Дифферент – это продольное наклонение судна.
Дифферент измеряется как разность осадок носом и кормой. Если осадки носом и кормой равны, то судно находится на ровном киле. Если осадка носом больше чем осадка кормой, то судно имеет дифферент на нос. При этом дифферент имеет знак «+». Если осадка кормой больше чем осадка носом, то судно имеет дифферент на корму. При этом дифферент имеет знак «-».
Формула для вычисления дифферента имеет вид:
где,
d – дифферент;
Тн – осадка носом;
Ткр – осадка кормой.
Если на судне переместить груз в продольном направлении, то одна осадка уменьшится, а другая увеличится. Суммарное изменение обеих осадок равно изменению дифферента судна.
Так как продольное наклонение судна осуществляется относительно центра тяжести действующей ватерлинии xf, то изменение осадок в оконечностях судна из-за изменения дифферента зависит от его положения.
Если xf совпадает с плоскостью мидель-шпангоута, то при изменении дифферента, одна осадка будет увеличиваться на половину изменения дифферента, а другая осадка соответственно уменьшаться на половину. Средняя осадка при этом не изменится.
Если xf не совпадает с плоскостью мидель-шпангоута, то при изменении дифферента одна осадка изменится больше чем другая. Это обусловлено тем, что в этом случае xf будет находиться на разном удалении от носового и кормового перпендикуляров. Средняя осадка при этом изменится. Новые осадки могут быть найдены по формулам:
где,
δТн – изменение осадки носом;
δТкр – изменение осадки кормой.