Северо-западный регион.

Первые упоминания о северо-западе в русских летописях начинаются с изгнания в 862 г. (условная хронология) каких-то варягов, которым еще в 859 г. платили дань (цитируется по ЛЛ [119]): “Въ лѣт. [6367 (859)] [И]маху дань Варѧзи изъ заморьӕ. на Чюди и на Словѣнех. на Мери и на всѣхъ Кривичѣхъ.” Не указывается этническая составляющая тех варягов. Попытка вести самостоятельное управление участком международного торгового пути привела к противостоянию участников процесса и нарушению функционирования пути: “В лѣт. [6370 (862)] Изъгнаша Варѧги за море … И почаша сами в собѣ володѣти. и не бѣ в нихъ правдъ. и въста родъ на родъ. [и] бъıша в них̑ усобицѣ и воєвати почаша сами на сѧ [и] рѣша сами в себѣ. поищемъ собѣ кнѧзѧ. иже бъı володѣлъ нами. и судилъ по праву”. Это значит, что в течение хотя бы одного года было какое-то самоуправление. Следовательно, послать за князем могли уже в 863 г. Очевидно, что отправка послов за князем и возвращение обратно должны были состояться в одну навигацию, т. е. в течение 863 г.

Если посмотреть на нумизматическую составляющую, то можно заметить устойчиво работающий путь в первой трети IX в. и сбой в работе во второй. Но уже в третьей трети IX в. работа пути вновь стабилизировалась. Эти данные говорят о том, что к самоуправлению местные общности перешли раньше, чем сообщают летописи.

Ладожское озеро покрывалось льдом (особенно северная часть) уже в конце октября, а вскрывалось ото льда в конце апреля-мае. Поэтому, если послы убыли водным путем, то не раньше мая 863 г. Плавание было каботажным – вдоль берега на расстоянии видимости. За исходные возьмем данные приведенные Ю.Ю. Звягиным (Занимательные истории времен князя Владимира. Ломоносов, 2019 г. 248 с): “От Новгорода по воде до Волина (в устье Одера) расстояние около 1575 км, которое преодолевается за 28 дней (Херрманн Й. Славяне в Германии. Берлин. 1986). До Любека еще 300 км по воде. Т.е. еще 6 дней. Итого при благоприятной погоде 34-35 дней плавания. С учетом изменчивости погоды плюс еще 7-10 дней”. Значит через 45 дней после выхода из Ладоги (в середине мая) могли прибыть в Любек (в конце июня-начале июля). Обратным отсчетом – от середины октября (конец навигации на Ладоге) 45 дней дают конец августа. Т.е. было почти два месяца для подготовки кораблей, продуктов и дружины.

“И изъбращасѧ .г҃ . братьӕ с родъı своими. [и] поӕша по собѣ всю Русь. и придоша старѣишии Рюрикъ [сѣде Новѣгородѣ]. а другии Синеоусъ на Бѣлѣѡзерѣ. а третии Изборьстѣ Труворъ. [и] ѿ тѣхъ [Варѧгъ] прозвасѧ Рускаӕ землѧ Новугородьци ти суть людьє Нооугородьци ѿ рода Варѧжьска . преже бо бѣша Словѣни”. [.г҃. – в алфавитной системе счета означает -3-].

Вот здесь первое отклонение от реалий IX века. Прежде всего – не было еще никакого Новгорода. Поэтому сесть Рюрик мог только в Ладоге или в Любше. Состояние точек “приземления” призванных отражено в Приложении «Археология северо-запада в IX в.»

Далее, слова “поӕша по собѣ всю Русь” должны бы означать, что вышел весь народ с этниконом Русь. Но это в принципе неверно, т. к. никакими хрониками не зафиксирована такая многочисленная миграция. Здравый смысл не принимает такого содержания. Как можно еще понимать эту фразу? Вышли только три рода (возможно, русских), т. е. глава семьи и его ближайшие родные. Тогда слова «со своим родом» – означает со своей семьей.

Очевидно, что запрос был на князя, способного навести порядок, т.е. с вооруженным сопровождением (имеется в виду вооруженная дружина). Тогда все понятно: пошли на северо-запад (возможно, русский) князь (Рюрик) и двое воевод (Синеус и Трувор; пока нет оснований называть их русскими и братьями). Все трое с дружинами.

Летописи утверждают, что “от тех [варяг] прозвалась Русскою земля”. Этот пассаж лежит в створе литературного творчества. Пример, скифы представляли разноэтническую федерацию, но авторы редко называли конкретный этнос, чаще всех их называли только скифами. Покоренные Карлом Великим нации, некоторые авторы называли, по названию этноса-покорителя франками, а не по коренной этнической принадлежности. Так и здесь – раз пришел русский князь, значит земля стала называться русской. Ведь летописец подчеркивает – преже бо бѣша Словѣни.

Относительно указанных персон тоже написано много, в т.ч. (Рюрик и его братья. Самиздат. 2024). Существует две основных версии о Рюрике. Первая славянская – Рюрик из мекленбургского княжеского дома; вторая скандинавская – Рюрик это Рёрик Ютландский (он же датский или Фрисландский).

Сразу проясним, что надо понимать под термином «скандинавы». Скандинавы были северогерманской языковой группой в раннее Средневековье, когда они говорили на древнескандинавском языке. Группа народов – норвежцы, датчане, шведы, готландцы и исландцы – населяющих Скандинавский полуостров и близлежащие к нему острова и принадлежащих по языку к северогерманской ветви. Немцы называли скандинавов аскоманнами, ашменами, галлы – лохланахами (скандинавами), а англосаксы – денами (датчанами).

Существует еще ряд разных версий, которые далеки от истины. В некоторых источниках фигурирует версия о “ререгах” (рарогах). Сразу отметим, что время жизни термина “ререги” применительно к ободритской (мекленбургской) земле очень короткое. Название “ререги” известно только от Адама Бременского в 1070-х годах. У Гельмонда из Босау они исчезают и возвращаются “ободриты”. Причина кроется в том, что в 1066 г. правящая мекленбургская династия была смещена и новым правителем стал Крут (Круто) с острова Рюген. Крут (Круто) правил с 1066 по 1093 гг. Затем к власти вернулся Генрих. Исходя из периода правления Крута и написания Адамом Бременским, можно сделать вывод, что “ререги” должны быть названием династии рюгенского Крута и не имеют отношения к мекленбургской династии. Была версия Б.А. Рыбакова, что Синеус и Трувор – это «sine hus» и «tru varing» – «свой дом» и «верная дружина». Относительно трактовки «sine hus» и «tru varing» как «свой дом» и «верная дружина» остроумно подметил Е.В. Пчелов, который обратил внимание на то, что в такой трактовке семья сидит в Бело-озере, верная дружина – в Изборске, а сам Рюрик – в Ладоге. Большей глупости придумать нельзя. Была еще версия А.А. Шахматова, что Рюрик – вымышленная фигура. Но появление этого имени в именослове русских князей – князь Василько Ростиславович (1066-1124 гг.), получивший языческое имя Рюрик, и Рюрик Ростиславович (1194-1215 гг.) – позволяет усомниться в этой версии.

Версия первая была принята царским домом. Автор версии, построенной на генеалогии мекленбургских князей, Иоганн Фридрих Хемниц (1611-1686 гг.) (Genealogia regum, dominorum & ducum Megapolensium.... T. II. Lipsie, 1740). К ней “примыкает” версия Себастьяна Мюнстера (1488-1552 гг.) (Космография. Описание Литвы, Самогитии, Руссии и Московии. 1544. Журнал министерства народного просвещения. Ч. 211, отд. 2. 1880), поддержанная Сигизмундом Герберштейном (1486-1566 гг.) (Записки о Московии. М.: Издательство Московского университета, 1988. 430 с.), о вагрском происхождении Рюрика (вагры входили в ободритский союз). К сожалению, неизвестно ни одного имени вагрских князей IX в.

Автор скандинавской версии Ганс Фридрих Холлманн (1877-1921 гг.) (Рустрингия, первоначальное Отечество первого российского великого князя Рюрика и братьев его. М., 1819). Весьма интересно то, что скандинавские саги не знают ни основателя династии Рюрика, ни его предков. Зададим вопрос – какими могли быть основания у словен для обращения к датскому Рёрику? Вот здесь вспоминаем Ф.О. Крузе (О происхождении Рюрика [Текст]. Журнал министерства народного просвещения. 1836. № 1. с. 43-73) о том, что Рюрик по своему происхождению был наполовину даном, наполовину ободритом. Это может свидетельствовать о матримониальных связях семей датских конунгов и вендов-ободритов. Поэтому неудивительно обращение словен к Рёрику.

Т. о., пока обе версии правомочны.

Согласно исследованиям И.Ф. Хемница: “Годлейб, сын Витислава II, князь вендов и ободритов, он был пленён в 808 году по Р.Х. в сражении, которое король Дании Готтфрид выиграл у его брата, короля Тразика, и по его приказу был повешен. Его супруга N родила ему трёх сыновей: Рюрика, Сивара и Эрувара, которые по своим русским корням были призваны в Россию, и та была отдана им в правление”. Значит, как минимум, двое должны были родиться до смерти отца, а третий мог уже после данного факта. Т. о., даже при годовой разнице имеем год рождения Рюрика – 807 г. (возможно и ранее, но не позже).

Согласно русским летописям, смерть Рюрика наступила в 879 г. (хронология условная). Слишком продолжительная жизнь правителя в то время всегда вызывает сомнение в истинности. Данные о продолжительности жизни по королям говорят, что даже для них дожить до 70-летнего возраста было исключительно редким явлением: Карл Великий – прожил 66 лет: Генрих I, король Англии прожил 67 лет; Яков I, король Арагона – 63 года; Генрих III, король Англии – 65 лет; Эдуард III, король Англии – 65 лет; Филипп I, король Франции – 56 лет; Людовик VII, король Франции – 60 лет; Людовик IX, король Франции – 56 лет и т.д. Т.е. наиболее реально – 65 лет. Но с крайней осторожностью можем допустить, что Рюрик дожил до 70 лет. Тогда в пределе он должен был умереть не позже 877 г. Отметим разницу с условной хронологией летописей в 2 года.

Теперь отметим нестыковки указанных версий.

В версии, принятой царским домом, есть одна существенная нестыковка. Заявление о русских корнях Рюрика и его братьев основано на том утверждении Хемница, что супруга Витислава II, мать Годлейба (отца Рюрика), была дочерью князя из Руси и Литвы. Но, проблема в том, что Литовское государство было создано Миндовгом только в XIII веке. Название «Литва» (Lituae) впервые встречается в Кведлинбургских анналах в записи за 1009 год (XI в.), когда сообщается о смерти Бруно Кверфуртского. В русских летописях первое упоминание Литвы относится к 1040 г., когда состоялся поход Ярослава Мудрого и была начата постройка Новогрудской крепости. Т. е. ранее XI века не существовало княжества (Руси и Литвы). А в генеалогии речь идет о бабушке Рюрика, т.е. это даже не IX, а середина VIII века. Поэтому считаем, что версия (несмотря на то, что принята царским домом) пока не имеет убедительных доказательств о русских корнях.

Во второй версии тоже есть нестыковка – отсутствие братьев у Рёрика. Для устранения этой нестыковки вынуждены прибегнуть к допущению. Согласно А-Л. Шлецеру [181], конунги ставили во главе дружин только своих родичей. Синеус и Трувор тоже могли быть родичами Рёрика, но не обязательно его братьями, тем более, родными, как это представил летописец через более чем 200 лет. Оба могли быть, например, братьями его жены, а под влиянием фольклорного мотива через столетия были переосмыслены как его братья. Такое решение снимает невыполнимую задачу поиска в других местах такого же триумвирата, если придерживаться их реальности. Т. о., несмотря на то что Рёрик Ютландский (датский) – реальная личность, его отождествление с Рюриком возможно только с учетом сделанного допущения. Следовательно, и эта версия не является убедительно доказуемой.

Получается, что вновь обе версии правомочны при некоторых допущениях (в одной русские корни, в другой не родные Синеус и Трувор). Важно отметить, что никакой Олег (по летописям, якобы родственник) не фигурирует в этих версиях. Возникает вопрос – а был ли он с ними? Видимо, нет.

Для нас должно быть очевидным, что Рюрик, покинув юго-западное побережье Балтики, не имел существенных оснований для вояжей “туда-сюда”. Прибыл и остался. А вот Рёрику, если призвали его, необходимо было мотаться с запада на восток и обратно. Анализ текстов в Анналах (Фульдских, Бертинских, Ксантенских) показывает, что в сообщениях о Рёрике (датском) имеем перерывы: с 854 г. до 863 г.; с 864 г. до 867 г.; с 868 г. до 870 г.; 871-й г.; 874-й г.; с 876 до 882 гг. Это гипотетически позволяет быть Рёрику в Приладожье в эти годы.

Ранее было показано, что Рюрик-Рёрик мог прибыть на северо-запад (в Приладожье) к зиме 863 г. По перерыву сообщений в анналах с 864 г. до 867 г. вполне допустимо, что в это время Рёрик мог быть в Приладожье. Смерть “братьев” ЛЛ датирует фразой “по дву же лѣту. Синеоусъ оумре. а братъ єго Труворъ. и приӕ власть Рюрикъ”. Никоновская летопись сообщает, что в том же 865 году Рюрик воюет за Полоцк с Аскольдом: «много зла сътвориша». Т. е. и в 865 г. Рёрик все еще мог быть в Приладожье. В той же Никоновской летописи сообщается, что в лето 6375/867 «Аскольд пошел на кривичей, наложил на них дань и приказал им дань Рюрику не платить». Рёрик оставил такие действия без последствий. Видимо, его в 867 г. не было в Приладожье, т.к. был в движении на запад. За период с 6378 (870) по 6386 (878) в русских летописях не отражено никаких событий и упоминаний о Рюрике, что может свидетельствовать об отсутствии Рюрика-Рёрика в Приладожье. В подтверждение этого С.С. Алексашин (Хроника Рорика Фрисландского и Рюрика Новгородского. Электронная библиотека МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН) дополнительно сообщает, что “в 875 году Рорик преподнес царские подарки Карлу Лысому к его императорскому коронованию … – легендарная риза или плат Божьей Матери, которую он назвал Camissia и передал в церковь Шартра графства Мэн на хранение … Симптоматично, что главным хранителем ризы, то есть графом Шартра, император назначил брата Рорика по оружию – викинга Гастингса”.

Но почему Рюрик оставил потерю Полоцка без последствий? Ведь он никуда не уезжал. А оказалось, что Полоцк был потерян Рюриком навсегда. Это может свидетельствовать о том, что и местные кривичи (полоцкие), пожив с Рюриком два года (865-867), решили поддержать Аскольда и его наместника. Так могла организоваться независимая полоцкая династия.

В анналах о Рёрике нет сведений с 876 по 882 годы, а в летописях в 879 г. сообщается: “Въ лѣт. [6387 (879)] Оумершю Рюрикови …”.

Из сопоставления сообщений европейских хроник и русских летописей можно сделать следующее заключение: имеется хронологическая возможность нахождения Рёрика в Приладожье в периоды молчания о нем в анналах. Рёрик мог искать другие точки дохода и с этой позиции можно допустить его возможное внимание к восточной части Балтики.

Т. о., пока ни одна версия не имеет приоритета и обе правомочны.

Сколько могло быть дружинников, чтобы каждый из “братьев” мог восстановить и поддерживать функционирование своего участка международного торгового пути? Сколь большой могла быть дружина – сотня, две, три сотни дружинников? Для ответа на вопрос о численности дружин, посмотрим на вместимость судов в IX в. для морского плавания (не торгового!). Для этого обратимся к С. Беззаконову [12]: “ … я лучше процитирую самого Сойера, ибо как уже отмечал ранее, не всегда пересказ текста оказывается короче цитаты из него: « … по своему размеру, – пишет историк, – по крайней мере в IX–X веках, корабли (викингов – С.Б.), скорее всего, никогда не были большего размера, чем судно из Гокстада с тридцатью двумя веслами … именно об этом говорит комплект его щитов. К тому же в своем рассказе о битве 896 г. «Англосаксонская хроника» подтверждает тот факт, что максимальное количество воинов на скандинавских кораблях IX века было именно такого порядка. … получается, что команда каждого из судов едва ли могла насчитывать более тридцати человек».“ Но одни и те же гребцы не могут работать на веслах все 1500 км. Значит для организации смены должен быть второй комплект рук. Вот и получаем около 60 человек на одном судне.

Допуская, что по 90 воинов в Бело-озеро и Изборск, а 120 в Ладогу, получаем, что всего могло быть 300 дружинников на 5-ти кораблях. Такой незначительный “караван” мог не вызвать вопросов и не остаться в хрониках.

А вот далее – интересно. Как корабли попали из Балтики в Ладогу? Все авторы считают, что через Неву. Но ведь даже летописец в XI-XII вв. не упоминает такой речки! Летописец обозначил: “…озеро великоє Ново [и] того ѡзера внидеть оустьє в море Варѧжьскоє.” Это свидетельствует о том, что реки Нева еще нет. Об этом говорится в [36; 109]. Первое упоминание Невы содержится в НПЛ старшего извода под 6736 г. (1228 г.). Т.е. в XIII в. это первое сообщение о Неве не только в русской, но и в мировой письменной традиции. Поскольку реке дано название Новая, значит мореходам и географам была известна какая-то старая река. Это река Вуокса. Вуокса в то время соединяла Финский залив и Ладогу. В древности эта река имела два рукава. Восточный шел в Ладогу (ныне существующее северное русло Вуоксы), а западный впадал в Финский залив около современного Выборга. Как отмечено в [204]: “Ладожское озеро сбрасывало воду в Выборгский залив через реку Вуокса, тогда полноводную и судоходную.” По мере поднятия Балтийского щита западный сток Вуоксы обмелел, превратившись в цепочку отдельных озер. Однако, судя по сообщениям источников, водный проход из Выборгского залива в Ладогу существовал еще и в XIII – XIV вв. Согласно [78], ранее торговля шла по Вуоксинской системе через современный город Приозерск (ранее назывался Кексгольм). Город существует на одном месте более тысячи лет. Все исследователи Карельского перешейка согласны с тем, что прямой водный транзит из Финского залива в Ладогу на севере Карельского перешейка функционировал, как минимум, до XIV в. Прохождение здесь торгового пути подтверждают археологические находки поселений и монетных кладов. Именно реку Вуокса имеет ввиду летописец (но не дает названия). Т. о., как минимум, до конца XII в. никто не знал реки Нева и по ней из Балтики в Ладогу (как и обратно) не ходил. Движению судов здесь даже в более поздние времена мешали Ивановские пороги, малая глубина, наличие подводных камней и отмелей, быстрое течение. Тектонические изменения, согласно [204], привели к тому, что “чаша [озера] переполнилась, Волхов потёк вспять, в Ильмень. А когда переполнился и Ильмень, к Финскому заливу через Ивановские пороги пробилась Нева.

Некоторые авторы пытаются использовать для доступа внутрь континента Западную Двину. Пороги на Зап. Двине [36] – Дисненские, Динабургские и самые опасные – Якобштадские или Кокенгаузенские, которые тянулись до самой Риги в самый сухой период были практически непроходимы. Анализ найденных кладов того времени на территории полоцких кривичей показал, что их нельзя связать с Западно-Двинским путем, т.к. за Полоцком их не наблюдается. Ниже Витебска кладов куфического серебра первого периода обращения дирхемов (условно ранее 833 г.) нет. Если в белорусском течении Зап. Двины, освоенном кривичами, куфическое серебро все же появляется в IX в., то в самых низовьях реки нет. Отсюда выводы исследователей о том, что на территорию низовий Даугавы (Зап. Двины) дирхемы в IX в. поступали не по Даугаве через Полоцк, а с запада, с моря. Так что пройти по Зап. Двине из Балтики вглубь континента по воде в этот период было невозможно.

В реальности призванный князь и его сопровождение должны были где-то “сесть”. Рюрик сел в Ладоге, Синеус – на Беле-озере, а Трувор – в Изборске. Если относительно Ладоги того периода вопросов нет, то что говорит археология о местах, куда сели “братья” Рюрика. Археология подтверждает возможность Трувору править в Изборске – поселение было основано на рубеже VII-VIII вв. В 31-м км от Труворово городища уже был старый Псков. А вот летописного Бело-озера в то время не было. Современный Белозерск возник в XIII в. Поиски летописного Бело-озера IX в. пока позволяют связывать его с поселением Крутик – на реке Конка (приток р. Каргач, впадающей в Шексну), в 25 км от самого Бело-озера. Синеусу тоже было, где сесть (правда не там, куда его посадил летописец). Более подробная информация о состоянии торговых пунктов северо-запада приведена в Приложении «Археология северо-запада».

В дружины Рёрика могли входить бойцы разных этносов, в т.ч. и скандинавы (датчане, норвеги, шведы, готландцы). Значит этот разнокалиберный состав должен был оставить свой след. Но поскольку археологами не найдено следов скандинавов на Труворовом городище и Крутике, то это свидетельствует о том, что призван был все-таки Рюрик (мекленбургский).

И вот здесь необходимо сделать комментарий. Русские летописи не знают ободритов и ободритский союз. Среди перечисленных им народностей – «в Афетовѣ же части сѣдѧть Русь. Чюдь и вси ӕзъıци. Мерѧ. Мурома Весь Моръдва. Заволочьскаӕ Чюдь. Пермь Печера Ӕмь. Оугра Литва. Зимѣгола Корсь. Сѣтьгола Любь Лѧхове же и Пруси Чюдь пресѣдѧть к морю Варѧжьскому по сему же морю сѣдѧть Варѧзи сѣмо ко въстоку до предѣла Симова. по т[о]муже морю сѣдѧть къ западу до землѣ Агнѧнски и до Волошьски Афетово бо и то колѣно Варѧзи Свеи Оурмане [Готе] Русь. Агнѧне Галичане. Волъхва Римлѧне Нѣмци. Корлѧзи Веньдици Фрѧгове и прочии доже присѣдѧть ѿ запада къ полуночью и съсѣдѧтьсѧ съ племѧнемъ Хамовъıм». Нет не только ободритского союза, но и поморян, руян. Даже данов! А ведь ляхи получили выход к морю только во второй половине Х века при Мешко I. Если отталкиваться от этого периода, то земли данов занимали – Ютландию и прилегающие на востоке острова. По описанию норвежца Оттара, территория Дании включала также область Халланд на Скандинавском полуострове. По информации Вульфстана для короля Альфреда к их землям относились земли Лангеланн, Лолланн, Фальстер и Сконе. А вот свеи упомянуты. Не потому ли, что второй женой Ярослава Мудрого была шведская принцесса? Очевидно, что летописец, во-первых, в точности не знал побережья Балтики в описываемое им время; во-вторых, исполнял политический заказ. Кстати, он упоминает Русь отдельно от варягов, что также вызывает вопросы.

Поэтому можно допустить вариант, что этнос «русы» был закрыт термином “корлязи – каролинги”. Если это так, то речь идет о франках, от которых в период Карла Великого были зависимы земли ободритов и саксов. Отсюда и фраза – “русы от рода франков”.

Т. о., это еще раз показывает, что сообщения русских летописей следует перепроверять десятки раз.

Возвращаясь к призванным на северо-запад, зададим вопрос – как они добирались до своих мест? Если верить летописцу, то все прибыли в Ладогу – “и придоша къ словеномъ первее”, а из нее расходились. В Ладогу прибыли к окончанию навигации 863 г., ближе к зиме. Значит перемещение в конечные точки по осенним распутицам и\или по льду русел замерзших рек. Чтобы из Ладоги добраться до Бело-озера надо преодолеть 570 км, до Изборска – 470 км.

Был ли смысл Трувору и его дружине идти до самой Ладоги, чтобы потом по осеннему бездорожью (в лучшем случае по льду замерзших рек) двигаться в обратном направлении? Следы корабельной стоянки VI в. открыты на острове Большой Тютерс в Финском заливе, на расстоянии в 80 км от устья Нарвы и в 90 км от устья Луги. Это свидетельствует о том, что уже в ту эпоху мореплаватели на Балтике достигали речных выходов Наровы (Нарвы), Луги и Вуоксы. Полагаю, что наши предки были не глупее нас. Поэтому не было никакого смысла идти Трувору в Ладогу, если задолго до нее уже можно было войти в устье Нарвы. Надо иметь в виду, что Нарова доступна для судоходства не на всём своём течении, т.к. присутствуют как водопады (высотой до 7 м), так и пороги (до 5 м). Чтобы обойти их, из Наровы надо войти в приток Плюсса, по которой подняться до Демешкин Перевоз. Здесь волок к реке Втроя, по которой спуск к Сыренца (Васкнарва), где погрузка на большие озерные лодьи. Из Чудского перейти в Теплое озеро, из него во Псковское озеро и высадиться во Пскове. Коммуникацию с озером Ильмень можно было поддерживать по известным маршрутам, как сухопутному (вдоль р. Шелонь), так и водным с волоками.

А как мог добраться Синеус к Бело-озеру? Из Ладоги можно уйти по Волхову (против течения) или по Свири (тоже против течения). При археологических исследованиях А.М. Микляев [96; 97] установил, что в рассматриваемый период вода в реках Северо-Запада стояла, как минимум, на 3 м ниже современного уровня. Это значит, что уровень Волхова и озера Ильмень тоже был на несколько метров ниже современного и водный путь по Волхову в VIII и IX вв. против течения был закрыт для всяких судов. На Волховском участке для преодоления порогов использовали обходные пути по суше, идущие вдоль реки. Это подтверждается кладами.

Относительно движения против течения по Свири в сторону Онежского озера. Основанием для такого рассмотрения служит обнаружение на реке Свирь поселения, датируемого IX веком. Из источника от 1860 года: “на 80 версте от озера Ладожского, вверх по реке, начинаются пороги, подходящие к самому Онежскому озеру; некоторые пороги вовсе не затрудняют судоходства, но другие затруднительны, особенно Сиговецкий и Медведицкий. В местах же, свободных от порогов, глубина в р. Свири от 12 до 40 футов [1 фут = 30,48 см]; … горизонт воды в р. Свири стоит высокий до 29 июня. Во время самых низких вод в озере Онежском, что случается в исходе марта, горизонт воды понижается до 1 фута … с половины июля до половины сентября вода убывает до ½ фута [15 см] … С октября вода опять убывает.” Изложенное означает, что в период водного минимума (минус 3 м) пройти по Свири против течения в Онегу в районе порогов было практически невозможно, особенно после октября. Река Вытегра впадает в Онежское озеро, а Ковжа – в Белое. “Река Вытегра судоходна только на 18 верст вверх от впадения её в Онежское озеро, … до построения шлюзов и плотин, Вытегра, по причине быстроты её течения и порожистого дна, не представляла никакой возможности для судоходства. … Другая речка – Ковжа, текущая с севера на юг и впадающая в Белое озеро, судоходна от устья вверх только на 38 верст, но далее, на расстоянии 34 верст, река искусственно судоходна, имея устроенные на ней шлюзы.” Т. е. без шлюзов и расчистки русла эти реки в рассматриваемый период были не судоходны.

Значит Синеусу и его дружине оставалось только движение по бездорожью или по руслу замерзших рек (Свирь-Вытегра-Ковжа).

По летописям после смерти Синеуса и Трувора Рюрик посадил своих людей в Полоцке, Ростове (Сарское городище), Бело-озере (Крутик) и Муроме. Относительно Полоцка было сказано ранее – потерял его Рюрик. Относительно Мурома тоже есть большие сомнения, т.к. в рассматриваемом периоде там нет ни славян, ни скандинавов. Славяне появятся на муромской земле в XI веке. Ни археологические, ни исторические данные не дают основания для однозначной идентификации даты основания Мурома. Поэтому в вопросе о начальной истории Мурома еще не все ясно. Летописец упомянул его только потому, что в его время в XII веке это уже был княжеский город.

Возникает вопрос: зачем было нужно Городище у истока Волхова, если со стороны Ладожского озера Ладогу (поселение) защищала крепость Любша? Ответ прост. Пройти к Ладоге (поселению) можно было через оз. Ильмень. А в Ильмень: по р. Луга – основан Городец под Лугой; добраться через болото Сидорово и р. Веронда – чуть выше по берегу оз. Ильмень был основан в устье Варяжки Сергов городок. В Ильмень можно было войти по р. Шелонь, Мста, Ловать. Поэтому у истока Волхова и было основано Городище (Рюриково).

Таким образом, на северо-западе в период правления Рюрика (мекленбургского) была создана сеть опорных пунктов, обеспечивающая безопасность торговых путей, включающая: Рюриково Городище, Холопий городок, Сергов городок, Городище Георгий, Городец под Лугой, Рапти-Наволок, Любша, Ладога, Крутик, Сарское городище и Тимерёвское поселение. Даже сами названия говорят о том, что даны они не скандинавами.

О функционировании пути говорят клады: Панкино – 863/864; Новгород – 864; Большое Тимерёво – 865; Потерпелицы – 866; Шумилово – 870\871; Любынь – 873\874; Новая мельница; Подборовка; Погребное – 875/876.

Выводы: 1. Русской землей названа земля словен согласно этнической принадлежности князя Рюрика. 2. Среди его воевод были Синеус и Трувор, но никакого Олега. 3. Призванные русы должны были обеспечить бесперебойное функционирование Волго-Балтийского пути. 4. Управление данным участком торгового пути было разделено составные части по этническим общностям.

Загрузка...