Волшебство или стройный свод правил?
Сеттинг – это «скелет», наиважнейшая основа, на которой базируется и развивается процесс работы.
Это правила и ограничения, без соблюдения которых процесс становится невозможным, неэффективным или даже опасным.
Косвенный аналог: без элементарной таблицы умножения высшая математика перестаёт быть высшей математикой, при этом математик «не думает о таблице умножения беспрерывно» (она, таблица умножения, уже «в нём есть»/ «встроена»).
Каждый специалист обязан соблюдать сеттинг, так как это не только базовая основа профессии, но и очень эффективный инструмент в практике. Есть профессиональное выражение: «Опираться на сеттинг».
В допустимом смысле сеттинг можно назвать, как «скелетом» (основой, правилом), так и «инструментом» в работе – единовременно.
Будет уместно сказать, что каждый практик условно разделяет сеттинг на «базовый» и «свой».
Базовый – это тот сеттинг, который складывался многими десятилетиями, на многих сотнях тысяч случаев, на практике и опыте множества поколений представителей помогающих профессий, который проживался, накапливался, анализировался, претерпевал изменения.
Базовый вариант, в общем и целом, сегодня примерно такой же, каким он был сто лет назад. «Свой» сеттинг – это некоторые правила, «ритуалы» и подобные «приспособы», которые постепенно нарабатывает каждый конкретный специалист уже в своей личной практике и применяет одновременно с базовыми основами сеттинга.
Например, я придерживаюсь скорее «психоаналитического» сеттинга, чем «коучинговского», как в индивидуальных консультациях, так и в групповых, корпоративных тренингах (забавное дополнение – я не фотографирую клиентов/заказчиков, например, как это ничтоже сумняшеся делают некоторые коллеги). Это касается и условия конфиденциальности: если я ее гарантирую «индивидуальному клиенту», то почему не гарантирую конфиденциальность фирме или предприятию?
Сеттинг – это Всё, что касается организации нашего контракта: расписание и длительность сессий, периодичность и систематичность сессий, а также масса различных нюансов, которые описывать здесь нет смысла, их много.
Сеттинг – наше всё!
Правила профессиональной этики также являются частью сеттинга.
Эти элементарные правила известны многим. Самые известные:
1. Не спать с клиентом.
Это не про «заснули во время консультации», это про сексуальные контакты.
2. Не входить в двойственные отношения.
Например, если мой клиент «мастер на все руки», то я не имею права просить его «починить стиральную машину».
Пример двойственных отношений. Терапевт: «Ну что, Вы выполнили мои предписания?». Клиент: «Да, конечно, теперь Ваш племянник работает моим заместителем»
3. «Только деньги».
Здесь имеется ввиду, что клиент оплачивает время консультанта (деньгами), а не, например, «бартером» или иными способами, кроме денег
4. Конфиденциальность.
Сохранность информации от третьих лиц.
FAQ из «этического раздела»: «Можно с вами дружить? И подружка, и мозгоправ, очень удобно!».
Теоретически дружба и даже, например, супружество экс-клиента и экс-специалиста возможны, но года через три после окончания контракта. Другое дело, что через такой срок клиент/ специалист могут и «расхотеть» дружить/жениться.
Отвечая на вторую часть вопроса… Например, вы – адвокат. Как вы отнеслись бы к человеку, который хочет совместить дружбу с вами с использованием ваших профессиональных навыков? Удобно ли?
Нарушение сеттинга со стороны клиента – это осознанный, а чаще неосознанный отказ от работы.
Если вам «захотелось нарушить», расскажите об этом мне, обсудим (мне, если вы мой клиент; здесь имеем ввиду «вашему специалисту»). Систематическое нарушение сеттинга лишает нас возможности работать.
Как правило нарушения сеттинга проявляются так:
– приход на сессии раньше или позже назначенного времени;
– попытки ввязывания в переписку между сессиями (консультациями);
– частые просьбы о переносе даты и времени сессии.
К счастью, клиенты редко систематически нарушают сеттинг.
Многослойность встречается не только в одежде
Запрос – это проблема/жалоба/задача, с которой клиент обращается к специалисту.
Это ответ на вопрос «О чём вы хотите поговорить?».
Будет корректным сказать, что каждый запрос является «прикрывающим», то есть «скрывающим» нечто более глубинное.
Это не «плохо» и не «хорошо», это просто факт, как он есть (так «должно» быть, «это норма»).
В некотором смысле «менее прикрывающими» можно назвать запросы, касающиеся самоорганизации, посвященной конкретной цели (дате), то есть те запросы, которые можно «измерить».
Приведу примеры, хорошо иллюстрирующие понятие «прикрывающего» запроса.
1. Клиентка пришла с запросом «о работе». Через несколько месяцев с гордостью сообщила, что стала следить за своим «пищевым поведением» и уже лишилась нескольких лишних килограмм, напрямую связав такой результат с нашей работой.
При этом «никакого похудения» в изначальном запросе не было.
Это не значит, что запрос «о работе» был «ложным», это значит, что под запросом «о работе» было (что естественно) и Что-то Другое.
2. Еще один признак «прикрывающего» и «истинного» запроса хорошо сформулирован кинематографистами: «Что получилось, то и хотели».
По результатам работы можно понять, что клиент хотел «на самом деле». Например, если клиент говорит «И даже вы не помогли мне», то это может обозначать, что он нуждается в подтверждении своей теории (фантазиях) «Никто мне помочь не может».
Это тоже результат. Только не тот, который был заявлен в изначальном запросе.
3. Клиент обратился с «измеримым» запросом, то есть с целью «получить определенный результат к такому-то числу». Но ни на одной из консультаций по заданному им запросу разговора он не инициировал, даже, если я «возвращала» его к его запросу.
На последней консультации я заметила:
– Мы неплохо поработали… Только мне не понятно – куда «делся» ваш первичный запрос…
– Никуда не делся. Я давно всё сделал по моему запросу, мне просто хотелось поговорить еще о чем-то…
Любой запрос достаточно формализован и упрощает истинное содержание лишь обозначенного вслух.
Никто из нас не знает каков «истинный» запрос (точнее – запросы), это постепенно выясняется в ходе работы.
Запрос может трансформироваться и не раз.
Сколько мы хотим: много или мало?
Иногда клиент настаивает на «сдвоенных» консультациях.
Одна сессия продолжается около пятидесяти минут, но клиенту кажется, что этого мало и надо «по-больше», потому что «по-больше» – это лучше, чем «по-меньше», запрашивает сдвоенные консультации, то есть не пятьдесят минут, а в два раза больше за одну встречу.
Никакой острой необходимости в проведении именно сдвоенных консультаций нет, если не договорились о таком сеттинге изначально.
Сдвоенные консультации чаще всего назначаются в работе с действительно очень занятыми клиентами, у которых физически нет возможности «разнести» две сессии на неделю.
Также сдвоенные консультации могут проводиться в качестве компенсирующих пропущенные сессии, в этом случае «за смету» клиент не выходит, так как сумма за месяц (общая сумма, запланированная клиентом) остается прежней.
Компенсирующая сессия назначается, если коуч или клиент, например, отбывает в отпуск, в командировку, где нет возможности и/или желания работать. Например: мы проводим две сессии в неделю, одна из которых перенесена. Это значит, что на следующей неделе мы проводим три сессии или одну из сессий сдвоенную. Или, например, кто-то из нас отбывает в отпуск на две недели. В этом случае пропущенные сессии можно компенсировать и «до» отпуска, и «после».
Общее количество сессий по контракту должно оставаться без изменений.
Эффективность работы не в «по-дольше за одну встречу», а в периодичности, систематичности и стабильном сеттинге.
Две одинарных сессии в неделю – это полезнее, чем одна сдвоенная. По желанию клиента можно проводить «сдвоенные» сессии хоть каждый день.
Вопрос – надо ли, по каким реальным причинам и для чего? Нам неизвестны случаи, когда кому-то удалось «выспаться» или «наесться» впрок, на несколько дней или лет вперёд.
Если клиент заявляет сдвоенные сессии уже в процессе контракта, коуч просит аргументы.
Почему «сдвоенная» сессия оплачивается, как две сессии? Это ведь одна встреча.
«Сдвоенная» сессия оплачивается, как две сессии потому, что это две сессии, проведенные в одну встречу. Клиент оплачивает сессию, а не встречу.