Taylor H. O. Thought and Expression in the Sixteenth Century. New York, 1920.
Хаскинс был советником президента США Вудро Вильсона во время Парижской конференции, в ходе которой и возникло название «Австрия». (Примеч. пер.)
В мантуанском Палаццо дель Те есть Зал лошадей, на стенах которого Джулио Романо вместе с учениками в 1530-х годах изобразил в полный рост скакунов герцога Франческо II Гонзага. (Примеч. пер.)
Cambridge Medieval History. New York, 1926. Vol. V. P. 331.
Taylor H. O. Op. cit. Vol. I. P. VIII.
Bryce J. The Holy Roman Empire. New York, 1909. Р. 80.
В VIII–XI веках во Франкском королевстве была распространена практика назначения светских аббатов (abbas laicus, abbas miles). Доходы аббатства контролировались светским лицом, которого король назначал аббатом. Таким образом, представители светской власти получали доход от бенефициев монастыря, не осуществляя при этом церковных функций. Эта практика осуществлялась за счет права комменды (от лат. commendo – «вверяю», «передаю») и первоначально позволяла священнослужителям временно занимать место аббата, пока того не назначили. (Примеч. пер.)
Quoniam domi, non iuxta Rhenum seu in Gallia doctus erat. Цит. по кн.: Wendehorst A. Das Bistum Eichstätt 1: Bishofsreihe Eichstätt bis 1535. Berlin / New York, 2006. S. 54. (Примеч. пер.)
Wattenbach W. Deutschlands Geschichtsquellen im Mittelalter zur Mitte des dreizehnten Jahrhunderts. Berlin, 1877. Bd. I. S. 252. (Примеч. пер.)
Табеллион (от лат. tabellio) – в Древнем Риме нотарий, частный писец, за плату составлявший для сторон необходимые письменные документы и заверявший их подлинность. (Примеч. пер.)
Taylor H. O. The Medieval Mind. New York, 1925. Vol. I. P. 286.
Абакисты – представители направления в арифметике, которые предпочитали вести расчеты на абаке. Подробнее см. в главе Х. (Примеч. пер.)
Имеется в виду трактат неоплатоника конца IV века Немезия Эмесского «О природе человека», переведенный в XI веке на латынь Альфаном Салернским. Немезий Эмесский. О природе человека / пер. с греч. Ф. С. Владимирского. М.: Канон+, 2011. (Примеч. пер.)
The Cambridge Medieval History. New York, 1911. Vol. I. P. 538.
Pijper F. De Kloosters. The Hague, 1916. P. 294–295.
Inge W. R. Religion in the Future // Atlantic Monthly. Vol. CXXXV (February 1925). P. 190.
Loew E. A. The Beneventan Script: A History of the South Italian Minuscule. Oxford, 1914. P. 12.
Росцелин (ок. 1050 – ок. 1120) – один из первых представителей номинализма, принципы которого применил к Троице, за что был осужден Суассонским церковным собором в 1092 году. Беренгар Турский (ок. 1000–1088) – участник теологических споров о таинстве Евхаристии, которое понимал с более рационалистической позиции, отвергая традиционное учение; также был многократно осужден церковными соборами. Сочинения обоих дошли до нас лишь фрагментарно, чаще всего в изложении их соперников. (Примеч. пер.)
По поводу их содержания смотрите мою работу Haskins C. H. Normans in European History. Boston, 1915. P. 178–180.
Porée A.A. Histoire de l’abbaye du Bec. Évreux, 1901. Vol. I. P. 539–540.
Hauck A. Kirchengeschichte Deutschlands. Leipzig, 1903. Bd. IV. S. 449.
Vacandard E. Vie de saint Bernard. Paris, 1910. Vol. I. P. 54.
Bédier J. Les légendes épiques: Recherches sur la formation des Chansons de geste. Paris: H. Champion, 1908–1913. Vol. I–IV. (Примеч. пер.)
Если Петр Рига (ок. 1140–1209) действительно был каноником Реймсского собора, то о церковной карьере Гуго Орлеанского ничего не известно. Неопределенность Хаскинса можно объяснить путаницей вокруг имен двух поэтов – Гуго Орлеанского (ок. 1093–1160) и Архипииты Кельнского (ок. 1125–1165), возникшей еще при их жизни. Архипииту, долгое время проведшего на службе у архиепископа Кельна, но также не ставшего каноником, часто путали с Гуго Орлеанским, и имена обоих нередко использовали для обозначения любого талантливого поэта. Подробнее по теме см.: Hugh Primas and the Archpoet / ed. and trans. by F. Adcock. Cambridge, 1994. (Примеч. пер.)
Цит. по кн.: Stubbs W. Seventeen Lectures on Mediaeval and Modern History. Oxford, 1900. P. 164.
Истоки дискуссии, озвученной Иоанном Солсберийским, стоит искать в репутации тогдашних представителей английского духовенства: «Как правило, понужденные семьей принять сан в самом раннем возрасте, изучавшие юриспруденцию в школах Парижа или Болоньи, миряне во всем, кроме статуса, английские архидьяконы того времени были известны своей алчностью и вымогательствами», см.: Stubbs W. Ibid. (Примеч. пер.)
Stubbs W. Op. cit. P. 168–169.
Rose V. Ptolemäus und die Schule von Toledo // Hermes. 1874. Vol. VIII. S. 327.
См. главу VIII.
Цит. по кн.: Browne E. G. Arabian Medicine. Cambridge, 1921. P. 79–80.
Скотт В. Песнь последнего менестреля / Скотт В. Собр. соч. в 20 т. Т. 19: пер. В. Рождественского, Т. Гнедича. М.-Л., 1965. (Примеч. пер.)
Хасан ибн Саббах (1050-е – 1124) – основатель Аламутского государства и лидер боевой организации ассасинов, получивший от крестоносцев прозвище «Горный Старец». (Примеч. пер.)
Bateson M. Medieval England. New York, 1904. P. 174.
Французские поэты. Характеристики и переводы / сост. и пер. С. Пинуса. Т. 1. СПб., 1914. (Примеч. пер.)
См. главы VIII, IX.
Томас Браун, племянник секретаря Генриха I, вместе с придворным Робертом из Селби в 1130 году отправился, будучи еще ребенком, к сицилийскому двору, где в итоге стал каидом (от араб. «вождь») – важным государственным чиновником. (Примеч. пер.)
Pirenne H. Medieval Cities. Princeton, 1925. P. 127–128.
Ткачами называли представителей катарской ереси, поскольку многие из них занимались этим ремеслом. (Примеч. пер.)
См. главу IX.
Bédier J. Les légendes épiques. 2nd edn. Paris, 1914–1921. Vol. III. P. 367.
Poole R. L. The Early Correspondence of John of Salisbury // Proceedings of the British Academy. 1924. Vol. XI. P. 6.
Имеется в виду Адриан IV. (Примеч. пер.)
Coulton G. G. Five Centuries of Religion. Cambridge, 1923. Vol. I. P. 21. О средневековом платонизме см. в главе XI.
Wattenbach W. Das Schriftwesen im Mittelalter. Leipzig, 1896. S. 441.
Beer R. Handschriftenschätze Spaniens. Vienna, 1894. S. 263.
Bateson M. Mediaeval England: 1066–1350. London, 1903. P. 214.
См. ниже, с. 105.
James M. R. Wanderings and Homes of Manuscripts. London, 1919. P. 38.
Хороший пример – каталог библиотеки Сен-Эвруль в книге: Orderic Vital et l’abbaye de Saint-Evroul. Notices et travaux. Alençon, 1912. Plate I.
Ker W. R. The Dark Ages. New York, 1904. P. 136.
Франс А. Преступление Сильвестра Бонара. М., 1970. С. 33. (Примеч. пер.)
«Собеседования» (лат. Collationes) – жанр назидательной и философской литературы, представляющий из себя диалог нескольких персонажей. «Собеседования египетских отцов» Иоанна Кассиана положили начало жанровой традиции и пользовались огромной популярностью в Средние века. (Примеч. пер.)
Долина Раннимид (Runnymede) – долина, расположенная к западу от Лондона, где в 1215 году Иоанн подписал Великую хартию вольностей. Неподалеку располагалась королевская резиденция. (Примеч. пер.)
Rotuli litterarum clausarum. London, 1833. Vol. I. P. 108 (29 марта, 4 апреля 1208 года).
Монтекассино был разрушен бомбардировкой союзной авиации в феврале 1944 года. (Примеч. пер.)
В 1416 году итальянский гуманист Поджо Браччолини обнаружил полный текст сочинения Квинтилиана «Наставления оратору» в библиотеке швейцарского монастыря Санкт-Галлен. Впоследствии Браччолини сделает множество подобных открытий (например, найдет трактаты Лукреция и Вегеция) и получит славу одного из самых успешных «охотников» за рукописями своего времени. (Примеч. пер.)
Poole R. L. Lectures on the History of the Papal Chancery. Cambridge, 1915. P. 151.
«Лжеисидоровы декреталии» (Decretales Pseudo-Isidorianae) – сборник посланий (декреталий) римских пап, составленный группой авторов в середине IX века и ложно приписываемый Исидору Севильскому. Многие из декреталий были подложными, в том числе входивший в состав сборника «Константинов дар» (Donatio Constantini) – дарственный акт, по которому император Константин Великий якобы передавал главенство над Церковью, привилегии и владения папе Сильвестру I. Оба документа должны были подтвердить папские притязания на власть в Церкви в средневековой Европе. (Примеч. пер.)
См. главу VIII.
Цит. по кн.: Sandys J. E. A History of Classical Scholarship. Cambridge, 1920. Vol. I. P. 618.
В этом пассаже «Декрет Грациана» расходится с Вульгатой, где указано, что «…ни квасного, ни меду не должны вы сожигать в жертву Господу» (Omnis oblatio similae, quam offeretis Domino, absque fermento fiet, quia nihil fermenti ac mellis adolebitis incensum Domino). В «Декрете», напротив, этот отрывок трактуется как призыв подносить в дар мед (In Leuitico etiam primitias mellis, id est dulcedinem eloquentiae humanae Domino iubemur offerre). См.: Decretum magistri Gratiani // Corpus Iuris Canonici / Hrsg. von A. Friedberg. Leipzig, 1879. Col. 137. (Примеч. пер.)
Dist. 37. С. 7; цит. по кн.: Norton A. O. Readings in the History of Education. Cambridge, 1909. P. 64–66.
Корнифициане (cornificiani) – название интеллектуального движения, сложившегося в первой половине XII века и выступавшего против изучения тривиума. В «Металогиконе» Иоанн Солсберийский атакует с критикой Корнифиция, стоявшего во главе этого течения. Доподлинно неизвестно, был ли Корнифиций вымышленным или реальным историческим персонажем. Вероятно, его имя отсылает к «Жизнеописанию Вергилия» Доната, где тот упоминает Корнифиция, недоброжелателя Вергилия. (Примеч. пер.)
См. главу V.
Ioannis Saresberiensis. Policratici sive De nugis curialium et vestigiis philosopjorum libri VIII / ed. by C.C.J. Webb. Oxford, 1909. Vol. II. Р. 122–129.