Глава IV. Компендиум симптомов

Агрессия

Эмоции материальны. Известный русский психолог Александр Лазурский измерил электрический потенциал различных эмоциональных состояний человека в начале XX века. Они обладают свойством заражения, «индукции». Это означает, что мы можем чувствовать эмоции другого человека и поддаваться им. Мы действительно можем попадать под чужую волну страха, гнева или радости. Это довольно известный феномен. Возможно, читателям знакомы исторические прецеденты, когда целые города средневековой Европы бились в истерических припадках.

Сознательный и, самое главное, бессознательный эмоциональный фон оказывает решающее влияние на стиль мышления. Достаточно сравнить, как меняется наше отношение к основным жизненным ценностям в зависимости от того, тревожимся мы или гневаемся, сердимся, тоскуем или радуемся. Когда человек «ловит» чужую эмоциональную волну, он может невольно изменить себе.

Например, мы готовимся обсудить важный для себя вопрос. Возможно, волнуемся по поводу предстоящей беседы. А наш собеседник находится в агрессивно-раздраженном состоянии. Причиной возникновения такого настроения может быть все что угодно: от внутреннего недомогания до воспоминаний о недавней ссоре. Мы физически ощущаем чужую агрессивную волну и начинаем интерпретировать это состояние по-своему: «У него напряженное лицо и недобрый взгляд. Явно мне не стоит начинать этот разговор». При этом можно даже не понимать, что мы всего-навсего попали под влияние чужих эмоций.

Если собеседник открыто выражает агрессию, то с ним физически и психологически невозможно продолжать конструктивное обсуждение вопросов. Поэтому в таких случаях лучше прекращать общение. Но иногда диалога избежать невозможно. Агрессор может успокоиться в процессе разговора. При одном условии: второй участник беседы сохраняет хотя бы видимое спокойствие. Но если он имеет травматический опыт столкновения с открытой агрессией, переговоры зайдут в тупик. Это письмо написано для тех, кто теряется в агрессивных ситуациях.

Здравствуй, мой Страх открытой агрессии!

Я пишу тебе прощальное письмо. Благодарю тебя за возможность развития спокойствия и сдержанности, так необходимых в моей жизни. Спасибо тебе, Страх открытой агрессии, что я стала терпеливой и наблюдательной. Благодаря тебе я могу подстроиться под настроение окружающих меня людей.

Но теперь, Страх открытой агрессии, пришло время расстаться с тобой навсегда. С тобой я не могу жить так, как хочу, потому что я боюсь говорить. Мне проще промолчать. Я не хочу молча соглашаться, хочу высказывать свое собственное мнение. С тобой я не смогу изменить свою жизнь так, как сама хочу, потому что фактически стою на одном месте, молча стою. Я не могу реализовывать свои желания, я даже себе не могу их все проговорить, потому что мне страшно. С тобой я иду на поводу у других людей, многое им позволяю, а все свои желания сдерживаю из-за тебя, Страх открытой агрессии.

После расставания с тобой мне придется научиться выдерживать волну открытой агрессии. Для этого мне надо будет освоить техники саморегуляции. Я научусь твердо и бесстрашно заявлять о своих желаниях. При этом я буду помнить о здравом смысле и соотносить возможность реализации собственных желаний с условиями окружающей среды. Мне нужно уметь не бояться открыто и независимо выражать свои мысли с пониманием возможных последствий. Прощай, мой Страх открытой агрессии.

Азарт

У разочарования есть старший брат Азарт и младшая сестра Депрессия. Азарт дает возможность, оттолкнувшись от неудачи, поверить в успех. Он удваивает силы, позволяет преодолевать препятствия, вернее, не замечать их, буквально проходить сквозь стены. Но иногда человеку, поддавшемуся упоению предвосхищения успеха, трудно остановиться и критически отнестись к результатам своей деятельности. Игроки, теряющие состояния, любители экстремального спорта – примеры того, как страсть становится сильнее не только здравого смысла, но и инстинкта самосохранения. В какой-то момент самоконтроль полностью утрачивается и человек готов рисковать снова и снова.

Иногда грань здравого смысла пересекается почти незаметно. Порой остановить увлеченного человека может только смерть или тяжелое увечье. В таких случаях лучше все же обратиться к специалисту. Азартному человеку можно дать один совет: немедленно прекращайте действие, если вам кажется, что вы можете заниматься им бесконечно.

Здравствуй, мой Азарт!

Спасибо тебе за то время, что мы провели вместе. За то, что благодаря тебе я мог жить в своем параллельном мире, где нет негатива, которым меня опоясывал мир реальный. С тобой я мог чувствовать, что мне море по колено и ни одно препятствие не остановит меня, пока я нахожусь в предвкушении достижения своей цели. Ты давал мне тонны энергии для реализации намеченных планов и навевал приятное возбуждение при их построении. Каждый момент моей жизни, в котором ты меня сопровождал, я переживал как первый и единственный, выжимая из него все соки и мякоть. Ты дал мне понять, что я могу быть самодостаточным и всесильным, и я благодарю тебя за это, Азарт.

Сейчас я хочу перевести наши отношения на новый уровень: поставить в них точку. Возможно, я буду скучать по тебе, но то, куда мы зашли, перестало меня устраивать. Проводя с тобой все больше времени, я стал все чаще оказываться в мире, который сам придумал. Я перестал воспринимать границы мира реального, чувствовать, что можно, а что нет. Я откололся от общества ради переживания всех получаемых ощущений. Я стал жадным, и в итоге стал придумывать ощущения, лишая себя их настоящих источников. Я перестал чувствовать вкус реальной жизни. Я начал требовать самое острое, самое белое, самое верное, не давая себе возможности ощущать тонкости окружающего мира. Я не задумываюсь о цене, которую приходится платить за предвкушение осязания воздушных замков. Я не понимаю, чего лишаюсь, живя в параллельных мирах. Упоение, вызываемое тобой, лишает меня возможности строить трезвые планы. И я теряю абсолютно реальную почву под своими абсолютно реальными ногами в любом случае: как достигнув желаемого, так и не достигнув. Как результат, я перестаю хотеть чего-либо, помимо твоего упоения. Я устал от твоего похмелья, которое приносит только боль и разочарование. Я не хочу жить так! Я хочу перестать быть потерянным! Я хочу найтись! Хочу жить реальной жизнью!

Я научусь улавливать тот момент, когда мне будет казаться, что я могу что-либо делать бесконечно. И постараюсь прерывать затягивающее действие. Я буду учиться ценить то, чего уже достиг, перестану сомневаться в этом и начну ставить новые реальные цели, те, которые я смогу себе позволить. Я буду воспитывать в себе самоуважение за те дела, которые совершаю, за то, что я есть. Я буду учиться различать все краски и полутона, которые предоставит мне настоящая жизнь. Я перестану бросаться в крайности черного и белого. Я научусь уважать и ценить достижения и успехи людей, которые меня окружают. Для того чтобы достичь всего этого, я научусь расслабляться. С уважением к прошлому, прощай.

Анорексия

Анорексия – одно из самых сложных нарушений пищевого поведения. Отказ от приема пищи, перемежающийся с приступами «волчьего аппетита», и, как следствие, провокация рвоты могут привести к довольно плачевным не только психологическим, но и физическим последствиям. Эта проблема должна лечиться комплексно, возможно, с использованием медикаментов.

Анорексия опасна тем, что при длительном голодании у человека меняется гормональный фон, что влияет на восприятие мира в целом. Искажаются представления о красоте и стройности. Страдающий анорексией считает себя непривлекательным и толстым, даже находясь в крайней степени физического истощения. Стремление соответствовать внутреннему идеалу заставляет этих людей не только мучить себя голодом, но и изнурять физическими нагрузками.

Еда становится фетишем – она и наказание, и поощрение. Возникает стремление есть в одиночестве, избегая приемов пищи в обществе других людей. Человек становится раздражительным и закрытым.

Замкнутый круг. Для того чтобы нормализовать психику, надо изменить гормональный фон, следовательно, необходимо начать нормально питаться. А для того чтобы начать есть, необходимо разрешить себе это делать.

Стремление соответствовать социальным нормам стройности и привлекательности чаще всего возникает у девушек в подростковом периоде. Оно является попыткой компенсировать неуверенность в себе. В целом, анорексия – это не про еду. Это история про верность идее и про готовность к самопожертвованию. Для того чтобы годами терпеть муки голода, надо обладать силой воли и верой в свою правоту.

Анорексия – позиция социально активного человека. Осталось только повернуть это замечательное свойство личности в другое направление. Сместить центр приложения от инфантильной цели соответствия внешним стандартам к более высоким и достойным.

Здравствуй, Анорексия! Ты уже давно стала частью меня, и даже трудно представить, что нас можно разделить. Ты была моим билетом в свободу и независимость. Отказываясь от еды, я тем самым показывала, что моя воля выше физиологии. Я сознательно творила свое тело, исходя из своих представлений о правильном и прекрасном. С тобой еда стала для меня не просто удовлетворением физиологических потребностей, но и способом для развития воли.

Но я хочу оторваться от тебя. С тобой большая часть моей духовной жизни крутится вокруг еды. Таким образом, я попадаю в замкнутый круг. Доказывая, что моя воля выше физиологии, я трачу всю энергию на контроль пищевого поведения. Кроме того, с тобой я наношу вред своему здоровью. С тобой я невольно чувствую себя лузером из-за того, что не могу совсем отказаться от еды и, в конечном итоге, она всегда выигрывает.

После того как я с тобой расстанусь, мне придется найти в жизни новые смысловые ориентиры. Мне надо найти те идеалы, ради которых стоит жить и бороться. Мне придется принять свою телесную «неидеальность», научиться чувствовать свои физические потребности и доверять своему телу.

Апатия

Апатия как пассивность чаще всего возникает в результате длительного предыдущего напряжения. Это напряжение необязательно связано с активным образом жизни. Часто оно является результатом длительного нахождения в негативной ситуации.

В состоянии апатии человек будто плывет по течению жизни. В принципе, в этом нет ничего плохого. Проблема в том, что он это делает без весел. Следовательно, подчинившись течению событий, можно невольно оказаться в еще более негативной ситуации. Возникает внутреннее противоречие: с одной стороны, нам хочется изменить свою жизнь, с другой – мы продолжаем находиться в бездействии. Обесценивая то, что имеем, мы усугубляем пассивность. Приходится еще плотнее закрываться в раковину самоизоляции. Благодарность апатии поможет открыться новому опыту.

Моя верная спутница, Апатия!

Думаю, пришла пора расстаться с тобой. Мне было с тобой спокойно и комфортно. Ты уберегала меня от стрессов и треволнений. Созерцательная позиция, которую ты мне давала, позволила мне сделать много ценных и объективных наблюдений о реальности и людях. С тобой я научилась плыть по течению жизни, полностью доверяя ей. Я стала философски относиться к неприятностям, которые она может преподнести, и не обольщаться по поводу удач. Я не доставляла дискомфорта окружающим, потому что всегда была предсказуема в своем поведении и реакции на их поступки.

Но все же я расстанусь с тобой. Попробую объяснить причины, подтолкнувшие меня к этому решению. Плывя по течению жизни, я не в состоянии влиять на ситуации и события, в которые оказываюсь вовлечена. А это небезопасно. Понимание жизни, полученное благодаря тебе, постепенно утрачивает актуальность. Теория без практики мертва. Моя невовлеченность в жизнь близких людей делает меня неинтересной для них.

Без тебя мне придется научиться постепенно и осторожно участвовать в происходящих вокруг событиях. Естественно, до этого мне надо будет понять, зачем я вмешиваюсь во что-то и какой результат хочу получить в результате. Я буду грамотно оценивать силы и найду свои источники для их восстановления. Я также буду готова к тому, что мне придется научиться справляться со своей инертностью: лежать и сидеть всегда проще, чем ходить или бегать. Возможно, близкие не сразу примут мою более активную позицию. Мне придется принять то, что моя активность может несколько осложнить мою и их жизнь. Но зато жить станет интереснее. Прощай.

Аэрофобия

Аэрофобия, лечение которой порой занимает годы, действительно может доставлять дискомфорт. Речь идет не только о неприятных ощущениях во время полета. Мучительное ожидание перемещения по воздуху отравляет жизнь и страдающему, и его близким. Мы даже не говорим о тех ограничениях, которые человек накладывает на свою жизнь.

При этом далеко не все пытаются избавиться от аэрофобии. Некоторые из моих клиентов начинали работать с этим страхом только перед лицом бизнес-необходимости оказаться на другом континенте. Все остальные деловые поездки до этого осуществлялись наземным транспортом.

Когда возникает приступ страха в самолете, все уверения статистиков, что количество жертв ДТП в разы превышает количество людей, погибших в авиакатастрофах, оказываются неубедительными. Иррациональная попытка представить 10 километров, отделяющих самолет от Земли, полностью овладевает сознанием.

Для того чтобы ослабить паническую реакцию перед полетом, муж одной из моих клиенток подвел ее к летному экипажу с просьбой успокоить жену. Летчики и стюарды веселились от души: «Когда начнется посадка, постарайтесь прикоснуться к самолету или, если получится, погладить его. Когда зайдете в самолет, обязательно скажите: “Самолетик-самолетик, ты такой большой, такой надежный, довези меня до Питера”». Клиентка сделала все, что ей говорили. Не помогло.

Чаще всего аэрофобия начинается с того, что либо человек был свидетелем авиакатастрофы, либо во время его нахождения в полете возникали нестандартные ситуации. Пережитый страх или состояние неопределенности (тяжелая посадка, болтанка, турбулентность, испуганные лица бортпроводников) превращаются в психотравмирующее событие. Со временем оно трансформируется в страх полета. Этот страх оттягивает на себя переживания по поводу невозможности контролировать события своей жизни. Аэрофобией чаще страдают тревожные люди. Чем сложнее и напряженнее стиль жизни, тем больше энергии уходит на переживание страха полета.

Курсы по преодолению аэрофобии, как правило, работают в нескольких направлениях: общее снижение тревожности, цикл сеансов гипноза, ослабляющих переживание страха в полете, работа с первичной психотравмой, спровоцировавшей возникновение паталогической реакции. Если клиент не хочет лечиться, ему можно порекомендовать максимально загрузить свое сознание во время полета. Наиболее распространенное лекарство от аэрофобии – алкоголь – помогает гораздо реже, чем используется. Важно иметь несколько разных видов занятий, для того чтобы переключать фокус внимания. И письмо вам в помощь. Счастливого полета!

Аэрофобия, привет!

После долгих лет совместной жизни я решил с тобой попрощаться. С тобой я прожил очень много ярких и сильных моментов. Я почувствовал, как сильно люблю жизнь. Каждый раз, когда ты была со мной, я невольно переоценивал всю свою жизнь и понимал, как много в ней хорошего. С тобой я осознал, как много во мне скрытой энергии. Ты дала мне возможность хорошо узнать географию и изучить альтернативные способы перемещения. Я также очень много узнал о самолетах. Ты научила меня уважать алкоголь и ознакомила с техниками саморегуляции.

Но я решил от тебя уйти, потому что слишком ограничиваю себя в свободе перемещения. Это реально мешает мне не только отдыхать там, где я хочу, но и выполнять свои профессиональные обязанности. С тобой я отравляю жизнь не только себе, но и близким. Мой перелет длится не полтора-два часа, как положено, а две недели. Я начинаю заранее думать о нем, у меня портится настроение. Переживание любви к жизни сопровождается физическим дискомфортом и отрицательными эмоциями.

Загрузка...