Привел меня голод в колель драгоценный,
И пендель от Бога весьма был бесценный!
К тому времени я опять давно не работал, крохотные сбережения мои закончились и передо мной нависла тень нищеты. Благодаря общине еда, хоть и в малом количестве, была – и спасибо Богу за это, но есть же и другие траты, например хозяйственные.
Поэтому, когда я помолился и мне открылся путь в колель – воспрял духом. Занятия были утром, с 7 до 11ч. Это было очень хорошо, так как я жаворонок и утром наиболее дееспособен.
Но первый раз шел с большой опаской – школа вроде бы для юношей, а мне уже далеко за 50… Но оказалось, что был там единственным постоянным посетителем.
Как много мне стихов любезных,
На ум сегодня вдруг пришло.
Хочу я людям быть полезным,
Чтоб солнышко быстрей взошло.
Чтоб град с дождём остались в прошлом,
И впереди – тепло с жарой.
Быть остроумным и не пошлым,
Позволит мне Господь благой.
Ещё немало мудрых строчек,
Вам напишу, наверно, я.
Благословит Господь нас точно,
И будем с Вами мы друзья!
В подарок от Бога нас кормили очень вкусными разнообразными кашами, сваренными в мультиварке.
Но больше всего мне понравился наш единственный, но великолепный преподаватель – рав Михоэль.
Трактат Кидушин, который мы изучали, был мне непонятен от слова совсем.
Приведу описание трактата с сайта Толдот.ру:
В трактате обсуждаются законы Устной Торы в отношении браков и семейных обязательств супругов.
Основной тематикой Трактата Кидушин является изложение правил обручения – «посвящения» (кидушина) женщины будущему супругу.
Совсем безразличны мне прежние музы вдруг стали,
И страсть истощилась, и нету энергии той.
Что голову мне много лет так кружили, летали,
Куда всё ушло этим летом и этой весной?
И сердце моё подготовилось к новым полётам.
Мне женщину надо, чтобы вдохновляла меня.
На труд, на стихи, ведь добытчики мы и пилоты,
Ведём самолет к трудным радостям нового дня.
Забыта уж страсть, и Господь открывает страницу,
Для новых свершений, для долгой и верной любви.
И скоро появятся в жизни прекрасные лица,
И счастье такое, что мы угадать не могли!
Трактат Кидушин состоит из четырёх глав.
Первая глава рассматривает формы обручения, а также разрешения от брачных уз, способы приобретения еврейских раба и рабыни и освобождения их, способы приобретения и освобождения нееврейского раба и рабыни.
Рассматриваются также способы приобретения движимого имущества (преимущественно скота), способы приобретения недвижимости, правила мены и посвящения вещи Богу.
В главе также приводится классификация религиозных предписаний относительно их обязательности для женщин, классификация религиозных предписаний относительно обязательности их в Земле Израиля и вне её, а также различные положения морально-этического характера.
Уединение – есть выбор мой сознательный,
Хочу я, как Всевышний, быть один.
За счастье в одиночестве признателен,
Всевышнему сейчас и до седин.
И если грустно одному опять вдруг стало мне,
Я вспоминаю боль прошедших дней,
Когда был в отношениях безжалостных,
И Бог меня из них изгнал взашей.
Свой опыт никому я не навязывал,
И спорить не о чем сейчас, здесь и тогда,
Кому приятно браком быть повязанным,
Пусть будет счастлив в паре навсегда!
Во второй и третьей главах рассматриваются правила обручения и разбираются различные частные случаи обручения, а также правила обручения через уполномоченное лицо.
В четвёртой главе разбираются положения о генеалогической чистоте семейств в плане отсутствия запрещённых связей, рассматриваются действия, которые могут ввести в соблазн и запрещённые законом как мера ограждения против безнравственности.
Завершают главу различные житейские рекомендации – обучение детей ремеслу и т.д., приводится характеристика нравственного достоинства различных групп людей в зависимости от их профессии.
Шаббат приходит, я вздохну беспечно,
А что работы нету – то фигня.
От голода я не умру, конечно.
Господь с общиной точно за меня.
Пусть будем мы чисты и беспристрастны,
Чтоб не болели вирусом совсем.
А вот стихи мои пусть будут страстны,
И для сюжетов будет больше тем.
Ещё желаю счастья и удачи,
И деньги чтобы шли издалека.
Ну а враги пусть чаще горько плачут,
Хотя врагов и нет у нас пока!
Примечание: шаббат – суббота(иврит).
Сразу возникает множество вопросов: при чем тут к женитьбе рабы, животные, поля и прочие неожиданности? Зачем вообще изучать трактаты, написанные 2 300 лет назад? Как это все может пригодиться в современной жизни?
Все эти вопросы я задал раву Михоэлю.
Ответы меня потрясли: изучение Талмуда, как оказалось, помогает развивать логику и предусматривать грядущие события.
Как простейший пример приведу погоду: если на небе грозовые точи и сверкают молнии, вполне естественно ожидать, что сейчас пойдет дождь и взять с собой зонтик.
Более сложный пример с той же погодой: если все время идут дожди, люди активно пользуются зонтами и близлежащему магазину стоит заказать побольше зонтов.
Говоря научным языком, изучение Талмуда(любого трактата), простраивает в мозгу новые нейронные связи, отвечающие за логику.
Когда печаль нахлынула весною,
Когда идут на улице дожди,
То к Богу мы пойдём вечернюю порою,
И радость встречи ждёт нас впереди.
Уже доеден винегрет прекрасный,
Салата из моркови тоже нет,
Но я скажу – да разве в этом счастье?
И разве в радость стал нам интернет?
Нет – счастье в Боге и в общении с любовью,
Прекрасно видеть блеск огромных глаз.
Приди ко мне под солнцем и луною,
И будет сам Всевышний рад за нас!
То же самое относится к общеобразовательным дисциплинам, изучаемым в обычной школе: вряд ли кому-нибудь в жизни, кроме поэтов, пригодились знания о ямбах и хореях, изучаемых в литературе, или, кроме математиков, синусы и косинусы. Но для развития логики это ценный материал.
Это только птица говорун отличается умом и сообразительностью(цитата из фантастической повести Кира Булычев – Тайна третьей планеты), а сам я весьма недогадливый человек.
Очень долго, наверное, месяца три, я не мог понять логику мудрецов Талмуда. Рав Михоэль повторял свои объяснения по пять раз. Не знаю, как он выдержал мою непонятливость.
Помню, как впервые до меня дошло и я аж закричал от радости: понял!
Уж лучше одному, чем лишь бы с кем,
Уже лучше голодать, чем есть отбросы.
Давно мне ясно: лучше быть никем,
Чем быть замешанным в дерьме и перекосах.
Уж лучше умереть, чем скучно жить,
Влачить бессмысленное существование.
Но можно с головою мне дружить,
И понимать основы мироздания.
Когда я с Богом – это ведь про то,
Что жизнь наполнена и смыслом, и свободой.
И с Богом не помеха мне ничто,
А счастье не зависит ведь от моды.
Всевышний пусть душой руководит,
Он лучше знает, что и как мне делать.
Всевышний мне всегда благоволит,
Подарит радость, творчество и смелость…
Потом еще долго с переменным успехом – то понимал, то не понимал трактат. Даже сейчас иногда доходит с большим трудом. Но факт – новые нейронные связи простроились и с логикой стало намного лучше.
И спасибо за это Всевышнему и терпеливому преподавателю!