Я не очень хорошо различаю птиц по голосам. Но одну узнаю сразу. Как только слышу в лесу или в парке волшебную флейту, уверен: иволга поёт!
Самая счастливая встреча с этой птицей была в детстве. Я тогда отдыхал в пионерском лагере, расположенном прямо посреди леса.
Шёл футбол. Отряд – на отряд. Обе команды играли плохо, смотреть было скучно. И тут сквозь ребячий гомон я услышал сказочные звуки:
– Фиу-лиу-лиу!
Тихонько, чтобы не заметила воспитательница, я выскользнул из толпы болельщиков и вошёл в лес.
Иволга (фото Бельчука Михаила)
Мне давно хотелось увидеть живую иволгу. Как она выглядит, я хорошо знал по картинкам. Тело и голова у неё золотисто-жёлтые, крылья и хвост чёрные, а клюв красный. И меня всегда удивляло: как такая жар-птица может спрятаться среди зелёных ветвей?
А ещё мне хотелось взглянуть на иволгино гнездо.
Хоть я и понимал, что найти его – дело совсем не простое.
Любая птаха старается спрятать своих птенцов понадёжней. А иволга – особенно.
Гнездо иволги (фото Дашёнка Валерия)
По книжкам я знал, что её гнездо похоже на маленькую корзиночку, сплетённую из травинок и бересты. Крылатые строители подвешивают его на развилке гибкой берёзовой ветви. И оно висит между небом и землёй, покачиваясь, как старинная детская колыбелька – зыбка. К такому гнезду ни по ветке не подлезть, ни снизу не достать. Даже увидеть и то трудно – со всех сторон ветки колышутся, листья мельтешат.
Но мне повезло. Войдя в лес, я услышал громкий трескучий крик: «ки-ки-ки». Ещё не зная, что так иволжата зовут своих родителей, я пошёл на звук.
И тут мне повезло вновь. Я увидел висящее на ветке гнездо. Наверное, солнце как-то очень удачно светило. Или ветер слишком сильно раздвинул листву.
Из гнезда высовывался орущий птенец. Один. Может, их там было и больше. Просто этот оказался самым голодным и активным.
На его крик прилетела мать. Скромненькая зеленовато-серая птичка, совсем не похожая на яркого самца. Пока она кормила детёныша гусеницей, появился и отец. Его жёлтое оперение просто полыхало на солнце.
Я, затаив дыханье, стоял внизу и глядел во все глаза. Но лесная сказка длилась недолго. Взрослые птицы всё-таки заметили меня и тут же спрятались в листве. А следом, как по волшебству, растворилась среди трепещущих ветвей и плетёная колыбелька. Так и нужно. Гнездо – это самая большая тайна птичьей семьи. И оно должно быть хорошо скрыто от чужих глаз.
Позже, став взрослым, я не раз встречал выводки этих птиц. Шумливые, суетливые, юные иволги наполняли лес своими ушераздирающими криками. И почти не скрываясь, перепархивали с дерева на дерево.
Но удивительное гнездо «лесной флейты» видеть больше не приходилось.