Все наше сенсорное восприятие вещей этого мира имеет субъективный характер – оно происходит внутри нас.
Это не что иное, как энергетические паттерны на поверхности вакуума, связанные со структурой человеческого ума.
Все мы являемся со-творцами и «акционерами» вселенной.
Мы коллективно создали обстоятельства нашей жизни благодаря посредничеству наших умов и под руководством Универсального разума.
Конечно, помимо национальной в нашей жизни функционирует множество знаковых систем. Они образуют почти бесконечную группу взаимосвязанных и перекрывающихся областей, пронизывающих все наше существование и распространяющихся как на вопросы, не имеющие для нас никакого личного значения, так и на самые интимные области нашей жизни. Вот некоторые из них, которые типичны для жизни каждого человека: политика, работа, экономика, рынок ценных бумаг, образование, реклама, статус, возраст, мужчины и женщины, отношения, любовь и романтические отношения, ценности, этикет, надлежащее поведение, законы, система юстиции, время, прошлое и будущее, герои, негодяи и знаменитости, фильмы, мода, социальные проблемы, здоровье и медицина, диеты и физические упражнения, исцеление, духовность, телевидение, компьютеры и даже система транспорта. Вы уловили общую идею. Для каждого человека вся совокупность его знаковых систем очень обширна и представляет собой индивидуальный набор, уникальный для него. Эти наслоения укоренены внутри нашего существа. Несмотря на чрезвычайную сложность этой динамики взаимосвязей, мы способны почти автоматически перерабатывать эти системы, практически не прикладывая никаких усилий, с той легкостью, которая является следствием прочно заученной привычки.
В то время как мы день за днем проживаем свою жизнь, в ней происходят события, рождающие у нас калейдоскоп мыслей и чувств, реакций и поступков. Этот опыт и то, как мы управляемся с ним, является символическими видами деятельности, поскольку события берут начало из наших знаковых систем и разыгрываются по их правилам. Каждая знаковая система функционирует на основе какой-то конкретной линии мышления, в которую вносит свой вклад каждый ее символ. В каждый момент жизни мы постоянно интерпретируем и обрабатываем огромный объем поступающей символической информации. Мы используем эти сырые данные, чтобы направить свою жизнь в соответствии с доминирующими моделями, с которыми ассоциируется смысл и конечный результат. В этот объективный процесс мы привносим свои субъективные потребности и желания. Роль символов в нашей жизни велика – они влияют на нас изнутри и снаружи, на уровне сознания и бессознательного.
Очень важно не только постичь символические принципы на абстрактном уровне, о чем мы уже говорили, но и пользоваться ими в жизни. В противном случае они останутся всего лишь идеями, которым лишь предстоит превратиться в работающие символы. Символы материализуются на физическом плане и становятся полностью понятными нам только тогда, когда они «заземлены» и укорены в реальности. Следовательно, нужно показать, каким образом описанные выше идеи, касающиеся символов, проигрываются в реальном мире.
Для того чтобы проиллюстрировать «заземление» обсуждаемых принципов, можно воспользоваться любой знаковой системой, поскольку все знаковые системы функционируют, по сути дела, на одной и той же основе. Я решил воспользоваться системой дорожных знаков, потому что она исключает двойные толкования и однозначна. Общая задача этой системы, которая объединяет дорожные знаки и правила движения, – обеспечить безопасность на дороге в различных ситуациях, и таким образом все ее составляющие складываются в единство. Хотя красный сигнал светофора, знак «Осторожно, олени», знак пешеходного перехода, поворота налево и одностороннего движения требуют совершенно разных реакций, все эти многообразные символы играют свою скоординированную роль в достижении главной цели – обеспечении безопасности движения. Как и в случае любой знаковой системы, в процессе езды знаки сменяют друг друга. Эта постоянная необходимость модифицировать образ своих мыслей и действий в работе с символами называется интерпретацией. Необходимо вынести суждение и быстро принять решение: сигнал «Стоп» сменяется знаком, ограничивающим скорость до 60 километров в час, а потом мимо вас едет машина скорой помощи, которой необходимо дать дорогу – все это требует изменений в поведении. Различные механизмы контроля движения (символы) находятся в непрерывном динамическом взаимодействии; они не являются статичным, застывшим набором. Не существует одного-единственного способа реагировать на эти символы (их единственной интерпретации), потому что очень многое зависит от ситуации на дороге и состояния водителя. Знак, ограничивающий скорость движения до 60 километров в час например, представляет собой некую общую ситуацию. В этой зоне одни водители, приехавшие в конечный пункт своего путешествия, останавливаются; другие, застрявшие в пробке, перемещаются со скоростью 8 километров в час; а полицейская машина мчится на место преступления со скоростью сто двадцать километров в час. Для любого водителя все эти знаки и правила не кажутся запутанными, не имеющими никакого отношения к дороге или выбранными наугад. Каждый водитель, имеющий права, прекрасно знаком с этой знаковой системой в целом. Задолго до того, как человек получит водительские права (другими словами, станет настоящим пользователем знаковой системы), он должен продемонстрировать понимание того, как все эти знаки и правила (все эти символы) работают в совокупности, а также и достаточную компетентность, чтобы пользоваться ими на дороге (квалификацию, позволяющую интерпретировать эти символы). Идея вождения автомобиля становится физической реальностью, когда выученные принципы применяются на дороге. До демонстрации водительского мастерства и получения прав, самое близкое к вождению, что может делать человек – это думать о нем (до тех пор пока человек не овладеет знаковой системой, он не готов использоваться ее в своих целях). Еще один фактор, влияющий на вождение, – это сам водитель. Каждый водитель знает, что необходимо сделать для того, чтобы знаковая система успешно заработала (каждый, кто овладел знаковой системой, понимает, как она работает). Однако у каждого есть свое личное понимание этой системы (каждый человек интерпретирует символы уникальным образом). Дорожные знаки и правила так же шаблонны, как символы любой другой знаковой системы. Тем не менее всегда остается место для индивидуального подхода. Для подростка любые ограничения – это вызов, и их следует проигнорировать; зрелый водитель расчетливо движется со скоростью, превышающей допустимую ровно на 6 километров в час; чрезмерно осторожный пожилой водитель движется со скоростью тридцать километров в час там, где можно ехать со скоростью пятьдесят километров в час. Еще один важный фактор, влияющий на вождение (на интерпретацию символов) – это состояние личной жизни водителя. Установки, настроение, проблемы и кризисы текущего момента способны полностью изменить стиль вождения человека (существенно изменить то, как будет интерпретировать символы и действовать на основании них). Он может спешить или чувствовать себя полностью подавленным из-за недавнего спора, больным, разъяренным, сонным, перегруженным множеством дел, которые навалились на него одновременно, или быть озабоченным чем-то другим. Таким образом, обычная манера вождения (характерный подход к интерпретации символов и работе с ними) является индивидуальной и изменчивой; как правило, со временем усиливается способность успешно справляться с машиной на дороге (человек учится все более искусно достигать главной цели знаковой системы). Из всего этого следует мораль. Если водитель сознательно решил полностью сотрудничать с духом правил дорожного движения (если он нацелен на высший, идеальный опыт, который может предложить система этих правил), то он, скорее всего, избежит многочисленных наказаний и травм (негативного опыта) – аварий, переломов, штрафов, тюремного заключения, репутации скверного водителя, а также негодования со стороны жертв дорожно-транспортных происшествий и судебных тяжб с ними. Плюс ко всему, он успешно достигнет главной цели данной знаковой системы: безопасного вождения.
Итак, символизм это инструмент жизни человечества. Это то, посредством чего мы справляемся с повседневной жизнью – используя сложные механизмы восприятия, которые я назвал знаковыми системами. Но помимо суеты повседневной жизни существует высшая, фундаментальная Реальность, с которой нам приходится считаться всегда и при любых обстоятельствах. Что касается этой высшей реальности, то мы напоминаем слепцов из притчи, которые ощупывали разные части тела слона и делали совершенно разные и противоречивые выводы относительно того, что же такое слон. Никто из них не может увидеть и воспринять животное целиком. Подобно этим слепцам, мы называем реальность именами нескольких знаковых систем, известных нам, тогда как остальные, столь же глубокие по смыслу системы, остаются незатронутыми нашим воображением. Наше личное, субъективное восприятие Реальности составляет нашу собственную реальность. Это те ментальные линзы, через которые мы смотрим на жизнь, понимаем и проживаем ее.
Наше качество жизни зависит от того, как мы будем обращаться со своим символизмом: каким мы его видим, как интерпретируем, как действуем, руководствуясь им. Независимо от того, какую бы чудесную знаковую систему мы ни выбрали, ее эффективность, как и эффективность любого другого инструмента, зависит от наших навыков и тщательности, с которой мы ее применяем. Любая знаковая система склонна создавать порядок из хаоса и привносить в эту структуру цель. Отсутствие такого порядка и цели перечеркивает нашу способность преуспеть, независимо от чистоты и силы нашего намерения достичь цели. Давайте снова вспомним всем известную знаковую систему правил дорожного движения, существующую везде, где есть дороги и автомобили. Если бы не существовало общего понимания о протоколе движения, если бы не было ограничений скорости и других форм поведения тех, кто сидит за рулем, если бы не было правил и знаков, призванных сообщать о правильном вождении, то, без всякого сомнения, вождение стало бы таким опасным делом, что весьма сомнительно, что автомобили вообще стали бы производить. Кто захотел бы вкладывать крупные суммы – не говоря уже о личной безопасности – в товар, который может превратиться в обломки через несколько часов после покупки? Таким образом, наша транспортная система не только структурирует ситуацию, но и прививает установку безопасного движения практически каждому водителю.
Американская национальная знаковая система, о которой говорилось ранее, среди многих прочих, также создает структуру в зоне своей компетенции.
В совокупности все знаковые системы каждого индивида структурируют и стабилизируют его жизнь, позволяя ему нормально функционировать и жить на земле. По сути только знаковые системы и выполняют эту удивительную функцию, потому что в природе человека заложено находить индивидуальные концепции в ткани жизни. Структура не задана изначально. Скорее, именно наш талант творит концепты собственного изготовления в окружающей среде и решает, что они означают для нас. Кроме того, мы видим смысл в отдельных символах, а затем мы делаем выводы о том, каким образом определенные символы взаимодействуют друг с другом (то есть осознаем концепт).
Сила символов начинается и заканчивается внутри нас. Когда смысл какого-то конкретного символа настолько велик, что буквально захлестывает нас, нужно осознавать, что сам по себе символ не обладает силой, вызывающей такое действие. Символ всего лишь служит триггером нашего бессознательного, которое и придает такую интенсивность нашим мыслям и эмоциям. Когда мы поворачиваем ключ и включаем мотор, мы не думаем, что ключ зажигания сам по себе представляет собой источник энергии. Точно так же обстоит дело и с символами: они предлагают, напоминают или каким-то образом стимулируют нас (они включают наше бессознательное), а наш разум делает все остальное, включая или не включая в себе силу символа. У каждого из нас есть символы, несущие в себе огромный смысл, но не действующие на нас. Что касается меня, то символы, связанные с бодибилдингом, особыми породами собак, модой, гоночными автомобилями, музыкой в стиле кантри и вестерн, а также чемпионатами по бейсболу, неинтересны мне и не несут для меня персонального смысла; при этом я вовсе не намерен их как-то осуждать. Когда я сталкиваюсь с символами из этих шести областей (например, цветами, популярными в этом сезоне; характеристиками чемпиона породы, десятью вещами, которые наиболее интересны для фанатов знаменитого певца в стиле кантри; техническими новинками 500 самых быстрых автомобилей этого года и так далее), я распознаю в них символы, каковыми они являются. Я могу признавать особый смысл, который они имеют для других людей, но эти символы оставляют меня безучастным, хотя я и вижу силу, которую другие люди приписывают им.
Опыт – или смысл, – который мы ассоциируем с данным конкретным символом, и символ сам по себе полностью независимы друг от друга. Между ними нет связи. Тем не менее они кажутся одним и тем же, неразделимо переплетенными друг с другом, особенно если мы вовлечены во все это. Нам кажется невозможным отделить события жизни от смысла, который мы приписываем им, даже на мгновение, даже сугубо теоретически. Однако на самом деле мы часто получаем опыт работы с ними по отдельности, либо приписывая новый смысл символу, либо сохраняя устоявшийся смысл после утраты символа. В первом случае добавление чего-то особенного в нашу жизнь – супруга, домашнего животного, памятного подарка, хобби, героя – ведет к созданию нового символа. В данном случае этот новый символ напоминает пустой сосуд, который мы наполняем смыслом. Во втором случае потеря символа (супруга или домашнего животного, например) оставляет нам всего лишь воспоминания (то есть просто смысл), которые мы связываем с этим символом. Как правило, эти воспоминания продолжают оказывать на нас сильное воздействие, и хорошо, если только на наши мысли. Это предполагает также, что символ не является и не может являться вместилищем смысла. Эта его способность таится в нашем сознании и в действительности полностью не зависит от символа, с которым мы по привычке связываем смысл.
Трудность отделения опыта, который мы создаем (отделение смысла), от событий (от символов), которые происходят в нашей жизни, заключается в том факте, что все связано с тем, кем мы являемся. Когда мы вкладываем смысл в символ, мы в какой-то степени распространяем на него самих себя: мы являемся этим символом. Мы изобретаем символы в глубинах своего существа, что, в свою очередь, ведет к крепкой связи с нами и тем, с чем мы себя отождествляем. Большая часть нас самих, которую мы проецируем на символы, берет начало на бессознательном уровне, где наша способность осознавать, выносить суждения или контролировать весьма мала. Когда мы размышляем о себе или своей жизни, мы подготавливаем себя к овладению символами, которые мы выбираем сознательно. Остальные символы (их подавляющее большинство) возникают из глубин нашего существа без участия сознания. Следовательно, мы не помним, как создавали их, и в дальнейшем не чувствуем за них ни малейшей ответственности. Поэтому если они не соответствуют нашему «Я»-образу или, по нашему мнению, оказывают негативное влияние на наше благополучие, мы не хотим допустить мысль о том, что именно мы некогда создали их. Следовательно, мы воспринимаем себя отдельно от большого мира. Мы называем это «объективной реальностью».
Очень важно понять, что знаковые системы сами по себе не несут смысла и не упорядочивают нашу жизнь. До тех пор пока мы не увидим смысл в каждой части, не поймем каждый аспект и не сведем их воедино, символы лишены значения и пребывают в недифференцированном состоянии. Даже самая поразительная, сулящая откровения знаковая система не представляет никакого интереса или ценности, если нет персонального смысла, ассоциирующегося с ней. Этот момент стал ясен уже в наши времена, когда люди пытались понять современное абстрактное искусство. Сами художники, несомненно, вкладывали свою страсть в смысл и символы картин. Они делали все возможное, чтобы выразить свои идеи на холсте. Но широкая публика не могла понять их. Многие люди, взглянув на произведения абстрактной живописи, – даже на те, которые четко формулируют выраженную в них идею, – задают один и тот же вопрос: «А что это?»
Лично у меня есть опыт многолетнего непонимания кубистских полотен Пабло Пикассо. Во время обучения в старших классах школы и в университете мы обсуждали его работы на занятиях, причем несколько раз очень подробно. Раз за разом Пикассо прославляли как гения, опередившего свое время, но лично я, вплоть до сорокалетнего возраста, не понимал, что же в творчестве Пикассо вызывает такой восторг. Я не знал, как мне сделать первый шаг к его пониманию. Эти картины ничего не говорили мне. Они ничего не значили для меня. А затем, в один прекрасный день, когда я смотрел по телевизору биографический фильм о Пикассо, я услышал рассказ о кубистском периоде творчества художника, и что-то пробудилось во мне, рождая понимание. Неожиданно я увидел это. Я установил все связи. Картина, которую показывали в тот момент на экране, оказала на меня такое мощное, электризующее воздействие, что я буквально вспыхнул от изумления! Символы сами по себе не рождают ни смысла, ни опыта. Мы сами насыщаем смыслом символические формы и пожинаем опыт.
Читатели, незнакомые с числовым символизмом или нумерологией, легко согласятся с этим, когда речь зайдет о сложном и запутанном смысле символических чисел от 0 до 9. Такие простые, безыскусные цифры…
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Сами по себе – это всего лишь числа для счета. Однако если открыть для себя их метафизическое значение, то оно укажет путь к глубокому духовному опыту.
Мы на индивидуальном личном уровне вдыхаем жизнь в знаковые системы. На первых порах может быть очень трудно увидеть это из-за наших собственных, персональных знаковых систем, которым мы дали жизнь так давно. Люди часто забывают, а еще чаще не осознают этого, вдыхая жизнь в какую-либо знаковую систему. Они также не осознают, насколько долог период, предшествующий рождению «реальных символов» и «опыта реального мира», которые есть у них в их жизни. Люди очень редко хоть сколько-то осознают, что «реальные вещи» отчасти субъективны, что означает, что они в какой-то степени являются продолжением выводов, сделанных людьми.
Когда мы только начинаем осознавать знаковую систему, она представляет собой могущественный новый опыт в жизни. Хотя на первых порах мы можем не знать всех деталей этой системы и того, как они взаимодействуют друг с другом, они формируют внутри нас цель и стремление к ней. Независимо от того, является ли новая область опыта конкретной и описываемой или неуловимой и инстинктивной, эта знаковая система становится отныне частью нашей жизни. Акт признания начинается с процесса, в ходе которого мы постепенно накапливаем и объединяем компоненты опыта, которые становятся частью реальности – нашей реальности. Для дальнейшего развития в этом направлении существует масса информации и руководств – таких как эта книга – из самых разных источников и обо всех знаковых системах, которые только можно вообразить. Однако все эти источники обладают весьма ограниченной способностью вносить свой вклад в понимание системы. Они могут лишь косвенно поспособствовать нашим усилиям, направленным на формулировку необходимых внутренних концептов данной конкретной знаковой системы. Понимание других систем, какими бы вдохновляющими они ни были, не дает ни силы, ни мужества и ничем не может помочь нам в изучении. Строительный материал знаковой системы – это всегда наш собственный опыт. Делая знаковую систему своей собственной, мы получаем удовольствие от всей полноты ее опыта. То, что мы находим там, может нам нравиться, а может и не нравиться. Мы можем понимать (или чаще не понимать) все то, что там находим. В любом случае, мы там как дома.
Помня все это, мы ясно понимаем, почему намерение или цель человека играют столь решающую роль в работе с символами. Именно намерение, которое оплодотворяет разработку знаковой системы, содержит в себе в латентном состоянии все аспекты того, что станет «реальной знаковой системой» в своем зрелом состоянии. По этой причине учения всех духовных знаковых систем начинаются с обсуждения истинного намерения: то, что мы вкладываем в свою знаковую систему на этапах ее формирования, возвращается к нам в виде той реальности, с которой нам приходится иметь дело. Этот же принцип применим и ко всем мирским знаковым системам. Существующий ныне символизм вашей жизни – «то, как все происходит» – это прямое следствие предшествовавшего символического процесса. Этот предшествовавший процесс – своего рода стадия планирования, на которой философские идеи и установки принимают конкретную форму. Между различными символами, которые еще не опробованы и не проверены, возникает напряжение. Лишь пройдя через испытание временем и пространством, последствия становятся очевидными, хотя зачастую они оказываются неожиданными и непреднамеренными.
Возможно, в этот момент вам вспомнилось множество ситуаций в жизни, которые явно противоречили вашим намерениям. И вы, возможно, пришли к выводу о том, что кто-то или что-то, помимо ваших собственных намерений, вмешались в процесс и породили эти неприятности – нечто такое, что вы не в состоянии контролировать и что вы наверняка исключили бы из своей жизни, если бы могли. Но на деле все эти размышления ведут вас прямо к вашему изначальному намерению – просто в изначальный набор концепций вкрались почти неощутимые и неосознаваемые ошибки. Выбор, который вначале казался вопросом склонности и предпочтений, в конце концов, оказался высеченным в камне. Ошибки на ранних этапах, которые казались неважными в то время, когда все вещи были пластичными и невообразимыми, неизбежно развились в неспособность или дисфункцию, когда концепция сформировалась полностью. В конце становится ясно (если, конечно, человек задастся таким вопросом), что данный конечный результат является следствием некой причины, а наилучшим результатом является мудрость – знание того, как лучше справляться с вещами и событиями.
Как только символические концепты примут окончательную форму, нам становится гораздо легче справляться с враждебными обстоятельствами духовным образом. Духовные знаковые системы это выражения мудрости, и применять их в жизни – это применять мудрость. Даже если такой подход и не излечивает от всех бед негативного или деструктивного символизма, он не причинит вреда в будущем. Он также вырабатывает такие важные качества характера, как силу, дисциплину, концентрацию, прозорливость, скромность, бескорыстие и так далее. Все это, конечно, является необходимой частью духовной жизни. Необходимо также понимать, что противостояние негативу с помощью духовного принципа – это средство не столько глубокой трансформации своего «Я», сколько способ «текущего ремонта». Как только знаковая система становится для нас реальной, мы должны жить в соответствии с ней, поскольку сами породили ее.
Это совершенно разные вещи – создавать духовную знаковую систему (или любую другую систему) с самого начала или воссоздавать уже существующую. Определенные шероховатости и неточности можно устранять с самого начала. В результате целые категории неприятностей и дискомфорта никогда не станут частью нашей жизни.
Это является основой самых идеалистических, самых чистых и самых священных намерений, которые (и это доказано) оказываются самыми практичными.
Если говорить о широком спектре знаковых систем, существующих в мире, то духовные знаковые системы являются совершенно уникальными в одном отношении. Подобно всем знаковым системам, они представляют собой способ восприятия, но их суть, или базис, – это ничто. Эта любопытная фразеология определяет различие, которое следует делать между духами и оформленными вещами. «Ничто» – это правильный в техническом смысле термин, потому что Дух – не проявлен, у него нет формы и пространства. Он не берет начало на физическом, ментальном, эмоциональном или эфирном плане бытия. У него нет качеств, характеристик или атрибутов. Дух – это ничто в буквальном смысле этого слова, у него нет внешнего вида, структуры или организации. Ничто занимает исключительное место в мире глубинных форм. Концепт форм включает в себя гораздо больше, нежели принято считать. Конечно, он включает в себя физический мир, но он включает и все остальное, что характеризуется хоть какими-то качествами, паттернами, концептами или организующим принципом. Под это определение попадают мысли, чувства, идеи, идеалы и надежды (все это примеры форм), а также такие явные физические выражения формы, как, скажем, скалы, деревья и вещество.