СТОИМОСТЬ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ

Стоимость

Ценообразование со стороны коуча


К ценообразованию, как в индивидуальном, так и в групповом консультировании коучи подходят по-разному.

В основном стоимость формируется относительно нескольких факторов:

– средняя стоимость в целом, например, в стране и в конкретном городе, в частности;

– вложения коуча в своё первичное коучинг-образование (оно не бесплатное и, как правило, очень дорого стоит);

– вложения коуча в повышение своей квалификации: участие в конференциях, школах, посещение супервизий (всё это тоже требует значительных финансовых затрат);

– коуч «тоже человек», соответственно тоже, как и все, «хочет кушать» и рассчитывает «сколько денег ему нужно для полного счастья» в месяц;

– субъективный фактор: есть коучи, к которым отношусь и я, которые больше ничем не занимаются «за деньги», кроме как практикой, то есть не имеют иных доходов, а есть коучи – обладатели обеспеченных супругов, например, которым почти «всё равно» сколько будут стоить их услуги.

Кстати, о супервизиях. Супервизия – это поддержка менее опытного коуча более опытным. Но совсем не всегда качество и количество опыта является поводом для супервизии. В супревизиях нуждаются все практики. Мало того, супервизирование – это неотъемлемая часть профессии. Я провожу супервизии для коллег – коучей и бизнес-тренеров…

Будет корректным сказать, что ценообразование в области коучинга и бизнес-тренерства на просторах СНГ происходит под общим девизом «кто во что горазд».

И это не является отягощающим явлением, но сообщает о подвижности происходящих процессов в профессиональном сообществе. Пусть коучи и стоимость их услуг будут разными, на выбор.

На данный момент можно найти коучей, которые назначают самый различный размер гонорара за одну сессию – от трехсот рублей до десятков тысяч.

Обе крайности, на мой взгляд, – это повод насторожиться. В обоих случаях возникает закономерный вопрос об адекватности самооценки специалиста, а следовательно и его экологичности для клиента.

Вернитесь выше, к информации о сдвоенных сессиях. Это та же тема: если стоимость сессии крайне высока, это не значит, что за «большие деньги» ваши внутренние процессы начнут развиваться «лучше» или ускоренно, или каким бы то ни было неестественным образом…

С относительно недавнего времени я решила перенести на клиента ответственность за выбор размера гонорара. То есть мой клиент сам выбирает сумму в пределах предложенных «от» и «до».


Ценообразование со стороны клиента


Клиенту должно быть «чуть-чуть жалко», то есть сумма должна быть для него значимой и заметной в его бюджете, во избежание искусственно созданного повода для обесценивания. И одновременно сумма должна быть приемлемой и «подъемной».

Поскольку я не считаю доходы клиента, то клиенту лучше знать, какая сумма станет для него «золотой серединой».

Такой подход сложился у меня со временем, и на данный момент он является наиболее адекватным и отвечающим требованиям современной реальности.

Продолжительность

Продолжительность контрактов в индивидуальном консультировании


Длительность наиболее востребованных коучинг-контрактов в индивидуальном консультировании:

1. Контракт длится ровно такое время, которое объективно ограничено внешними обстоятельствами.

Такой контракт нужен, когда запрос клиента заранее имеет свои временные рамки. Например: «Мне нужно за три месяца завершить ремонт в загородном доме, иначе моей семье негде будет жить».

Периодичность сессий может быть разной: от одной до трёх-четырёх сессий в неделю.

Такие контракты чаще связаны с вопросами самоорганизации, верной расстановки приоритетов, планирования, мотивации.

2. Контракты, у которых изначально нет строгих ограничений по времени.

2.1. Минимальный.

Четыре сессии с периодичностью один раз в неделю.

Такой контракт востребован прежде всего у тех, кто «осторожничает», «пробует» или уже имеет клиентский опыт, достаточный для чёткого понимания – что клиенту нужно от коуча.

2.2. Средней продолжительности.

От двенадцати до двадцати четырёх сессий с разной периодичностью на выбор: одна-две сессии в неделю.

Такой контракт востребован прежде всего у тех, кто хотел бы не только «покоучиться», но и освоить коучинг-инструменарий, как приятный «побочный эффект».

На такой контракт чаще приходят предприниматели и руководители некрупных организаций.

2.3. Девять месяцев.

От тридцати шести до семидесяти двух сессий с периодичностью один или два раза в неделю.

Такой контракт востребован теми, кто настроен разбираться «по всем фронтам» и/или «перезагрузиться» с целью изменения и улучшения качества жизни.

Контракты большей, чем на три триместра, длительностью в коучинге случаются крайне редко по двум причинам:

– в методе коучинга просто нет такого количества инструментария, которого «хватило» бы на более длительный срок;

– если клиент за более короткий срок не освоил коучинг-инструментарий, то есть не может перейти к самостоятельному применению коучинга, то, возможно, он находится вне компетенции коучинга.

Контракты «хочу – приду к коучу, не хочу – не приду» (время от времени и набегами) вообще не рассматриваю, так как убеждена в их некорректности и неэффективности.

Нельзя быть «немножко беременной», а «лечить» по требованию клиента «симптомы, чтобы они не болели» и вовсе дело неблагодарное и бестолковое.

Некоторые нюансы продолжительности коучинг-процесса.

Вопрос о продолжительности контракта в индивидуальном консультировании не такой простой, как может показаться на первый и даже второй взгляд.

Хорошо, если клиент задаёт контракт, который объективно ограничен определённой датой и временем.

Например: «Я должен доделать эту работу до такого-то числа», как это бывает, например, с дипломниками, докторантами или бизнесменами, у которых на счету каждый день и каждая минута.

У них нет выбора сроков, то есть мы работаем в темпе, который мы не назначали сами. Получилось успеть к сроку? Хорошо. Не получилось? Плохо, но мы старались.

А, если нет объективного срока?

Тогда как (и чем) мы будем измерять длительность контракта?

Правильно: в самом начале следует определить признаки, по которым мы поймём, что задача выполнена.

Но не только по фактической информации, например: «Я хотел купить автомобиль, я его купил», но и по иным признакам. Например: «Я хотел купить автомобиль, я его купил, и он мне нравится потому-то и потому-то».

По теме о необходимой и достаточной длительности контракта можно и нужно говорить много. Но тогда получится очень длинный текст психоаналитического характера, а книга не про это.


Процессы форсировали-форсировали, да не выфорсировали


Заостряю внимание на «что будет после окончания контракта», так как коучинг (и некоторые коучи) буквально одержим «достигательством», совершенно не думая о возможных последствиях этого «достигательства», то есть попирая один из основополагающих принципов – необходимости и неизбежности экологичности не только процессов, но и результатов. Разумеется тех результатов, которые мы можем внести в зону своего контроля (и почему-то далеко не всегда делаем это).

Приведу два примера «о скорости работы и достигательстве» из периода самого начала практики. Один случай вполне забавный, второй – ровно наоборот.

Воистину, такое может «исполнить» только начинающий практику.

Фактическая информация в примерах изменена без ущерба сути…

1. «Я спасу вас за одну сессию потому, что я – коуч!».

Нет, до такого я, конечно, не додумалась бы, а дело было так…

Барышня, которая пришла с запросом, касающимся личной жизни, после первой же сессии, на выезде от кабинета, въехала в кусты на своём автомобиле, перепутав педали газа и тормоза.

На помощь ей пришёл юноша, с которым мгновенно закрутился бурный роман, отношения стали развиваться и развились.

Барышня связала два факта: «Пришла к коучу, чтобы выйти замуж. Вышла от коуча, вышла замуж».

Я-то понимала, что это было просто совпадение, а вот барышня и не собиралась так понимать. На беду барышня была «широко известной в узких кругах», как теперь говорят, светской львицей, и она разнесла новость: «Коуч Елена Нечаева выдаёт замуж за одну сессию!».

Представляете – что началось? Нет, лучше не представляйте.

Мне понадобилось несколько месяцев, чтобы научиться беседовать с барышнями, которые начинали предварительное собеседование со слов: «Одна дама к вам сходила и замуж вышла ещё не доехав до дома»…

2. «И что мне теперь со всем этим делать?».


Какие шарики лучше: по-дешевле и радующие, или по-дороже и пугающие?


Юноша обратился с действительно сложным запросом, участником которого был не только он, но и еще несколько значимых фигур и запутанных обстоятельств.

Он настаивал именно на методе коучинга и никак не поддавался на мои провокации и приглашения выйти за пределы этого метода (таковая необходимость была очевидной).

«Слово клиента – закон», – подумала я и согласилась оставаться исключительно в коучинг-методе. Работа шла «со скрипом», но желание клиента дало плоды, и контракт мы завершили формально грамотно. Запрос был достигнут на «все сто».

Через два года мы встретились на каком-то общегородском мероприятии. Если бы он сам не подошёл ко мне и не представился, я его не узнала бы. Он не был похож не только на самого себя, а и на человека. Значительно исхудал, был крайне-бледен, с потухшим взгляд, перестал улыбаться.

Оказалось, что после нашего контракта клиента так «подорвало» коучингом и приданным ему «волшебным пинком», что он за два года сделал во много раз больше, чем планировал. Допустим, купил не дом, а три, не поменял автомобиль на новый, а приобрёл целый парк автомобилей и тому подобное. Даже жену нашёл «ровно такую», о которой он мечтал во время нашего контракта.

Кому-то хватило бы на «восемь жизней», а он всё это сделал за два года и… пришёл в глубокую депрессию, в погоне за достижениями, утеряв то, что З. Фрейд «завещал» сохранять пожизненно – Удовольствие.

Напугал он меня своим состоянием довольно крепко.

Как в том анекдоте из 1990-х годов. Для тех, кто не знает анекдот:

Пришёл новый русский в магазин, в руках огромная охапка разноцветных воздушных шариков с гелием:

– Уважаемый продавец, я вчера купил у вас эти шарики, а сейчас хочу вернуть.

– Вернуть такие красивые нарядные и весёлые шарики?

– Да!

– Но… но почему?

– Не радуют!

Выводы, уважаемый читатель, делайте сами. Лишь добавлю, что после случая с «достигшим всего, сразу и быстро» я стала уделять больше времени на формирование запроса клиента и с учётом ответа на вопрос: «Есть ли жизнь после достижения цели и какая это жизнь?».


Коуч, не форсируй процессы. Войны нет! Но и нарочно не затягивай


О чём еще иногда забывают коучи? О том, что для каждого процесса нужен свой темп и свой срок. Излишняя мотивация клиента, если и приведёт к результату, то временному и нестабильному.

Поэтому призываю процессы, как не форсировать, так и не затягивать.

Загрузка...