Известно, что декабристы стремились создать определённую политическую структуру после прихода к власти. Павел Пестель, один из ключевых фигур этого движения, выступал за республику.
Проект «Общества соединённых славян» предполагал установление республики, освобождение крестьян и уравнение прав, а также создание свободной федерации славянских народов. Такая республика должна была возглавлять совет представителей равноправных республик, где ни одна из них не могла бы диктовать свою волю остальным.
Масонские корни декабристского движения нашли яркое отражение в литературном наследии поэтов-декабристов. Например, ключевой масонский символ «Звезда надежды», который изначально символизировал семь главных добродетелей, которые должен воспитывать в себе каждый масон (вера в Божественное Провидение, нравственная чистота, отсутствие страха смерти, любовь к братьям, любовь к мудрости, щедрость и мужество), стал символом декабристского движения.
Находясь в ссылке в Сибири, декабристы оказали значительное влияние на развитие Читинского острога, который спустя четверть века превратился в город и стал столицей Забайкальской области. По мнению историка Михаила Васильевича Константинова, забайкальские декабристы создали в Чите островок свободной мысли и духа, своего рода каторжную декабристскую республику.
Декабристы верили, что Сибирь может обрести определённую независимость. В своей переписке они часто сравнивали эту территорию с Североамериканским континентом и считали, что при грамотном управлении она может повторить судьбу США.
Так, Иван Пущин писал директору лицея Царского села Энгельгарду: «Сибирь могла бы отделиться от метрополии (России) и ни в чём не нуждаться – богата дарами царства природы». Один из идеологов восстания Никита Муравьёв считал, что Сибирь должна быть устроена по примеру Американских штатов, каждый из которых имеет определённую независимость.
Декабристы также высоко оценивали экономический потенциал Сибири. В работах А. О. Корниловича, Г. С. Батенькова, П. А. Муханова, Н. В. Басаргина, Н. А. Бестужева и Д. И. Завалишина рассматривались пути превращения этого отдалённого и отсталого края в экономически развитую, политически и административно равноправную часть Российского государства. По их мнению, для этого в Сибири имелись все условия: отсутствие крепостного права, благодаря чему основной социальный слой – крестьяне были более свободны, предприимчивы и самостоятельны в своей деятельности, чем в европейской части страны, а также большие запасы природных ресурсов для развития сельского хозяйства и промышленности.
О людях Забайкалья декабристы также оставляли уважительные отзывы. Их восхищало то, что, несмотря на своё преступное прошлое, ссыльные каторжане были «гораздо нравственнее многих». Декабрист Басаргин с уважением отзывался о старообрядцах, сосланных правительством в Забайкалье. Он говорил, что эти люди не так фанатичны, как в России, грамотно ведут сельское хозяйство, хорошо устроили свой быт, а многие из них даже разбогатели.
Например, один из идеологов сибирского областничества Н. М. Ядринцев отмечал, что через двести с лишним лет после открытия Сибирь представлена малочисленным населением, способным удовлетворить только базовые потребности, мелкой промышленностью и бедными городками, страдающими от злоупотреблений пришлых воевод и губернаторов.
Николай Бестужев активно занимался краеведением и написал несколько работ по различным местам Забайкалья, наблюдая за особенностями климата, природными ресурсами и бытом коренных народов.
Забайкалье в XIX веке нельзя однозначно назвать отсталой колонией России, так как у региона были и благоприятные условия для развития.
К ним относились, например:
1. Отсутствие помещичьего землевладения и крепостного права. Это создавало возможность для более свободного хозяйственного развития.
2. Огромный земельный фонд: в среднем на одну душу мужского пола в Забайкальской области в конце XIX века приходилось 16,6 десятин, которые слагались из усадебных мест, пашен, сенокосов, выгонов и лесов.
Однако развитие края тормозили такие факторы, как колониальное положение Сибири, малолюдность, слабая освоенность края и суровые природные условия. Забайкалье также можно считать колонией России в историческом контексте.
В 1768 году ссыльнокаторжных насчитывалось 1064 человека, в 1783 году – 1129 человек, в 1800 году – 1531 человек, а в 1833 году на Нерчинских заводах было 4142 каторжных обоего пола, включая 220 детей.
По подсчётам Г. Ф. Осмоловского, с 1873 по 1890 годы через Карийскую каторгу прошло 217 революционеров – 185 мужчин и 32 женщины.
Забайкалье считалось краем каторги и ссылки, и декабристы служат тому хорошим доказательством. Многие даже пытаются сравнивать политику Российского правительства по высылке заключенных в Забайкалье с проводимой Великобританией принудительной высылкой каторжан в Австралию.
В период с 1788 по 1868 год британское правительство принудительно отправило более 162 000 преступников в различные колонии на территории Австралии.
Как видно из этой статистики, в количественном отношении Британия значительно превосходила Россию в сфере репрессий. Однако, несмотря на это, высылка декабристов в Забайкалье стала лучшим вложением в развитие этого края.
Когда мы вспоминаем о пребывании декабристов в Забайкалье, часто упускаем из виду, что они ни на минуту не оставляли мысли о побеге.
Об этих мыслях писали в своих воспоминаниях Д. И. Завалишин, Н. В. Басаргин и А. Е. Розен.
Розен вспоминал:
«Всякому невольнику беспрестанно приходит в мысль воля. В Чите нас караулила рота пехоты и полсотни сибирских казаков. Несколько из наших товарищей усердно готовились к побегу, особенно те, кто был приговорён к двадцатилетнему заключению. С караулом было бы нетрудно справиться: солдаты были нам преданы и волей-неволей передали бы нам своё оружие».
Басаргин писал:
«Обезоружить караул и выйти из каземата не представляло никакого затруднения, тем более что большая часть солдат приняла бы сейчас нашу сторону».
В мае 1828 года властями был раскрыт заговор в Зерентуйском руднике. Начался разбор дела, допросы и резкое усиление надзора.
И. И. Сухинов, А. Е. Мозалевский, В. Н. Соловьев, участники восстания Черниговского полка, были помещены в Горный Зерентуй.
Любимейшей мыслью Сухинова было освобождение себя и других. Он составил план обширного заговора, целью которого было освобождение декабристов и всех остальных каторжан Нерчинского округа. Навербовав большое количество сторонников из среды уголовных преступников, он собирался в назначенный день и час поднять восстание сначала на Зерентуйском руднике.
Заговорщики предполагали, что восстание охватит затем другие места Нерчинской каторги. Захват оружия был обязательным элементом восстания. Намечали «забирать партию людей, с коими свободно до Читинского острога».
Но, как это часто бывает, нашелся предатель. Роль «Иуды» исполнил некто Алексей Казаков. Его предательство было раскрыто участниками заговора, и Казаков был ими убит. Но было уже слишком поздно, участников заговора быстро взяли под стражу.
Комендант Станислав Романович Лепарский действовал по законам военного времени. Сухинов ни в чем не признался во время допросов и вел себя исключительно стойко.
Накануне назначенной казни, 1 декабря 1828 года, он повесился в камере на ремне. Он умер в 33 года.
Остальные шестеро заговорщиков также были приговорены к смертной казни. Их казнили в Нерчинском Заводе.
После заговора в Зерентуйском руднике власти сочли пребывание декабристов в либеральных, демократичных условиях Читы нецелесообразным.
Видимо, щадящий режим заключения в Чите, больше напоминавший домашний арест (в окружении жен, хорошей еды, зарубежных журналов и дорогих книг. Известна история, как им в острог переправили проститутку в бочке из-под квашеной капусты), воспринимался декабристами как слабость властей, а тягостно им было находиться в отрыве от питерской цивилизации.
Декабристов перевели в специальную тюрьму в Петровском Заводе. Здесь режим пребывания был уже более жестким, вполне адекватный тяжести их преступлений.
Истоками идей декабристов, без сомнения, являются идеи русских просветителей конца XVIII – начала XIX в. (Н. И. Новикова, А. Н. Радищева). Они вызвали ненависть к деспотизму, рабству и гражданскому неравенству, а также учения Джона Локка, Шарля Монтескье, Дени Дидро и чрезмерное увлечение романтизмом, философская доктрина масонства.
Работа декабристов в масонских структурах имела положительные моменты для них: масонские ложи способствовали организационному совершенствованию радикальной политической оппозиции, приобретению опыта конспиративной деятельности.