Марки углубления

Марки углубления – это приваренные на обоих бортах оконечностей корпуса судна и в районе миделя цифры и горизонтальные линии.

Осадка судна в районе нанесенной марки, равняется вертикальному расстоянию от нижней кромки цифры до нижней кромки киля.

В повседневной работе для измерения осадки применяется термин «снять осадки», т.е. определить осадки судна по маркам углубления, либо определить осадку путем измерения высоты надводного борта.

Марки углубления окрашиваются в белый цвет на темном фоне или в темный цвет на светлом фоне.

Маркировка может выполняться:

В метрической системе (арабские цифры) осадка измеряется в метрах – при этом высота цифр и расстояние между ними (по перпендикуляру к основной плоскости) составляет 100 мм.

В английской системе (римские цифры) осадка измеряется в футах (1 фут = 0,3048 м. или 12 дюймов, 1 дюйм = 2,54 см.) – при этом высота цифр и расстояние между цифрами (по перпендикуляру к основной плоскости) составляет 0,5 фута (6 дюймов).

Если на судне используются обе системы, то с левого борта марки углубления наносятся римскими цифрами, а с правого борта арабскими цифрами.

В последние годы, число судов с марками углубления английской системы, значительно сократилось, так что встреча с ними, для большинства грузовых помощников, маловероятна, тем не менее, представление о них иметь надо, что случайная встреча не стала для грузового помощника полной неожиданностью и не привела его в замешательство, и как следствие, негативно не повлияла на точность снятия осадок судна и вычисление массы груза. Как говорится, «предупрежден – значит вооружен».

Форма оконечностей корпуса судна не всегда позволяет нанести марки углубления на носовом и кормовом перпендикулярах. Поэтому, для удобства снятия осадок, их наносят на некотором расстоянии от соответствующего перпендикуляра.



На рисунке показано измерение осадки судна по маркам углубления (метрическая система).



На рисунке показано измерение осадки судна по маркам углубления (английская система).

Носовая марка наносится либо на носовом перпендикуляре, либо в корму от него.

Кормовая и средняя марки углубления могут быть нанесены как в нос, так и в корму от соответствующего перпендикуляра.

Иногда часть марки углубления наносится на перпендикуляре, а другая ее часть на некотором расстоянии от него.

На рисунке приведен пример схемы расположения марок углубления относительно носового и кормового перпендикуляров и миделя судна. Обычно на судовых чертежах указывается расстояние между маркой углубления и соответствующим перпендикуляром.



На рисунке схема судна с расположением марок углубления.

Обозначения, используемые на рисунке:

КВЛ – Конструктивная ватерлиния, соответствующая осадке судна по летнюю грузовую марку.

lн – отстояние носовой марки углубления от носового перпендикуляра;

lср – отстояние средней марки углубления от миделя;

lкр – отстояние кормовой марки углубления от кормового перпендикуляра.

Так как во всех расчетах, связанных с определением посадки судна и определением массы груза по осадкам, используют осадки на перпендикулярах, то осадки, снятые на марках углубления, необходимо исправить соответствующими поправками, для того чтобы они соответствовали осадкам на перпендикулярах. Исправить осадки, снятые на марках углубления, значит «привести» их на соответствующие перпендикуляры. Для этого пользуются формулами, которые будут приведены ниже.

Загрузка...