Управляют толпой не при помощи аргументов, а лишь при помощи образцов. Во всякую эпоху существует небольшое число индивидов, внушающих толпе свои действия, и бессознательная масса подражает им.
В каждый исторический период был свой путь к счастью. В античность – через разум, в средневековье – через религиозность, с развитием капитализма – через предприимчивость, в период мировых войн – через героизм, сейчас – через успех.
При слове «успех» у людей в основном сразу же возникают внутренние ассоциации в виде определенных образов: частные острова, самолеты, яхты, деньги, слуги, машины, дома, путешествия, модные бренды, шампанское и нескончаемый праздник с моделями в бикини и без.
У большинства эти ассоциации примерно одинаковы, так же как цели и мечты. Они словно витают в воздухе. Это не случайно. Мы живем в эпоху толпы, а толпа обладает массовым сознанием, на которое можно влиять.
Все эти образы успеха проникли в наше сознание через массовую культуру: глянцевые журналы, фильмы, сериалы, сюжеты новостей, рекламные ролики, романы, музыку, социальные сети, культы звезд. С помощью массмедиа формируется общественное мнение. Все крупные массмедиа принадлежат не менее крупным корпорациям, которые с их помощью моделируют и программируют общество в своих меркантильных интересах.
Когда мы идем в кинотеатр, наше сознание открыто и сопротивления навязываемым стереотипам не возникает – этот процесс называется бессознательным структурным управлением.
Последний раз я был в кино в 2014 году на фильме «Волк с Уолл-стрит». У главного героя были все атрибуты успеха, но на протяжении практически всего фильма он весело деградировал в компании сотоварищей. В фильме есть четкие моменты, которые показывают, как своими действиями главный герой убивает в себе все человеческое, но большинство восприняли фильм как путь к успеху.
Реакция зала на фильм мне была интереснее, чем сам фильм. Удивляло, как одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному. В фильме был момент, когда герой, потерявший голову от своего «успеха», под действием наркотиков не мог нормально изъясняться и функционировать. Он полз, падал, задыхался и умирал. В целом достаточно мерзкие кадры, на которые не очень приятно было смотреть, но в зале находились зрители, которые именно на этом моменте залились хохотом. Сразу же вспомнились слова Антона Павловича Чехова, что об уме некоторых людей можно верно судить по их голосу и смеху.
Общество беззащитно перед массовой псевдокультурой по той лишь причине, что ошибочно полагает, будто нас будут развлекать, а не подвергать идеологической обработке. Если бы это было действительно так, тогда не было бы такой вещи, как Product Placement.
Пипл хавает, аж причмокивает.
Через технологию скрытой рекламы можно навязывать не только товары, но и мировоззрение, образ жизни, ненавязчиво внушать, что приемлемо, а что нет, что можно, а что табу. Например, основатель журнала «Playboy» Хью Хефнер ассоциировал успех с коитусом. Посыл прост: «чем больше у тебя успеха, тем больше соития должно быть в твоей жизни». Подобным образом выстраивается ассоциация успеха с другими предметами, и они становятся его неотъемлемыми атрибутами.
Атрибутов успеха существует немало, и миллионы людей работают в поте лица, чтобы обзавестись ими, влезают в кредиты, долги, переступают через свои принципы. Ведь если не будет дорогой машины, тогда как другим понять, что вы успешны? Если не получается купить автомобиль, то хотя бы купите iPhone последней модели, это не так весомо, но тоже атрибут, ради которого в 2011 году китаец Сяо Чжэн продал свою почку.
Современная экономика прочно стоит на трех столпах: запланированное устаревание, бездумное потребление и конформизм. Навязанные образы успеха выполняют функцию морковки, привязанной перед мордой ослика, чтобы он выполнял свою часть работы.
Если все эти образы свести к одному слову, то этим словом будет «потребление». Мы ищем счастья в потреблении, потому как полагаем, что чем больше человек способен потенциально потребить, тем он уникальнее. Уникальность его заключается в том, что он становится обитателем Эдема, в котором всего в избытке, больше нет забот, бытовых проблем и тяжелого труда, как у остальных смертных. Это дает власть и возможность позволить себе то, что остальные не могут. У него есть то, что все хотят, и это делает его особенным, небожителем. Упитанные и хитрые лица из списка Forbes, так же как и топ-блогеры «Инстаграма», всем своим видом показывают, что они на вершине блаженства. Они современные иконы успеха, обладатели счастья. Но так ли это?
Разбогатеть не значит положить конец бедствиям, но только поменять их на другие.
Многие определяют успех как обладание материальными ценностями, славой и властью, при этом не учитывая внутреннее состояние обладателя всего этого, а именно то, насколько он сам удовлетворен собственной жизнью.
Будучи практикующим психологом, я часто общаюсь с людьми разных социальных слоев. Нередко ко мне обращаются финансово состоятельные и влиятельные люди, которых в жизни больше ничего не радует. Их положение превратилось для них в тяжкий крест. Вопреки обманчивому виду они психологически выжаты и потеряны. Деньги, социальное одобрение и влияние их нисколько не радуют. Часто мы видим только верхушку айсберга и делаем выводы, не зная всей подноготной. О том, что эти люди глубоко несчастны, знают только их близкие, и то не всегда. Подобную скрытность вы можете пронаблюдать даже на собственном примере. Просто задумайтесь: многие ли ваши знакомые знают о ваших комплексах и слабостях? Скорее всего нет, потому что, открываясь люди чувствуют себя уязвимыми, из-за чего носят маски.
Если принято решение делать что-то исключительно ради денег, то это ведет к потери связи с собой. То есть если человек излишне стремится к внешнему, решает «казаться» вместо «быть», то он утрачивает внутреннее. По этой причине чем больше человек привязан к вещам, тем меньше он ценит людей. Внутренний компас дает сбой, и человек приходит не туда, куда хотел, вместо счастья – пустота. И часто бывает так, что внешний лоск прикрывает внутреннюю пустоту.
Я не призываю вас к бедности. Лишь хочу показать, что навязанный образ в реальной жизни не дает в полной мере того, что обещает. Если вы еще не убедились в этом, тогда давайте посмотрим, как закончились жизни некоторых представителей элиты.
– Айвар Крюгер – «спичечный король», возглавлявший крупнейшую в мире монополию, – застрелился в номере гостиницы.
– Адольф Меркле – владелец финансовой империи, немецкий миллиардер, числился 94-м в списке самых богатых людей мира – бросился под поезд.
– Джесс Ливермор – миллиардер по прозвищу «Великий медведь», крупнейший воротила с Уолл-стрит – застрелился в гардеробе отеля.
– Сергей Поляков – миллионер, спортсмен, владелец элитных бутиков «Интермода» – повесился на металлической балке в подсобке офиса.
– Карстен Шлотер – глава крупнейшей телекоммуникационной компании – выпил яд в присутствии свидетелей у себя дома.
– Тьерри де ля Виллюше – успешный инвестиционный агент – вскрыл вены в своем офисе.
– Эли Блэк – миллионер, управлял крупной компанией – спрыгнул с 44 этажа небоскреба.
– Пан Гуйсюн – глава крупнейшей компании-производителя сахара – выбросился из окна своей квартиры на 23 этаже.
– Кирк Стивенсон – мультимиллионер – бросился под поезд.
– Говард Уортингтон – сколотил состояние на сталелитейной промышленности – застрелил свою подружку, потом застрелился сам.
– Хуберт Боуместер – банкир-мультимиллионер – выстрелил себе в голову.
– Кристен Шнор – один из руководителей крупнейшего британского финансового института – повесился в номере отеля.
– Пол Кастл – магнат в сфере недвижимости – бросился под поезд.
– Франсуа Жену – швейцарский банкир, нацист по прозвищу «Черный король» – принял яд.
– Рейджан Хуаи – основатель, президент и бывший главный управляющий компании, которая создала гигантский компьютерный банк данных, – застрелился на лужайке своего дома.
– Стивен Гуд – владелец и исполнительный директор одной из крупнейших в США компаний по торговле недвижимостью – застрелился в лесу.
– Адам Зильберман – банкир и светский тусовщик – прыгнул из окна своей квартиры.
– Кристофер Фостер – владелец компании по продаже технологий строительства морских нефтедобывающих платформ – расстрелял из винтовки домашних животных, свою жену и дочь, сжег дотла свой особняк, затем покончил с собой.
Границы финансового Эдема очень хрупки. Невозможно создать прочный фундамент под ногами исключительно на деньгах, власти или положении в обществе. Без внутреннего стержня все это рассыпается.
Конечно, если человек живет в крайней нужде, для него внешний успех будет огромным счастьем, но как долго оно продлится? Добравшись до морковки, ослик довольно быстро насыщается, перестает ей радоваться и ощущает внутреннюю пустоту. Наши потребности при удовлетворении заменяются более высшими в иерархии. Если мы циклимся исключительно на потреблении, то перестаем развиваться, так как оставляем неудовлетворенными потребности высшего порядка.
Чего ты дожидаешься? Исполнения всех желаний? Такое время не наступит! Такова цепь желаний: одно родит другое.
«Духовный отец» гуманистической психологии Абрахам Маслоу одним из первых сделал своим объектом исследований не невротиков, а здоровых личностей. В результате своей работы Маслоу пришел к выводу, что зло не является присущим человеческой природе. Оно зарождается, когда человек оказывается неспособен удовлетворить свои базовые потребности. Под потребностями понимается психологический дефицит. В упрощенном варианте шкала потребностей Маслоу выглядит так:
1. Физиологические потребности (голод, жажда, половое влечение и проч.).
2. Потребность в безопасности (ощущение защищенности, отсутствие угроз жизни, здоровью, свободе, личности и т. д.).
3. Потребность в любви (желание любить и быть любимым, принадлежать к группе, эмоциональная близость, поддержка и т. д.).
4. Потребность в уважении (признание, принятие и одобрение личности другими).
5. Потребность в знаниях (желание знать, понимать, уметь, исследовать).
6. Потребность в эстетике (желание красоты, гармонии, порядка, равновесия).
7. Потребность в самоактуализации (желание достичь поставленных целей, реализовать свой потенциал, творческие способности, постоянно расти и развиваться).
По его теории, если вам нечего есть и негде жить, то вам будет не до того, чтобы реализовывать свой потенциал. Люди часто совершают ошибку, пытаясь удовлетворить одну потребность другой, что в итоге приводит их к постоянной неудовлетворенности. Например, потребности в уважении и любви пытаются компенсировать достижениями. Наша потребность в уважении хочет получить одобрение общества, и мы пытаемся соответствовать его идеалам, то есть стремимся стать успешными. Ошибочно мы полагаем, что если выполним требования общества, то все будут нами восхищаться: «Сейчас я напрягусь, покажу, какой я на самом деле молодец, и все сразу же будут меня любить и уважать». Но кого из списка Forbes любите лично вы?
В результате если человек добивается своего звездного взлета, то потом ему приходится сталкиваться с противоположным: завистью, презрением и лизоблюдством. Его глубинные потребности в любви и уважении остаются неудовлетворенными.
Дай человеку все, чего он желает, и в ту же минуту он почувствует, что это все не есть все.
На консультациях я регулярно сталкиваюсь с подобным расхождением, когда поставленная цель не является желанной. Пример: девушка очень сильно хочет замуж, отпугивая своим желанием потенциальных претендентов. Считая, что это основная ее проблема, она обратилась ко мне. При этом у нее ярко выражался страх близости, отчего я решил, что это не совсем ее желание. Я уточнил, насколько сильно беспокоятся о ее замужестве родители. И оказалось, что это их дежурный вопрос, с которого начинается каждый разговор. Проанализировав ситуацию, она пришла к осознанию, что по факту хотела поскорее замуж, чтобы родители оставили ее в покое, но также ей было важно получить одобрение, то есть любовь своих родителей.
На другой консультации, когда речь зашла о смысле жизни, я услышал, что человек хочет стать мультимиллионером. Я усомнился в его желании, так как выяснилось, что он ведет достаточно скромную, аскетичную жизнь. Но он настаивал, что это его главная цель, в этом он видел свое предназначение. При этом он ничего не делал ради этой цели. Поэтому и обратился ко мне, чтобы я его «замотивировал». Тогда я поинтересовался, что он будет делать с этими деньгами, когда осуществит свое «предназначение». У него не нашлось ответа. Если бы эти деньги каким-то чудом свалились на него, то он не знал бы, что ему с ними делать. Я спросил, кому бы он сообщил в первую очередь, если бы стал мультимиллионером. «Отцу», – незамедлительно ответил он. Его отец ушел в другую семью, когда ему было 12 лет. У него с детства было желание доказать ему, что он достоин любви и что он лучше, чем те неродные дети, из-за которых, как ему казалось, отец покинул семью. И лучшим доказательством отцу, по его мнению, было стать мультимиллионером. Когда он переосмыслил свой подход, то осознал абсурдность этого. После чего мы с ним определили его природные склонности и подобрали сферу деятельности, которая полностью увлекала его. Через месяц я получил от него письмо, в котором он сообщил, что на свою новую цель, в отличие от прежней, он тратит по 8–10 часов в сутки 6 дней в неделю.
В этих примерах люди в действительности не хотели того, к чему изначально стремились. Способ удовлетворения потребности был выбран неправильно. Даже если бы девушка вышла замуж, а он стал мультимиллионером, их глубинные потребности остались бы неудовлетворенными. Если человек не проясняет своей глубинной цели, то может случиться так, что он приставит свою лестницу не к той стене, и когда с огромным трудом заберется на вершину, будет разочарован.
Неудовлетворенные потребности приводят к проблемам. К примеру, расизм является неудовлетворенной потребностью в безопасности. Так же как и радикализм, фанатизм, агрессивность, чрезмерная амбициозность, чувство собственничества, соперничество, стяжательство. Также неудовлетворенная потребность в безопасности может проявляться в покорности к сильной личности, угодничестве и мазохизме. Когда базовая потребность в безопасности не удовлетворена, человека тянет к силе. Если не удовлетворены потребности в любви и близости, человек может пытаться компенсировать их с помощью любовной и наркотической зависимостей, а также шопоголизма.
Одна из причин, почему корпорации заинтересованы в выстраивании ассоциации между потреблением и счастьем, заключается в том, что, поверив в эту связь, человек лишается внутренней удовлетворенности и уподобляется белке в колесе, которая никогда не достигает своей цели. Локус смещается с созидания на потребление. Покупка новых вещей еще никого не спасла от внутренней пустоты, просто потому что не способна на это, но зато смогла обогатить тех, кто заставил массы поверить в эту ассоциацию.
Вся коварность ложных стереотипов в том, что они массовы. Вы можете понимать их абсурдность, а ваше окружение нет. Это создает дополнительное давление в пользу отказа от своей самореализации.
Когда обязанности движимы давлением извне, мы понимаем, что танцуем под звонки и свет конформизма и теряем контакт с порывом к свободе. При этом становится все труднее отличать наши реальные нужды от символических.
В 1950 году психолог Соломон Аш провел свой классический эксперимент: в комнату приглашали 8 человек, 7 из которых были поставлены экспериментатором и должны были коллективно настаивать на очевидно неправильном варианте ответа. В результате эксперимента был открыт феномен конформизма. Конформизм затрагивает неудовлетворенные потребности в безопасности, выражающиеся в принятии и в уважении общества.
Противостояние конформизму означает конфликт. Быть непринятым – удар для человека с низкой самооценкой. Когда у конформиста не получается подстроиться под общество, то он начинает считать себя неполноценным. Поэтому конформизм строится на уступчивости. Конформизм заглушает внутренний голос, и человек становится неспособным прислушиваться к себе и доверять своей интуиции. Конформист безропотно принимает те условия, которые диктует социум. Из-за недоверия своему глубинному «я» он не может увидеть альтернативные варианты.
Конформизму способствует:
– низкая самооценка;
– недостаток образования;
– неспособность самостоятельно принимать решение;
– отсутствие ответственности;
– слабо развитое критическое мышление.
Конформизму больше подвержены женщины, молодые и пожилые, люди с низким социальным статусом. Также конформизму способствуют: усталость, психологическая нагрузка, проблемы со здоровьем.
Особо благотворно влияет на конформизм численность группы. По этой причине вы слышите закадровый смех в ситкомах. Также на политических ток-шоу зрительный зал заполнен статистами, которые в нужных местах по команде смеются, возмущаются и хлопают в ладоши.
Опасность конформизма в том, что если вы не знаете, чего хотите в жизни, то найдутся те, кто укажет вам, чего именно вы должны хотеть. Помимо жадных корпораций, в распространении конформизма заинтересованы политики. Иначе как еще они могут заставить группы людей ненавидеть и убивать друг друга, обирая население налогами и удерживая при этом власть?
С помощью медийных ресурсов им остается только поощрять конформизм и наказывать за нонконформизм, вырабатывая у социума условный рефлекс. Конформный электорат очень удобен для власть имущих. Конформисту это тоже удобно, потому что таким образом он перекладывает ответственность за себя на других: на родителей, на общество, на вождя в телевизоре или на его антипода в Интернете. Вместе с ответственностью передается и свобода, которую на протяжении истории все величайшие умы считали наивысшей ценностью. Отказываясь от своей свободы, человек отказывается и от себя, своего истинного «я» и становится рабом тех, кому передал ответственность, рабом их решений, рабом среды.
Почти чудовищно, как люди могли дойти до такого состояния сознания, что в мнении и воле большинства увидели источник и критерий правды и истины!
И здесь мы подходим к философскому вопросу, над которым на протяжении долгого времени ведутся споры материалистов с идеалистами: что определяет нашу жизнь – среда или сознание? Что первично?
Есть аргументы в пользу той и другой точки зрения. Разбирая их, я пришел к выводу, что если у человека слабое сознание, то это делает его склонным к этноцентризму. Этноцентризм – это вера в то, что убеждения и ценности нашего общества единственно правильные. Все, кто им не подчиняются, признаются ограниченными варварами. Человек не утруждает себя вопросами, что правильно, а что нет, он просто берет без всякой оценки то, что ему предлагает общество, а затем отстаивает эти ценности как свои собственные.
Если же сознание сильное (таких людей мы называем осознанными), то оно способно противостоять среде, изменяя ее под себя. Этому способствует хорошая информационная база (философия, психология, художественная литература, история). Плохо образованные люди более подвержены манипуляциям извне. Если решение требует усиленной интеллектуальной работы и вызывает стресс, мозг экономит свои силы, ему проще взять готовое решение, которое предлагается обществом, это называется выбором по умолчанию. Поэтому то, насколько сильно окружение будет влиять, напрямую зависит от личности человека, его чувства самодостаточности, интеллектуальных способностей и степени осознанности.
Если бы для успеха было достаточно одних денег, в этом не было бы проблемы, но успех в своей наивысшей и благороднейшей форме подразумевает душевное спокойствие, радость и счастье, которые дает только та работа, которая действительно нравится.
Давайте стряхнем налет массовой псевдокультуры и попытаемся определить, что же такое успех. Толковый словарь дает определение слову «успех» как «удачное достижение поставленных целей». Но если цели поставили за вас, то будет ли это успехом? Может быть, вы видите успех в том, чтобы родители, родственники и друзья гордились вами? Или вы видите его в изобилии, потреблении и полной свободе от труда?
Ставя потребление в центр своей жизни, мы идем против собственной природы. Есть пара наиболее характерных экспериментов, которые доказывают это.
Первый был проведен на рыбах. Им создали идеальные условия. В итоге рыбы стали массово вымирать из-за ожирения. Когда им запустили хищных рыб, то они стали двигаться и жизнь возобновилась.
Второй – на крысах. Им тоже создали идеальные условия. Второе поколение крыс начало вырождаться. Самцы стали совокупляться с самцами, крысы стали агрессивными из-за скуки, матери загрызали детенышей, отказывались рожать, то же ожирение, каннибализм при избытке пищи и т. д. В итоге вся колония из 2 200 крыс вымерла при идеальных условиях для жизни.
Мы тянемся к Эдему изобилия, но по факту он не приспособлен для жизни и убивает нас. Сначала наступает «смерь духа», а затем физическая смерть.
Состояние не так хорошо, как работа, и богатства не так хороши, как заработки.
В XV веке Испания была одной из самых богатых и могущественных стран. Испанцы считали себя избранными небожителями и презирали труд. Свои огромные состояния они вкладывали в роскошь и войны. В то время когда другим странам приходилось развиваться, проявлять изобретательность и воспитывать в себе упорство, испанцы решали, на что им потратить деньги. В итоге ограниченность испанцев привела страну к экономической несостоятельности. Жизнь учит нас, что сытое изобилие ведет в тупик.
Поэтому, когда Сократа спросили, что для мастера наиболее полезно: быть бедным или богатым, – Сократ ответил, что если мастер будет бедным, то не сможет купить необходимое, чтобы заниматься своим ремеслом. Если же мастер будет богат, то у него не будет потребности оттачивать мастерство. Поэтому наиболее лучшим для мастера является придерживаться золотой середины.
Необходимо мысленно убрать навязанные стереотипы об успехе, чтобы прислушаться к себе и понять, чего вы действительно хотите. Успех – это всего лишь способ, чтобы получить счастье, но счастье состоит не в том, чтобы получить поглаживания от других людей, выполнив при этом все заскоки общества. Счастье – внутреннее состояние, и когда мы делаем что-то трудное, важное, значимое, наполненное смыслом, то мы по-настоящему счастливы.
В своей знаменитой речи 1972 года основатель логотерапии Виктор Франкл сказал: «В Европе на любого американского студента, более того, на любого взрослого американца смотрят как на человека, который хочет много зарабатывать. В действительности же 16 % студентов своей главной проблемой и задачей в жизни видят хороший заработок. Но знаете, какая была самая многочисленная категория? 78 % представителей американской молодежи были озабочены тем, чтобы, как они сами выражались, «найти смысл и цель в жизни». То есть это реалистичный взгляд на человечество!».
Люди нелепы. Они никогда не пользуются свободой, которая у них есть, но требуют той, которой у них нет.
Если вы постоянно нуждаетесь в различных мотивациях для действия, а ваше продвижение требует слишком много сил и опустошает вас, значит, вы идете не туда, куда хотите. Вероятно, что ваша цель навязана вам кем-то извне.
Отказ от навязанных целей необходим, если вы хотите найти свое истинное призвание. В отличие от навязанной цели, при исполнении своего призвания воодушевление и удовлетворение становятся вашими спутниками. Вы ощущаете подъем сил настолько, что готовы трудиться по 10 часов в сутки.
На данном этапе ваша задача – расслышать шепот собственного «я», которое пытается заглушить крик толпы и заботливые рекомендации ваших близких. Чтобы, когда пришла пора подводить итог, вы не обнаружили, что променяли свое истинное призвание на чье-то одобрение.
Запишите честные ответы на эти вопросы:
1. Действительно ли я хочу того, к чему сейчас стремлюсь?
2. Не переступаю ли я через себя, чтобы быть принятым другими?
3. Или же я хочу получить чье-то одобрение?
4. Если да, то чье?
5. Зачем мне это?
6. Какую мою глубинную потребность это удовлетворяет?
7. Если бы эта потребность была бы удовлетворена, тогда в моих действиях был бы смысл?
8. Есть ли способ удовлетворить эту потребность как-то попроще?
9. Я живу так, потому что сам это решил, или кто-то помог мне принять это решение?
10. Если да, то в чем их выгода?
11. А в чем моя выгода?
12. Что я теряю?
13. Если мне не нравится данное положение дел, тогда как я могу это изменить?