Улучшение показателей эффективности коммерческой эксплуатации грузового судна, особенно при перевозке навалочных грузов, во многом зависит от способности капитана и грузового помощника точно определить массу погруженного и выгруженного груза.
При перевозке навалочных грузов, массу груза определяют по осадкам судна. Процесс определения массы груза по осадкам судна называется «драфт сюрвей» (Draft Survey).
Определение массы груза по осадкам требуется не только при перевозке навалочных грузов, но и генеральных грузов и контейнеров. Например, при перевозке балансов или пиломатериалов, по осадкам определяют вес погруженного в трюма и на палубу груза. Это необходимо для расчета остойчивости и чем точнее определен вес груза, тем точнее будет расчет остойчивости.
С 1 июля 2016 года вступило в силу требование об обязанности отправителя контейнера предоставлять перевозчику и терминалу информацию о его «Проверенной общей массе» (Verified Gross Mass – VGM). Данное требование одобрено Резолюцией Комитета по Безопасности на Море MCS.380(94) 21 ноября 2014 года и внесено в Международную Конвенцию по охране человеческой жизни на море – СОЛАС (International Convention for the Safety of Life at Sea – SOLAS), в Главу VI/2. Хотя обязанность предоставить информацию о VGM лежит на грузоотправителе, капитан и грузовой помощник, до выхода в море, обязаны проконтролировать, по крайней мере, общий вес груза контейнеров, погруженных на борт судна, путем выполнения драфт сюрвея и сравнить его с общим весом, который предоставил грузоотправитель.
Сам по себе процесс не сложный, однако, точность вычислений зависит от многих факторов и условий, поэтому, для того чтобы точно определить массу погруженного и выгруженного груза и избежать коммерческих убытков, необходимо принимать их во внимание.
Точность определения массы груза по осадкам зависит от умения капитана и грузового помощника подготовить судно к драфт суровею, а также о точности снятия осадок судна в различных условиях и приведения их на перпендикуляры, точности измерения плотности забортной воды, точности замеров балластных, топливных и всех других судовых танков и коффердамов, в том числе тех, которые редко заполняются или совсем не предназначены для приема жидкостей, точности интерполяции табличных данных и точности вычислений.
В данной книге приводится методика снятия осадок и порядок выполнения необходимых расчетов. Суть вычислений заключается в том, что по рассчитанной средней осадке судна определяют его водоизмещение. Затем, если необходимо, вычисляют поправки и после этого находят истинное водоизмещение судна. Путем замеров всех судовых танков и коффердамов вычисляют массу всех переменных запасов. Массу груза определяют как разность водоизмещений до, и после погрузки или выгрузки, с учетом изменения массы переменных запасов. Ниже подробно приводится последовательность выполнения необходимых действий и расчетов. Обращено внимание на отдельные особенности и условия, которые влияют на точность вычислений.
Выполнение драфт сюрвея процесс творческий. Практически каждый драфт сюрвей уникален. Даже у одного и того же причала и при работе с одним и тем же грузом, и внешние условия и состояние судна редко бывают одни и те-же, что-нибудь да обязательно будет отличаться, например, при разной освещенности точность снятия осадок будет разной, а в ветренную погоду, даже незначительное волнение на водной поверхности значительно затруднит точное снятие осадок.