Когда я впервые решила написать эту книгу в соавторстве, мой сын уже решил много своих проблем, связанных с задержкой развития и сенсорной интеграцией. К тому времени сенсорная диета стала частью образа жизни нашей семьи. Я научилась сенсорной обработке до такой степени, что почувствовала острую потребность помогать другим – тем, кто оказался в таком же положении, в котором находилась я, когда сыну впервые поставили диагноз. Тогда я была испуганная, подавленная, нуждающаяся в руководстве и утешении – и полная решимости найти помощь. Меня вдохновил эрготерапевт моего сына, Линдси Бил, и многие родители. В своей напряженной и часто полной стресса жизни они нашли время, чтобы подарить мне надежду, совет и виртуальные объятия, пока мы обменивались электронными письмами в особенно сложные дни.
Мой сын Коул покинул специализированный детский сад, куда пришел не умеющим говорить ребенком. Тогда сенсорные проблемы временами заставляли его причинять себе вред. Затем он начал ходить в типичный детский сад при государственной школе. Год общего обучения закончился, пришли отчеты от его частных и школьных психотерапевтов. Я наконец убедилась, что он справится с обучением в обычной школе, где бы мы ни жили. Нужен только хороший логопед. С мужем Джорджем мы решились переехать из Нью-Йорка с его замечательными доступными услугами в регион подешевле, потише, поближе к природе. Мы хотели, чтобы растущий сын расправил крылья. Никогда не забуду день через несколько недель после переезда. Я наблюдала, как сын со своим новым другом шел по полю в парке недалеко от нашего дома. Мальчики становились все меньше и меньше, пока я следила глазами за Коулом. Он все еще оставался в поле моего зрения, но отходил дальше, чем когда-либо прежде, не оглядываясь ни на мгновение. Слезы навернулись на глаза, когда я поняла, что мы перевернули еще одну страницу в книге нашей жизни. Сенсорные проблемы больше не сдерживали его. Он продвигался к новой независимости. Прошло время, когда сын смотрел в пространство, полностью отдалившись от мира, или бился головой о землю и кричал от бомбардировавших его ощущений и непредсказуемости мира, который я была не в силах ради него контролировать.
Сейчас Коул учится в колледже и интересуется карьерой психотерапевта или преподавателя. Он подрабатывает, обучая детей игре Minecraft, и помогает мужу и мне в нашем бизнесе. Коул уже выше ростом, чем я и его отец. Он уверен в себе и умеет сострадать. Я уверена, что сын построит свою жизнь так, что она будет наполнена чувством удовлетворения и ощущением высшего смысла. Уверена, что он внесет ценный вклад в процветание своего сообщества. Коул развил сенсорный интеллект: отстаивает свои сенсорные потребности социально приемлемым способом и находит творческие обходные пути для решения повседневных проблем. Сын теперь воспринимает различия в сенсорной обработке скорее как преимущество, а не как помеху. Ему нравится иначе обрабатывать зрительные образы, в том числе обладать экстраординарной зрительно-пространственной памятью и способностью «мыслить картинками», как называет это Темпл Грандин. Коул по-настоящему ценит самых разных людей. Помогая другим принять себя и обрести уверенность в собственных силах, он чувствует себя счастливым. Сын говорит: «Все мы разные или все мы одинаковые. Все зависит от того, как на это посмотреть».
Не знаю, чем решит заниматься Коул дальше и с какими трудностями может столкнуться. Но я уверена, что ключ к счастью и благополучию нашей семьи сегодня – это развитие нашего собственного сенсорного интеллекта, с тем чтобы привить его сыну. Я глубоко благодарна за все, что узнала о сенсорных проблемах, и за свою способность поделиться этим с другими.
Обратите внимание, что в этом издании я называю Коула ребенком. Он был им, когда мы написали эту книгу или впервые обновили ее в 2009 году. Эти дни давно позади, но я считаю, что стоит сохранить истории в том виде, в котором они были написаны изначально. Это поможет читателям с детьми младшего возраста осознать, что я тоже была обеспокоена, разочарована и сбита с толку, как и они. Я обещаю, что после прочтения этой книги вы почувствуете себя сильнее, мудрее, увереннее и лучше подготовленными к этому путешествию.
Нэнси Песке, Милуоки, штат Висконсин
Годы, прошедшие с тех пор, как мы с Нэнси написали эту книгу, были удивительными. Мы получили тысячи писем от родителей и психотерапевтов из Соединенных Штатов и Канады, а также из Англии, Австралии, Филиппин и даже от священника, руководящего детским приютом в Гане. Почти 100 000 родителей и специалистов подписаны на наши страницы в соцсетях. Мы узнали, что в большинстве стран мира и даже в некоторых частях США нет абсолютно никакого понимания проблем, связанных с сенсорной обработкой, а если и есть, то нет тех, кто способен помочь на местах. Мы получаем письма с благодарностью за книгу и наши веб-сайты или с конкретными вопросами о личных ситуациях, на которые очень стараемся ответить. Кто бы мог подумать, что я буду сидеть за своим столом на Манхэттене, помогая семье на другом конце планеты? Я читала лекции тысячам родителей, учителей, эрготерапевтов, физиотерапевтов, логопедов, психологов и других специалистов по всей стране. Я имела честь беседовать с детскими библиотекарями о том, как сделать библиотеки удобными для детей с особыми потребностями. Я разговаривала с врачами о том, как распознать сенсорные нарушения у их маленьких пациентов, и о том, как они могут помочь. Я говорила с психотерапевтами не только о том, как работать с детьми во время сеансов, но и о том, как помогать семьям решать проблемы. Я встречалась как с большими, так и с немногочисленными группами родителей: выслушивала их опасения, чувствовала их боль и замешательство, помогала находить решения в процессе мозгового штурма – и многому научилась у них. Больше всего я дорожила временем, проведенным с моими юными клиентами, забавными, милыми мальчиками и девочками, молодыми мужчинами и женщинами, которые каждый день учили меня чему-то новому.
В 2014 году я написала книгу Sensory Processing Challenges: Effective Clinical Work with Kids & Teens («Проблемы сенсорной обработки: эффективная клиническая работа с детьми и подростками»). В ней я делюсь своими знаниями с консультантами по психическому здоровью, школьными психологами, педиатрами, социальными работниками, учителями и другими специалистами, работающими с детьми и семьями. Прочитав эту книгу, они смогут лучше понять сенсорные трудности. Они узнают, как помочь клиентам овладеть саморегуляцией, научиться отстаивать свои права и добиваться успеха не вопреки своим сенсорным проблемам, а благодаря своей чувствительности: чувствительному телу, сердцу и разуму – всему тому, что делает детей, подростков и взрослых с расстройством сенсорной обработки такими уникальными, замечательными и сложными людьми. Я написала главу в книге о помощи учащимся, пережившим серьезные травмы, опубликовала десятки статей о практических стратегиях в различных журналах, выступала на небольших семинарах и крупных конференциях, появлялась на телевидении, давала интервью на радио и в печатных изданиях. Я создавала веб-трансляции, подкасты и многое другое. И при этом продолжаю свою частную практику в Нью-Йорке, работая с детьми и подростками.
Я приближаюсь к своему третьему десятилетию работы детским эрготерапевтом и люблю то, чем занимаюсь, больше, чем когда-либо прежде. Для меня важно передать свой опыт и приемы родителям, чтобы они овладели ими и добавили собственные идеи. Мы все вместе работаем над тем, чтобы дети их освоили. Мы создаем настоящую синергию, непреодолимую силу изменений, намного превосходящую сумму своих частей. Мы способны совершить глубокие и позитивные сдвиги в том, как дети воспринимают мир.
Мы с Нэнси очень рады видеть, что все больше и больше учителей, психотерапевтов, врачей и других специалистов признают существование сенсорных нарушений. Сегодня некоторые продуктовые магазины, торговые центры, спортивные арены, кинотеатры, театры и даже аэропорты предлагают комфортные для восприятия помещения, включая часы тишины и сенсорные комнаты. Людям с расстройством сенсорной обработки проще выходить в город, чем когда-либо прежде. Это касается как детей, так и их родителей (у которых тоже могут быть проблемы с сенсорной обработкой). Но, конечно, еще многое предстоит совершить, чтобы сделать наши дома, школы и сообщества более подготовленными для детей, подростков и взрослых с дисфункцией сенсорной интеграции.
Вот почему мы так рады представить вам третье издание книги «Развитие сенсорного интеллекта у ребенка». Оно включает в себя последние исследования, новейшие разработки. Книга отражает современные реалии и предлагает практические стратегии для детей, подростков и взрослых с сенсорными трудностями. В том числе:
• Новую главу о сенсорных проблемах и цифровых технологиях. Многие люди изо всех сил пытаются разумно использовать технологии, пытаясь добиться баланса между увлечением гаджетами и сенсорными потребностями, чтобы улучшать, а не ухудшать обучение, самоорганизацию, социализацию и досуг. В этой главе обсуждаются способы, как заинтересовать природой и движением детей, погруженных в смартфоны и компьютеры. Описывается, как использовать технологические стратегии, которые поддерживают обучение, и многое другое.
• Последние исследования о расстройстве сенсорной обработки, которые помогут лучше понимать сенсорные нарушения и говорить еще более компетентно с теми, кто не знаком с расстройством сенсорной обработки (РСО) или «не верит» в него.
• Обсуждение интероцепции, малоизвестной сенсорной системы, передающей важную информацию о внутреннем состоянии нашего тела, включая голод, жажду, частоту сердечных сокращений и дыхание.
• Больше сведений об аутизме, включая обновленную статистику распространенности, информацию о текущих исследованиях и новых диагностических критериях, которые признают сенсорные трудности, а также объяснение того, почему мы всегда должны признавать компетентность другого человека.
• Больше инструментов и методов саморегуляции, которые помогают детям, подросткам и молодым людям лучше себя чувствовать и лучше функционировать.
• Дополнительную информацию о компрессионном белье и утяжеленных одеялах, включая рекомендации по использованию и меры предосторожности.
• Идеи по созданию сенсорных убежищ в школе, которые помогают учащимся лучше себя контролировать.
• Обновление диагностики с текущей информацией о включении РСО в пятое издание «Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам» Американской ассоциации психиатров (DSM-5).
Мы надеемся, что вам понравится новая редакция нашей книги так же сильно, как нам нравилось создавать ее для вас!
Мы продолжим дополнять эту книгу своевременной информацией на наших веб-сайтах, включая уведомления о выступлениях, статьи, видео, веб-трансляции, интервью, практические советы, ресурсы для поиска игрушек, оборудования и многое другое. Пожалуйста, заходите к нам почаще на www.sensorysmarts.com и www.sensorysmartparent.com. Присоединяйтесь к нам в соцсетях (см. раздел «Ресурсы, способствующие преодолению сенсорных проблем»)!
Линдси Бил, эрготерапевт, Нью-Йорк