Проявленность интересна тем, что не получится один раз проявиться и всю жизнь быть проявленным. В этом отличие от инициации, например. И вот тут возникает интересная связка с возрастом. Когда мы одно и то же проявляем через себя в разных возрастных периодах, то получаем разный эффект. Приведу личный пример про одежду: я не носила пышные юбки в детские и молодые годы, сначала мне не нравилось нечто мешающее лазать и бегать, потом казалось слишком жеманным и романтичным. Даже, когда в 2010-е в стилистике появилось смешение жанров: юбка принцессы и грубые ботинки или нарядная юбка и спортивные леггинсы, мне нравилось это визуально, но одевалась я так чрезвычайно редко. И вот, сейчас мне 40, я набрала возраст и вес относительно себя 20-летней, стала чуть более замедленной и вдруг пышные юбки оказались просто прекрасным стилистическим решением: точеные трапециевидные пропорции и особый шарм взрослой женщины, которая плывет по улице в складках объемной ткани. Именно возраст убрал клише игры в принцессу.
Насколько мы склонны возвращаться к ранее отвергнутым решениям жизни или гардероба на новом витке? Реже, чем оно того стоит для проявленности. При этом я считаю, что у каждого возраста есть свои темы и задачи и не надо молодиться. У стилистов часто встречаю идею того, что для моды нет возраста и не нужно думать, что вам 40, 50, 60 и так далее лет, пересматривая свой стиль.
Ярлык возраста на определенной гамме, узорах или пропорциях – явление скорее новое. Только в 18 веке появилась детская одежда как отдельная группа, до этого детей одевали во взрослые наряды только в уменьшенном варианте.
Когда у какой-то группы людей появляется своя одежда, то значит она получает проявленность в обществе как существующая, имеющая свои потребности, эмоциональные состояния, специфику образа жизни.
Какой в возрастной периодизации есть позитивный смысл? Человеку для развития долгосрочных компетенций нужен горизонт видения своей жизни. Чтобы учить математику в классе вместо прогулок с мороженым, человеку нужна вера, что в будущем это усилие даст ему значительное преимущество. А значит нужен тот самый образ будущего.
Какой я буду в 20? Думать над этим вопросом нас 5-летних вдохновляет каждый дедушка в автобусе, который интересуется склонностями к профессиям. А кто вас сейчас спрашивает какими вы будете через 15-20 лет?
Одежда, аксессуары, образ – самый простой способ смоделировать для себя это видение. А лучше разработать лесенку образов с переходом по архетипам по 5-7 лет на каждый. И вот для этого нам нужна возрастная одежда. Нечто, что вы сейчас не носите, а в 60-70-80 это будет повседневностью. Не какое-то по возрастному списку, а просто ДРУГОЕ. Юнг объяснял такое «открытие нового материка жизни» через интеграцию тени в результате кризиса среднего возраста.
Здесь возникает негативная составляющая возрастных образов и теперь становится понятно почему стилисты так возражают против зацикленности на возрасте в стиле. Перечислю несколько факторов:
1️⃣ Доступность. До своих условных 35-40 вы уже попробовали все и самое лучшее уже осталось в вашем гардеробе. Нет такого стиля, магазина, вход в который открывается только в 65. Это перекликается с моим примером про пышные юбки;
2️⃣ Новейшие исследования. Не только для тела, но эмоций и мозга полезны стройность, спорт, позитивные эмоции, широкие социальные связи. Выходит так, что дофаминовый стиль из яркого трикотажа, который носят подростки дает больше пользы, чем узкий костюм из бархата и сумка с перьями?
3️⃣ Обесценивание роскоши. Раньше хотя бы была понятная схема взрослого гардероба про «бриллианты после 50». Мол вот заработаю денег, буду ходить в мехах и крокодиловых тапках. Сейчас такие образы имеют право на существование, но в общем эта эстетика утратила престижность. И стилисты правильно уводят отсюда людей;
4️⃣ Глобальный запрос на творчество. В творчестве молодые показывают более неожиданные и смелые эксперименты, а значит как в старые времена дети были маленькими взрослыми, а своей идентичности у них не было – так как не было от них ценности обществу. Так теперь взрослые становятся подросшими детьми и одежда у них как у малышей, но в XXL размерах.
При этом существует психологическая проблема в том, что человеку свойственно с возрастом становится осторожнее и потому хочется найти надежный ответ «как надо» и закрыть вопрос с образами. Экономические проблемы с пенсиями не позволяют окунуться в эксперименты, особенно когда фигура изменилась. Ведь даже при сохранении веса (что редкость), фигура с возрастом меняется и это отдельная работа женщины увидеть эти изменения в деталях, принять и научиться одевать свои новые пропорции и линии.
Получается, что изменения стиля с возрастом потребность во многом психическая, но видимо от отсутствия интересных, манящих и разных образов себя в более старшем возрасте, появилась эта рекурсия, предлагаемая стилистами про «возраст в голове», когда человеку как в анекдоте предлагается дойти до белой полосы, то есть возраста 25-35 лет, а дальше вдоль-вдоль.
Решением парадокса юности и мудрости становится проявленность: какими новыми смыслами возраст наделяет прежние выразительные элементы? Рассмотрим это в следующем разделе на примерах
Позвольте предложить вам образ: у вас есть связка ключей. Вы спускаетесь в ней в подвал и можете открывать разные кладовые и сокровищницы ресурсов. С годами старые ключи ржавеют, теряются, а вместо них появляются новые. Однако, если вы привыкли открывать серебряным зубчатым ключом зеленую дверь и убежденно не видите новую фиолетовую дверь с неоновым розовым ключом (так как СМИ не отрекламировали вам этот новый ресурс), то сидите на каменном полу и рыдаете.
Итак, давайте вспомним какие ларцы у нас есть:
* Тело: молодая красота с бурными гормонами сексуальности
* Социальные связи: друзья, поездки, прогулки, ночные разговоры обо всем
* Семья и любовь: родные и близкие люди, которые поддержат и направят
* Профессия: умение решать проблемы других людей вашими компетенциями
* Владение: деньги, акции, земли, недвижимость, драгоценности
* Творчество: способность видеть и отражать мир с новых ракурсов
* Духовность: мудрый взгляд, понимание искусства, следование высшим ценностям
* Политика и власть: возможность влиять на большие социальные процессы
Также мне видятся кладовые с неспецифическими ресурсами, например, терпением, спонтанностью, риском или эстетическим вкусом, к которым мы можем обращаться более активно на одних этапах и забывать на других.
Продолжите этот список своими ответами: у меня есть… тут как физические ценности (муж, деньги, собака), так и психологические владения, например, эмпатия или серьезность. Всем этим вы можете располагать для достижения проявленности в разном возрасте. Ниже приведу примеры.
Юный возраст (до 27 лет)
Очень много сексуального и социального ресурса для принадлежности и самоидентичности, чаще всего именно на них тут и строится проявленность «посмотрите какая я красотка», «а вот какие у меня друзья», «вот куда я путешествую и что там нахожу».
Способствуют прохождению этого этапа: спортивный, модный (любые текущие тренды из журналов), мягко-сексуальный, тематический по субкультурам или микротрендам -core, фанатский в духе музыкальных групп и спортивных команд, унисекс и униформа (в том числе базовый гардероб, как чистый лист на котором можно найти себя)
Препятствуют: деловой, женственный, эклектичный, агрессивный, торжественный, комфортный, исторический.
Молодой возраст (28-38)
Появляется доступ к профессиональному ресурсу и семейному, но телесный и социальные связи тоже еще достаточно активны. Вот почему часто первые заказчики в работе это друзья, а первые браки связаны с сексуальным влечением «понравились внешне».
Способствуют прохождению этого этапа: деловой, женственный, сфокусированный (например, ахроматический минимализм), агрессивный – байкерский, броский сценический, выразительно модный не просто тренд из журнала, а от дизайнерского бренда, который этот тренд выразил в своей коллекции наиболее выпукло, ультра-сексуальный и прочее так как это период проживания разного рода границ и наработки ресурсов базы на всю жизнь, а также спортивный стиль из предыдущего этапа, но он становится специализированным – плавание или теннис;
Препятствуют: универсальные безликие стили, образы, отсылающие к разным фильмам/рок-группам, персонажам книг.
Тут может быть эклектика, если вы творческий профессионал или историзм, если ваша сфера применения своих талантов исследование событий прошлого, но образы уровня «просто нравится» советую избегать, так как именно на этом этапе мы укрепляем стержень самоидентичности, который сформировался ранее.
Взрослый возраст (39-49 лет)
Возникает дверь в творческий ресурс и владение. Профессиональный и социальный ресурс остается, но на вторых ролях. Ресурсы тела и социальных связей открываются «со скрипом» или вход туда происходит через другие комнаты. Например, чтобы тело в этом периоде оставалось стройным, а лицо молодым требуется приложить ресурсы терпения, времени, денег, знаний о массажах и растяжках. Социальный ресурс тоже редко сам собой складывается – путешествовать с палаткой в кругу случайных знакомых тут мало кто хочет. Чаще всего вход в социальные ресурсы тут происходит через профессию (коллеги становятся друзьями) и творчество (начиная от соседа по кружку садоводства до восхищенных зрителей вашего фильма).
Способствуют прохождению этого этапа: дорогой персональный стиль, когда вы любое стилистическое направление пропустили через свою внешность и личностные ценности, а также приправили владениями в виде более дорогой версии тканей и драгоценностей на рабочие встречи. Это тот самый возраст, когда становится актуальной рекомендация по покупке одного роскошного пальто или одной дизайнерской сумки вместо 10 веселеньких и интересненьких. Также этому этапу способствует комфортный стиль, так как в результате достигаторского надрыва предыдущего этапа в теле и эмоциональных реакциях образовались блоки и зажимы, без их проработки никакого подлинного творчества не получится. И еще именно тут наиболее органичны нарядные и торжественные стили как праздник плодоношения жизни.
Препятствуют: базовые просто качественные безопасные по цвету и стилям образы, строгие деловые образы без личного мнения, разумеется модные образы, сексуальные и с отсылками к поп-культуре тоже будут возвращать назад. Но все эти вещи могут вписаться в ваш персональный стиль и приобрести уникальное звучание.
Зрелый возраст (50-60 лет)
Открывается доступ к духовному ресурсу после прохождения кризиса среднего возраста около 45 лет, наступления менопаузы у женщин и адаптации в новом психологическом и физиологическом статусе. Вы как будто снимаете второй том своей жизни с полки, который при развитии современной медицины становится таким же объемным по страницам и насыщенным событиями, как и первый. Однако, в сознании большинства – это возраст дожития, когда все хорошее осталось в прошлом, а в будущем только болезни, телевизор и внуки в лучшем варианте. На самом деле это шаманский период, когда женщина решила свои социальные задачи, но находиться все еще в тесной связи с другими людьми и отступая на фон, помогает другим в развитии и через это проявляет себя. Образы помогут увидеть тропы этого периода.
Способствуют прохождению этого этапа: нейтральный стиль, спокойная эклектика, комфортные образы, эксперимент из опробованных ранее стилей. Здесь ощущается обнуление, но это не пустота завершения, а возможность собрать новый образ себя на вторую половину жизни. Не случайно в этом периоде возникает и виток возвращения к принадлежности. Если духовный этап раскрывается в религии, то есть искушение раствориться в предлагаемых там образах. Духовность может пойти как интерес к искусству и тогда мы получаем псевдо-творческих тетушек в трикотаже, шарфиках с отсылкой к шедеврам и тематических серьгах-копии музейных экспонатов. Что помогает проявиться здесь? Опора на творческий ресурс и владение, которые на прошлых этапах были приоритетными, а тут все еще активны. Авторство жизни состоит в пересборке сценариев и персонажей в собственные смыслы и сюжеты, а также умении включать других людей в образ себя, например, именно здесь вашим профессиональным достижением становятся успехи учеников, а не личные.
Препятствуют прохождению: расходующие ресурс образы – очень яркий творческий, очень собранный профессиональный, перегруженный нарядный, вырывающийся на передний план и собирающей внимание женственный стиль. Все, что обуславливает вас быть фигурой ого-го, и уводящий от временного ухода в тень.
Старший возраст (61 и старше)
Подключается политический ресурс и открываются невиданные ранее горизонты для тех, кто не сломался психологически, физически и эмоционально. Это возраст старейшины, когда открывается полная свобода действий с любыми ресурсами, даже теми, которые ранее закрылись. Например, сексуальность получает тут статус инициирующего средства. Не секрет, что многие мужчины, которые не сформировались взрослыми из-за особенностей своих матерей, находят женщин на 20-30 лет старше и через них завершают этап взросления. Подобная иницация была у Ивана-Дурака в избушке Бабы Яги. И, конечно, если у женщины в этом возрасте активно работает программа «что люди скажут», то она откажется от этого опыта. Второй пример – наверняка вы замечали, что в этом возрасте женщины начинают обсуждать действия политиков в деталях, писать заявления в мэрию, что не так положили тротуар или поучать молодых соседей как им ходить и слушать музыку. Это все становится очень горьким опытом отвержения так как усилия направлены на слишком низкий уровень. Потому что именно здесь женщина естественным образом может претендовать на место в думе, общественном комитете, собрать группу жильцов в мессенджере и реально решать интересующие ее вопросы. Посмотрим на образы:
Способствуют прохождению этого этапа: образы значительности вплоть до устрашения, увеличенные размеры и пропорции, образы игнорирующие гармонию, гендер, тенденции, броский выразительный стиль, сочетание элементов, которые другие не могут себе позволить так как слишком зависимы от социальных нормативов и профессиональных стандартов. Опираясь на наработанный ранее духовный ресурс и новую идентичность, эти образы все равно будут красивыми и соответствующим контексту, так как это уже в крови, но следует выкручивать завораживающую смелость и размах. В некотором смысле это как последний концерт звезды поколения – прекрасная точка большого вклада в судьбы других людей.
Препятствуют: все, что сделано с оглядкой на прилично, ожидаемо, «чтобы не оскорбить чьи-то чувства».
Хорошим упражнениям для проявленности будет прописать свой стиль по разным периодам жизни. Понимая, что он обязательно должен трансформироваться порой до неузнаваемости, чтобы вы проживали жизнь во всей её полноте.
Дорогие читатели, черновика, расскажите о своих мыслях по итогу 5 главы про возраст. У вас точно есть мнение и свой опыт наблюдений. Предложите другие образы и примеры, это будет очень ценно для книги. До встречи в следующей главе!