Введение Поиск счастья

Если бы мы могли провести опрос всех семи миллиардов людей, живущих на Земле, о том, чего они больше всего хотят в жизни, почти все ответили бы: «Счастья». [1] Некоторые, возможно, ответят не прямо, говоря вместо этого, что хотят, например, встретить близкого человека, создать семью или заработать больше денег, но все это желается только ради приносимого этим счастья. На самом деле большая часть нашей деятельности направлена на получение счастья.

Сначала в нашем поиске счастья мы исследуем возможности, доступные в обычных сферах тела, ума и мира. С раннего возраста мы обнаруживаем, что достижение объекта [2] нашего желания, по-видимому, приносит счастье, которого мы жаждем, и, как следствие, связь между обретением различных объектов, видов деятельности или отношений, с одной стороны, и опытом счастья – с другой, устанавливается как фундаментальный факт нашей жизни.

Однако со временем, хотя мы все еще можем обладать желаемым объектом, будь то физический предмет, отношения, деятельность или психическое состояние, приносимое им ранее ощущение счастья тускнеет. Одного этого должно быть достаточно, чтобы указать, что счастье не является результатом обретения объектов, отношений или состояний. Если бы счастье было связано с объектами, оно сохранялось бы до тех пор, пока остается объект.

Вместо того чтобы осознать это, мы просто избавляемся от объекта, который когда-то вроде бы приносил нам счастье, и ищем вместо него другой в надежде, что он вернет нам счастье, которого теперь недостает. На самом деле эта привычка искать объект за объектом в попытке обеспечить себе счастье, покой или любовь свойственна большинству людей.

Затем, после того как обычные объекты желания перестают приносить счастье, мы начинаем искать другие средства. И тогда либо наш поиск в традиционных сферах – работы и денег, еды и веществ, секса и отношений – превратится в навязчивость, приводящую к различным степеням зависимости, либо мы отвернемся от общепринятого поля возможностей и начнем духовный поиск.

Обычно к духовному поиску обращаются, когда попытки обретения счастья, покоя и любви в традиционных сферах опыта не приносят результатов. Вместо счастья, которое кажется доступным только в мимолетных проблесках, мы теперь стремимся к постоянному состоянию просветления. Но на самом деле наш поиск просветления – это просто переименование обычного поиска счастья.

Этот поиск приводит нас к новым сферам опыта, к стремлению сосредоточиться на обретении состояний ума, а не объектов или отношений в мире. И так же как обретение объектов или отношений временно прекращает традиционный поиск, давая нам краткий вкус счастья, так и эти новые состояния ума приводят духовный поиск к временному окончанию, принося проблески того же самого счастья, которое мы теперь называем пробуждением или просветлением. Однако так же как ранее мы ошибочно принимали обретение объектов или отношений за источник счастья, так и теперь мы путаем эти новые состояния ума с просветлением.

Тем не менее эти краткие проблески, подобно прошлым моментам счастья, вскоре затмеваются старыми шаблонами поиска счастья, покоя и любви в объектах, отношениях и состояниях. В результате мы вновь сталкиваемся с неудачей нашего поиска, только на этот раз больше уже нет никаких возможных сфер для его продолжения. Подобно блудному сыну, мы отважились отправиться в «дальние страны» в поисках счастья и теперь исчерпали все свои возможности.

Для некоторых эта неудача влечет за собой период отчаяния или кризиса. Идти больше некуда, а поиск так и не был доведен до удовлетворительного конца. Обычные средства окончания поиска, или, по крайней мере, избегания его дискомфорта посредством веществ, деятельности, отношений или утонченных медитативных состояний ума, возможно, временно заморозили его, но в наших сердцах он все еще горит. Искать больше негде, и все же мы не можем остановить поиск.

Нам всем не обязательно идти на такие крайности. В некоторых случаях скорее разум, а не отчаяние, дает понимание, что то, чего мы так жаждем, – не в каком-либо состоянии тела, ума или мира. На самом деле всегда действует наш собственный ум. В одних он принимает форму кризиса, поражающего самое сердце нашей жизни. В других он может быть более сдержанным.

Однако в каждом случае может открыться новый путь – единственный, который до сих пор не исследован. Кто тот я, который почти непрерывно ищет счастье, и какова природа этого счастья? Это момент, когда блудный сын поворачивает назад. Эта книга начинается с такого поворота. Это глубокое исследование природы нашего Я и счастья, которое мы ищем.

[1] – В этой книге «счастье» является синонимом покоя, любви, красоты и понимания.

[2] – В этой книге «объекты» означают все, переживаемое ментально, эмоционально или физически, включая все мысли, образы, чувства, ощущения и восприятия.

Загрузка...