Отзывы о предыдущих книгах авторов

О книге А. Чумикова и М. Бочарова «Связи с общественностью: теория и практика» (М.: Дело, 2003–2010, 6 изданий).

Очередной труд – свидетельство того, что PR в России активно развивается и осмысливается, причем от компиляции зарубежных источников специалисты переходят к созданию таких теорий и технологий информационно-коммуникативных процессов, которые адекватно учитывают отечественную специфику.

Заслуживает внимания анализ подходов к формированию эффективной системы связей с общественностью в органах государственной власти. Изучение различных аспектов функционирования информационно-аналитических структур в министерствах и ведомствах поможет их сотрудникам четче понять свое место в построении эффективных отношений с различными целевыми группами, оптимизировать формы и методы работы.

Обилие примеров, взятых не с потолка, а из жизни и практики PR, делает книгу весьма полезной как для студентов, так и для сложившихся специалистов, всех тех, кто интересуется этой сравнительно новой для России и очень перспективной сферой человеческой деятельности.

Сергей Ястржембский,

в 1990-х годах пресс-секретарь, в 2000-х помощник Президента России, кандидат исторических наук

Российская научная «копилка» пополнилась изданием, которое по объему и широте охваченных тем вряд ли уступает трудам мэтров зарубежной пиарологии. Российская PR-коммуникация и обслуживающие ее специалисты совершенно неожиданно оказались не в хвосте мирового профессионального процесса, а в его ведущей части.

Книга имеет важное учебное и методическое значение для огромной армии студентов и слушателей, обучающихся по нашей специальности, и ее можно назвать одним из главных учебников в этой сфере.

Марина Шишкина,

президент Российской ассоциации по связям с общественностью в 2002–2006 гг., доктор социологических наук, профессор

Книга А. Н. Чумикова и М. П. Бочарова интересна в первую очередь своей погруженностью в практику, тем, что точкой отсчета в ней избраны именно основы ведения бизнеса на территории России.

Наиболее полно и интересно, на наш взгляд, построены разделы, связанные с управлением информацией и конструированием новостей. Здесь А. Н. Чумиков и М. П. Бочаров уже выходят за пределы чисто учебной литературы, представляя новую концепцию методов управления информационными потоками и их организации.

В книге много разборов конкретных случаев из практики, в первую очередь российской. Именно они являются во многом тем обучающим инструментарием, который может помочь студенту, поскольку это реальность соседнего города, соседней улицы.

Георгий Почепцов,

заведующий кафедрой информационной политики Национальной академии государственного управления при Президенте Украины, заведующий кафедрой маркетинга Международного Соломонова университета, доктор филологических наук, профессор

О книге А. Чумикова и М. Бочарова «Государственный PR» (М.: ИНФРА-М, 2012–2014, 3 издания).

Как убедительно показывают авторы учебного пособия, на сегодняшний день уже можно говорить о создании стройной системы связей с общественностью на государственном уровне, охватывающей все звенья российского государственного аппарата.

Об этом, собственно говоря, и идет речь в данной книге, объединяющей большой фактический материал с личным практическим опытом авторов по организации и осуществлению конкретных PR-проектов с выходом на научные обобщения и стремлением применить знания по теории массовой коммуникации к конкретной российской действительности и практике информационной работы.

Александр Борисов,

председатель Высшего экспертного совета Российской ассоциации по связям с общественностью, доктор исторических наук, профессор

О книге А. Чумикова «Медиарилейшнз» (М.: Аспект-пресс, 2013).

Перед вами издание, в равной степени полезное и PR-специалистам, и журналистам, поскольку в книге рассказывается, во-первых, об особенностях работы как PR-специалиста, так и журналиста, во-вторых, о самом новостном производстве – ключевом моменте профессиональной деятельности, в-третьих, о новых медиарилейшнз, учитывающих реалии состоявшейся и продолжающейся коммуникационной революции.

Всеволод Богданов,

председатель Союза журналистов России

О книге А. Чумикова «Реклама и связи с общественностью: имидж – репутация – бренд» (М.: Аспект-пресс, 2013–2014, 2 издания).

Автор представляет уникальные практики информационного менеджмента. Читатель познакомится и с особенностями работы в сетевом информационном поле, и с отличительными чертами бренд-менеджмента, и стилями оформления информационных кампаний, и особенностями проведения социологических исследований (правильной организации исследовательских процедур с целью их компетентного использования), и проведением информационного аудита материалов массмедиа, и технологиями составления медиапортрета организации (персоны, территории) и массой других столь же актуальных проблем. Причем в этом контексте очень важным представляется исторический подход автора, который на конкретных примерах показывает, что устаревает в информационной работе PR-специалистов, а какие технологии обретают сегодня ведущее значение.

Одним словом, перед нами очень содержательное и высокопрофессиональное сочинение. И, поздравляя автора с выходом книги, хочу сказать, что она будет архиполезной и для тех, кто работает в области фундаментальной коммуникативистики, и для практикующих технологов-специалистов в области информационных технологий.

Александр Соловьев,

доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой политического анализа факультета государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова

Желание поддержать новое детище автора обусловлено глубоким уважением к трудам человека, имя которого для меня, как и для многих российских специалистов, относится к категории «живых классиков».

Эта книга глубоко профессиональна. Автор представляет целостный взгляд на природу сложных явлений в социальных коммуникациях. Тема, заявленная на стыке разных подходов, в условиях терминологической путаницы и обострившейся конкуренции в профессиональной деятельности, прямо скажем, требовала смелости. Но автору удалось раскрыть тему в рамках своей профессиональной области целостно и непротиворечиво.

Технологичность построения информационной политики, направленной на формирование определенных характеристик социального объекта средствами массовой коммуникации, изложенная автором в определенном алгоритме (формирование миссии, видения, корпоративной философии, создание истории и легенды, сторителлинг, построение корпоративной культуры, кодексы поведения), не вызывает сомнения. Эта часть книги, как и глава, посвященная визуализации имиджа и созданию фирменного стиля, мне кажется очень четкой и наглядно подкрепленной для понимания основ производства визуальных компонентов имиджа, раскрытия азов образования слоганов, составления креативного брифа, бренд-бука. Импонирует четкая авторская концепция построения алгоритма управления брендингом от его базовых особенностей до работы с разновидностями (идентификационный брендинг, кобрендинг, ребрендинг, аудиальный и сенсорный брендинг, антибрендинг – демассификация бренда, брендинг социально ответственного поведения) в современных условиях.

Отдельной темой обозначена проблема репутационного менеджмента в Интернете.

Особый интерес для читателя представляет глава с описанием имиджевых кампаний как завершающего этапа в логической цепочке продвижения имиджа. Сегодня в России накоплен опыт проведения таких кампаний по продвижению территорий, организаций, персон. И учебное пособие Александра Николаевича Чумикова – первый опыт обобщения этих кампаний и представления алгоритмов и технологий их проведения в учебном пособии. Настоящее учебное пособие представляет собой книгу нового типа.

Елена Петрова,

президент Академии имиджелогии, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной психологии Российского государственного социального университета

Выход в свет учебного пособия «Реклама и связи с общественностью: имидж, репутация, бренд» весьма своевременен, так как с переходом на новые Федеральные государственные образовательные стандарты связи с общественностью были объединены с рекламой в рамках одного направления и преподавателям приходится прилагать особые усилия, чтобы при сокращении сроков обучения уделить внимание обоим видам коммуникационной деятельности и сохранить высокие стандарты подготовки специалистов.

Ценность новой книги А. Н. Чумикова заключается в том, что в ней убедительно показывается органичность сочетания методов рекламы и связей с общественностью при разработке и продвижении устойчивого бренда рыночного субъекта. Учебное пособие описывает новые подходы к коммуникационной деятельности, но при этом подчеркивает то, что осталось неизменным.

В своих книгах (и предлагаемое читателю учебное пособие не является исключением) автор с успехом сочетает свой богатый практический опыт и педагогическое мастерство. Во всех учебниках А. Н. Чумикова теоретические положения иллюстрируются конкретными примерами, отражающими реальный опыт работы в области связей с общественностью.

Людмила Минаева,

президент Ассоциации преподавателей по связям с общественностью, доктор филологических наук, заслуженный профессор Московского университета, действительный член Академии педагогических и социальных наук

О серии книг «Современные технологии PR. Мастер-класс А. Н. Чумикова» (М.: Аспект-пресс, 2013–2014)

Перед вами, читатель, издательский проект, в который входят такие учебные пособия, как «Имидж – репутация – бренд», «Антикризисные коммуникации», «Медиарилейшнз», «Переговоры – фасилитация – медиация», «Коммуникационные кампании».

Институт социологии РАН первым в стране еще в конце 80-х годов прошлого века начал заниматься антикризисной, конфликтологической проблематикой. И среди первых разработчиков нового для отечественной науки направления был автор этой книги Александр Чумиков. Переговорные технологии полностью укладываются в конфликтологическую логику.

Но, казалось бы, при чем здесь медиарилейшнз – взаимоотношения со средствами массовой информации? А притом, что медийные исследования с последующей публикацией в СМИ практических рекомендаций – одно из направлений нашей академической работы. Не лишним будет упомянуть, что последние несколько лет мы активно участвуем в общероссийском проекте по переходу на цифровое телевидение и в эту деятельность профессор Чумиков тоже внес свой серьезный вклад.

Брендинг для Российской академии наук в целом – сверхзлободневная проблема, особенно после прошедших недавно выборов нового президента РАН и в условиях ведущихся реформ. Так что прикладные наработки, предложенные автором, обязательно найдут применение и в учреждениях фундаментальной науки.

Ну и, наконец, коммуникационные кампании тоже актуальные для нас технологические циклы, поскольку в век глобальных интернет-коммуникаций без рекламы и связей с общественностью трудно продвигать результаты актуальных научных исследований.

Александр Чумиков – главный научный сотрудник Центра региональной социологии и конфликтологии Института социологии РАН. Хорошо известно, что он еще и практик: руководитель коммуникационного агентства, преподаватель ряда университетов, эксперт государственных и коммерческих учреждений. Но в данном случае мы имеем дело не с «распылением» возможностей, а скорее с их синтезом: академическая закваска помогает автору четко структурировать окружающую его эмпирику, а большой практический опыт не дает погрузиться в «науку для науки».

Михаил Горшков,

академик Российской академии наук, директор Института социологии РАН, лауреат Государственной премии РФ в области науки и техники

Загрузка...