Глава 1. Знакомство и Талмуд


Привел меня голод в колель драгоценный,

И пендель от Бога весьма был бесценный!


К тому времени я опять давно не работал, крохотные сбережения мои закончились и передо мной нависла тень нищеты. Благодаря общине еда, хоть и в малом количестве, была – и спасибо Богу за это, но есть же и другие траты, например хозяйственные.

Поэтому, когда я помолился и мне открылся путь в колель – воспрял духом. Занятия были утром, с 7 до 11ч. Это было очень хорошо, так как я жаворонок и утром наиболее дееспособен.

Но первый раз шел с большой опаской – школа вроде бы для юношей, а мне уже далеко за 50… Но оказалось, что был там единственным постоянным посетителем.


Как много мне стихов любезных,

На ум сегодня вдруг пришло.

Хочу я людям быть полезным,

Чтоб солнышко быстрей взошло.


Чтоб град с дождём остались в прошлом,

И впереди – тепло с жарой.

Быть остроумным и не пошлым,

Позволит мне Господь благой.


Ещё немало мудрых строчек,

Вам напишу, наверно, я.

Благословит Господь нас точно,

И будем с Вами мы друзья!


В подарок от Бога нас кормили очень вкусными разнообразными кашами, сваренными в мультиварке.

Но больше всего мне понравился наш единственный, но великолепный преподаватель – рав Михоэль.

Трактат Кидушин, который мы изучали, был мне непонятен от слова совсем.

Приведу описание трактата с сайта Толдот.ру:

В трактате обсуждаются законы Устной Торы в отношении браков и семейных обязательств супругов.

Основной тематикой Трактата Кидушин является изложение правил обручения – «посвящения» (кидушина) женщины будущему супругу.


Совсем безразличны мне прежние музы вдруг стали,

И страсть истощилась, и нету энергии той.

Что голову мне много лет так кружили, летали,

Куда всё ушло этим летом и этой весной?


И сердце моё подготовилось к новым полётам.

Мне женщину надо, чтобы вдохновляла меня.

На труд, на стихи, ведь добытчики мы и пилоты,

Ведём самолет к трудным радостям нового дня.


Забыта уж страсть, и Господь открывает страницу,

Для новых свершений, для долгой и верной любви.

И скоро появятся в жизни прекрасные лица,

И счастье такое, что мы угадать не могли!


Трактат Кидушин состоит из четырёх глав.

Первая глава рассматривает формы обручения, а также разрешения от брачных уз, способы приобретения еврейских раба и рабыни и освобождения их, способы приобретения и освобождения нееврейского раба и рабыни.

Рассматриваются также способы приобретения движимого имущества (преимущественно скота), способы приобретения недвижимости, правила мены и посвящения вещи Богу.

В главе также приводится классификация религиозных предписаний относительно их обязательности для женщин, классификация религиозных предписаний относительно обязательности их в Земле Израиля и вне её, а также различные положения морально-этического характера.


Уединение – есть выбор мой сознательный,

Хочу я, как Всевышний, быть один.

За счастье в одиночестве признателен,

Всевышнему сейчас и до седин.


И если грустно одному опять вдруг стало мне,

Я вспоминаю боль прошедших дней,

Когда был в отношениях безжалостных,

И Бог меня из них изгнал взашей.


Свой опыт никому я не навязывал,

И спорить не о чем сейчас, здесь и тогда,

Кому приятно браком быть повязанным,

Пусть будет счастлив в паре навсегда!


Во второй и третьей главах рассматриваются правила обручения и разбираются различные частные случаи обручения, а также правила обручения через уполномоченное лицо.

В четвёртой главе разбираются положения о генеалогической чистоте семейств в плане отсутствия запрещённых связей, рассматриваются действия, которые могут ввести в соблазн и запрещённые законом как мера ограждения против безнравственности.

Завершают главу различные житейские рекомендации – обучение детей ремеслу и т.д., приводится характеристика нравственного достоинства различных групп людей в зависимости от их профессии.


Шаббат приходит, я вздохну беспечно,

А что работы нету – то фигня.

От голода я не умру, конечно.

Господь с общиной точно за меня.


Пусть будем мы чисты и беспристрастны,

Чтоб не болели вирусом совсем.

А вот стихи мои пусть будут страстны,

И для сюжетов будет больше тем.


Ещё желаю счастья и удачи,

И деньги чтобы шли издалека.

Ну а враги пусть чаще горько плачут,

Хотя врагов и нет у нас пока!


Примечание: шаббат – суббота(иврит).


Сразу возникает множество вопросов: при чем тут к женитьбе рабы, животные, поля и прочие неожиданности? Зачем вообще изучать трактаты, написанные 2 300 лет назад? Как это все может пригодиться в современной жизни?

Все эти вопросы я задал раву Михоэлю.

Ответы меня потрясли: изучение Талмуда, как оказалось, помогает развивать логику и предусматривать грядущие события.

Как простейший пример приведу погоду: если на небе грозовые точи и сверкают молнии, вполне естественно ожидать, что сейчас пойдет дождь и взять с собой зонтик.

Более сложный пример с той же погодой: если все время идут дожди, люди активно пользуются зонтами и близлежащему магазину стоит заказать побольше зонтов.

Говоря научным языком, изучение Талмуда(любого трактата), простраивает в мозгу новые нейронные связи, отвечающие за логику.


Когда печаль нахлынула весною,

Когда идут на улице дожди,

То к Богу мы пойдём вечернюю порою,

И радость встречи ждёт нас впереди.


Уже доеден винегрет прекрасный,

Салата из моркови тоже нет,

Но я скажу – да разве в этом счастье?

И разве в радость стал нам интернет?


Нет – счастье в Боге и в общении с любовью,

Прекрасно видеть блеск огромных глаз.

Приди ко мне под солнцем и луною,

И будет сам Всевышний рад за нас!


То же самое относится к общеобразовательным дисциплинам, изучаемым в обычной школе: вряд ли кому-нибудь в жизни, кроме поэтов, пригодились знания о ямбах и хореях, изучаемых в литературе, или, кроме математиков, синусы и косинусы. Но для развития логики это ценный материал.

Это только птица говорун отличается умом и сообразительностью(цитата из фантастической повести Кира Булычев – Тайна третьей планеты), а сам я весьма недогадливый человек.

Очень долго, наверное, месяца три, я не мог понять логику мудрецов Талмуда. Рав Михоэль повторял свои объяснения по пять раз. Не знаю, как он выдержал мою непонятливость.

Помню, как впервые до меня дошло и я аж закричал от радости: понял!


Уж лучше одному, чем лишь бы с кем,

Уже лучше голодать, чем есть отбросы.

Давно мне ясно: лучше быть никем,

Чем быть замешанным в дерьме и перекосах.


Уж лучше умереть, чем скучно жить,

Влачить бессмысленное существование.

Но можно с головою мне дружить,

И понимать основы мироздания.


Когда я с Богом – это ведь про то,

Что жизнь наполнена и смыслом, и свободой.

И с Богом не помеха мне ничто,

А счастье не зависит ведь от моды.


Всевышний пусть душой руководит,

Он лучше знает, что и как мне делать.

Всевышний мне всегда благоволит,

Подарит радость, творчество и смелость…


Потом еще долго с переменным успехом – то понимал, то не понимал трактат. Даже сейчас иногда доходит с большим трудом. Но факт – новые нейронные связи простроились и с логикой стало намного лучше.

И спасибо за это Всевышнему и терпеливому преподавателю!


Всем, дочитавшим до этого места – благословение на приятное обучение!
Будут ещё благословения!

Загрузка...