Кому под силу решать современные вызовы?

Как много мы знаем и как мало понимаем

А. Эйнштейн, физик-теоретик


Что-то физики в почете,

что-то лирики в загоне.

Дело не в сухом расчете,

дело в мировом законе

Б. А. Слуцкий, советский поэт


За последние двадцать лет большинство привыкло существовать в комфортном мире: мы общались, обменивались информацией, путешествовали, наблюдали за изменениями в технологиях искусственного интеллекта и цифровизации, медицины.

До сегодняшнего дня мы верили в то, что, если появится проблема, то к нашим услугам мы сразу же получим все достижения современной науки, и вопрос будет решён. Неожиданно для всех современный глобальный мир стал сталкиваться с серьёзными проблемами выживания и пока не может их решить до конца (ковид, изменения климата, природные катастрофы).

Для решения глобальных задач и ответов на серьёзные вызовы, в частности, на пандемию коронавируса, человечеству нужна системная работа и научные прорывы. Прорывы, которые могут совершить конкретные люди и научные коллективы, состоящие из ученых, способных к самостоятельному аналитическому системному мышлению, к работе на стыке наук: биологии, физики, химии, анатомии, зоологии, вирусологии, эпидемиологии, математики, истории, экологии, экономики, генетики, синергетики (наука о системах). Эти люди не появятся в обществе по взмаху волшебной палочки, их необходимо взращивать. А вырастить их сможет только особая наукоёмкая культурная среда. Причём здесь под понятием «культура» не имеются в виду бесконечные песенные и танцевальные конкурсы, обсуждения личных «драм» «звёзд», многочисленные шоу и ток-шоу, откровения или умозаключения новоявленных блогеров с миллионными просмотрами – это явно не поможет. Всё вышеперечисленное имеет очень опосредованное отношение к настоящей культурной среде.

Перед человечеством чаще всего возникают вызовы либо природного характера, либо техногенного происхождения или касающиеся самой природы человека. Где взять такую культурную среду, в которой бы появлялись люди и создавались научные коллективы, которые были бы способны противостоять таким вызовам? Гуманитарная среда таких людей, к сожалению, не создаст.

За последние двадцать-тридцать лет в обществе установилась явная диспропорция между «физиками» и «лириками», между гуманитариями и естественниками. Конечно, обществу нужны те и другие, но сейчас диспропорция склонилась явно в сторону гуманитарного подхода, а должно быть хотя бы поровну.

Ведь таланты распределяются в популяции равномерно, безотносительно их места рождения. Вероятность рождения гениев одинакова в столице, мегаполисах и маленьких городах. К сожалению, заранее мы не знаем, где родится будущий гениальный биолог, физик, лингвист или вирусолог. Значит, нам нужна такая система образования, как часть культурной среды, которая давала бы возможность проявляться и вырастать талантам и гениям, причём именно в области естественных и технических наук.

За последние десятилетия система образования в России сосредоточилась на подготовке учащихся в гуманитарных областях. Так оказалось проще для всех – учеников, учителей, родителей. Мы делегировали детям возможность выбирать предметы для изучения. Вроде бы это дело не плохое. Но как вы считаете, что выберет ребёнок, если в обществе царит культ гуманитарных дисциплин и профессий? Как вы думаете, что проще осознать – предметы гуманитарного или естественнонаучного цикла? Ответ очевиден, и мы сейчас идём по этому легкому пути.

Из образования надо убирать перекос в сторону гуманитарных дисциплин. Кроме того, этот гуманитарный подход даёт возможность школам формировать собственную программу обучения, а это губительно действует на всю систему образования. Появилось огромное множество программ и учебников к ним, которые не отражают системного подхода и позволяют каждой школе идти своим, особым, путём. Государство пытается нивелировать это с помощью системы ОГЭ и ЕГЭ, но это привело к тому, что последние два класса (8-й – 9-й и 10-й – 11-й) учителя занимаются только натаскиванием на тесты выпускников по своим предметам.

Должна быть единая образовательная программа с равным объёмом часов естественных и гуманитарных предметов. Причём эта программа должна быть принята и работать повсеместно, а министерство должно следить, чтобы все школы были обеспечены учебниками и методическими пособиями по этой программе. Это исключит массовую беготню родителей за нужными учебниками и пособиями, которые у всех школ разные. И также избавит родителей от необходимости стоять на автотрассах и ловить интернет, чтобы сделать задание со своим ребенком из-за перехода обучения в онлайн.

Система образования должна прекратить «предоставлять услуги», а начать побуждать к обучению и получению знаний в нужных для общества областях. Объявленные так называемые «точки роста» в виде Сколково, Роснано, Селигера и всевозможных Олимпиад, конкурсов, викторин и пилотных проектов не приносят видимых результатов. Молодежь, победившая в этих конкурсах и Олимпиадах, часто после обучения отправляется за рубеж, а ей нужны условия для работы здесь. Но пока хорошие условия жизни у нас предоставлены только чиновникам, актёрам, некоторым журналистам, музыкантам и спортсменам, то есть сплошь гуманитариям.

Жизнь показывает, что в обществе существуют переоценённые и недооценённые профессии. Обществу, которое хочет нормально развиваться и справляться с возникающими вызовами, всегда потребуются следующие профессии: врачи, учителя, учёные, инженеры, рабочие. А это профессии, где в основе лежит всё-таки естественно-научное знание. А получилось, что естественников и технарей, которые способны решать комплексные проблемы, в обществе явно недостаточно.

Современное общество потребления с культом денег, а не знаний, полезных обществу, создали именно гуманитарии. Но спасение человечества всегда будет находиться в руках естественников.

Так кому же под силу будет решать современные вызовы, возникающие перед человечеством?

2020 год

Загрузка...