В предыдущей главе мы исследовали логику супервентности, и теперь я хочу рассмотреть, как отсутствие логической супервентности влияет на материализм. Это подразумевает, что в мир может существовать физически идентичный нашему мир, но без позитивных фактов о сознании, что указывает на то, что факты о сознании являются дополнительными факторами, обособленными от физических фактов. Следовательно, характер нашего мира не исчерпывается его физическими аспектами; существует добавочный аспект, связанный с наличием сознания.
Аргументом в пользу этого является идея о том, что если бы все факты о материальном мире были сохранены, необходимо также сохранить факты о сознании, которые не являются логически следствием физических данных.
Крах материализма открывает путь к различным видам дуализма. Аргументы из предыдущей главы показывают, что сознание не является логически супервентным на физическом. Это не означает, что сознание полностью отделено от физического. Возможно, что при воспроизводстве моей физической структуры также воспроизводился бы и мой сознательный опыт, но это подразумевает дуализм, подобный декартовскому, где ментальная субстанция оказывает влияние на физические процессы.
Дуализм свойств утверждает, что сознательный опыт включает такие свойства, которые не могут быть выведены из физических свойств индивида. Это подводит нас к пониманию того, что сознание является онтологически независимым от физических процессов.
Реальность феноменальных свойств показывает, что даже биologические факторы не могут быть полностью редуцированы к физическим. Если сознание не может быть объяснено через физические факты, это подрывает материалистическую позицию. Бурное развитие нейробиологии не может разрушить аргумент в пользу дуализма, поскольку факты о сознании остаются независимыми.
Проблема в том, что на уровне физического существующие связи не обязательно ведут к наличию сознания. Эти факты требуют изучения, что открывает возможность существования новых фундаментальных свойств и законов, которые могут объяснять сознательный опыт.
Натуралистический дуализм является концепцией, которая не отрицает существование физических явлений, но утверждает, что сознание натурально вытекает из физического. Здесь я утверждаю, что ни одно из объяснений, основанных на чистом материализме, не сможет охватить все аспекты сознания.
Эпифеноменализм рассматривает сознание как что-то, что не влияет на физическую каузальность, но я намерен показать, что это ограничение неправомерно. Положение о том, что сознание может быть лишь наблюдательной стороной физических процессов, создает напряжение, не позволяющее полноценно объяснить опыт.
Сложность в том, чтобы доказать, что сознание имеет активную каузальную роль, но можно указать на регулярные паттерны, которые могут связывать сознание с физическими процессами.
Аргумент о том, что сознание не является логически супервентным на физическом, является основополагающим для критики материализма. Различные позиции (как редуктивные, так и нередуктивные) могут отслеживать этот аргумент, однако ни одна из них не может полноценно объяснить функциональность сознания.
Обсуждая различные подходы, мы сталкиваемся с трудностью вывода сознания из физических данных. Некоторые могут утверждать, что это возможно, но реальность оказывается более сложной.
Многие исследователи продолжают искать альтернативы материалистическому подходу. Однако я утверждаю, что натуралистический дуализм может обеспечивать баланс между физическим и ментальным. Это не означает, что мы отказываемся от научного подхода; напротив, мы можем использовать его для прояснения сложных аспектов сознания.