За последние 20 лет наука и техника в Китае получили интенсивное развитие. На конец 2002 г. во всей стране 3,2 млн человек занимались исследовательской работой, в том числе 2,2 млн учёных и инженеров. В 2002 г. в Китае вложенные денежные средства для научно-технической деятельности составили 293,8 млрд юаней, среди них средства для исследования и освоения – 128,8 млрд юаней, а в 1949 г. эта цифра была только 56 млн юаней. С 1978 г. китайское правительство стало сильно увеличивать капиталовложение в науку и технику, в этом году бюджетные ассигнования на развитие науки и техники составили 5,29 млрд юаней, в 1995 г. – 30,23 млрд юаней, а в 2002 г. уже достигли 81,6 млрд юаней[8]. С 2011 по 2015 гг. Китай на развитие высокотехнологичной экономики направит 1,5 трлн долл. США. Власти страны разработали амбициозный пятилетний план, в соответствии с которым особое внимание будет уделено семи ключевым отраслям и прежде всего ядерной энергетике и высокоскоростному железнодорожному транспорту. Среди особо важных отраслей китайского руководство выделило также энергосберегающие и экологически чистые технологии, биотехнологии и информационные технологии последнего поколения. Кроме того, будет уделено большое внимание развитию альтернативных источников энергии, производству современных материалов и выпуску экологически чистых автомобилей[9].
В соответствии с обязательствами перед ВТО существенно трансформирован китайский рынок капиталов. С середины 1990-х гг. КНР занимает ведущие позиции среди крупнейших в мире реципиентов иностранного капитала. В последние годы Китай по этому показателю выдвинулся на первую позицию. Формы использования Китаем зарубежных капиталов – это преимущественно ПИИ внешние займы и, в последние годы международный лизинг, компенсационная торговля и зарубежные портфельные инвестиции (эмиссия IPO). Всего на территории КНР учреждены 424 196 предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ). Годовой приток прямых иностранных инвестиций в последнее время составляет, как правило, 45–55 млрд долл. США. Отраслевая структура иностранных инвестиций характеризуется подавляющим преобладанием вложений в обрабатывающую промышленность, предприятия по глубокой переработке сырья, при этом особенно быстро растет доля высокотехнологичных предприятий. К концу 2000-х гг. 490 из 500 крупнейших ТНК мира сделали инвестиции в Китае и создали там около 1 200 научно-исследовательских и опытно-конструкторских центров, что способствует техническому развитию местных предприятий. Особенно важно, что все это способствует становлению национальной инновационной системы Китая.
Очевидные успехи КНР в области привлечения иностранных инвестиций связаны с поддержанием в стране высокого уровня социально-экономической и политической стабильности, наличием емкого внутреннего рынка и дешевой рабочей силы, проведением активной национальной инвестиционной политики, постоянным совершенствованием и либерализацией юридической базы, создающей благоприятный режим для иностранных компаний. Все это обусловливает высокую и устойчивую доходность вложений зарубежных инвесторов, 90 % которых планируют дальнейшее расширение своей деятельности в Китае.
Дополнительную динамику притоку иностранных инвестиций в последние годы придают международные мероприятия, проведенные в Китае (таких, например, как Всемирная выставка ЭКСПО-2010 в Шанхае).
Около 2/3 притока иностранных инвестиций приходится на зарубежных предпринимателей китайского происхождения, в том числе в рамках их участия в реструктуризации государственных предприятий КНР посредством полного либо частичного выкупа активов. Опережающими темпами растёт инвестирование полностью иностранных предприятий. Все перечисленное не только наглядно подтверждает улучшение инвестиционного климата в Китае, но и свидетельствует о прогрессирующем снижении уровня экономических и политических рисков инвестирования в китайскую экономику.
Гарантии зарубежных инвесторов в КНР обеспечиваются межправительственными соглашениями по взаимной защите иностранных инвестиций. Китай имеет более 70 таких соглашений – в частности, с Великобританией, Германией, Францией, Японией, Австралией, Кореей.
В целях активного привлечения иностранных инвестиций в Китае в настоящее время действуют административно-экономические образования с льготными режимами: 5 специальных экономических зон, 32 зоны экономического и технологического развития, 15 зон свободной торговли и 14 зон приграничного экономического сотрудничества. Прошел начальный этап адаптации экономики Китая к согласованным с ВТО условиям поэтапного открытия его внутреннего рынка для иностранных предпринимателей и либерализации внешнеторгового режима страны.
Задачи, поставленные перед СЭЗ, состоят в следующем:
1) привлечение иностранного капитала, передовой техники и технологии, овладение опытом управления, подготовка кадров;
2) развитие внешней торговли, увеличение экспортной выручки;
3) эффективное использование природных ресурсов;
4) передача передовой технологии и опыта управления внутренним районам страны с целью развития ее экономики в целом.
Особенностями СЭЗ являются: большая, по сравнению с другими районами, самостоятельность в сфере рыночного регулирования; опора на иностранные инвестиции; приоритетность развития промышленных отраслей; экспортная ориентация производств; широкое привлечение импортного сырья; льготы и особые привилегии иностранным инвесторам.
Иностранных предпринимателей побуждают вкладывать капиталы в развитие СЭЗ дешевизна местной рабочей силы, налоговые и таможенные льготы, низкая арендная плата. До 80 % инвестиций в экономику этих зон приходится на долю зарубежных предпринимателей китайского происхождения, а также на американские, японские фирмы, предпринимателей из Англии, Франции, Германии.
Если в остальных районах страны подоходный налог составляет 30 % от прибыли, то в СЭЗ он равняется 15 %; что же касается предприятий, производящих продукцию на экспорт, то для них установлен еще более низкий налог – 10 % (в других районах – 15 %). Ряд отраслей промышленности могут вообще освобождаться от подоходного налога на 2–5 лет. Экспорт СЭЗ освобождается от пошлин и не лицензируется[10].
В СЭЗ существует льготный режим въезда и выезда иностранцев. В особо привилегированном положении – «хуацяо»; они могут посещать Китай на основе долгосрочных разрешений. Практикуется сдача иностранцам земли в аренду для комплексного освоения: на 70 лет для строительства жилья, на 50 лет – для промышленного использования, на 40 лет – для сооружения объектов туризма, торговли, развлечений.
Снижение пошлин или освобождение от пошлин может быть предоставлено импортируемым или экспортируемым товарам свободных экономических зон и других особых районов; импортируемым и экспортируемым товарам ограниченного количества предприятий, таких, как совместные акционерные предприятия, совместные договорные предприятия и предприятия, находящиеся в полном владении иностранного инвестора; импортируемым и экспортируемым товарам для особого пользования; и материалам, используемым в целях улучшения социального обеспечения. Госсовет определяет пределы этих пошлинных скидок и освобождения и составляет правила их предоставления. Правила пошлинных скидок и освобождения в мелкой приграничной торговли составляются Госсоветом или уполномоченными им отделами. Согласно отчету ЮНКТАД за 2012 г. о состоянии инвестиций в мире в числе перспективных экономик для инвестирования на 2012–2014 гг. (респонденты – крупные ТНК) Китай занимает первое место, на втором месте США, Индия – на третьем[11].
Факторы, сыгравшие большую роль в привлечении ППИ:
– первый фактор – это наличие в Китае практически неограниченного резерва дешевой рабочей силы;
– второй фактор – это китайский рынок. Напомним, что население КНР составляет около 1,3 млрд человек. Инвестирование в китайскую экономику является одной из стратегий, используемых иностранными предприятиями для получения доступа на китайский рынок;
– третий фактор, объясняющий приток иностранных инвестиций в китайскую экономику, – это этнические китайцы (хуацяо), проживающие за рубежом, которые сохранили связи со своей этнической родиной;
– четвертый фактор – достаточно простые процедуры регистрации и работы предприятий с иностранным капиталом, важнейшие из которых налоговые льготы и сравнительно низкая цена на аренду для хозяйственных нужд земли.
Китайскую модель привлечения иностранных инвестиций отличает ярко выраженная политика приоритетных и ограничиваемых отраслей. Отрасли для привлечения иностранных инвестиций делятся на четыре категории: поощряемые, разрешаемые, ограничиваемые и запрещаемые. В «Каталог приоритетных хозяйственных объектов для привлечения зарубежных капиталовложений», действующий с 1995 г., включили топливо и энергетику, транспорт и важные ресурсы и материалы, новую аграрную технику и новые технологии. Некоторые другие отрасли, например, внешняя торговля, воздушный транспорт, внутренняя торговля, финансы, а также добыча, выплавка и обработка благородных металлов, отнесены к числу объектов второй категории (разрешаемое). Ранее вложение зарубежного капитала в них вообще запрещалось, теперь это допускается в отдельных случаях. После вступления в ВТО (каталог 2002 г.) перечень поощряемых позиций для зарубежных инвестиций расширился со 186 до 262, а позиции ограничений сократились со 112 до 75, да и то по многим из них соглашением о вступлении в ВТО оговорены сроки снятия ограничений. Инвестиции, относящиеся к поощряемым категориям, освобождаются от таможенных пошлин и НДС по импорту оборудования.
После начала кризиса на американском вторичном рынке ипотечного кредитования резко сократился спрос зарубежных стран на товары китайского производства, традиционная модель экономического развития, которая чрезмерно опиралась на экспорт, оказалась нежизнеспособной, поэтому стимулирование внутреннего спроса стало актуальной задачей для китайского правительства. Ключ к обеспечению экономического роста заключается в расширении сферы внутреннего спроса, а ключ к расширению сферы внутреннего спроса – в улучшении жизненного уровня народа, поскольку только повышение жизненного уровня, совершенствование сети социального обеспечения и увеличение коэффициента безопасности смогут рассеять озабоченность народных масс и эффективно стимулировать потребление. Меры, направленные на улучшение благосостояния населения: создание новых рабочих мест, совершенствование социального обеспечения, улучшение качества образования, реформирование системы здравоохранения, строительство жилья для малообеспеченных, увеличение доходов крестьян и т. д. Для Китая путем к разрешению коренных вопросов стали вложение средств в строительство инфраструктуры, создание более совершенной системы социального обеспечения и внесение изменений в стратегию экономического развития. Таким образом Китай сможет создать более стабильный внутренний рынок для стимулирования потребления и содействия экономической трансформации[12]. Однако это не быстрый процесс, необходимо время для установления модели, ориентированной на внутреннее потребление. Ситуация может измениться к 2020 г. Следуя этому прогнозу, можно предполагать, что рост китайского экспорта, при снижении его интенсивности год от года, также продлится до 2020 г. Именно к этому времени китайскому руководству было бы оптимально перевести страну на внутреннее потребление. Пусть далеко не полное, но в гораздо большей степени, чем сейчас, хотя бы на уровне 70 % от ВВП, как в развивающихся странах (сейчас доля расходов на конечное потребление в Китае составляет 48,6 % ВВП). В книге «Мир в 2020 году» авторы считают, что к 2020 г. уровень жизни в свободных экономических зонах КНР будет сравним с американским и японским. Задачу создать процветающее общество в Китае к 2020 г., поставил в октябре 2010 г. пятый пленум ЦК КПК. В свою очередь, 12-я пятилетка (2011–2015 гг.) в полной мере ориентирована на переход КНР к развитию инновационной экономики, что позволит решить проблему поступательного движения экономики вперед. Так что общий экспорт китайских товаров к периоду, обозначенному как «время процветающего общества», если не сильно вырастет, то наверняка стабилизируется в пределах 36,6 %[13].
Таким образом, позиция Китая в мире с каждым годом растет, по темпам роста ВВП страна занимает первое место в мире. Однако власти Китая намерены постепенно снижать темпы роста для того, чтобы изменить модель роста, чтобы страна меньше зависела от инвестиций и экспорта, больше опиралась на потребительский спрос на внутреннем рынке. Процветание и продолжительное развитие экономики Китая в основном опирается на развитие науки и технологии, поэтому наблюдается увеличение финансирования науки и техники. По индексу глобальной конкурентоспособности Китай входит в первые 30 стран. Если детально рассматривать показатели, то еще не развиты такие показатели, как уровень технологического развития, высшее образование и профессиональная подготовка, эффективность рынка товаров и услуг. Это можно объяснить тем, что до недавнего времени страна развивалась за счет максимальной восприимчивости и копирования технологий других стран. За 20 лет реформы система науки и техники Китая претерпела глубокие изменения, заметно повысились научно-техническая мощь и её уровень. Формируется новый механизм соединения науки и техники с экономикой, с каждым днём всё больше проявляется огромная роль этой первостепенной производительной силы.