Литературный проект «Помнить, чтобы понимать»

(память поколений о войне)

Быть созданным, чтобы творить, любить и побеждать, -

значит, быть созданным, чтобы жить в мире.

Но война учит все проигрывать и становиться тем, чем мы не были.

Альбер Камю, французский философ, писатель


Я не знаю, каким оружием будут сражаться в 3 й мировой войне,

но в 4 й мировой войне будут сражаться палками и камнями.

Альберт Эйнштейн, физик-теоретик


Философия повседневной жизни диктует каждому человеку простой набор ежедневных дел – работа, учеба, семейные дела. У каждого свой круговорот. Согласитесь, остаётся не так много времени, чтобы задуматься о чём-то великом и важном. Но есть дни, когда твоя душа начинает вспоминать, страдать, кровоточить, а значит, работать.

Такими днями для нас в России являются 9 мая 1945 года – день Победы и 22 июня 1941 года – день, когда война постучалась в дом к каждому. 22 июня люди воспринимают, как ужас неизвестности, обреченности и бесконечности страданий и испытаний. Мы провели экспресс-опрос среди наших знакомых, причём все они родились в послевоенное время, и среди них нет участников Второй мировой войны. Мы попросили их перечислить, что первое приходит им в голову, когда они слышат дату 22 июня. Большинство опрошенных говорили о «тихом ужасе, потому что в этот день началась страшная война», некоторые удивлялись, что столько стран оказались нашими противниками и тогда выступили против нас. Кроме того, у них вызывают сочувствие и сострадание люди, которые оказались в блокаде, в окружении и на оккупированных территориях.

9 мая, наоборот, воспринимается, как конец невероятных усилий, радость Победы, омраченная непоправимыми потерями и утратами. Чем дальше уходят от нас эти даты, тем более отстраненно можно посмотреть на них, что-то осмыслить и понять. Тогда начинаешь думать не только о себе, но и о чём-то другом.

Перед глазами память тут же рисует двух участников Великой Отечественной войны от нашей семьи. Первый – Алексей (1915 года рождения) из самой что ни на есть деревенской глубинки – старообрядческой деревни. В 25 лет, в 1941 году он первый раз в жизни попробовал, что такое спирт, когда ему поднесли наркомовские 100 грамм. Ушел на войну рядовым, закончил её сержантом. Войну он вспоминал нечасто, но особенно ему запомнилось первое ранение:

«Ранили в руку, отправили своим ходом в санчасть. По снежной дороге шло два потока: один – здоровых мужиков везли на полуторках в чёртову мясорубку; другой – уже покалеченных, направлялся в противоположную сторону от смертельной опасности. Чем дальше я продвигался, вернее, полз в сторону санчасти, тем меньше слышался страшный гул сражения, он заметно ослабевал, а я радовался – жив».

Войну он закончил в Германии, но рассказывал про неё немного:

«Увидел себя впервые в жизни в полный рост в зеркале в немецкой деревне. До этого такой возможности не имел». Всю свою жизнь он видел сны только про войну. Из его деревни на войну забрали восемьдесят два мужика, вернулось всего пятеро, один из них – инвалид, все с ранениями.

Второй – Наум (Нахим), (1918 года рождения) из крупного уральского города, инженер-геофизик, в начале войны окончил Горный институт. Войну он начал в 1943 г. под Курском, в знаменитом Прохоровском танковом сражении, необстрелянным лейтенантом-артиллеристом. Воспоминания об этом сражении остались с ним до конца жизни:

«Страшный грохот. Происходящее казалось неправдоподобным. Хотелось, чтобы всё это скорее закончилось. Казалось, что остаться живым там невозможно. Человеку среди войны места нет».

Забрали на войну, несмотря на то, что он был единственным кормильцем, дома осталась мать и двое младших сестер. Войну он тоже закончил в Европе, с войны привёз псориаз на нервной почве – красные «лепешки» на локтях и коленях периодически мучали его в течение всей жизни. Военные годы он вспоминать тоже не любил.

Поколение, которое от нашей семьи участвовало во Второй мировой войне, уже давно «летит в стае журавлей». О них мы всегда вспоминаем в дни их рождений, в дни их ухода и, конечно, 22 июня и 9 мая.

Как-то по телевидению показали фильм о Сталинградском сражении, в нём за кадром читали письма немецких солдат, выходящих из окружения. Почему-то впервые в жизни подумалось о них не как о противниках, а просто как о людях. Ведь их воспоминания звучали также обостренно и трагично, как у наших дорогих отцов и дедов. Дело здесь не только в чувстве жалости и сочувствии к их судьбам, дело в том, что именно тогда стали приходить мысли о том, что обе стороны, воевавшие между собой, испытывают одинаковые чувства, страхи и переживания.

Следующие поколения, конечно, не каждый день вспоминают о войне. Но в современном обществе ещё живут представители поколения-участников сражений. Это влияет и на отношения других поколений к пережитым «огненным» военным годам. Толчком к раздумьям может послужить любой повод: статья в газете, художественный или документальный фильм, книга, личная встреча, передача по телевидению. Отстранённо посмотреть на события этих лет может только то поколение, которое в этих событиях само не участвовало.

Иногда в голову приходят совершенно неожиданные мысли. Нас воспитывали, и мы привыкли думать о том, что никто не будет забыт, что все смерти были не напрасными. Но ведь миллионы людей с той и с другой стороны отдали свои жизни не только за свою родину, но и за амбиции политиков, за ошибки руководителей, за чрезмерную алчность представителей так называемых элит.

О Второй мировой войне написано очень много: тысячи романов, повестей и рассказов, снято множество документальных и художественных фильмов, напечатано статей, воспоминаний, очерков и исследований. Люди пытаются анализировать, разобраться, осознать, понять всю глубину пережитой трагедии, которая постигла множество конкретных людей и народов. При этом в основном рассматриваются отдельные сражения, принятые решения полководцев, конечно, судьбы людей, но всё это является только частью трагедии. Немного тех, кто пытается осознать проблему войны комплексно, в целом.

Каковы же истинные причины сложности посмотреть на проблему войны со стороны?

– участвующие поколения и поколения, близко стоящие по времени, не могут объективно посмотреть на ситуацию со стороны, извне, так как они только что или недавно оказались победителями или побеждёнными. Это относится к каждой стране и каждому народу, участвовавшему во Второй мировой войне;

– в психологии существует так называемый «механизм вытеснения», когда психика человека отторгает неприятные и травмирующие воспоминания. В лучшем случае человек старается не вспоминать об этом, в худшем – забывает полностью, но только во внешних проявлениях. На самом деле воспоминания, конечно, остаются, они живут в глубине, отправляются в подсознание человека и отравляют его последующую жизнь. Всё это касается не только отдельного человека, но и коллективной бессознательной памяти народа. Эти страшные воспоминания находятся в коллективном бессознательном у каждого народа – участника войны. Они оказались вытеснены в эту область, но не забыты, не пережиты и не осмыслены;

– некоторые психологи считают, что Вторая мировая война, включая атомную бомбардировку Японии, напугала все человечество. Люди, возможно, на какое-то время осознали, что они могут дойти до полного самоуничтожения. Осознали это всё на уровне коллективного бессознательного, что существует некая «точка невозврата», которую нельзя перейти. Возможно, пока человечество хранит этот страх в подсознании, оно побоится переступить эту черту и масштабные войны нам пока не грозят. Поэтому мы должны всегда помнить и осознавать весь трагизм, ужас и пережитую боль народов, втянутых в военные конфликты.

Фактически в эту страшную войну было втянуто множество народов, стран, возникло смертельное противостояние. Очень сложно осознать всю глубину конфликтов и их истинные причины. Конечно, это и интересы капитала, амбиции политиков, ущемлённая гордость народов предыдущими переделами мира, технический прогресс и вновь появившиеся технологические возможности нового времени.

Одной из главных причин такого масштабного военного противостояния на наш взгляд – это неразборчивость элит. Они в угоду исключительно своим интересам смогли сыграть на низменных желаниях народов, они вошли в резонанс с их желаниями: новые территории, взять реванш за прошлые поражения, якобы обеспечить независимость народа и страны. Но желания элитами были выбраны не те. Ведь решения в обществе всегда принимают элиты, а не народ, однако без народной поддержки эти решения никогда не воплотятся в жизнь.

Элиты существуют не только для обогащения себя, своих семей и кланов, они несут огромную ответственность за свои решения и за свои выборы перед народом, из которого они вышли и, конечно, перед страной, окончательные решения принимают всегда именно они. Непонимание этого лишает их связи с народом, со своей страной, а значит, и оставляет без будущего.

Загрузка...