Ноктюрн (наших) теней Луиза Грэнн

Свет и Тень – две стороны одной медали… Одно не может существовать без другого.

Принцесса Зельда, Twilight Princess (2006)

Там, где есть тьма, всегда будет и свет. Каждый раз, когда зловещие Тени угрожают погубить прекрасное королевство Хайрул, появляется великий Герой из древних пророчеств, облаченный в зеленые одежды и вооруженный клинком, рассекающим зло. Независимо от того, из какой эпохи родом Герой Хайрула, каждому воплощению Линка предстоит победить зловещего Ганона/Ганондорфа и вернуть свет в окутанный тьмой мир. Но даже самое пылкое и благородное из сердец таит в себе Тень. Там, где есть свет, всегда будет и тьма. Одно не может существовать без другого.

СТАРЕЦ ЮНГ И ЕГО КАРТА ПСИХИКИ

В одиночку идти опасно! Возьми-ка вот это.

Старец, The Legend of Zelda (1986)

Проникнуть в сокровенные глубины человеческого сердца – все равно что спуститься в глубокое подземелье. В темных извилистых коридорах поджидают леденящие душу кошмары, тяжелые испытания и, конечно же, бесценные сокровища. Перед входом в самый-самый первый данж Линку вручает меч некий старец, решивший помочь пареньку в его странствиях. Точно так же перед путешествием в недра собственной тьмы мы должны навестить другого старого мудреца – швейцарского психоаналитика Карла Густава Юнга, который даст нам свою карту человеческой психики. Взглянув на потрепанный пергамент, мы увидим, что наша личность разделена на две психологические сферы: эго и личное бессознательное. Одна представляет сознательное «я», а другая – темную, скрытую натуру. Нашу собственную Тень.

Согласно юнгианской карте, эго – что-то вроде идиллического прекрасного «наземного мира» личности человека. Как и в случае с королевством Хайрул, на первый взгляд кажется, что это солнечная процветающая страна, преисполненная красоты и благодати, дарованных Богиней. Вот только искателям приключений стоит быть осторожнее, ведь это не что иное, как созданная эго видимость – Персона, маска, которая скрывает внутреннюю сущность. Ведь не просто же так один из лунных детей в Majora’s Mask (2000) спрашивает: «Интересно… лицо под маской… это твое настоящее лицо?»

Так что же прячется под маской? Глубоко-глубоко в недрах психики, где-то за сознательным эго, таится темный мир человеческого подсознательного. И там живет наша Тень. Она подобна ужасному боссу, чудищу, рожденному из фрагментов личности, которые эго отвергло и выбросило. Это зеркальная противоположность Персоны, темная сторона нашей натуры.

Хотя наша личная Тень и представляет собой сумрачную, бессознательную часть психики, она необязательно является абсолютным злом. Она запросто может олицетворять не самые кошмарные проблемы: сомнения в себе, неуверенность, тревогу. Но неважно, каким именно образом Тень проявляет себя – наша с Линком задача остается прежней: встретиться с нашими темными «я» и одолеть их.

В отличие от других врагов, с которыми мы и Линк сталкиваемся в играх серии, наша Тень – неотъемлемая часть личности, и после поражения она не рассыпается фонтаном рупий. Однако это не значит, что следует просто пожать плечами, выбросить ключ от логова босса и побрести домой. Линк должен пройти по пути трансформации, которую Юнг называет «индивидуацией». Если вкратце, в ходе этого процесса бессознательная Тень сталкивается с осознанным эго и интегрируется в него, чтобы полностью раскрыть личность человека, помогая ей достичь единства и максимального потенциала – по Юнгу, «самости». Чтобы стать настоящим Героем, Линк должен вступить в схватку со своей собственной Тенью, одолеть ее и принять как часть себя самого. Он в прямом смысле делает это, сражаясь с Темным Линком, своим альтер эго, а в Мире Тьмы (Лоруле) он вынужден столкнуться со своим бессознательным[20]. С помощью этих испытаний нам с Линком напоминают, что встреча с Тенью и достижение индивидуации – это очень и очень важно. Ведь иначе темная сторона может поглотить нас и превратить в настоящее зло. В нового Ганона/Ганондорфа.

СХВАТКА С ТЕНЬЮ: ТЕМНЫЙ ЛИНК

Преодолей себя!

Нави, Ocarina of Time (1998)

Всю историю франшизы The Legend of Zelda избранник судьбы Линк в каждом своем воплощении получает титул Героя. Пророчество гласит, что лишь избранный герой сможет одолеть Темного лорда Ганондорфа и спасти не только принцессу Зельду, но и все земли Хайрула. Вооруженный Высшим мечом, который выковала богиня Хайлия, герой легенд сразит зло. Ничем не примечательный юный хайлиец от игры к игре внезапно обнаруживает себя в роли героя, которая поглощает его с той же легкостью, что прожорливый горон – вкусный булыжник.

Если есть призвание, есть и соответствующая ему Персона, и герой не исключение. Согласно хайлийской легенде, настоящий избранник судьбы обладает храбростью духа, ослепительно чистым сердцем и могучей силой. Само собой, такой яркий свет отбрасывает темнейшую тень. Для Линка его собственной Тенью становится самый настоящий двойник, метко названный Темным Линком. В отличие от Ганона и его прихвостней, Темный Линк – не абсолютное зло. Каждое его воплощение, окутанное завесой тайны и породившее множество фанатских теорий, предстает как отражение скрытой сущности Линка. Встреча с собственной Тенью – не просто испытание, а настоящий кошмар для большинства людей, но этот шаг необходим, чтобы достичь индивидуации. Юнг говорит, что схватка с Тенью – проверка храбрости на пути к познанию глубин своей личности: внутренний путь. Только после того как Линк встретится с Темным Линком (а игрок символически столкнется с собственной Тенью), его «я» сможет обрести цельность и завершенность. Существование Темного Линка завораживает игроков, несмотря на тайну его происхождения – это свидетельствует, что Тень личности психологически важна как для Линка, так и для геймеров.

Испытание храбрости: Zelda II:

The Adventure of Link (1988)

Даже после того как Линк, избранный Герой Хайлии, победил Князя Тьмы Ганона, о мире и покое в королевстве Хайрул говорить не приходится. Действие игры The Adventure of Link происходит спустя несколько лет после событий оригинальной The Legend of Zelda (1986). Все начинается со смерти короля Хайрула и внезапного известия, что злые чары погрузили принцессу Зельду в вечный сон[21]. В финале поисков Трифорса храбрости, способного ее разбудить, мы оказываемся в самых недрах гигантского Великого Дворца. И тут перед Линком из сумрака выходит до ужаса знакомый соперник, призванный стать последним испытанием для героя. Это финальный бой против самого себя. Ведь встреча с собственной Тенью четко и несомненно покажет, насколько вы храбры.

Решиться на схватку со своей Тенью не так-то просто, это настоящий вызов не только для Линка, но и для игрока. Недаром поединок с Темным Линком или, как его называют в этой части, Тенью Линка – самая сложная битва в игре, да и, чего уж там, одна из самых непростых во всей серии. Темный Линк обладает теми же навыками, что и герой, и даже повторяет его движения. Тень Линка в буквальном смысле использует сильные стороны игрока против него самого – темный двойник вооружен аналогичными мечом и щитом. Но только трус забьется в угол, пытаясь вслепую заколоть мечом ноги двойника: ваша собственная Тень – враг, которому нужно бросить прямой вызов, а не тыкать его в пятки. Путь к победе над темным двойником лежит через самопонимание и использование знаний о теневом бессознательном. Совладать со своей Тенью значит совладать с самим собой.

Вглядываясь в водное зеркало:

Ocarina of Time (1998)

Чтобы отчетливо увидеть свою суть, путешествуя в глубины собственной личности, необходимо вглядеться в поверхность воды, не замутненной ложью и иллюзиями. Вторая встреча с Темным Линком происходит в Ocarina of Time, во время исследования священного для расы зора Храма Воды – прекрасная отсылка к теме самоанализа и погружения в недра личного бессознательного. Линк встречается со своим истинным отражением в Зале Иллюзий, окутанном густым туманом.

Насколько хватает глаз, простирается бескрайняя водная гладь, посреди которой на небольшом клочке земли стоит одинокое засохшее дерево. Стоя под ним, Темный Линк молча взирает на Героя. Но он не спешит ринуться в бой – дуэль начнется, только когда Линк первым атакует своего темного близнеца. Тут кроется важный символизм, ведь Линк сам должен решить сразиться со своей Тенью – так следует поступить и всем нам, чтобы преодолеть тьму внутри себя.

Как и в случае с Тенью Линка из The Adventures of Zelda (1988), битва с этим мини-боссом – одна из самых сложных в игре. Поначалу Темный Линк только повторяет движения героя и ведет себя довольно пассивно, лишь отражая атаки. Но по ходу боя его действия становятся все более агрессивными, а прозрачное тело делается непроницаемым для света. Время от времени он даже умудряется вспрыгнуть на Высший меч, которым размахивает Линк, насмехаясь и над противником, и над игроком. Разоблаченная личная Тень, которой бросили прямой вызов, будет отбиваться, как дикий вульфос[22]. С ней нельзя мирно договориться или как-нибудь ее обезвредить, поскольку это могущественная часть нас самих, которая тоже хочет жить. Необходимо не просто не позволить ей взять над нами верх и одолеть ее в схватке, но и принять ее.

Хотя природа Тени Линка из Ocarina of Time и не объясняется напрямую в самой игре, визуальные и нарративные подсказки подразумевают, что аватар внутренней тьмы Линка зародился из чувства неприятия судьбы Героя Времени – чтобы выполнить свое призвание, юноше пришлось проспать все детские годы. Как мы узнаем из финальной кат-сцены Ocarina of Time, принцесса Зельда сожалеет, что причастна к потерянному детству Линка, и, чтобы загладить вину, отправляет его в прошлое, пытаясь вернуть трагическому герою упущенное время. Но так как Линк оказывается хайлийцем, он не может остаться с кокири в лесу, который считал домом. Мертвое дерево посреди Зала Иллюзий, где Линк сражается со своей Тенью, скорее всего, отсылается к Великому Дереву Деку и лесу Кокири, символизируя чувство утраты. Как отмечает Юнг, ни о каком развитии не может быть и речи, пока Тень – или, в случае с Линком, ощущение потери и обиды, – не будет принята как часть себя. В глубинах Храма Воды, храбро взирая на свое истинное отражение, Линк одновременно и побеждает, и принимает свою Тень.

Война духа: Hyrule Warriors (2014)

Недооценивать силу нашей личной Тени – все равно что стоять перед широко раскрытой пастью додонго[23] и полагать, что ничего страшного не произойдет. Пока Тень скрыта от нашего взора, запрятана в темных глубинах личного бессознательного, ее сила не ослабевает, а только растет. В Hyrule Warriors (спин-офф «Зельды» в жанре hack and slash) Линк серьезно переоценивает свое мастерство мечника, и эта самоуверенность – его личная слабость – чуть не приводит к трагедии.

Примерно в середине режима «Легенда», в миссии «Война духа», демонстрируется кат-сцена, в которой Линк с помощью новообретенного Высшего меча, одного из самых мощных в игре, в одиночку дает отпор орде булблинов[24]. Он ловко разит наступающих врагов, и вскоре оставшиеся в живых монстры решают спасаться бегством. Преисполнившись нахальства, Линк с довольной ухмылкой, рисуясь, крутит перед ними свой меч, но тут за его спиной появляется темная колдунья Сия и заявляет, что только последний глупец полностью доверится своему оружию. Чувствуя слабость Линка, она говорит: «Высокомерие… Самолюбие… Гордыня… Эта тьма, взращенная внутри тебя… станет твоей погибелью!» Затем Сия пронзает грудь героя заклинанием из своего скипетра, тем самым призывая в мир Темного Линка.

Загрузка...