Либеральная экономика как главная причина неустойчивости современного мирового развития Барлыбаев Х. А.

В связи с необходимостью перехода к устойчивому развитию перед экономической наукой и практикой стоят особо важные и сложные задачи. В первую очередь требуется критическое преодоление постулатов либеральных теоретических систем, ограниченных исследованием экономики замкнутого человеческого сообщества. Очевидно, что основополагающие и принципиальные положения современных экономических теорий нацелены не на преодоление замкнутости, а, напротив, на ее усиление и углубление. К пониманию этого сегодня подошли многие западные ученые: «…сегодня экономика возведена в ранг государственной религии, – пишут Э. Вайцзеккер, Э. Ловинс и Л. Ловинс, – на которую равняются политики, которой поют гимны и которой ежедневно приносятся в жертву тельцы, хотя старые римские методы пророчества вышли из моды. Подвергая сомнению (нет, куче сомнений) всеобщую обоснованность экономической теории, мы вовсе не хотим внушить мысль, что она бесполезна. Мы лишь предупреждаем, что ею, как и любой другой теорией, нужно пользоваться с осторожностью, проницательностью и здоровым скептицизмом» [1, 212].

Первоисточник отчуждения – спрос. Узкий антропоцентирзм «экономикс» закладывается уже исходными, фундаментальными, системообразуюшими положениями: спросом и предложением, рыночным равновесием между ними и конкуренцией. Исходный постулат экономических теорий – спрос – это вечная, неистребимая, неизменная и никогда не утолимая жажда людей к потреблению материальных благ, извлекаемых, в конечном счете, из окружающей природы и на ее основе. Именно эта неутолимая жажда потребления является тем палачом, который мучительно отрубает человечество как голову, отделяя его от окружающей среды как тела единого природного организма. Движущей силой спроса выступают полезность и потребности, которые экономической теорией рассматриваются как явления жизни, направленные только на обслуживание материальных потребностей одного из природных созданий – человеческой особи. Полезность – это экономическое свойство продукта, характеризующее степень удовлетворения потребностей только экономического субъекта – человека и никого более из земных созданий. В соответствии с либеральной теорией потребностей и потребления на Земле обладает потребностью и потребляет только человек и никто больше.

Главный инструмент отчуждения – предложение. Парный со спросом постулат экономических теорий – предложение – есть превращенная форма этого самого спроса, т. е. способ извлечения из окружающей природы материальных благ, их переработки, последующего производства, обеспечения и удовлетворения жажды спроса. Подгоняемое спросом, предложение придумывает все новые способы производства, все новые потребительские блага, разжигающие страсть спроса и, тем самым, способствует увеличению разрыва между человеком и природой. Предложение, формирующие его различные способы производства материальных благ, является «топором» в руках того палача, которым является спрос.

Основополагающий принцип экономических теорий – рыночное равновесие между спросом и предложением. Вокруг этого принципа «вращаются» почти все положения «экономикс», анализируются макро- и микроэкономические процессы, выстраиваются логические системы, разрабатываются разной сложности математические формулы, расчеты и графики. При этом характерно то, что подавляющее большинство взаимосвязей и закономерностей отражается на элементарном графике двухмерного пространства с осями абсцисс и ординат. При всем желании упростить анализ для облегчения понимания двухмерный график не может отражать реальную картину явлений или процессов, протекающих в сложнейшей многомерной системе экономических отношений. Ценовое равновесие между спросом и предложением отражает не равновесие между природой и человеком, а равновесие между двумя параметрами замкнутой экономики, являющимися, по существу, двумя сторонами одной и той же медали – спросом и предложением. Спрос, будучи устремленным в бесконечность, находится в состоянии постоянного «неравновесия» с предложением, но периодически «уравновешивает» его с собой, непрерывно подтягивая до своего уровня. Ситуация, когда предложение превышает спрос, бывает в весьма редких случаях, при этом легко и быстро преодолевается. Если бы не было внутреннего ограничителя – платежеспособной потребности, действующей через ценовой механизм, то каждый из 7 млрд жителей планеты захотели бы иметь неограниченное количество предметов потребления.

Давление спроса на предложение сдерживается ценовым механизмом. Спрос стимулирует приобретение большего объема материальных благ при низких ценах. Со своей стороны, предложение стремится увеличить цену перед спросом и снизить затраты при максимизации создаваемых благ и используемых ресурсов. Таким образом, спрос и предложение взаимно подхлестывают друг друга в рамках замкнутой системы экономики, управляемые ценовым механизмом. Весь этот громадный груз в масштабах земной планеты тяжелым бременем балансирует на природной среде, высасывая из нее жизненные соки, заражая биосферу и распространяя необратимые процессы вырождения земных форм жизни.

Коммерческая и промышленная тайна – человеческий заговор против природы. Секретность является имманентной чертой рыночной экономики. Конкуренция, желание переиграть соперников в борьбе за доминирование в рыночном пространстве заставляет всех участников схватки скрывать свои промышленные достижения и финансово-экономические операции от посторонних. При этом в зону секретности попадает деятельность предприятий, связанная с воздействием на окружающую среду.

История показывает, что множество промышленных секретов, утаиваемых от внимания и контроля общественности, оказываются античеловечными и антибиосферными. Таковыми являлись, например, ядерное, химическое и бактериологическое оружие, сокрытие или уклонение от общественного внимания и контроля экологически вредных составляющих в разных сферах производства. Яркими примерами этого были строительство целлюлозно-бумажного комбината на берегу озера Байкал, заражение Великих озер в США, иссушение Арала, насыщение экологически вредными, однобокими производствами многих регионов.

Коммерческие секреты компаний, фирм и предпринимателей зачастую бывают связаны с сокрытием источников сверхприбылей, извлекаемой путем добычи, изготовления и сбыта продукции, полученной за счет истребления редких зверей, птиц и рыбы, использования экологически вредных сырья и материалов и даже реализации запрещенных товаров. В связи с этим формирование устойчивого общества предполагает устранение тех видов промышленных и коммерческих секретов, которые опосредовано или непосредственно отрицательно влияют на окружающую среду.

Земной шар как феодальное владение. В современной экономике многие элементы издержек, участвующие в процессе производства продуктов, не имеют стоимостной оценки или явно недооцениваются, т. е., достаются производителям бесплатно или по заниженной цене. Такими элементами являются, например, воздух, вода, обитатели морей и океанов, рек и озер, земля, полезные ископаемые, леса, флора и фауна, дешевая рабочая сила. Будучи за миллионы лет сотворенными природой, являясь ограниченными для потребления человечеством запасами в недрах и зоне земного шара, участвуя в создании и входя в состав производимых продуктов, воздух, вода, земля и природные ресурсы должны участвовать, входить и получать стоимостное выражение в стоимости продукта. Далее, у этих элементов должен быть собственник, который реализовывал бы и присваивал их стоимость.

Современная экономическая теория разделяет эти ресурсы на два класса: присваиваемые, когда «потребители могут получить их экономическую ценность полностью (земля, полезные ископаемые, лес)» и неприсваиваемые, которые «бесплатны для отдельных индивидуумов, но очень дороги для общества» [2, 306]. В такой классификации отражается стереотип общественного мнения, получившего характер экономического постулата: хотя и ресурсы очень дороги для общества, они являются неприсваиваемыми, т. е., не имеют собственника и не выступают в качестве объекта собственности, присвоения. Общественное мнение и экономическая теория признают такое ненормальное положение, как естественное, «нормальное», являющееся основанием для серьезных экономических рассуждений и выводов, полагая их объективными.

В условиях действия определенных исторических закономерностей источники природных ресурсов и земельные участки во многих государствах оказались в собственности отдельных лиц или группы людей. Однако большая часть этих источников и участков находится в собственности государства, в распоряжении народов, населяющих эти государства. Поэтому правомерно, что реализацию и присвоение стоимости природных ресурсов и земельных участков как собственник осуществляют государства в интересах своего населения. Такая стоимость обращается в форме ренты.

Атмосферный воздух и воды различных водоемов, а также мировых океанов и морей, участвуя в процессе производства, становятся все более ограниченными и поэтому приобретают стоимостное значение в стоимости продуктов. Их вовлечение в производство осуществляется через участие в химических реакциях, технологических процессах, создании воздушной и водной опоры для транспортных средств – самолетов и кораблей, в результате чего воздух и вода разрушаются, загрязняются, уменьшаются в объемах, поэтому нуждаются в восстановлении, очищении и поддержании в нормальном состоянии через определенный механизм финансовых компенсаций.

Авторы книги «Фактор четыре. Затрат – половина, отдача – двойная» пишут: «Учитывая, что технологический прогресс в разведке и разработке ресурсов скорее всего продолжится, рыночные цены будут, как и прежде, говорить нашему обществу неправду о якобы еще более полном роге изобилия природных ресурсов. Когда ресурсы или, что более вероятно, поглощающая способность окружающей среды будут исчерпаны и цены начнут рассказывать другую историю – о дефиците, – может оказаться слишком поздно… Цены не отражают полных издержек производства. Еще меньше цены отражают предполагаемую стоимость истощения ресурсов и деградации окружающей среды. Эксплуатация окружающей среды приводит к тому, что цены вводят в заблуждение как производителей, так и потребителей относительно действительной стоимости [1, 243].

Поскольку атмосферный воздух и мировые воды не могут находиться в собственности отдельных лиц, групп людей или государств, то субъектом собственности в отношении них, а также субъектом реализации и присвоения их стоимостной доли в стоимости продуктов должно выступать все человечество в лице определенного органа. Пока отсутствует такой орган, не происходит реализации человечеством своего права собственности, оно лишено права быть субъектом реализации и присвоения стоимостной доли участия атмосферного воздуха и мировых вод в стоимости произведенного продукта. Хотя имеют место и такое право, и участие объекта собственности – воздуха и воды – в производственном процессе.

В такой ситуации реализацию и присвоение стоимостной доли участия воздуха и воды в стоимости продукта осуществляет тот, кто обеспечивает производство и реализацию продукта: собственник капитала и круг его соучастников. То есть имеет место узурпация права собственности всего человечества определенным кругом лиц, осуществляющих, контролирующих и пользующихся результатами процесса производства.

Узурпация права собственности человечества узким кругом лиц, кроме присвоения последними стоимостной доли участия воздуха и воды в стоимости продукта, приводит к ущемлению интересов реального собственника – человечества – еще и в другой форме: узурпаторы разрушают объект собственности – воздух и воду. А отдельные товары наносят вред здоровью самого человека (наркотики, алкоголь, табак). Говоря языком юриспруденции, наносится имущественный вред собственнику имущества и вред его здоровью, что предполагает применение юридических санкций в отношении нарушителя. Следовательно, в стоимости произведенной продукции должна быть доля, которую необходимо направлять на возмещение ущерба. В экономической теории эта доля носит название «экстерналии».

В отдельных случаях ущерб может быть так велик, что его доля в стоимости продукта увеличит ее (стоимость) так, что товар не найдет сбыта. Такое положение возникает с автомобилями, самолетами, полиэтиленовыми изделиями, многими другими товарами, в стоимость которых общество пока не научилось включать экстерналии. Если бы это произошло, то цены этих товаров были намного выше, поэтому их производство значительно сократилось или прекратилось бы вообще. «Если цены начнут отражать экологические издержки, продукция и фирмы, наносящие ущерб окружающей среде, лишатся конкурентного преимущества, которым они сегодня часто пользуются» [1, 279].

Аналогичный, но несколько видоизмененный характер имеют отношения людей на планете по поводу земли, природных ископаемых, лесов, флоры и фауны, территориальных вод и их обитателей. Эти объекты в современных исторических условиях с точки зрения прав собственности являются достоянием государственных образований. В данном случае изложенные выше отношения по поводу воздуха и воды между человечеством в целом и отдельными его сообществами подобным образом имеют место между государственными образованиями и их гражданами по поводу эксплуатации и присвоения названных природных объектов. Главное отличие при этом состоит в том, что человечество пока не имеет органа, олицетворяющего его права собственника, в то время как государственные образования имеют хорошо организованную, многоуровневую и многоотраслевую управленческую машину для реализации своих прав и интересов.

Однако государственная машина не всегда отстаивает и реализует интересы всего или хотя бы большинства населения. Это, в частности, выражается и в том, как государство аккумулирует ренту (платежи) за пользование землей и природными ресурсами в своей финансовой системе и в чьих интересах ее используют. Во-первых, как правило, размер платежей не соответствует полезному эффекту и нанесенному вреду земле и природным ресурсам. Во-вторых, накопленные финансовые средства, в основном, используются не на восстановление окружающей среды и решение проблем населения, а, напротив, на стимулирование производственной деятельности самих пользователей недрами и отстаивания их интересов.

Список литературы

1. Вайцзеккер Э., Ловинс Э., Ловинс Л. Фактор четыре. Затрат – половина, отдача – двойная. М., 2000.

2. Самуэльсон П. Э., Нордхаус В. Д. Экономика. М.; СПб; Киев. 2000.

Загрузка...