невротика, поскольку невротик неспособен ответить на вопрос «Кто я?». Потеря себя заставляет его играть одну из ролей своего сценария. К тому же, для того чтобы потрудиться на полную мощность, необходимо сбросить со своего подлинного «я» все негативные убеждения. В книге «Любовная зависимость: как выйти из нездоровых отношений» очень подробно описано, как самостоятельно изменить свой сценарий и установки, приобретенные в детские годы.

Последствия воспитания

Это случается, говорят слабые родители о проступках своих детей. Нет, это не случается – это развивается.

Мария Эбнер Эшенбах

В детстве каждый ребенок способен к творчеству, к полету фантазии. Дети любознательны и не боятся ошибок. Но в результате старательной работы, называемой «воспитанием», все это для большинства людей остается в прошлом.

В 1939 году во имя науки был проведен достаточно жесткий эксперимент, который в дальнейшем получил название «Чудовищный эксперимент». В Университете Айовы отобрали 22 детей-сирот из детского дома. Их разделили на 2 группы. Одну группу поощряли за чтение и хвалили их речь. Вторую группу критиковали и высмеивали. Экспериментаторы намеренно развивали дефекты в речи. В итоге они добились своего и развили у второй группы сильную неуверенность в речи, которая проявлялась через заикание. В дальнейшем не все дети смогли избавиться от приобретенных дефектов. Но даже те, у кого заикание полностью прошло во взрослой жизни, не любили общаться и всячески старались избегать общения. Это наглядно демонстрирует, насколько ребенок уязвим к словам тех, кто его окружает.

Воспитание в значительной степени влияет на способность достигать намеченного. Чего стоят ребенку слова любящего родителя: «Вот Сережа-то умный, а ты нет», «Уйди отсюда, у тебя ничего не получится», «Ты опять все испортил». Эти слова становятся голосом в голове человека. Он может всю жизнь прожить с этими установками в своем сознании, воспринимая реальность через них. Они будут саботировать продвижение к самореализации. Искаженное мнение о себе искажает восприятие информации, а это ведет к неверным решениям и ошибкам.

Как слова родителей находят отголосок уже во взрослой жизни ребенка, можно проследить из следующих примеров: в детстве одному из моих клиентов мама постоянно повторяла: «Ну ты и дебил». Когда он повзрослел, голос в голове повторял эту фразу. Она причиняла ему сильную боль, точно такую же, как в детстве, когда он в первый раз услышал ее от мамы, и он боролся с ней, но его борьба давала обратный эффект. Ведь целью борьбы было скрыть свою слабость от окружающих. Когда он попадал в ситуации, где чего-то не знал, то не мог признать этого и ввязывался в постоянные споры. Скрытым мотивом спора было желание доказать всем, что он не дебил. Сталкиваясь с информацией, которой он не знал, он всех уверял, что знал. Это выставляло его не в самом лучшем свете, но он не мог остановиться и, когда спор был уже проигран, продолжал настаивать на очевидно неправильной версии. Окружающие начинали неловко переглядываться, мысленно вопрошая друг друга: «А что это, собственно, за дебил?». Подобные ситуации еще больше укрепляли его искаженное восприятие себя как дебила.

Другого моего клиента родители постоянно называли «неряхой». Спустя 30 лет он продолжал верить в то, что его родители были правы, ведь весь его опыт подтверждал, что это правда. Каждый раз, когда он оказывался в ситуации, где мог что-то испортить, его самопровозглашенное пророчество давало о себе знать с помощью внутреннего диалога: «Что ты делаешь?! Ты же неряха! Сейчас опять все испортишь». В эти моменты он испытывал колоссальное напряжение, стараясь ничего не испортить. Его энергия, которая должна была направляться на выполнении дела, вместо этого направлялась на борьбу с самим собой. Из-за неспособности одновременно фокусироваться на внутреннем споре и на выполнении текущей задачи он допускал ошибку, тем самым подкрепляя ярлык родителей: «Я неряха».

Среди людей, чьи родители критиковали их в детстве за ошибки, очень распространены установки: «Я неудачник», «Я всегда проигрываю», «Мне не везет», «Я все порчу», «У меня ничего не получается», «Я ни на что не способен». Имея такие внутренние установки, что бы человек ни предпринимал, как бы он ни старался, какие бы возможности перед ним ни открывались, он не сможет реализоваться до тех пор, пока не изменит их.

Навешанные в детстве родителями такие ярлыки, как «Ленивый», «Неудачница», «Шлюха», «Тупой», «Некрасивая», «Плохой», могут не покидать человека всю жизнь, определяя ее качество. Когда вы меняете свои установки, то перевоспитываете себя с помощью внутренней перенастройки на нужное вам поведение и начинаете получать совсем другие результаты.

У Джеймса Аггри есть хорошая притча на тему воспитания: «Однажды, гуляя по лесу, один человек нашел орленка. Он взял его домой и оставил жить в сарае, приучив есть корм для цыплят и вести себя так же, как они.

В один из дней к хозяину пришел натуралист, который хотел узнать, как орел, царь птиц, может жить в сарае вместе с цыплятами. «Я кормил его тем же, чем и цыплят, и приучил его быть цыпленком, он никогда не научится летать, – объяснил хозяин. – Он перестал быть орлом и ведет себя как настоящий цыпленок». «Тем не менее, – настаивал натуралист, – у него сердце орла, и он может научиться летать». Осторожно взяв орленка на руки, он сказал: «Ты создан для неба, а не для земли. Расправь свои крылья и лети».

Орленок, однако, был смущен; он не знал, кто он, и, посмотрев на цыплят, клюющих свой корм, спрыгнул вниз, чтобы снова присоединиться к ним. На следующий день натуралист взял орла на руки и поднялся с ним на крышу дома. «Ты орел, – снова убеждал он его. – Расправь крылья и лети». Но орленок был напуган своим неизвестным Я и новым миром, простиравшимся перед ним, поэтому он снова спрыгнул вниз и отправился к цыплятам.

На третий день рано утром натуралист принес орла на высокую гору. Он встал лицом к солнцу, поднял царя птиц высоко над собой и, подбадривая его, сказал: «Ты орел. Ты создан для неба. Расправь свои крылья и лети».

Орел посмотрел вокруг. До сих пор он никогда не летал. И вдруг случилось то, чего так долго ждал от него натуралист: орел стал медленно расправлять крылья, и, издав торжествующий крик, он наконец воспарил под облака и улетел. Возможно, орел до сих пор с грустью вспоминает цыплят и даже иногда навещает свой сарай. Но каждому ясно, что он никогда не вернется к прежней жизни. Он был орлом, хотя его содержали и воспитывали как цыпленка».

Загрузка...