Глава 3. Избегание реальности

Переоценка

Если лошадь сдохла – слезь.

Росита Перес

Мы воспитаны с убеждением, что доводить свои дела до финального конца – это добродетель. Но есть ситуации, когда не переступать через себя является более важным, чем довести дело до конца. Если вы осознали и отчетливо видите, что идете не к том, чего хотите, что цель навязана вам, а то, что вы делаете, не работает и никак не приближает вас к тому, чего вы действительно желаете, тогда имейте смелость отказаться от этого. Это могут быть отношения, планы, работа, увлечения и т. д.

Ведь вы уже потеряли время на то, что вам не нужно и не интересно, продолжать терять его дальше будет расточительством. Доктор психологических наук и профессор факультета психологии Университета Торонто Андре Кукла относит данное явление к одной из ментальных психологических ловушек, которая крадет жизнь. У вас всего одна жизнь, и вы имеете право прожить ее так, как считаете нужным, быть тем человеком, каким хотите, и никто не вправе уверять вас в обратном. Если вы испытываете напряжение, то уместно проанализировать себя, не сбились ли вы с курса и имеет ли смысл продолжать делать то, что вы делаете.

Приведу пример того, как именно это работает. Одно время я увлекался айкидо. К тренировкам подходил ответственно. За пять лет всего несколько раз пропустил занятия. Мне оставалась 2 года до черного пояса. Но в один день я просто не захотел идти туда. Я проанализировал, почему мне не хочется идти, и пришел к ответу, что когда я туда записался, то был убежден, что лет за 5 можно добиться мастерства, но в действительности 5 лет прошло, и это оказалось совсем не так, как я представлял себе. Дальше я спросил себя, изменится ли ситуация с появлением черного пояса и стоит ли он того, чтобы в течение 2-х лет переступать через себя? Ответом было решительное «нет», так как я видел на живых примерах в зале, что абсолютное большинство черных поясов, за исключением трех человек, будут беспомощны перед группой пьяных подростков. Но эти трое сами по себе были очень крепкими ребятами, тренировались где-то еще и айкидо занимались 15 лет, потому как любили японскую культуру, мечи, самураев, поклоны, чаи и т. д. Я не настолько ценю все эти азиатские вещи и потратить еще 10 лет был не готов, поэтому со спокойной совестью сменил вид спорта. Таким образом, проблема с мотивацией была решена в течение 10 минут размышлений. Если бы я остался, то через 2 года с получением пояса все равно бы ушел, но на протяжении этих двух лет мне приходилось бы принуждать себя, и я был бы менее удовлетворен процессом тренировок. Когда подобного анализа не происходит, то это приводит к печальным последствиям.

Семейная пара с годами изжила свои отношения. Один из партнеров поменялся, и им стало не по пути, но вместо того чтобы отпустить друг друга, они пытались спасти брак. Инициатива по сохранению семьи шла от мужа. Он был шибко набожным, и развод не вписывался в его концепцию. Он считал, что рушить семью не по-христиански. Несколько раз он срывал поход в ЗАГС, чтобы подать заявление о разводе. Разрыв затягивался, напряжение только нарастало, и в итоге его жена умерла от рака. Вы можете возразить, что если бы они разошлись, она все равно бы умерла. Да, возможно, но я знаю очень много случаев, когда злоба и стресс, которую она длительное время испытывала в браке, сжигали человека изнутри. Более чем половина болезней – психосоматика.

Другой показательный пример психосоматики мы можем наблюдать в жизни известной британской виолончелистки Жаклин Мари Дю Пре. С детства она практиковалась за игрой на виолончели. С годами стала настоящим профессионалом, достигла мастерства и получила признание. Играла с лучшими оркестрами США и Европы. Поклонники считали ее талант виртуозным и выдающимся. На пике успеха ее интерес к инструменту пропал. Она хотела перестать заниматься игрой на виолончели, но близкие отговорили ее, апеллируя к тому, что она достигла значительных успехов и отказаться от этого значит пустить все насмарку. Жаклин прислушалась к их мнению. После этого в начале концерта, когда подошла к виолончели, то не смогла до нее дотронуться. В этот самый момент ее руки парализовало. Ее бессознательное нашло выход, чтобы не играть. Если человек длительное время предает себя, то бессознательное обязательно напомнит ему об этом через тело.

Не становитесь рабом своей цели. Помните: дело для человека, а не человек для дела. Если вам не нравится то, куда вы движетесь, то в ваших силах разжаловать капитана, управляющего кораблем вашей жизни, занять его место и задать нужный курс. Но для этого вам придется преодолеть отрицание, интеллектуальную косность, жалость к себе и эскапизм.

Отрицание

Люди не могут утешиться, когда их обманут враги или изменят их друзья; но когда они обманывают сами себя, они бывают порой довольны.

Франсуа де Ларошфуко

Большинство людей не понимают, от чего им нужно отказаться и что поменять в жизни, из-за того, что они не видят, что не так. Увидеть реальность им мешает отрицание. Отрицание выполняет защитную функцию эго.

Когда человек лицом к лицу сталкивается с тем, что ему не нравится в своей жизни, то испытывает тревогу. При несостыковке того, как человек хочет видеть свою жизнь, и тем, как она выглядит на самом деле, возникает фрустрация. Чем больше эта несостыковка, тем сильнее будет ощущаться тревога. Напряжение от тревоги может быть настолько интенсивным, что могут развиться различные невротические расстройства. Отрицание помогает человеку избегать фрустрации. Логика здесь такая: если проблемы не замечаются, значит, их не существует.

Легче не отдавать себе полного отчета о положении собственных дел, потому как правда бывает очень болезненной. Поэтому, сталкиваясь с проблемой, с которой человек внутренне не готов справиться, его бессознательное избегает ее с помощью перцептивной защиты.

Перцептивная защита включается, когда страдания перерастают определенный порог и память блокирует события, связанные с этим страданием. По этой причине многие люди могут стереть из своей памяти случаи, когда были изнасилованы или когда родители подвергали их жестким наказаниям. С одной стороны, перцептивная защита действует как благо, оберегая человека, чтобы он не сошел с ума. С другой стороны, отрицание служит нам во вред, лишая возможности извлечь из опыта ценный урок.

Ради эмоционального покоя мы часто закрываем глаза на те области своей жизни, где должны закатать рукава и хорошо потрудиться. Длительное игнорирование проблемы приводит к катастрофе. Чем дольше решение оттягивается, тем плачевнее результат.

Мы не можем решить проблему, пока не увидим ее. Только признав ее, мы можем действовать. С признанием проблемы она перемещается из бессознательного в сознательное и становится частью нашей реальности. Признание требует абсолютной честности с самим собой. Без нее нет развития. Следовательно, это может значительно затруднить процесс самореализации.

Представьте, к примеру, алкоголика, который день ото дня отрицает свою зависимость. Или ужасную мать, ломающую жизнь своему ребенку. Из-за отрицания они не видят, что совершают ошибки. Даже если вы им укажете на них, то останетесь не услышанными и наживете себе пару врагов. Со стороны может показаться, что они слепы и не видят очевидных вещей.

Честность с собой требует мужества и ответственности. Ведь после того как человек признает проблему, ему с ней нужно будет что-то делать. Без этого человек будет запрограммирован на жизнь, полную тихого отчаяния. С признанием проблемы можно считать, что она решена на 50 %, потому что человек ее увидел. Только с признанием возможно, что алкоголик скажет: «У меня есть проблема – я зависим». А плохая мать признает: «Я совершенно не знаю, что мне делать и как воспитывать ребенка». Только с признанием он сможет стать трезвенником, а она – образцовой матерью. Признание дает им возможность все исправить. Но для этого нужно заглянуть неприятной правде в глаза.

Интеллектуальная косность

Глупцов благоразумию научают несчастья.

Демокрит

Отрицание притупляет восприятие, что в результате приводит к интеллектуальной косности, которая является причиной многих затяжных депрессий. Из-за нее человеку становится недоступным подстроиться под новые обстоятельства. Особенно в форс-мажорных условиях: военные действия, тюрьма, плен, потеря близких, инвалидность и т. д. Человек застревает в страданиях из-за неспособности адаптироваться к новой реальности. Он не признает ее и мысленно хватается за то, что у него было раньше. Это сопротивление только усиливает боль.

При интеллектуальной косности в голове присутствует четкий образ, как именно должна выглядеть жизнь. При несоответствии действительности человек впадает в детскую истерику, ощущая беспомощность перед настоящим моментом. «Я уже должна быть замужем!», «Я уже должен быть президентом!», «Я должен был получить повышение!», «Я уже должна была родить 3 года назад!», «Все должно быть по-другому!». Авторы этих высказываний не в настоящем. Они зациклились на идеальных образах реальности и страдают от того, что диктуют жизни свои собственные незыблемые условия.

Отказаться от того, чего нет, является первым шагом к адаптации. Это очень хорошо усвоил благодаря своему суровому опыту чемпион мира по боксу Рубен Картер. У него была очень тяжелая жизнь (детство в колонии, армия, тюрьма). Во время своего пожизненного заключения за преступление, которого не совершал, он сделал очень грамотный вывод: «Чтобы выжить в аду, мне следует забыть, что возможна другая жизнь, что все может быть по-другому. Забыть, что было за пределами этих стен. Теперь этой жизни нет, а есть то, что есть». Без лишнего сопротивления реальности он перестал тратить впустую энергию и мог эффективно действовать в новых условиях, подстраивая их под себя.

Отказываясь от реальности, человек очень надолго может застрять в состоянии жертвенности, упиваясь жалостью к себе.

Жертвенность

У того, кто ждет одобрения только от окружающих, все счастье зависит от чужих.

Оливер Голдсмит

Жертва ощущает себя беспомощной перед миром и готова отдаться во владение любому тоталитарному режиму, будь то партия или царь. Жертва смотрит на них как на своего родителя, заступника. Она ощущает себя маленьким ребенком в сравнении с ними.

Застревание в детстве является невротическим способом получения любви. Жертва играет роль ребенка, поскольку убеждена, что любить могут только беззащитных детей. Своими страданиями жертва любит получать внимание и заботу у окружающих, выпрашивая частичку жалости к себе. Внутренний ребенок жертвы хочет удовлетворить таким образом потребность в любви и принятии.

Жертва формирует свою самооценку и образ себя на обратной реакции социума. Вследствие передачи окружающим такой большой власти жертва боится людей и не доверяет им. Она всегда настороже к малейшим словам и действиям окружающих. Нервно реагирует на малейшую критику. Находит обиды там, где их нет. Ей кажется, что все хотят ее задеть и всем есть до нее дело. Когда она на людях, ей видится, что все наблюдают за ней, чтобы выставить оценку. Часто жертва ощущает себя загнанной в угол и раздражена из-за неудовлетворенных потребностей в безопасности и в уважении.

При малейшем давлении жертва отказывается от своих интересов и всегда готова услужить другим людям даже в ущерб себе. Угождая другим, жертве проще уйти от борьбы и конфликтов, но при этом копится гнев на тех, кому была оказана помощь, или на себя.

Жертва смотрит на мир обиженными глазами. По ее мнению, все ей должны и все перед ней виноваты. Своей ответственности за то, что происходит, жертва не осознает. Ее защита от осознанности – оправдания. В истинность своих оправданий жертва свято верит. Инфантилизм жертв приводит к тому, что они винят в своих проблемах других. Обычно критика и обиды направлены на тех, кому они сами передали свою ответственность за себя. Даже если подробно разложить жертве всю цепочку причинно-следственной связи, осознания своего участия у жертвы не возникнет. Она попросту обидится и закроется от информации, которая побуждает ее к личной ответственности.

Жертва испытывает сильный стресс и пытается успокаиваться потаканием своим слабостям. Ей кажется, что она настрадалась и заслужила отдых. Потакание приводит к тому, что человек становится импульсивным и склонным к эскапизму.

Эскапизм

Мечты слабых – бегство от действительности. Мечты сильных формируют действительность.

Юзеф Бестер

Эскапизм – это стремление спрятаться от реальности в мир иллюзий. Такое желание возникает в результате стресса, психологических травм, неспособности реализоваться и получить желаемое, неспособности налаживать отношения с окружающими, от скуки и обыденности. Люди используют эскапизм для решения незавершенных личных проблем. Человек создает себе иллюзорный мир и пытается спрятаться в нем от реальности.

Форм эскапизма достаточно много. При эскапизме человек совершенно не дорожит своим временем, большая часть которого расходуется во сне и за бессодержательной болтовней. Энергия, время и внимание уходят на развлечения. Помимо компьютерных игр, фильмов, виртуальной реальности и книг жанра фэнтези, а также разгадывания кроссвордов, эскапизм может проявляться в виде зависимостей: наркотической, религиозной, любовной, трудоголизма, интернет-зависимости, наркомании, шопоголизма.

В истории был всего один громкий случай, когда из-за эскапизма короля Людовига II признали психически невменяемым. Хотя его двоюродная сестра утверждала: «Король не был сумасшедшим, он был просто эксцентричный, живущий в мире грез».

Решение комиссии основывалось на следующем: первое – то, что король настроил большое количество никому, как они утверждали, не нужных замков. (Сейчас его замки ежегодно пополняют бюджет страны, привлекая большое количество туристов со всего мира.) Его современников раздражало, что строительство дворцов происходило за счет казенных средств. Второе – это то, что короля мало интересовала и хоть как-то заботила участь собственной страны. И третье – гомосексуализм.

К счастью для наших чиновников, официально эскапизм не считается психическим расстройством. Иначе по всем 3 пунктам можно было бы, 80 % государственных деятелей отправить в психиатрические клиники так же, как и Людовига II.

Когда человек не может достичь реализации в реальности, он начинает рисовать себе идеальный мир в своих фантазиях, получая при этом все необходимые эмоции. Этот процесс отбирает много психологических сил. В дальнейшем их не остается на реальные действия, которые могли бы приблизить к желаемому. Если человек не реализован, то он может убегать от реальности через компьютерные игры. Ведь там он становится настоящей личностью, спасителем мира, полководцем, героем и т. д. Но так как в реальной жизни он остается тем же, кем и был, то ощущает когнитивный диссонанс, который бьет по самооценке. Защищаясь от него, человек еще больше времени начинает проводить в искусственной реальности, заменяя дела развлечениями.

Привычка возносить себя в фантазиях может сделать человека чрезмерно гордым. Он будет вынужден страдать, так как через фантазии вознесся высоко на пьедестал, с которого его каждый раз сбрасывает реальность.

Вы можете справедливо возразить, что многие великие умы были мечтателями и добились хороших результатов. Есть различие между бесплодной фантазией и творческим воображением. Бесплодная фантазия уводит вас в сторону от реальности и от дел. Творческое воображение, напротив, способно помогать вам лучшим образом разрешать ваши дела. Для творческого воображения требуется больше интеллектуальных способностей. Бесплодная фантазия может подменять собой истинные достижения. Творческое воображение продуктивно и ведет к активным действиям.

Бесплодная фантазия помогает избегать настоящего, получая удовольствия от того, чего нет в действительности. Если вы склонны к тому, чтобы уноситься в бесплодный мир грез, то можете избавиться от этой привычки с помощью простого, но очень эффективного упражнения.

Каждый раз, когда ловите себя, что замечтались, произнесите слово-команду «Стоп», а дальше акцентируйте свое внимание на предметах, которые находятся вокруг. Постарайтесь осознавать настоящий момент от 1 до 5 минут. После чего сразу же займитесь активным делом.

Безответственность

Свобода означает ответственность. Вот почему многие боятся ее.

Бернард Шоу

Все вышеперечисленные модели поведения: отрицание, интеллектуальная косность, жертвенность, эскапизм, – не более чем детский уход от проблем. У всех людей, прибегающих к этим защитам, детский уровень ответственности.

Безответственный человек – это ребенок, который желает, чтобы о нем заботились другие люди. У некоторых людей это доходит до абсурда. Например, в США есть государственная программа, которая дает ВИЧ-инфицированным льготы на жилье, еду, бесплатную медицинскую помощь и абонемент в спортзал. Находятся люди, которые намеренно заражаются, чтобы получить эти льготы, таким образом переложив ответственность за себя на государство.

Передавая ответственность за свою жизнь другим, человек страдает, но винит за это тех, кому ее передал. Когда мы рассчитываем на других, а не на себя, то лишаемся силы. Безответственный человек не способен повзрослеть, он и не желает этого. Ему может быть 50 лет по паспорту, а психологический возраст застрять на отметке 15 лет.

Не имеющий ответственности не имеет и воли, а значит, им легче управлять. Ведь с детьми не нужно договариваться, их можно просто ставить перед фактом. А если они решатся на бунт, то это будет бунт на коленях. Тем, кто стремится контролировать вас, такое положение дел может быть выгодно. Каждому по своим причинам. Родители могут бояться, что перестанут быть нужными вам. Начальство может опасаться, что вы будете требовать достойной оплаты или покинете их, начав работать на себя. Правительство заинтересовано, чтобы вы не доставляли проблем и приходили время от времени выбросить свой бесценный голос в урну. По этой причине многие общественные институты поощряют и формируют безответственность. Практически в каждом государственном учреждении от детского сада до думы инициатива наказуема. Существует одно правило: «Будь как все и делай без вопросов то, что говорит тебе старший».

Ответственность страшит многих людей только потому, что они не знакомы с ней. Им долгое время не давали взять ее на себя родители, воспитатели, наставники, начальники и т. д. Безответственный человек не может принять решение самостоятельно. Он постоянно нуждается в советах со стороны. Ему трудно начать какое-либо дело в одиночку. Обычно безответственные люди предлагают кому-то из своих близких: «Давай сделаем это вместе». Им нужен человек, на которого можно переложить ответственность, если что-то пойдет не так. Отсюда комплекс неуверенности в себе, побуждающий многих людей искать себе гуру, который откроет «великие истины» и объяснит, что после улицы руки надо мыть с мылом.

Личная ответственность

Пусть другие живут обычной жизнью – только не вы, пусть другие спорят по мелочам – только не вы, пусть другие плачут над мелкими бедами – только не вы, пусть другие отдают свое будущее в чужие руки – только не вы.

Джим Рон

Всех людей, которые по какой-то причине кажутся вам жалкими, объединяет одна общая особенность. Все они не взяли ответственность за собственную жизнь. Жалеющий себя избегает любой борьбы и активных действий. В то время как все зависит от его усилий и упорства. Жалость к себе заканчивается сразу же, как только человек сознательно примет ответственность за собственную жизнь. С осознанным принятием ответственности человек становится сильным. Он растет и больше не может играть роль жертвы, потому что ему становится в ней слишком тесно. Ответственность помогает осознать свою значимость, а за счет этого осознания растет самоуважение.

Если мы преодолеваем отрицание, то воочию видим проблему, которую следует решать. После прозрения мы становимся вынужденными взять на себя ответственность, от которой незрелый человек пытается убежать, перекладывая ее все время на других людей. У многих ответственность ассоциируется с виной за ошибки. Поэтому, переставая отрицать реальность, человек вначале ощущает себя уязвимым, но, приняв ответственность, он больше не застревает на обдумывании того, как все плохо. Вместо этого он спрашивает себя: «Что я могу предпринять, чтобы было по-другому?». Его ориентация направляется на активное действие. Так с устранением безответственности отрицание, интеллектуальная косность, жертвенность и эскапизм остаются в прошлом.

Аристотель считал, что рабами рождаются. Я убежден, что они воспитываются и главный воспитатель, формирующий рабское сознание, – это безответственность. Когда гиперзаботливый родитель излишне опекает ребенка, принимает за него все решения, оберегает от малейшей ответственности, он взращивает раба. Точно так же поступает и придирчивый родитель, постоянно критикующий ребенка. Более подробно на эту тему вы можете прочитать в моей книге «Хороший родитель: как воспитать ребенка и не сделать его невротиком».

Мы все вынуждены жить среди большинства, но мы не обязаны жить так же, как большинство. У вас есть выбор, но воспользоваться им вы можете, только обладая личной ответственностью. Взяв ее на себя, вы больше не сможете быть просто жертвой обстоятельств или своего прошлого опыта, потому что ответственность предполагает, что даже в самых тяжелых обстоятельствах у вас всегда есть выбор.

Для того чтобы лучше осознать границы своей ответственности, запишите ответы на следующие вопросы:

1. Кому принадлежит моя жизнь?

2. Кто определяет то, как я должен жить?

3. Кто определяет то, что я должен делать?

4. Кто определяет то, как я должен проводить свободное время?

5. Кто определяет, сколько я должен есть, работать, заниматься спортом и отдыхать?

6. Когда у меня возникает проблема, как я веду себя: ною или думаю, как я могу эффективно ее решить?

7. За что я лично отвечаю в своей жизни?

8. Как я могу увеличить личный контроль над собственной жизнью?

9. Что меня не устраивает в моей жизни?

10. Что я не в состоянии сейчас изменить? Почему?

11. Что я могу изменить?

12. Как я могу это сделать?

Загрузка...