«Никогда не забывайте, что «Реал» всегда возвращается, чтобы переписать историю золотыми буквами».
«Реал Мадрид» был основан в 1902 году. Создание клуба стало следствием роста популярности футбола в Мадриде в среде преподавателей и студентов, среди которых были выпускники Кембриджа и Оксфорда. На выбор формы белого цвета создателей клуба вдохновил успешный английский любительский футбольный клуб «Коринтианс». «Реал Мадрид» часто называют «Лос Бланкос» («Белоснежные») и «Los Merengues» («Сливочные») из-за цвета футболок. Первая эмблема клуба имела простой дизайн и представляла собой декоративное переплетение трех первых букв названия клуба – «MCF» («Madrid Club de Fútbol»), – выполненных в темно-синем цвете на белых футболках. Первое изменение в дизайне эмблемы произошло в 1908 году – форма букв стала более обтекаемой, а сами буквы были помещены в круг.
«Реал» (произносится «ре’аль») на испанском языке означает «королевский». Король Испании Альфонсо XIII в 1920 году присвоил это звание клубу и разрешил включить в эмблему королевскую корону, а сам клуб около 10 лет спустя добавил в дизайн эмблемы пурпурную ленту[52]. С течением времени эмблема по различным причинам менялась, стала цветной с преобладанием золотого, а пурпурная лента слегка посинела.
«Реал» (произносится «ре’аль») на испанском языке означает «королевский».
Хотя сегодня «Реал Мадрид» ассоциируется с победами и был признан «Клубом XX века по версии ФИФА», в первые годы со дня своего основания «Реал» не был доминирующей силой.
Свой первый титул чемпионов Испании «Реал Мадрид» завоевал в сезоне 1931–1932, спустя почти 30 лет после своего основания[53].
В следующем сезоне клуб снова одержал победу в Ла Лиге, однако из-за начала гражданской войны в Испании в 1936 году профессиональные соревнования в стране не проводились. После окончания войны «Реал Мадрид» был в весьма плачевном состоянии, в то время как другие клубы, такие как «Атлетик Бильбао», «Барселона» и «Атлетико Мадрид», добивались успехов на поле[54]. В 1943 году на пост президента клуба был избран сорокавосьмилетний Сантьяго Бернабеу, бывший игрок и капитан «Реала». Этот пост он будет занимать вплоть до своей смерти в 1978 году.
Семья Бернабеу переехала в Мадрид, когда Сантьяго был еще очень юн. Он любил футбол и был постоянным зрителем на играх мадридского «Реала»[55]. Как и большинство детей в Испании, Сантьяго играл в футбол, причем уже в раннем возрасте он демонстрировал выдающиеся способности, трудолюбие и бесстрашие. Его мастерство на детских площадках достигло такого уровня, что в возрасте всего лишь 14 лет Сантьяго пригласили в молодежную команду «Реал Мадрид». В 17 лет его перевели во взрослую команду, где он играл на позиции нападающего. Наконец, Бернабеу на протяжении нескольких лет был капитаном команды, пока не завершил карьеру в 1927 году. Перестав играть, он остался в структуре клуба до 1935 года, сначала в качестве директора, затем помощника тренера, а впоследствии и тренера первой команды.
Даже с харизмой Бернабеу после его назначения на пост президента клуба успех на поле и в бизнесе пришел не сразу. К примеру, «Барселона» выиграла Ла Лигу в 1945, 1948 и 1949 годах. В первую очередь Бернабеу начал осуществлять организационные изменения, и потребовались годы, прежде чем они были закончены и начали приносить результаты. Бернабеу провел изменения в структуре клуба на всех уровнях, заложив основы модели, по которой в наши дни выстроено большинство профессиональных футбольных клубов – в распоряжении каждого отдела и уровня была техническая группа, а на работу в клубе приглашали амбициозных и заслуженных людей.
В 1947 году Бернабеу решил пригласить лучших игроков для выступления за «Реал Мадрид». Чтобы иметь возможность платить им, он совершил революционный для своего времени ход – взял на себя огромный финансовый риск и построил большой стадион, чтобы увеличить прибыль от продажи билетов, предполагая, что лучшие игроки будут не только побеждать на этом стадионе, но и привлекать толпы болельщиков, желающих увидеть их игру. Для финансирования строительства стадиона, который однажды будет назван в его честь[56], он продал облигации членам клуба и фанатам. На тот момент все думали, что «стадион будет слишком велик для такого маленького клуба». Риск Бернабеу оправдался, поступления от продажи билетов возросли, и «Реал Мадрид» смог позволить себе лучших игроков. «Реал» выиграл Ла Лигу в сезоне 1953–1954, свергнув с чемпионского трона «Барселону». У Бернабеу ушло 10 лет работы на посту президента клуба, чтобы завоевать чемпионский титул (третий в истории клуба).
Стадион «Чамартин», расположенный в Мадриде, был открыт в 1947 году. В 1955-м он был переименован в «Сантьяго Бернабеу»
Не останавливаясь на достигнутом, Бернабеу в 1953 году совершает еще один беспрецедентный по тем временам поступок. Он решает пригласить лучших игроков мирового уровня из-за границы, самым известным из которых был аргентинский нападающий Альфредо Ди Стефано, и собрать из них первую в истории по-настоящему многонациональную команду. После подписания Ди Стефано (1953) и его аргентинского друга Эктора Риаля (1954), Бернабеу привел в команду французского полузащитника Раймона Копа (1956), уругвайского защитника Хосе Сантамирию и аргентинского вратаря Рохелио Домингеса (1957), венгерского нападающего Ференца Пушкаша (1958) и бразильцев Канарио и Диди (1959). Компанию на поле им составляли талантливые испанцы (в том числе Луис дель Соль и Франциско «Пако» Хенто). Необходимо помнить, что трансферная стоимость, зарплаты и бонусы игрокам в то время были намного меньше, чем сейчас. Собственно говоря, Ди Стефано никогда не считался богатым человеком по сегодняшним меркам.
Возможно, игра команды, полная свободы самовыражения, на фоне режима диктатуры завоевала дополнительные симпатии народа.
Когда Ди Стефано и Риаль пришли в клуб, то не просто поразили всех своим мастерством – они привнесли «латиноамериканский» стиль в игру команды. В финале Кубка европейских чемпионов в 1960 году сразу четыре игрока стартового состава были из Латинской Америки – двое из Аргентины, один из Бразилии и один из Уругвая (двое оставшихся латиноамериканца обычно появлялись на замену).
Популярность футбола стремительно росла с середины до конца 1800-х, по мере того как британские моряки, торговцы и солдаты знакомили с этим видом спорта жителей самых далеких уголков планеты. В аргентинских улочках[57], иммигрантских районах Уругвая, в фавелах и на пляжах Бразилии значимость того, как была добыта победа, не уступала самой победе[58].
Ограничения, которые накладывает бедность, способствуют развитию творческого мышления, изобретательности и воображения. К примеру, эти люди сворачивали газеты и запихивали их в носки, чтобы сделать мяч для игры. Также их страсть к музыке и танцам, их артистизм, выраженный в естественных ритмах и движениях танго, сальсы и самбы, похоже, перешли и в футбол. Латиноамериканские команды играют в открытый, свободный и атакующий футбол. Игроки были художниками, и во многом олицетворяли свободу выражения и пластики своей техничной игрой.
В отличие от них, европейские команды того времени строили свою игру на дисциплине и порядке, уменьшении пространства для соперника, демонстрируя закрытый футбол. Они были нацелены исключительно на достижение победы, а иногда просто стремились не проиграть.
Ди Стефано использовал свой элегантный стиль, футбольный интеллект и лидерские качества, чтобы объединить игроков и научить их ценить командную игру. Его стремление к самосовершенствованию и профессиональная гордость являлись эталонными для команды и занимали важное место в системе ценностей клуба. Вместе со своими талантливыми одноклубниками Ди Стефано изобрел современный профессиональный командный футбол, а «Реал» воплотил в себе все волшебство игры[59]. Лучшие игроки мира следовали за Ди Стефано, потому что он был бесспорным лидером, а также потому, что сумел показать миру: имея краски (мяч) и холст (поле), одиннадцать человек могут на протяжении 90 минут выражать самих себя, создавая фантастически красивые образы[60]. Что-либо меньшее, чем 90 минут прекрасного, восхитительного и атакующего футбола с полной отдачей, элегантностью, классом и стилем – вне зависимости от того, победила ли команда с разницей в несколько мячей или проиграла, – считалось «незаконченным произведением» или неуважением к зрителям и искусству.
Игроки изобрели или усовершенствовали многие движения, которые часто используются в наше время – например, исполнение штрафного удара в стиле «сухой лист», когда крутящийся мяч резко останавливается и ныряет вниз (как лист, подхваченный порывом ветра) и приземляется в цель, или быстрый, идеально выверенный пас внутренней стороной стопы.
Вниз по Пасео-де-ла-Кастельяна (улица Кастельяна), всего в трех милях от Национального музея Прадо, в котором размещены многие произведения величайших художников в истории, находится «Бернабеу», где лучшие футболисты мира демонстрировали захватывающий стиль игры, доселе невиданный в Европе. Их мастерство прекрасно соотносилось с самим городом, ведь Мадрид, самая высокая столица Европы, расположеный на обширной возвышенности в центре страны, имеет богатую историю и культуру – здесь ценят красоту и артистизм. Так как история Испании на протяжении долгого времени была тесно связана с историей Латинской Америки, то дополнительным естественным преимуществом Испании является язык – латиноамериканским игрокам легче адаптироваться и общаться. Ди Стефано и остальные также держали себя с достоинством, скромностью и элегантностью как на поле, так и за его пределами, за что «Madrileсos», уроженцы или жители Мадрида, уважали и принимали их. Болельщики так страстно любили и поддерживали «Реал Мадрид» отчасти потому, что хотели жить и играть так, как эти футболисты. Интересно, что красота, свобода выражения и ценности клуба находят отголосок в душах столь многих людей по всему миру, что их число уже превзошло не только количество таковых в Мадриде, но и во всей Испании. Команда демонстрировала свое мастерство всему миру, приглашала лучших иностранных игроков, ее игры транслировались по телевидению – это привело к увеличению числа ее поклонников в разных странах, и все они горячо поддерживают клуб. Лучшим примером игры футболистов и реакции фанатов является финал Кубка европейских чемпионов 1960 года (с. 109).
То, что Бернабеу удалось собрать интернациональную команду, является поистине удивительным, ведь это произошло во времена достаточно жесткой диктатуры генерала Франциско Франко со свойственными ей ограничениями, в годы ужасающей нищеты в Испании[61]. Возможно, игра команды, полная свободы самовыражения, на фоне режима диктатуры завоевала дополнительные симпатии народа. Хотя Франко не был горячим любителем футбола, он с успехом использовал престиж «Реала» и его болельщиков по всему миру в качестве «посла Испании» во времена политической изоляции, особенно в 1950-х.
Сантьяго Бернабеу (на фото справа) изменил историю «Реал Мадрид», подписав Альфредо Ди Стефано (слева), который считается одним из лучших футболистов в истории
Бернабеу понимал: чтобы создать лучшую команду, необходимо инвестировать деньги в инфраструктуру и развитие игроков. Под его руководством был построен «Ciudad Deportiva» («Спортивный городок») – тренировочный центр на окраине Мадрида, где игроки могли бы тренироваться, не нанося ущерб игровому полю «Сантьяго Бернабеу»[62]. Здесь же проходили тренировки второй и молодежной команд. Они вместе пользовались базой, и звездные игроки служили источником вдохновения для молодых, доморощенных игроков. В то время такие «Ciudad Deportiva» были уникальным явлением (у «Барселоны» не было академии до 1970 года).
В середине 1950-х Бернабеу принимал активное участие в создании Кубка европейских чемпионов (позже переименованного в Лигу чемпионов УЕФА), чтобы продемонстрировать силу команды и продвигать бренд «Реал Мадрид» за пределы Испании. Он хотел, чтобы его команде противостояли лучшие игроки из разных стран, поэтому совместно с французским журналом «L’Equipe» организовал первый европейский турнир. Идея получила развитие, и в апреле 1955 года на встрече представителей девятнадцати европейских команд, организованной журналом, было принято решение о проведении этого турнира. Осенью прошел первый в истории розыгрыш Кубка европейских чемпионов. «Реал Мадрид» выиграл первые пять своих кубков с 1955 по 1960 год.
В 1952 году Бернабеу, понимая всю важность традиций и ритуалов, лично курировал создание гимна клуба, «Hala Madrid!»[63]. К 1960 году, благодаря телевизионному освещению финала Кубка европейских чемпионов, «Реал Мадрид» стал самым известным футбольным клубом планеты. Также Бернабеу организовывал для своей звездной команды поездки по всему миру для проведения товарищеских игр; это увеличивало доходы клуба и способствовало росту его популярности во всем мире.
Фанаты были свидетелями того, как творилась футбольная история, но они также наблюдали за развитием спортивного менеджмента (хотя и не осознавали этого). Стратегия Бернабеу была проста: подписать лучших в мире игроков, таких как Ди Стефано, Копа, Сантамария и Пушкаш, первых «галактикос», игра которых захватывала воображение фанатов и привлекала все больше новых поклонников. Люди хотели видеть не только самих игроков, но и прекрасный, элегантный, атакующий стиль их игры. У Бернабеу была и стратегия того, как доставать деньги на зарплаты игрокам: большие доходы от продажи билетов и гонорары за участие в международных товарищеских матчах помогали решать эту проблему. Он помог организовать Кубок европейских чемпионов, чтобы прославить свой клуб и превратить его в международный бренд.
Он инвестировал в инфраструктуру клуба и развитие игроков. Он создал и развил ценности и ритуалы клуба, которые обеспечили верность и преданность команде. Его концепции и стратегии – на поле (подписывать лучших в мире игроков, чтобы построить атакующую игру), в организации работы клуба (нанимать лучших специалистов в конкретной области, инвестировать в инфраструктуру и людей) и в бизнесе (построить огромный стадион, чтобы платить игрокам, создать мировой бренд) – были очень инновационными и рискованными по тем временам, ведь никто прежде этого не делал. Я называю этот период «Галактикос 1.0». Я воспринимаю его больше как «спортивно-экономическую модель», чем как прозвище «галактикос», данное игрокам. Версия 1.0 – так как Перес и его команда очень многое почерпнули из этого периода для последующего создания и улучшения (как я их называю) версии 2.0 в 2000-м, версии 3.0 в 2009-м и версии 4.0 в 2015–2016 годах.
18 мая 1960 года футболисты «Реал Мадрид» вышли на поле сверкающего стадиона «Хэмпден Парк» в Глазго под рев и песнопения 127 621 фаната – рекорд посещаемости финалов Кубка европейских чемпионов, который все еще не побит. Среди фанатов – 18-летний нападающий «Куинз Парк» Алекс Фергюсон. Легендарный Кеннет Вулстенхолм будет комментировать игру для ВВС. Температура в этот вечер колеблется в районе 41 градуса по Фаренгейту, и все игроки облачились в полностью белую форму с длинными рукавами. Спереди на футболках лишь простая эмблема клуба на сердце (никаких логотипов спонсоров), а на спине – лишь игровой номер (без фамилий). Защитившие 4 раза свой титул чемпионы в полуфинале одержали верх над «Барселоной» и в финале встречались с «Айнтрахтом» из Франкфурта, в составе которого играли только немцы[64]. В отличие от них, в составе «Реала» были собраны лучшие игроки со всего мира (пятеро из стартового состава не были испанцами: четверо из Латинской Америки, и один – из Восточной Европы).
В стартовом составе «галактикос» был Ди Стефано, который считается одним из величайших футболистов всех времен (Пеле однажды назвал Ди Стефано «самым совершенным игроком в истории игры»[65]). Ди Стефано, прозванный «Saeta Rubia» («Белокурая стрела»), был номинирован на «Золотой мяч» как лучший игрок Европы по итогам 1957 и 1959 годов. Он образовал грозную связку с Пушкашем, олимпийским чемпионом 1952 года, который пришел в команду в 1958 году после того, как вывел сборную Венгрии в финал Чемпионата мира 1954 года, а сам он был признан лучшим игроком турнира. «Пако» Хенто, Сантамария (прозванный «Стена») и дель Соль, который не пропустил ни минуты в этом сезоне, поддерживают Ди Стефано и Пушкаша. Место в воротах занимает Домингес, обладающий внушительным ростом – 6 футов и 3 дюйма. Тренер команды – Мигель Муньос, бывший игрок «Реала», который забил первый в истории гол, играя в клубе в Кубке европейских чемпионов, и помог команде одержать выездную победу со счетом 2:0 над футбольным клубом «Серветт» в сентябре 1955 года[66].
Итак, финал Кубка европейских чемпионов начинается. На 18-й минуте «Айнтрахт» забивает первый гол. Затем звездный Ди Стефано забивает первый гол «Реала» на 27 минуте, сравнивая счет в матче, а через 3 минуты делает это еще раз, и «Реал Мадрид» выходит вперед. Неутомимый Ди Стефано, кажется, успевает везде. Пушкаш также неудержим. Свой первый гол он забил с невероятного угла, второй добавил с пенальти, назначенный за снос Хенто в штрафной площади, третий вогнал мощным ударом с левой ноги из-за пределов штрафной, а свой четвертый и шестой голы «Реала» забивает головой. Через 3 минуты после того, как «Айнтрахт» забил свой второй гол, Ди Стефано на 75-й минуте отвечает сопернику своим третьим голом (и седьмым в матче для «Реала») после передачи Пушкаша. «Айнтрахт» забил третий гол на 76-й минуте после неаккуратных действий игрока «Реала» на своей половине поля. Три гола (хет-трик) Ди Стефано и четыре гола Пушкаша помогли «Реалу» разнести «Айнтрахт Франкфурт» в финале Кубка европейских чемпионов 1960 года со счетом 7:3 и сделали ту ночь незабываемой для «Королевского клуба»[67].
Этот матч по праву считается одним из лучших футбольных матчей, когда-либо сыгранных, он показал людям, чем футбол может быть. Обилие голов и прекрасный, изящный футбол захватывали дух, а толпа в Глазго пришла в состояние благоговейного восторга[68]. На следующий день в статье «Daily Mail» было написано: «Жаль, что тысячи тех людей, которые были на игре, а теперь вынуждены вернуться к шотландскому футболу, будут думать, что это был волшебный сон». Джимми Джонстон, великий шотландский футболист, который смотрел игру «вживую» на стадионе, когда ему было 16, сказал: «Этот матч оказал огромнейшее влияние на мою карьеру. Это было похоже на райские мечты. Я никогда не видел такой игры и никогда не увижу вновь. Я буду помнить имена атакующих игроков мадридского «Реала» до самой смерти»[69].
В сезоне 1959–1960 «Реал Мадрид» завоевал пятый Кубок европейских чемпионов, обыграв в финале «Айнтрахт Франкфурт» (7:3). Этот финал считается лучшим в истории Кубка чемпионов. Во втором ряду (слева направо): Домингес, Маркитос, Сантамария, Пачин, Видаль, Заррага. В первом ряду: Канарио, Дель Соль, Ди Стефано, Пушкаш, Хенто
«Реал Мадрид» выиграл свой пятый подряд Кубок Чемпионов. Таким образом, Муньос стал первым, кто выиграл турнир и в качестве игрока, и в качестве тренера, Ди Стефано и Пушкаш стали первыми, кто оформил хет-трик в финале, а Ди Стефано стал первым, кто забивал в пяти подряд финалах Кубка европейских чемпионов. Пако Хенто, который принимал участие в пяти финалах Кубка Чемпионов в составе «Реала», сыграет еще в трех и одержит победу в 1966 году. Трое из двадцати пяти игроков «Реал Мадрид» были выпускниками клубной молодежной академии.
Сложно не тосковать по выступлениям «Реала» в период с 1955 по 1960 год, когда они завоевали пять Кубков европейских чемпионов. «Галактикос 1.0», по понятным причинам, стали легендой, и эта легенда передается из поколения в поколение среди сообщества «Реал Мадрид» и других футбольных фанатов по всему миру. Воспоминания об этой команде продолжают жить. Однако необходимо вернуться назад и понять, что произошло потом. В клубе были собраны лучшие игроки, демонстрировавшие прекрасную игру, но они не выигрывали каждую игру, каждый чемпионат Испании; и здесь происходила тренерская чехарда.
Бернабеу стал президентом в 1943 году. До того как Муньос стал тренером в 1960-м и оставался на этом посту до 1974 года, Бернабеу сменил тренера 14 раз за 17 лет. Только один из них, Хозе Виллалонга, задержался дольше 3 лет.
В период с 1955 по 1960 год клуб сменил тренера 6 раз: Хозе Виллалонга, Луис Карнилья, Мигель Муньес, Карнилья (вновь), Мануэль Флейтас и Муньос (вновь). Двое из них были уволены сразу после завоевания Кубка чемпионов: Виллалонга и Карнилья.
В сезоне 1956–1957 в первом раунде Кубка чемпионов «Реал Мадрид» обыграл венский «Рапид» в домашнем матче со счетом 4:2. Две недели спустя в ответной игре «Реал» проигрывал 3:0 к перерыву и 5:4 по сумме двух встреч и был близок к раннему прекращению борьбы за защиту титула. Как сказал Ди Стефано в интервью, Бернабеу был недоволен. В перерыве он высказал свое недовольство в раздевалке, фактически оттолкнув Хосе Виллалонгу и произнеся собственную пламенную речь, напоминая игрокам, что «мы приехали не на легкую прогулку», что они носят «эмблему «Реал Мадрид» на своих футболках[70]. Ди Стефано забил на 16-й минуте второго тайма, и «Реал Мадрид» продолжил свой путь ко второму из пяти подряд Кубку Чемпионов. Но решающую роль в той ключевой победе сыграло игнорирование Ди Стефано инструкций Виллалонги, который требовал постоянно занимать более высокую позицию на поле. Он сказал: «Виллалонга говорил мне оставаться в атаке, но мы понимали, что это не сработает». Виллалонга был уволен Бернабеу в 1957 году, через несколько недель после того, как привел команду ко второму Кубку европейских чемпионов (при нем были завоеваны оба) и к пятому титулу Ла Лиги (при нем были завоеваны два из них).
Таблица 3.1.
Смена тренеров в «Реал Мадрид» в период с 1955 по 1960 год
* Уволены вскоре после победы в Кубке чемпионов.
Летом 1958 года Бернабеу подписал контракт с Пушкашем. Тренер Луис Карнилья, сменивший Виллалонгу, был ожидаемо разочарован, когда увидел, что Пушкаш прибыл в расположение команды с лишним весом и не в форме. Пушкаш не играл профессионально почти два года, так как не хотел возвращаться в Венгрию из-за революции. По легенде, Карнилья сказал Бернабеу: «Я не знаю, что мне делать с этим парнем. У него лишний вес». Бернабеу парировал: «Это твоя работа. Ты здесь для того, чтобы он стал лучше». Пушкаш набрал форму и стал одним из величайших игроков в истории «Реала». Карнилья, однако, до последней минуты не хотел ставить Пушкаша в стартовый состав на финал Кубка европейских чемпионов в 1959 году, потому что не ладил с ним. Вскоре Бернабеу уволил Карнилью, несмотря на победу в финале, а также несмотря на тот факт, что «Реал Мадрид» уже выигрывал Кубок чемпионов под его руководством.
Даже имея в своем составе лучших игроков в мире, «Реал Мадрид» не мог в каждой игре безраздельно царить на поле[71]. «Реал» дважды выиграл чемпионат Испании в течение пяти лет, как и «Барселона». Кстати, лучшим сезоном для «Реала» с точки зрения статистических показателей и количества набранных очков стал сезон 1960–1961, а не один из сезонов с 1955 по 1960 год, как можно было бы предположить. В сезоне 1960–1961 «Реал Мадрид» доминировал в чемпионате, выиграв 24 игры из 30 (80 %), опередив ближайшего преследователя на 12 очков и имея разницу забитых и пропущенных +64 (у второго места было +22). Великолепная команда образца сезона 1960–1961 проиграла «Барселоне» в первом раунде Кубка чемпионов 2:3 по сумме двух матчей. Ди Стефано и Пушкаш не отличились в этой серии ни разу, а в Ла Лиге возглавили список бомбардиров (Дель Соль занял 5-е место, а из игроков «Барселоны» никто не попал в топ-5 бомбардиров Ла Лиги). В том сезоне «Барселона» заняла 4 место, на 20 очков отстав от «Реала», но напрямую квалифицировавшись в Кубок европейских чемпионов как чемпион Испании прошлого сезона.
По легенде, Карнилья сказал Бернабеу: «Я не знаю, что мне делать с этим парнем. У него лишний вес». Бернабеу парировал: «Это твоя работа. Ты здесь для того, чтобы он стал лучше».
Из последних сезонов по уровню доминирования «Реала» в Ла Лиге с сезоном 1960–1961 может сравниться сезон 2011–2012. Сезон 2011–2012 в СМИ часто называли «La Liga de los Récords» («Сезон рекордов»), так как «Реал Мадрид» побил несколько рекордов, державшихся долгое время: 100 очков за сезон, 121 гол забит при разнице +89, 32 победы (88 %, в сезоне 1960–1961 было 80 %). Тем не менее «Реал Мадрид» уступил в полуфинале Лиги чемпионов в серии пенальти.
Таблица 3.2.
Результаты Ла Лиги сезона 1955–1956 по сезон 1960–1961 (30 игр в сезоне)
* «Барселона» обыграла «Реал Мадрид» в первом раунде со счетом 4:3 по сумме двух встреч. «Барселона» заняла 4-е место в чемпионате, набрав 32 очка. Лучший показатель «Барселоны» в Ла Лиге – 13 побед, 6 ничьих и 11 поражений. Лучший результат «Реала» – 24 победы, 4 ничьи и 2 поражения.
** «Барселона» стала первой по разнице забитых и пропущенных (58–56).
За пять сезонов по 30 игр в каждом (с 1955 по 1960 год) разница голов у «Реал Мадрид» в среднем составляла +48 (количество забитых голов минус количество пропущенных), то есть в среднем футболисты «Реала» забивали в 1,61 раза больше, чем пропускали. С 2011 года разница голов «Реала» в среднем составляет +74 (за 38 игр сезона), или за матч в среднем футболисты «Королевского клуба» забивают в 1,91 раз больше, чем пропускают, что на 21 % лучше, чем в эпоху Галактикос 1.0. И, хотя статистические данные весьма полезны и интересны (и используются здесь для демонстрации ситуации), я уверен, болельщики «Реала» согласятся, что главное – это титулы и то, как они были завоеваны.
«Реал Мадрид» широко известен благодаря победам в Кубке чемпионов, но я проанализировал выступление клуба в Ла Лиге на предмет возможной корреляции с успехами в Европе, чтобы получить более полную картину выступлений клуба. Только дважды, в 1957 и 1958 годах, «Реал Мадрид» завоевал титул Ла Лиги и Кубок чемпионов в одном сезоне. Кстати, последние четыре победы «Реала» в Лиге чемпионов сопровождались третьим или более низким местом в Ла Лиге. Лишь в 2014 году «Реал Мадрид» сумел завоевать и Лигу чемпионов, и Кубок Короля за один сезон.
Таблица 3.3
Результаты «Реал Мадрид» на внутренней арене в годы побед в Лиге чемпионов
Если проанализировать сезоны, когда «Реал Мадрид» выигрывал Ла Лигу с преимуществом в 5 или более очков, то, за исключением 1957 года, команда даже не выходила в финал Кубка чемпионов. А победу и в Ла Лиге и в Кубке Короля «Реал Мадрид» одержал только в 1968 году.
Таблица 3.4
Результаты «Реал Мадрид» в Лиге чемпионов при победе в Ла Лиге с преимуществом в 5 и более очков
В период с 1955 по 1960 год «Реал Мадрид» ни разу не выигрывал Кубок Короля. «Барселона», «Атлетико Мадрид» и «Атлетик Бильбао» выигрывали его по два раза. В финале Кубка Генералиссимуса (так Кубок Короля назывался во времена правления Франко) в 1960 году, прошедшем в июне (спустя месяц после невероятного финала Кубка чемпионов), «Атлетико Мадрид» на «Сантьяго Бернабеу» обыграл со счетом 3: 1 «Реал Мадрид» с Ди Стефано, Пушкашем, Сантамарией и Хенто в составе.
Так как Бернабеу смог доказать состоятельность своей спортивно-экономической модели на практике, другие клубы стали охотно использовать его наработки. К примеру, «Барселона» 28 мая 1954 года начала строительство нового стадиона «Камп Ноу», который был намного вместительнее, чем стадион «Реала» (106 146 зрителей против 75 145 в 1957 году).
Итак, несмотря на пять побед «Реала» подряд в Кубке европейских чемпионов (с 1955–1956 по 1959–1960 годы), другие команды в конце концов настигли его. «Реал Мадрид» выиграл еще один Кубок чемпионов в 1960-х; тогда в его составе играли одни испанцы, трое из которых были выпускниками академии. После этого клуб не выигрывал Кубок чемпионов/Лигу чемпионов до конца 1990-х. Упадок его становится очевидным, если посмотреть, сколько игроков «Реала» и «Барселоны» номинировались на Золотой мяч[72]. С 1956 по 1960 год футболисты «Реала» входили восемь раз в тройку претендентов на «Золотой мяч»: Ди Стефано (1956, 1957 и 1959), Копа (1956–1959) и Пушкаш (1960); игрок «Барселоны» за тот же период в тройке оказался только один раз (Луизито, 1960). Ни один из номинантов «Реала» не был испанцем. За следующие 17 лет, с 1961 по 1978 год, игрок «Реала» попал в тройку номинантов лишь раз (испанец Аманисио Амаро, 1964), а «Барселону» представляли четырежды (1973–1975, 1978).
Таблица 4.1.
Игроки «Реала» и «Барселоны», попавшие в тройку претендентов на «Золотой мяч» (1956–1978)
Спустя десятилетия стратегия Бернабеу перестала быть эффективной. Вследствие большого числа «подражателей», роста уровня зарплат[73], старения игроков, небольшой вместительности стадиона (из-за новых правил безопасности клуб был вынужден снизить вместимость стадиона), снижения доходов[74], а также отсутствия новых источников дохода из-за новаторского застоя «Реал Мадрид» находился в очень тяжелом финансовом состоянии, что, естественно, отражалось на его игре.
В 1960-х «Реал Мадрид» завоевал восемь чемпионских титулов Ла Лиги и один Кубок Чемпионов.
Испытывавший финансовые трудности клуб уже не мог подписывать лучших игроков мира, просивших самые большие зарплаты, поэтому стал заключать контракты с лучшими испанскими игроками, которых мог себе позволить. В финале Кубка европейских чемпионов, в котором «Реал Мадрид» победил белградский «Партизан», все игроки стартового состава были испанцами. Мигель Муньос (был тренером «Реала» в 1960–1974 годах) привел в команду таких молодых игроков, как Хосе Мартинес («Pirri»), Мануэль Веласкес, Мануэль Саншиш[75] и Рамон Гроссо; вел их за собой великий испанский футболист Амансио Амаро, прозванный «El Brujo» («Волшебник»). Эта команда стала известна как «Йе-Йе»[76]. В 1960-х «Реал Мадрид» завоевал восемь чемпионских титулов Ла Лиги и один Кубок чемпионов. В 1970-х «Реал Мадрид» завоевал пять титулов Ла Лиги, но без мировых звезд и с соперниками, перенимающими и копирующими элементы стратегии «Реала», клуб ни разу не завоевал Кубок чемпионов[77].
Сантьяго Бернабеу скончался в 1978 году; за время его 35-летнего президентства «Реал Мадрид» завоевал 6 Кубков чемпионов и 16 чемпионских титулов Ла Лиги. В последние годы своего пребывания на посту президента он не смог ввести эффективные новшества или подкорректировать уже использующуюся стратегию, что привело к тяжелому финансовому положению. В это же время «Аякс», «Бавария Мюнхен», «Бенфика», «Интер Милан» и «Ливерпуль» начали добиваться стабильно высоких результатов в Кубке чемпионов, периодически используя некоторые элементы модели «Галактикос 1.0». К примеру, в основном составе «Интера» в год второй кряду победы в Кубке чемпионов (1965) играли два испанца и один бразилец. Игроки «Интера» заняли второе и третье места в голосовании за «Золотой Мяч – 1965», а еще двое игроков из этой команды вошли в топ-15. В отличие от миланского «Интера», игроков «Реала» не было даже в десятке лучших, а в топ-15 вошел лишь один (38-летний Пушкаш).
В период с 1997 по 2000 год чистый долг клуба удвоился, достигнув 162 миллионов евро (150 миллионов долларов), а доходы составили лишь 118 миллионов евро (108 миллионов долларов).
К началу 1980-х доминирование «Реала» в чемпионате Испании закончилось, клуб не имел возможности приглашать даже лучших испанских игроков. Приоритетным направлением стало развитие и внедрение в состав своих воспитанников (из академии). Новая группа доморощенных игроков принесла клубу успех на внутренней арене; их называли La Quinta del Buitre («Пятерка стервятников») по прозвищу самого харизматичного и выделяющегося игрока этой пятерки – Эмилио Бутрагеньо, а его ближайшими сподвижниками были Мичел, Уго Санчес, Маноло Санчис, Мартин Васкес и Мигель Пардеса; все пятеро были выпускниками академии «Реал Мадрид». Со «стервятниками» в составе «Реал Мадрид» обладал одной из самых сильных команд в Испании и Европе во второй половине 1980-х, выиграв пять чемпионских титулов Ла Лиги подряд; Кубок чемпионов, однако, им завоевать не удалось. Эмилио Бутрагеньо входил в тройку номинантов на «Золотой мяч» в 1986 и 1987 годах; последний раз игрок «Реала» попадал в тройку в 1964 году. В начале 1990-х «пятерка стервятников» распалась – игроки либо уходили из клуба, либо завершали карьеру, и футболисты «Реала» не попадали в число номинантов на эту престижную награду.
В 1995 году президентом клуба стал Лоренцо Санс, который с 1985 по 1995 год входил в совет директоров во время президентства Рамона Мендосы. Мендоса подал в отставку после подтверждения информации о крупных непокрытых долгах клуба. Санс попытался возродить клуб, пригласив бразильского левого защитника Роберто Карлоса, хорватского нападающего Давора Шукера и черногорского нападающего Предрага Миятовича («Педа»), а также введя в состав доморощенного звездного нападающего Рауля. Это принесло свои плоды – Роберто Карлос стал вторым в гонке за «Золотой мяч» в 1997 году, а Давор Шукер – третьим в 1998-м. Клуб занимал все больше денег, чтобы подписать новых игроков, но не имел верной финансовой стратегии или экономической модели, чтобы погасить долги. Считалось, что, если клуб побеждает, он зарабатывает больше. Но это предположение оказалось неверным. Команда одерживала победы на поле, что, однако, не привело к финансовому успеху. Наоборот, клуб еще больше погряз в долгах.
В период с 1997 по 2000 год чистый долг клуба удвоился, достигнув 162 миллионов евро (150 миллионов долларов), а доходы составили лишь 118 миллионов евро (108 миллионов долларов). Клуб пребывал на грани банкротства, несмотря на выдающиеся успехи в Лиге чемпионов. После 32-летнего перерыва «Реал Мадрид» завоевал свой седьмой кубок Лиги чемпионов в мае 1998 года и восьмой – в мае 2000-го.