В настоящее время психология личности активно привлекает для исследования развития субъективного мира человека в онтогенезе материалы личных (интимных) дневников. Особо интересной представляется проблема репрезентации субъективно значимых возрастных проблем личностного развития в дневниковых текстах подростков и юношества, поскольку дневники – одна из форм бытования автобиографических текстов, широко распространенных именно на данных возрастных этапах.
В отрочестве и юности происходит активное становление внутренней позиции личности, рефлексивного самосознания и самоопределения жизненного пути. «Самость» человека обретает статус внутренней опоры мировоззрения, развиваются рефлексивные способности. В процессе развития от подросткового к юношескому возрасту происходят существенные изменения социальной ситуации, влияющей на развивающуюся личность, а также глубинные преобразования ее внутреннего мира, становление внутренней позиции. Изменяются ключевые личностные проблемы, которые требуют от развивающегося человека осознания и выработки собственного отношения, обретения психологических средств саморегуляции, произвольности социального поведения и т. д. Дневник может выступать эффективным средством разрешения этих сложных проблем личностного развития.
Личный (интимный) дневник спонтанного ведения может выступать для подростков и юношества в различных значениях: как средство организации рефлексии; опосредовать процесс эмоциональной саморегуляции; служить для фиксации значимых жизненных событий, для отображения и регуляции социальной позиции личности автора; выступать способом проработки значимых проблем возраста и др. Посредством ведения интимного дневника автор репрезентирует в знаковой форме свой внутренний мир.
Личность представляет собой феномен становящейся, постоянно развивающейся персоны, в первую очередь, подразумевающий самосознание. Исследование личности правомерно осуществлять посредством изучения особенностей самосознания, которое репрезентируется через культурно заданные формы (в том числе личный (интимный) дневник). Изучение репрезентации самосознания в дневниках спонтанного ведения позволяет проследить живой процесс становления и формирования внутреннего плана развития личности, ценностных ориентаций и интенциональных норм.
Сейчас большое распространение получают другие современные формы репрезентации (точнее – презентации) самосознания, которые ориентированы скорее на публичность, на социальность (социальные сети, блоги и др.). При этом такая форма культурного бытования нарративного текста, как личный дневник, продолжает свое бытование. Она менее доступна для исследования в силу своей «закрытости» и непубличности. При этом интимный дневник выражено несет в себе развивающий потенциал для личности, способствуя самопознанию, переживанию собственной уникальности, структурированию своего «Я». Изучение репрезентации самосознания, отображенного в текстах интимных дневников, предоставляет возможность исследовать глубинные процессы становления внутреннего плана развития личности; позволяет выявить средства становления рефлексивности самосознания.
Тексты личных дневников, становящиеся доступными исследователям, обычно имеют мужское авторство, а также чаще принадлежат перу известных людей, а их изучение возможно зачастую уже после их публикации. При этом, по различным данным, среди представителей современного отрочества и юношества дневники чаще ведут девушки. В исследованиях, опирающихся на материалы закрытого, непубличного типа, зачастую, более доступны тексты представителей своего пола. В связи с этим в нашей работе изучаются личные дневники именно девушек с регулярными записями на протяжении всего времени ведения с подросткового по юношеский возраст[1].
В качестве проблемного для нашего исследования выступает вопрос о том, каким образом посредством репрезентации самосознания в интимных дневниках современных девушек отображается становление внутреннего плана развития личности, выраженного через развитие форм, средств и содержания структурных звеньев самосознания, а также становление рефлексивности с подросткового по юношеский возраст?
Методологической основой нашего исследования, посвященного изучению особенностей репрезентации самосознания в личных дневниках современных девушек, стали утвердившиеся в отечественной психологии: идея о понимании развития внутренней позиции личности во взаимосвязи с социокультурными условиями, опосредуемыми знаковой функцией сознания, раскрытая в культурно-исторической теории Л. С. Выготского[2]; идея диалогичности сознания и самосознания человека, раскрытая в работах М. М. Бахтина[3].
В качестве фундаментальной теоретической опоры выступила концепция В. С. Мухиной[4] об универсальной структуре самосознания личности, состоящей из пяти звеньев, содержательное наполнение которых определяется реалиями развития и бытия личности и специфично на каждом этапе онтогенеза.
В своей работе мы также опираемся на субъектно-деятельностный подход С. Л. Рубинштейна, который позволяет рассматривать ведение дневника как особый вид психической деятельности, а сам текст личного дневника – как один из инструментов становления субъектности и внутренней позиции личности[5].
Рефлексивность в нашей работе рассматривается, вслед за В. И. Слободчиковым, как центральный феномен человеческой субъективности, без которой личность не может развиваться. При этом рефлексивность в личном дневнике понимается как средство конструирования целостной идентичности – личностной (рефлексия на себя) и социальной (рефлексия на других) (Л. Б. Шнейдер).
Целью исследования было определено выявление динамики содержания и средств репрезентации самосознания личности в интимных дневниках современных девушек с отрочества до юности.
В ходе работы были выявлены психологические особенности репрезентации самосознания личности на этапах отрочества и юношества, которая становится все более личностно-рефлексивной к юности; была определена специфика организации рефлексивного самосознания и содержательного наполнения структурных звеньев самосознания в процессе ведения личного дневника (с подросткового по юношеский возраст), репрезентированность в дневниках которого становится менее социально ориентированной; были определены особенности репрезентации форм внутреннего диалога при переходе от отрочества к юности, что выражается в смене диалогичности на монологичность; были выделены особенности возрастных проблем развития личности от отрочества к юности посредством ведения личного (интимного) дневника у современных девушек, изучена динамика изменения возрастных проблем развития личности с отрочества до юности, репрезентируемых в текстах личных (интимных) дневников, в том числе – в аспекте развития психологических средств личностной саморегуляции личностного развития авторов дневников. Выработан инструментарий для проведения семантико-психологического анализа текстов личных дневников. Данная работа дополняет научные данные в области психологии личности на этапах развития с отрочества до юности посредством изучения репрезентации самосознания, отображающегося в дневниковых текстах девушек, репрезентирующие глубинные процессы становления внутреннего плана развития личности.