При подготовке данной главы использовался источник [2].
Источник: https://dzen.ru/a/ZZ-YuoZkCzuB4Tr4
Понятие самосознания
Самосознание – это способность ясно и объективно видеть себя посредством размышлений и самоанализа.
Хотя достичь полной объективности в отношении себя, возможно, и невозможно (этот спор не утихает на протяжении всей истории философии), безусловно, существуют степени самосознания. Оно существует в спектре.
Хотя у каждого человека есть фундаментальное представление о том, что такое самосознание, мы не знаем точно, откуда оно берется, что ему предшествует или почему у некоторых из нас оно проявляется больше или меньше, чем у других.
Вот тут-то и появляется теория самосознания, предлагающая некоторые потенциальные ответы на подобные вопросы.
Что такое теория самосознания?
Теория самосознания основана на идее, что вы – не ваши мысли, а сущность, наблюдающая ваши мысли; вы – мыслитель, отдельный и отделенный от своих мыслей (Дюваль и Виклунд, 1972).
Мы можем прожить свой день, не уделяя нашему внутреннему «я» никаких дополнительных мыслей, просто думая, чувствуя и действуя по своему усмотрению; однако мы также можем сосредоточить свое внимание на этом внутреннем «я», способность, которую Дюваль и Виклунд (1972) назвали «самооценкой».
Сравнение со стандартами и ценностями
Когда мы занимаемся самооценкой, мы можем задуматься о том, думаем ли мы, чувствуем и действуем так, как «должны» или следуем своим стандартам и ценностям. Это называется сравнением с нашими стандартами правильности. Мы делаем это ежедневно, используя эти стандарты как способ оценки правильности наших мыслей и поведения.
Использование этих стандартов является важным компонентом практики самоконтроля, поскольку мы оцениваем и определяем, делаем ли мы правильный выбор для достижения своих целей.
Мы «проходим» или находим соответствие между собой и нашими стандартами. Мы «терпим неудачу» или обнаруживаем несоответствие между собой и своими стандартами (Сильвия и Дюваль, 2001). Когда мы обнаруживаем несоответствие между ними, у нас есть два выбора: работать над уменьшением несоответствия или полностью его избегать.
Теория самосознания (и последующие исследования) предполагает, что есть несколько различных факторов, которые влияют на то, как мы выбираем реагировать. По сути, все сводится к тому, как, по нашему мнению, это обернется. Если мы считаем, что мало шансов на то, чтобы на самом деле изменить это несоответствие, мы склонны избегать его. Если мы считаем, что, вероятно, мы можем улучшить наше соответствие нашим стандартам правильности, мы принимаем меры.
Наши действия также будут зависеть от того, сколько времени и усилий, по нашему мнению, потребуется на перестройку: чем медленнее будет прогресс, тем меньше вероятность того, что мы возьмемся за усилия по перестройке, особенно если предполагаемое несоответствие между нами и нашими стандартами велико (Сильвия и Дюваль, 2001).
По сути, это означает, что, сталкиваясь со значительным несоответствием, устранение которого потребует большой последовательной и целенаправленной работы, мы часто просто не беспокоимся и стараемся избегать самооценки по данному конкретному несоответствию.
Далее, наш уровень самосознания взаимодействует с вероятностью успеха в перестройке себя и наших стандартов, определяя, как мы думаем о результате. Когда мы осознаем себя и верим, что есть высокие шансы на успех, мы, как правило, быстро приписываем этот успех или неудачу нашим усилиям.
И наоборот, когда мы осознаем себя, но считаем, что шансы на успех невелики, мы склонны думать, что на результат больше влияют внешние факторы, чем наши усилия (Silvia & Duval, 2001). Конечно, иногда наш успех в приведении себя в соответствие со своими стандартами частично обусловлен внешними факторами, но мы всегда играем определенную роль в наших успехах и неудачах.
Интересно, что мы также имеем определенный контроль над своими стандартами, так что мы можем изменить свои стандарты, если обнаруживаем, что не соответствуем им (Дана, Лалвани и Дюваль, 1997).
Это более вероятно, если мы больше сосредоточены на стандартах, чем на себе; если мы терпим неудачу, когда сосредоточены больше на стандартах, чем на своей производительности, мы с большей вероятностью будем винить стандарты и изменять их в соответствии со своей производительностью (Дана и др., 1997).
Хотя это может звучать как простое перекладывание вины на стандарты и, следовательно, снятие с себя ответственности за реальное несоответствие, есть много ситуаций, в которых стандарты слишком строги. Кабинеты терапевтов заполнены людьми, которые предъявляют к себе невыполнимые высокие требования, фактически не давая себе никаких шансов на успех при сравнении себя со своими внутренними стандартами.
Исследования самосознания ясно показывают, что это важный фактор, определяющий то, как мы думаем, чувствуем, действуем и реагируем на наши мысли, чувства и действия
Источник: https://goo.su/VtdrYMX
Теперь давайте обратим внимание на исследования результатов самоосознания.
Как вы можете себе представить, практика самосознания имеет множество преимуществ. Рассмотрим некоторые из них далее.
Самосознание может сделать нас более активными, повысить ваше принятие себя и поощрить позитивное саморазвитие
Оно может сделать нас более активными, повысить наше принятие себя и поощрить позитивное саморазвитие (Саттон, 2016).
Оно позволяет нам видеть вещи с точки зрения других, практиковать самоконтроль, работать творчески и продуктивно, испытывать гордость за себя и свою работу, а также повышать общую самооценку
Самосознание позволяет нам видеть вещи с точки зрения других, практиковать самоконтроль, работать творчески и продуктивно, испытывать гордость за себя и свою работу, а также повышать общую самооценку (Сильвия и О'Брайен, 2004).
Оно приводит к более эффективному принятию решений
Оно приводит к более эффективному принятию решений (Ридли, Шутц, Гланц и Вайнштейн, 1992).
Оно может помочь нам лучше справляться с работой, стать более коммуникабельными на рабочем месте, повысить нашу уверенность в себе и улучшить наше благополучие, связанное с работо
Оно может помочь нам лучше справляться с работой, стать более коммуникабельными на рабочем месте, повысить нашу уверенность в себе и улучшить наше благополучие, связанное с работой (Sutton, Williams, & Allinson, 2015).
Самосознание имеет потенциал для улучшения практически любого вашего опыта
Самосознание имеет потенциал для улучшения практически любого вашего опыта, поскольку это инструмент и практика, которые можно использовать где угодно и когда угодно, чтобы заземлиться в настоящем моменте, реалистично оценить себя и ситуацию и помочь вам сделать правильный выбор.
Эти преимущества являются достаточной причиной для работы над улучшением самосознания, но этот список ни в коем случае не является исчерпывающим.
Итак, мы знаем, что самосознание – это хорошо, но как оно выглядит? Как практиковать самосознание?
Ниже приведены три примера того, как человек практикует навыки самосознания.
Пример Боба
Бобу сложно составлять квартальный отчет на работе, и он часто выдает неудовлетворительные результаты. Он замечает несоответствие между своими стандартами и производительностью и занимается самооценкой, чтобы определить, откуда оно взялось и как улучшить ситуацию.
Он спрашивает себя, что делает эту задачу такой трудной для него, и понимает, что у него никогда не возникает проблем с выполнением работы, входящей в отчет, а скорее с ее последовательным и понятным изложением.
Боб решает устранить несоответствие, посещая курсы по улучшению своих навыков письма, попросив коллегу просмотреть его отчет перед отправкой и создав многоразовый шаблон для будущих отчетов, чтобы он наверняка включил в них всю необходимую информацию.
Пример Моники
У Моники проблемы в отношениях с ее парнем Луисом. Она думает, что Луис принимает ее как должное и не говорит ей, что любит ее, или не делится с ней достаточной привязанностью. Они часто из-за этого ссорятся.
Внезапно она понимает, что она сама может способствовать возникновению проблемы. Она смотрит внутрь себя и видит, что нечасто показывает Луису свою признательность, не замечая приятные вещи, которые он делает для нее по дому, и небольшие физические прикосновения, показывающие его привязанность.
Моника рассматривает свои мыслительные процессы, когда Луис упускает возможность заставить ее почувствовать себя любимой, и замечает, что она предполагает, что он намеренно избегает делать то, что ей нравится. Она проводит время, думая и разговаривая с Луисом о том, как они оба хотят проявлять и получать любовь, и они начинают работать над улучшением своих отношений.
Пример Бриджит
Бриджит борется с низкой самооценкой, которая вызывает симптомы депрессии. Она чувствует себя недостаточно хорошей и не принимает возможности, которые из-за этого появляются. Она начинает работать с терапевтом, чтобы помочь себе развить самосознание.
В следующий раз, когда появляется возможность, она думает, что не хочет этого делать, и сначала решает отказаться. Позже, с помощью некоторых техник самосознания, Бриджит понимает, что она говорит себе, что не хочет этого делать, только из-за страха, что она будет недостаточно хороша.
Бриджит напоминает себе, что она достаточно хороша, и переключает свои мысли с «а что, если я потерплю неудачу» на «а что, если я добьюсь успеха?» Она принимает эту возможность и продолжает использовать самосознание и любовь к себе ради повышения своих шансов на успех.