Личность по своей феноменологии подразумевает развитие. Развитие личности может рассматриваться в двух взаимосвязанных планах: во внешнем плане – социальном аспекте ее становления и проявлении; во внутреннем плане – становлении рефлексивного плана самосознания и саморегуляции. В отечественной психологии (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др.) закрепилось представление о двух этапах становления личности: 1 – при обретении психологических средств самосознания, что связано с освоением речи в детстве, а также обретением способности подчиняться социальным нормам; 2 – когда человек начинает сам осознавать и подчинять своей воле свои мотивы, обретает способность к личностной рефлексии, что происходит в отрочестве.
Развитие личности также может рассматриваться в двух планах – социальное становление человека, поведение, деятельность (внешний план) и внутренний план развития личности (становление самосознания, мировоззрения, системы ценностей). Если первый план развития личности – явный (он чаще всего и подлежит изучению через наблюдение за поведением, деятельностью, социальной стороной жизни человека), то второй план скрыт от внешнего наблюдателя, хотя в определенной степени явен самому человеку при условии обретения способности к рефлексии и интроспекции.
Внутренний план развития личности для стороннего исследователя может быть явен только через различные знаковые репрезентации. В психологии выработан богатый инструментарий для «вытягивания» различных аспектов из внутреннего плана во внешний (различные опросные методы, проективные методы и т. д.). В основном они дают какие-то частные проекции или моментные срезы. Самосознание человека не константно. Оно все время находится в динамике. Развитие самосознания, по сути, и есть во многом развитие личности. Но как и за счет чего происходит это развитие? Как человек сам себя строит? Что для него оказывается значимым, ценным, на что он обращает свое внимание, акцентирует сознание? Как он осознает себя в мире через других? Что для него мир? Какую ценность имеют другие? Как человек сам себе (а не для исследователя) отвечает на вопрос «Кто Я»? И как часто он себе задает вопрос? И насколько ответы меняются с возрастом? Ответы на эти и многие другие вопросы в основном скрыты от наших глаз.
Пожалуй, один из немногий путей, ведущих к познанию внутреннего плана развития личности – анализ естественных репрезентаций самосознания человека для самого себя, то есть тогда, когда они не подразумевали внешний диалог, не решали презентационную задачу. А тогда, когда они явлены как внешняя форма внутреннего диалога – диалога с самим собой, диалогом для себя. Такой естественной формой являются интимные дневники спонтанного ведения.
Получение таких текстов для исследования – весьма непростая задача, ведь сам жанр не предназначен для какой-либо публичности, для показа. Е. Е. Чурилова проявила верх профессионализма и смогла собрать достаточный массив текстов личных дневников закрытого типа среди девушек, которые вели его с подросткового возраста до отрочества. И при этом еще смогли доверить их исследователю.
Дневниковые тексты давно интересны для психологии (Н. А. Рыбников, Л. С. Выготский и др.). Их ценность как для психологии личности, так и для возрастной психологии, явна. Но широкого распространения исследования, использующие личные дневники скрытого типа естественно не получили – по причине сложной доступности материала для исследования.
В монографии Е. Е. Чуриловой совершается относительно пионерская попытка детально провести анализ динамики репрезентации внутреннего плана развития личности, ее самосознания с отрочества до юности. Материал для анализа представлен только дневниками девушек, но в анализ попадают в основном универсальные процессы, в том числе связанные с механизмами развития личности – рефлексии, идентификации и обособления. А также отслежена возрастная динамика смысловых акцентов и особенностей содержательного наполнения звеньев самосознания. Безусловно, введение в анализ такого же типа дневников (не публичных, не опубликованных) юношей – еще более сложная задача, которая, надеюсь, будет когда-то решена и даст дополнительную возможность сравнения и выявления уже тендерных особенностей внутреннего плана развития личности посредством дневниковых текстов.
Так что данная монография – это значимая попытка углубления и содержательного наполнения процесса познания самосознания человека в логике его становления и развития. В ней показано, как происходит структурирование в самосознании жизненных событий, организуются регулятивные процессы, развивается рефлексия, меняется мировоззрение с отрочества до юности. Путь познания самосознания бесконечен, а методы и подходы – ограничены. Данная монография расширяет и дополняет широкий спектр работ, изучающих самосознание личности. И дополняет своей оригинальностью и глубиной. Предложенный подход исследования аутентичен самому феномену – внутреннему плану развития личности.