Прием, предложенный Носсратом Пезешкианом, «Прощальное письмо к симптому», можно рассматривать как квинтэссенцию позитивной психотерапии. Эту технику легко использовать для самопомощи и оказания поддержки другим. Под «симптомом» мы понимаем то, что доставляет нам дискомфорт. Цель письма – принять травмирующие переживания, научиться извлекать из них опыт и сделать их конструктивной частью жизни. Этот прием позволяет научиться рассматривать симптом как часть жизни. Он также дает возможность найти иные способы реагирования, активировать ресурсы для качественно нового стиля адаптации к жизни. Это своего рода перепрограммирование сознания. Итак, давайте учиться использовать этот прием.
Инструкция
Представьте, что у вас есть приятель. Вы давно познакомились и дружили на протяжении длительного времени. Очевидно, что это общение привносило что-то важное в вашу жизнь. Но постепенно жизнь менялась, вы менялись, и контакт себя исчерпал. Люди расходятся в жизни. Такое бывает. В старину люди писали в таких ситуациях прощальные письма, которые как бы проводили черту под отжившими отношениями. Это письмо будет состоять из трех частей. В первой – мы благодарим бывшего друга за приобретенный за время общения опыт. Во второй – объясняем, почему хотим расстаться. В третьей указываем, чем заполнится пустота после расставания с этим человеком.
Мы поняли, как мы будем прощаться со старым другом. Теперь нам предстоит разобраться, при чем здесь симптом. Когда говорится об отношениях с реальным знакомым, имеется в виду то место, которое этот приятель занимал в нашей жизни. Но сейчас человека нет рядом. Из реального он превращается в образ, отраженный нашей психикой, то есть в фантазию. Когда мы думаем о том, что нам доставляет дискомфорт, мы тоже подразумеваем наличие некой страдающей части души. Это и есть симптом. Психологи такие отдельные сегменты души называют субличностью.
Следующий шаг. Нам необходимо дать имя этой субличности. Обратите внимание на точное название симптома. Оно должно соответствовать самоощущению: «Какие первые слова приходят в голову, когда вы думаете о том, что вызывает страдание?» Например, когда мы обсуждали с онкологической клиенткой эмоциональное состояние, ассоциирующееся с заболеванием, она назвала его «Ощущение “Я виновата”». Хотя, казалось бы, название «Чувство вины» лежит на поверхности.
Когда мы будем составлять Прощальное письмо, то лучше сначала прописать тезисно идеи всех трех частей. Итак, в первой части анализируем, какой опыт мы извлекли из взаимодействия с симптомом. Какие задачи он помогал решать в жизни. Что мы поняли о себе благодаря существованию симптома. Грамматически идеи первой части прописываются в прошедшем времени.
Во второй части необходимо обосновать, почему нужно расстаться с деструктивной субличностью. Какие жизненные функции мы не можем выполнять из-за наличия симптома в жизни? Старайтесь избегать формулировок типа: «Из-за тебя я не могу делать что-либо, ты мешаешь мне». Поменяйте их на фразы: «С тобой я не делаю что-либо». Это позволит избежать перекладывания ответственности за свою жизнь на симптом. Грамматически эта часть пишется в настоящем времени.
В третьей части попробуйте изложить, как будет складываться ваша жизнь без симптома. Чем заполнится пустота, образовавшаяся на его месте. Какие конструктивные действия позволят строить более гармоничные отношения с окружающей средой и другими людьми. Подумайте, какие другие жизненные ресурсы можно подключить для того, чтобы справляться с теми ситуациями в жизни, когда симптом был необходим. Третья часть пишется в будущем времени.
После того как основные идеи всех трех частей будут прописаны, можно собрать весь текст. По стилю текст должен соответствовать правилам эпистолярного жанра, по возможности, без красот и общих фраз, свойственных личным посланиям. Очень важно, чтобы текст был конкретным. Желательно избегать общих фраз типа: «благодарю тебя за все хорошее, что ты мне давал», «после того как мы расстанемся, моя жизнь станет безоблачной», «возможно, тебе не понравится, что я пишу» и т. п. Текст лучше писать от руки.
Затем письмо необходимо читать ежедневно в течение 10 дней и в моменты, когда симптом начинает напоминать о себе (накрывает). Повтор очень важен. Мы создали контрпрограмму деструктивного поведения. Она будет усваиваться постепенно.
Здравствуй, Отрицание болезни!
Я пишу тебе прощальное письмо. Я благодарю тебя за то, что ты научило меня достигать своих целей, несмотря ни на что или вопреки всему. Спасибо тебе за то, что ты научило меня отстаивать свою позицию и твердо стоять на своем. Спасибо тебе за подаренное мне ощущение свободы, ощущение того, что я могу сделать все, что захочу. Спасибо за подаренное мне ощущение безграничности моих возможностей.
Тем не менее сейчас нам надо расстаться. Считая свои возможности безграничными, я не могу реально оценить свои способности. Из-за этого я не могу адекватно понимать, столько сил и энергии мне потребуется на достижение какой-либо цели. Нужно ли ее достигать такой ценой. Кроме того, с тобой я не могу заботиться о своем здоровье и из-за этого рискую жизнью.
Расставшись с тобой, я хочу научиться реально оценивать свои трудозатраты, чтобы понимать: а нужна ли мне эта цель ТАКОЙ ценой или можно обойтись без нее. Я хочу научиться видеть реальные границы своих возможностей, в пределах которых могу действовать абсолютно свободно, не боясь за свое физическое состояние. Сегодня я прощаюсь с тобой, чтобы начать жить, более адекватно оценивая свои возможности, и понимать, где стоит поднапрячься, а где попросить о помощи кого-то еще. Я буду учиться использовать свои ограничения для достижения целей другим путем, с чьей-то помощью. Ограничения дают мне свободу выбора и помогают развиваться дальше, ведь только преодолевая проблему с ограниченными возможностями, можно найти более изящное и красивое решение. Ограничения учат простоте. И именно этой простоте я и буду учиться. Более простым и естественным способам достижения целей.