Мое детство прошло в поселке Белые Берега под Брянском. Через поселок протекает река Снежеть, впадающая где-то в районе Брянска в Десну. Неподалеку есть железнодорожная станция Снежецкая. Получается, что в этом местечке, многими называемом жемчужиной Российской Федерации, все ассоциируется с белым.
По преданию название поселка связано как минимум с двумя вещами. Во-первых, берега реки Снежеть белые – песчаные. Вовторых, в период цветения черемухи они покрываются свисающими вплоть до воды белыми цветами. Идешь весной на лодке будто под белыми сводами живого тоннеля.
Другой важной и уникальной примечательностью этих мест является четыре температурных уровня воды. В озере или водохранилище он один – средний. В протекавшей канавке – горячая вода, в русле Снежети в лесном массиве – очень холодная, а в трех километрах вверх по реке два источника или родника с ледяной водой, и, как считают местные жители, целебной. Не знаю, как сейчас, а раньше люди лечили себя от похмелья неопределенной дозой самогона, они садились в лодку и добирались по реке до первого или второго родника и выпивали стакан целебной водицы, после этого организм приходил в порядок.
В начале шестидесятых годов XX века мы с ребятами пошли как-то на рыбалку в ночное.
Ночью у костра не спалось, одолевали комары. Светало. У меня был маленький перочинный ножик. Идя вдоль реки, я приметил небольшое деревце черемухи, усеянное черными терпкими ягодами. Что меня толкнуло, может, журчание реки, может, запах черемухи, дурманящий и будоражащий, вырезать ножичком на стволе дерева что-нибудь значимое для меня, двенадцатилетнего мальчишки. И я очень аккуратно вырезал: «1962 год. Вова+Римма. Коля+Нина. Олег+Галя». Никому из ребят об этом не рассказал.
Прошло около десяти лет. Приехав на родину и встретившись с друзьями детства, я решил поделиться своей «тайной», как с героями моей подписи на дереве, так и с еще несколькими друзьями детства. Те, чьи инициалы были в надписи, важничали, остальные пребывали в режиме зависти. Все – и те, и другие благодарили меня за нестандартный подарок. Надписи стали большими, набухшими.
Потом при встречах практически каждый вспоминал о памятной надписи на черемухе, рассказывал, что был на этом месте даже с членами своей семьи. Мне было приятно слышать об этом.
Я и сам время от времени навещал мою самую любимую черемуху – один, со знакомыми и близкими. Многие мне говорили, как здорово, что в детстве я воспитывал в себе такое качество, как способность мечтать. Я отнекивался, говоря, что не надо из меня делать философа.
Спустя много лет я со своей тетей посетил это знаковое для меня место. Однако моей черемухи уже не было. Тетя сказала, что весной было очень сильное половодье и вода размыла берега, повалилось много вековых дубов. А что же спрашивать с маленькой черемухи?
Мне стало очень грустно, но ненадолго, потом все-таки даже радостно, что это случилось со мной.
06.10.14