Глава 3. Диетическая культура. Привлекательная и жестокая

Диетическая культура – это идеология, где быть худым, стройным, спортивным и с маленьким процентом жира – с моральной точки зрения хорошо, а быть толстым – плохо. Распространяется на всех: и на мужчин, и на женщин. Эта идеология наполнена идеями о том, каким должно быть тело и как правильно относиться к еде. Используя линзу диетической культуры, людям свойственно агрессивно высказываться в сторону полных людей. Хотя внешний вид, если и говорит что-то о жизни, которую человек ведет, совершенно не показывает внутреннюю картину обменных процессов. И совсем не говорит о лени и даже том, что человек много ест. Да, да. Если говорить про обменные процессы, то человек может иметь худое тело и нарушенные обменные процессы (высокий холестерин и т. п.). Это может показать анализ крови и дефициты витаминов и минералов. Но по внешности вы никогда бы об этом не догадались. Другой человек будет иметь ИМТ выше нормы, но при этом обладать устойчивым крепким здоровьем, сильным иммунитетом и легче переносить болезни.

Эта идея особенно ярко описана в художественной литературе в книге «Бойня», которую написал Оса Эриксдоттер. В ней правительство Швеции решает устроить «новый прекрасный мир», очищая его от тех, кто не подходит под стандарты новой диетической религии идеологии. Еда несет исключительно утилитарную функцию, а у приемлемого тела ИМТ не выше, чем 25. Кровавое оздоровление. Идея ЗОЖа хороша, но возведение его в культ сразу обнаруживает абсурдные неточности.

«Если ты полный – это твой личный провал, означающий, что ты не следишь за собой, что ты ленив и наверняка болен. А если ты стройный – значит ты здоров, у тебя высокий уровень самодисциплины, ты организованный, надежный человек, заслуживающий доверия. Ты правильный, почти святой, ведь на тебе нет проклятого «нечистого» жира.»

(Ю. Лапина «Тело, секс, еда и тревога»)

Люди, приученные принимать диетическую культуру как нормальный образ жизни, могут иметь плохую самооценку, регулярно участвовать в негативных разговорах с самим собой и верить, что стройность делает человека лучше, чем того, кто не худой.

Чем может отличаться поведение такого человека:

1) экстремальные тренировки, чтобы подогнать тело под стандарты (4–5 раз в неделю);

2) ограничение еды, диеты;

3) постоянная слежка за цифрой на весах;

4) утягивающие корсеты, чтобы достичь неестественной пропорции талия-бедра-грудь;

5) постоянное самообвинение и ощущение себя никчемной/ым без идеального тела, которые мы постоянно видим «в интернетах»;

6) сравнение своего тела с телами других людей;

Это религия. И у нее есть свои традиции, обряды, в том числе связанные с едой. Есть грехи, есть сценарии, как их искупить. Есть организации, которые могут помочь приблизиться к эталонному сознанию, чтобы тело стало воплощением чистого диетического сознания.

Навязчивость идей в русле диетической культуры, может привести человека к РПП или иным нарушениям пищевого поведения. И то, и другое отнимает огромное количество времени и энергии: это как настоящая работа, в которую вы вкладываетесь, просто потому что «а как иначе? надо!» Только вам за это никто не платит, вы ведь и так порядком замотивированы вкладываться. В вас как будто вживляют чип, который стимулирует мозг воспроизводить одни и те же мысли, действия и ритуалы. На этой работе вы будете тратить кучу сил, ваш внутренний критик будет курировать процесс, и вы сами станете себе строгим надзирателем.


ТЕРМИН:

РПП – патологические состояния, характеризующиеся аномальными пищевыми привычками или поведением, которые могут включать в себя избыточное или недостаточное потребление пищи, а также неприемлемые методы управления весом или пищевым поведением.



Почему сидеть на диете и жить согласно ЗОЖ плохо? Почему такой подход то поощряется, то считается чем-то плохим? – можете резонно спросить вы.

А я отвечу, что у всего есть мера. Если вы начинаете обращать внимание на свои пищевые привычки, работаете над расширением своего рациона новыми продуктами, начинаете заниматься спортом и дарить телу движение, пробуете новые виды движения – это хорошо. Если вы начинаете есть и двигаться, чтобы худеть, это к добру не приведет. Когда все начинает подчиняться контролю за весом и телом, это становится культом.

Любой культ – это система верований и практик, связанная с почитанием какой-то идеи. Эта идея звучит примерно так: «мы можем контролировать свой голод силой воли, ешь мало и чисто, и это приведет тебя к худому, здоровому телу с маленьким процентом жира. Больше двигайся. И это приведет тебя к счастью, признанию и любви». Этот культ перешел в зону опасности, потому что одних он загоняет в РПП. Другие отсекаются по принципу «неподходящести», неправильности, нездоровости: недостаточно худая, подтянутая и т. д.

Про расстройство пищевого поведения можно ни за что не догадаться, если просто смотреть за человеком в сети; это никогда не прочтешь во внешности человека с фотографии (только если это не критически маленький вес). Даже человек, который транслирует ЗОЖ, может иметь эту проблему. И только находясь рядом с ним, можно будет заметить какие-то отсылки в поведении, если вы знаете, на что обращать внимание.

То есть, даже если мы начинаем заниматься здоровым образом жизни исключительно из добрых и здоровых побуждений, все равно можем вляпаться еще сильнее…

В этой главе мне хочется внимательно пощупать с вами всю ту почву, из которой растут «причины» этого абсурда, в который можно запросто вляпаться.

Диетическая культура появилась не просто так. Она является инструментом, с помощью которого достигаются определённые цели. Действующие лица (акторы) здесь разные. Цели у всех акторов тоже. Если говорить про меня, как человека, которая так или иначе тоже может стать участницей этого явления, то мне нужно иметь недюжинную внутреннюю силу и осознанность, чтобы чувствовать «себя» и отделять «свое» от внешнего. Я – человек, женщина – первая сторона. индустрия красоты, похудения, моды – вторая сторона. у каждой из сторон свои цели и задачи. И все мы располагаемся на территории с определенными вводными данными:

1) Стандарты современной красоты не статичны, а постоянно обновляются: какие-то создаются стихийно, какие-то специально выдерживаются и продвигаются корпорациями модной, фитнес, косметологической индустрий.

2) Половые стереотипы и требования, предъявляемые конкретно к женщине, существуют по умолчанию.


По первому вопросу пройдемся прямо сейчас и продолжим в главе 6 про непринятие тела. По второму пройдемся в главе 10.

Существует транслируемый идеал красоты, который принято применять к женщинам, потому что принято считать, что женщина должна обладать красотой. К мужчинам такие критерии не применяют. И получается, что если ты женщина, то тебе либо генетически везет, либо нет – на фоне конкретной моды.

В Древнем Риме, например, была мода на девушек с маленькой грудью. Кому-то везло, а кому-то приходилось ее ежедневно утягивать и прятать. В XVII–XVIII вв. девушки умудрялись затягивать себя в корсеты до 33 см в талии и опасались солнца, так как в моде была белоснежная кожа. В Средневековье же идеалом была изможденная девушка, худая, бледная – для приближения к такому образу девушки делали себе кровопускания. В древнем Китае ценилась маленькая и узкая стопа, для чего с юности девочкам очень туго бинтовали ноги.

Тут не угадаешь, какие тела и с какими формами в твое время и твоей местности будут считаться наиболее «предпочтительными и желательными». И тем более не выберешь заранее, что предложит генетика, и какими будут исходные данные.

Оказавшись в женском теле, мы социализируемся и понимаем, что для женского развития «обладание красотой – важный стратегический шаг». Далее смотрим, что конкретно ценится (оценивается положительно), смотрим на себя и понимаем, как распорядилась лотерея.

А далее это можно «улучшать»: вот сейчас популярно худеть и накачивать разные части тела. Трансформации и коррекции доступны разнообразные (от естественных до серьезных хирургических вмешательств).

Со временем идеалы красоты меняются. И даже интересно, что нас ждет дальше. Может, разнообразие и естественность? Тогда как будут зарабатывать корпорации, если себя можно будет полностью принимать. Посмотрим…


Вы слышали историю, как в какой-то момент еще больше женщин и мужчин стали иметь лишний вес, лишь потому что нижнюю планку избыточного веса на шкале ИМТ понизили в 1998 г., и то, что ранее было нормой, стало лишним весом? Норму взяли и сдвинули. Раньше это было нормально, а теперь – нет. И скорее всего, сначала люди не обратили большого внимания, потому что скептически это воспринимать было легче. Изменились внешние критерии оценки веса, но не сами люди и их жизнь. Но чем дальше от той даты, тем правдивее звучит грозное: у вас лишний вес или ожирение.

«Эпидемия ожирения» основывается на этих подвижных цифрах, из-за чего число людей с «избыточным весом» резко увеличивается.

(«Жирные». Дебора Лаптон)

Смотрите, как изящно это работает. Сдвигаем нормы, обращаем внимание на целлюлит, волосы на теле женщины, внушаем, что необходимо обладать красотой. Показываем места, где про красоту можно узнать и почитать (журналы, например). И с течением времени нам становится гораздо проще продавать то, что помогает стать «идеальной красоткой» с нормальным весом, без волос там, где не надо, и с густой растительностью там, где надо, и без целлюлита и растяжек и т. п. Затем увеличиваем какие-то части тела, нормализуем это, и у нас появляется новый рынок по накачиванию каких-то частей тела разными способами.

Давайте возьмем хотя бы волосы. То, что в общем пространстве не появляется, то считается ненормальным. Раньше на это не обращали внимания, но в какой-то момент маркетологами была выдвинута идея, что женские ноги должны быть гладкие и нежные. И постепенно внедрилась в общее сознание мысль, что волосы на ногах, подмышках у женщины – это фу / не гигиенично. И если провести расследование, то нигде в среде ТВ и интернета не появляются женские ноги с волосами. Нас приучили их прятать, но они все также продолжают расти. Даже в рекламе пены для бритья мужчина обычно бреет волосатое лицо (так можно), а женщина всегда бреет гладкие ноги (показывать волосы на женщине не гигиенично). Хотя все эти волосы одинаковые. Это просто волосы на теле человека.

Только представьте, что вы испытаете, если в медийном пространстве увидите волосы на женском теле, за исключение волос на голове, если вы консервативный человек. Какая реакция у вас будет первой? А она будет наверняка именно потому, что нам уже внушили, что показывать это нельзя. Это прячут. Нормально, когда этого нет. Так вот, нас к этому постепенно приучили. И сделали нормой, постепенно сдвигая ту норму, которая была задолго до настоящего дня. Посмотрите в интернете на ноги обычной женщины жены Юрий Гагарина – Валентины Гагариной.

И когда я начинаю видеть волоски на своем теле, мне становится стыдно, неприятно, и я хочу это спрятать, убрать или спрятаться самой. Ведь это не норма.

Но как не норма, если волосы растут на теле у любой взрослой женщины? Растут каждый день. Так ведь? Тогда что норма: то, что нас призывают транслировать (гладкие ноги, подмышки) или же то, что происходит на самом деле (волосы растут на теле взрослого человека, потому что этот человек живой)?

«Как мне избавиться от навязчивой мысли, преследующей женщин с незапамятных времен? Каким оружием отбиваться от стереотипов, что все женщины должны быть гладкими, упругими и безволосыми? Когда, наконец, я смогу отпустить волосы? Не на голове, а под мышками, на лице, на ногах и «веселую тропинку» от пупка до лобка. И хочу ли я этого вообще?»

(«Тело дрянь», Мара Олтман).

С весом ситуация аналогична. Норма была сдвинута, и теперь укоренились образы идеальных тел, ради которых люди худеют, ложатся под нож хирургов, постоянно контролируют свой голод и принимают препараты, снижающие аппетит. Что здесь является нормой: то, что существует на самом деле или то, что мы пытаемся воссоздать?

Как вы успели заметить, дело не только в измененном в 1998 году ИМТ Национальным институтом здоровья в США.

Постепенно женское тело опредмечивали, сексуализировали, уменьшали, ретушировали, разглаживали от неровностей, лишних килограммов и волос. Создавая какой-то образ, который должен будоражить мужской взгляд. Его подгоняли под образ современной красотки, образ этот меняется со временем и нет кого-то одного, кто это диктует. Процесс стихийный и в нем масса заинтересованных лиц: тех, кому важно о чем-либо писать; тех, кто хочет, чтобы их любили принимали; тех, кто хочет быть лучше, чем другие. Этот посыл укоренялся, и за него цеплялись корпорации, находя свои бизнес интересы. А ниша эта вечнозелёная, так как построена на чувстве стыда, страха быть отверженным, на желании принятия и любви. Логика такова: надо убедить, что то, что ранее было нормальным, – не нормально, и чтобы это исправить, есть инструмент (бритва, пена, эпиляция). Маркетологи в корпорациях работают над поиском подобных идей, чтобы более изящно дотрагиваться до сердца и разума покупателя. И что мы имеем? Если в 50-х годах никому бритву было не продать, то что сейчас? У кого ее нет? У нас создали потребность, нужду, необходимость. Это – долгий и методический процесс, который можно разглядеть только в широкой перспективе с течением времени.


ТЕРМИН:

Сексуализация – отношение к другому человеку исключительно как к инструменту (объекту) для сексуального удовлетворения, без учёта личности или способности испытывать чувства.


И с похудением также: убеди в 1930-х женщину, что ей нужно на марафон по похудению? Ну ведь его бы никто не купил. Зато сейчас это самая плодородная почва для того, чтобы продавать обещания уверенности, счастья и бесконечной любви, успеха и достатка.

Убеждения подкрепляются идеями, которые проникают в общество. И всегда есть какой-то запрос, идея, которую можно хорошо продать. Хоть главное в человеческих отношениях – совсем не внешность, но, тем не менее, она важна.

Давайте я это тоже озвучу: нам важно нравиться. И нравятся нам тоже определенные люди. Внешность в самом начале особенно имеет значение, потому что в начале общения люди друг другу – никто. Просто объекты. И кем бы вы ни были: девушкой, юношей, мужчиной, женщиной – мы все друг для друга не больше, чем объекты, которые транслируют какие-то качества, какие-то образы. Это набор, который тебя либо может заинтересовать, либо нет.

Нам нравится разное, нам важно разное, смотрим мы тоже на разное. И если в самом начале это отчасти важно, чтобы привлечь внимание, понравиться, то в отношениях внешность – это лишь небольшая часть, потому что там есть гораздо больше: умение разговаривать, проявлять уважение, тепло, чувствовать границы, уметь доверять, видеть, насколько совпадают ваши устремления, понимать, к чему вы вообще стремитесь, и насколько одинаково вы видите модель ваших отношений и семьи, как вы готовы справляться с трудностями, неожиданностями – поддерживать друг друга или тянуть одеяло на себя.

Не всем мужчинам нравятся худые девушки в размере S, а тем более XS. Не всем девушкам нравятся мужчины с мускулами. Да и вообще, худоба и обезжиренность в вашем понимании может совсем отличаться от его понимания. А если ваш критик вас безжалостно третирует даже в условиях принятия и любви в отношениях, то обратите внимание на главу про непринятие своего тела (и критика).

Если вы видите, как отношения распались из-за того, что якобы есть причина во внешнем виде другого, то, как правило, за этим стоит совсем не внешность. Измена или отвержение одного партнера другим может произойти даже если у обоих идеальные тела. Измен может не быть, если тело не идеально. Это значит, что причина не в теле, а в качестве отношений, уважении, доверии, принципах и поведении, насколько два человека в отношениях готовы к изменениям. А если внешний вид начал меняться, то там тоже есть причины, и среди них на первых позициях нет лени или обжорства.

Бросают женщин с любым размером тела, бросают мужчин с любым размером тела и любым процентом жира. Если у вас фигура мечты, это не значит, что вас не могут бросить. Потому что отношения – это не про тело, отношения – это про наши потребности, которые мы можем удовлетворять в них: это тепло, близость, поддержка, внимание, это про идею построения семьи и это про принадлежность. Хотя всегда можно встретить и вариант товарно-денежного обмена «ты мне красоту – я тебе деньги», «ты покорная послушная – я командую». Здесь вопрос: какие отношения ищете вы и к каким склоняетесь?

На мужчин идеалы красоты распространяются в меньшей степени. Бритье, красота, одежда, вес, размер живота, губ – понятия для мужчин более относительные и свободные. Хотя это не отрицает, что у мужчин также есть давление с иных сторон – для того, чтобы соответствовать маскулинным стереотипам. Это интересная тема для исследования и разработки. Забирайте.

И чем сильнее вы, как женщина, отклоняетесь своим внешним видом от общепринятого «идеально», тем сильнее будете чувствовать на себе это давление извне. Чем больше вы в килограммах, тем легальнее (как будто) к вам может подойти любой прохожий и сказать: «толстая».

Но в целом это может выглядеть и так:

50 кг – тощая

60 кг – поднабрала

70 кг – жирная

80 кг – запустила себя

90 кг – как так можно жить?

100 кг – надо меньше жрать и больше двигаться

110 кг – …

Это я к тому, что по сути, в любом весе вы можете почувствовать на себе критику за свою внешность, за те характеристики, которые вы не выбирали или то, что выбираете ежедневно (сережки, цвет рубашки или носков).

Половые стереотипы

Женщинам предписывается быть слабыми и беззащитными, худыми и маленькими, что влияет на многие аспекты их жизни. Они идут в зал не для того, чтобы быть сильными, физически подготовленными, а чтобы уменьшиться и похудеть. Или, если они сначала просто планировали начать заниматься спортом, то скорее всего им прямо там могут донести идею, что все же худеть нужно. Хорошо, если не так, но в целом среда тренажёрных залов крайне недружелюбная в плане принятия тел такими, какие они есть. Не везде так, и не все тренеры такие, но быть внимательной стоит.

В настоящий момент (2023 г.) женщина с весом выше приемлемой нормы (и с нарушенным пищевым поведением) всегда испытывает напряжение, которое можно разобрать на трех уровнях.


ТЕРМИН

Шейминг – это осуждение и унижение человека на основе распространённого убеждения, что то, что высмеивается, является недостатком и чем-то постыдным.


1 уровень. Ты себя видела?

Любой человек в наше время может подойти и оскорбить ее, свести ее вес к недостаткам личности. Это может произойти как в реальной жизни на работе или личных отношениях, так и в интернет среде. В интернет среде естественно все жестче и бескомпромисснее.


Шеймить – значит стыдить, высмеивать. Людям с весом выше нормы, имеющим признаки полноты, вменяют, что это просто их лень и нелюбовь к себе. Если вы сами по уши в диетической культуре, то вам будет казаться, что существуют все основания для того, чтобы полных людей порицали, и чтобы с вами такого не произошло, надо просто поскорее похудеть или не высовываться и не привлекать внимание к себе, если вы «не соответствуете». Если присмотреться, то внутри такого человека можно заметить тревожное ожидание (опасение как минимум), что кто-то может тебя обозвать и оскорбить, да и просто указать на твой недостаток. И даже если это произойдет, ты сочтешь, что поделом, и что тут сказать, если это правда. Ведь у тебя уже не размер S, как раньше, а целая M, переходящая в L.

Если вы согласны с подобным ходом мысли, то послушайте: никто не может комментировать ваш внешний вид и что-либо в вас без вашего запроса. Никто не имеет на это ни малейшего права.

Никто не имеет права комментировать вес и внешний вид, и при этом совсем не важно, сколько вы весите.

А если подобные комментарии направлены в вашу сторону, то обратите внимание, что вы, получается, внутри себя позволяете другим людям делать это с собой. Да, мы не можем контролировать поведение других людей, но мы можем контролировать свое поведение. И в данном случае у вас есть полное право сказать: «зачем ты мне это говоришь? Это звучит неуместно, и я не спрашивала твоего мнения на сей счет. Мне это неприятно. Ты лишь показываешь свою глупость, необразованность и злобу. Оставь это при себе. И давай вернемся к делу, которое мы обсуждали».

Никогда, сколько бы вы не весили, никто не может критиковать вас, никто не может нападать на вас и переходить на личности – ни по причине веса, ни по причине сережек или носков. Любой человек не имеет права на озвучивание подобных комментариев. Потому что во всех ситуациях это неуместно. Кроме той, когда вы подходите и напрямую человеку говорите: «слушай, мне очень важно узнать, что именно ты думаешь обо мне в связи с моим весом, скажи пожалуйста сейчас это вслух».

Все ситуации, кроме этой, не про вас: в них ваш оппонент будет удовлетворять собственные потребности, поднимая свою самооценку за счет того, что унижает вас, переходит на личности, оскорбляет, пытается пристыдить. Но это не про вас и не для вас; это про то, что человек хочет одержать верх над вами, чтобы почувствовать себя лучше, проманипулировать, заставить вас действовать определённым образом, почувствовать свою власть. Сколько бы вы ни весили, никто не имеет права оскорблять вас и комментировать. Это правило, которое стоит принять.

Вспомните что-то такое, что есть в вашей жизни, что отрицать очень сложно: то, что вы родились в каком-то маленьком городке; то, что вы родились у своих родителей; то, что вы любите джаз или рок; то, что вы любите читать или тусовки; или то, что пьете кофе или комбучу; или же ваш рост / длина стопы. Изменить вы это не сможете, если только не прибегнете к отрицанию или жестким карательным вмешательствам посредством пластической хирургии. Представьте, что вам говорят: «ты вообще то видела свой рост, своих родителей, город, в котором родилась, кофе, книги, который ты любишь. Это же вообще никуда не годится!» Если вы принимаете эту свою часть, то вам будет крайне сложно усомниться в своей ценности и достаточности из-за этого факта. Но если вы это не принимаете, то это будет для вас достаточно болезненным местом.

С весом так же. (Можно привести пример – как худощавому парню мы припишем генетику, а полненькой девушке – лень и обжорство, а не генетику. Хотя и в том, и в другом случае имеет место та предрасположенность, которая проявилась в их теле).


2 уровень. А почему это стало нормальным и почему мы здесь так застреваем? Приемлемый сегодня и общепринятый стандарт красоты давит на всех.

Люди, находящиеся во власти диетической культуры, могут считать, что человек с лишним весом (в общепринятом смысле) не достоин нормальной жизни, пока не приведет себя в порядок. Как правило, то, что будет общепринятым, они будут считать нормой, так как это проще – являться частью какого-либо режима и установок. Думать про можно что угодно, но транслировать такие устои в виде оскорблений и с целью унизить другого человека можно только с неосознанной целью реализовывать свои потребности.

Общепризнанная стигма: преследование по признаку процента жира и веса

Если вы сейчас находитесь под властью диетической культуры, то, скорее всего, вам свойственно оценивать людей по размеру и форме тела вместо того, чтобы обращать внимание на душевные качества: доброту, сочувствие, открытость, дружелюбие, готовность прийти на помощь, – в целом все то, что человек проявляет своим поведением и отношением.

Беда диетической культуры заключается в том, что она заставляет нас есть, чтобы худеть; тренироваться, чтобы худеть, считать худобу здоровьем. Диета и озабоченность внешним видом – не что иное, как попытка соответствовать идеям транслируемой красоты, не обращая внимание на настоящие проблемы в жизни, на ее неустроенность. Заставляет желать одного единственного – похудеть на 5-10 килограммов, как будто от этого что-то должно измениться.

Она мешает нам есть с удовольствием.

Она мешает нам тренироваться в кайф и двигаться.

Она мешает нам ориентироваться на внутренние ощущения, энергичность и здоровье. И призывает ориентироваться на внешнее.

Диетическая культура

И как в обществе, которое приучено к постоянному потреблению (потребительство или консьюмеризм, «consumerism»), важно снова и снова покупать что-то новое, чего, кажется, так сильно не хватает.

Так и в стремлении к идеалу диетической культуры: надо просто быть худее, во что бы то ни стало, ценой всего. И потеря веса должна быть значительной, и всегда мало, всегда недостаточно и надо еще чуть— чуть. Звучит как будто сейчас глупо, но многие из нас живут этим каждый день. Зачем так бежать за пустотой и отворачиваться от настоящих вопросов, которые перед нами ставит жизнь?

Загрузка...