Лето. Июнь.
– А нас переводят, – улыбнулась Оля, наблюдая за детьми, играющими в песочнице.
– Куда? – Оксана повернула голову и уставилась на подругу.
– Под Питер куда-то, – по лицу Оли было понятно, что она очень рада переезду.
– Вот бы моего Ваню перевели… – размечталась Ксюша. – Всё ж поближе к дому…
– Мысли материальны, так говорит моя мама, – Оля взглянула на подругу и улыбнулась.
– Моя тоже так говорит, – подхватила разговор Юля. – Надеюсь, мы тоже уедем из этой дыры… Если бы не родители… Не знаю, как бы мы выживали.
– Ольга у нас везде выход найдёт! – громко рассмеялась Оксана, задрав голову кверху. – А мы вот не умеем шить.
– Так я же не шью, а подшиваю – это большая разница.
– Не бесплатно – уже хорошо, – Юлия подняла сына с земли и посадила его на качели. – Я бы тоже шила, но не умею…
– Когда Анечка пойдёт в садик – попробую репетитором немецкого языка устроиться, – Оксана достала из сумки детский напиток с трубочкой. – И на заочку поступлю.
– А ты кто по профессии? – поинтересовалась Юлия, раскачивая качели.
– Бухгалтер.
– Я тоже! – улыбнулась Оля. – Ну, что, девочки, куда в отпуск собираетесь?
– К маме, – ответила Юля.
– А мы к родителям мужа, – Ольга взяла дочь на колени, чтобы та не клянчила чужой сок, и подала ей бутылку со сладкой водичкой. – А вы, Ксюш? Мы договорились, что в отпуск туда, а на Новый год к нам мои родители приедут, чтобы никому обидно не было.
Оксана смутилась, но не подала виду.
– К моим поедем…
– Ой, а по мне лучше ездить в гости, чем собирать у себя родню, – заохала Юля. – Снимаем однушку. Ну, куда их всех? Притащилась однажды моя сестра со всей семьёй, не удержалась. Так на моего Гришу посмотреть хотелось, видели ли. Предупреждала же, что у нас места нет, всё равно троих детей и мужа привезла.
– Подожди, – Оля перебила Юлю, – можно же в офицерском общежитии снять комнату для родных.
– Ага, мамы солдат всё заняли…
– Мы тоже однокомнатную сняли, – Ольга поставила девочку на ножки. – Как вспомню общагу… Б-р-р, аж в дрожь бросает: крыса бегала у нас на первом этаже. А первый этаж считается престижным. Да, Юль?
– Угу, так и гоняли мы её из нашего блока вечерами. По очереди.
– Вы вместе жили? – Оксана слушала разговор с интересом.
– Нас поселили в одну комнату первыми, а в соседнюю, где-то через неделю, Юлю с мужем. Так и познакомились. Вместе в очереди в душ стояли.
– Подождите, – Оксана напряглась. – Это в 12 общаге? Мы тоже там жили. И крысу видели.
– Это наша, – расхохоталась Ольга во всё горло. – Нам вахтёрша посоветовала крысоловки поставить. Вот нашей крыске и не понравилось. Кто со мной на рынок? Надо подарки купить для родителей мужа.
– А что ты им даришь? Даже интересно. Я ни разу ничего не дарила, – Юля прищурилась. – Мне моя как-то пижаму подарила. Неудобно так было…
– Почему? – Оксана оживилась.
– Потому что оказалась не по размеру.
Хохотушка Ольга не выдержала и стала просто ржать на всю детскую площадку.
– Было дело! – Оля держалась за живот. – Я так и сказала: На вырост!
Девчонки рассмеялись. Оксана смотрела на Олю и понимала – таким, как она, всё нипочём. Оля любую недомолвку переводит в шутку.
Осень. Сентябрь.
По случаю переезда Ольга пригласила подруг с семьями в гости, чтобы попрощаться.
Молодые люди отдыхали до поздней ночи: мужская компания обсуждала дела по службе, женская – девичьи вопросы. Оксана немного выпила красного вина, и её потянуло на откровения после рассказа Юлии о том, как она познакомилась с будущим мужем.
– А я, когда Ваню увидела, сразу поняла – это мой человек. Вот как это можно понять? Даже удивительно. За мной ухаживали двое, но всё не то…
– Моя мама всегда говорила – не ищи, он сам придёт. Пришёл, – хихикнула Оля.
– А где вы познакомились?
– Там такая дурацкая история, – Оля поправила скатерть на столе. – Приехал на свадьбу, а её отменили и не предупредили даже. Муж остался у друга ночевать, вот в клубе и познакомились.
– Мой тоже к другу приехал… – Оксана смотрела на Олю, выпучив глаза.
– Ха, а мы, наоборот, познакомились, когда я приехала в гости к тётке… – Юля сделала умное лицо, намекая, что её история знакомства всё-таки отличается. – Два месяца – и решили пожениться.
– У нас примерно также, – Оксана положила в свою тарелку салат.
– Угу, я вас всех переплюнула, – с усмешкой произнесла Оля, поглядывая на балконную дверь, за которой курили мужчины. – Сама предложила расписаться!
– Ну ты даёшь! – Юля чуть не подавилась соком. – И?
– Что «и»? – Оля откинулась на спинку дивана. – Седьмое чувство подсказало, что отказа не будет!
– Их же всего шесть, кажется, – Юля призадумалась.
– Седьмое – пятая точка!
Молодые женщины смеялись на всю квартиру. Наверное, и соседи слышали весёлый смех. Оксана смотрела на Олю и восхищалась её непринуждённостью.
Она ещё не знает, какую важную роль в её жизни сыграет Ольга.
По счастливой случайности Ваня также получил предложение о переводе в Ленинградскую область перед Новым годом, чему он был безумно рад. Всё-таки родные места милее сердцу, чем чужая сторонка. Оксана прыгала от счастья, когда узнала, что они переезжают именно в тот военный городок, где живут знакомые люди.
Перед переездом Иван продал машину и отложил вырученные деньги на новую. Оксана не хотела, чтобы муж вновь приобретал себе «игрушку», так как до недавнего времени выяснилось, что Ваня любит гонять по трассе. Оксана до сих пор помнит тот случай, когда муж, получив звание старшего лейтенанта, напился и катался где-то с сослуживцами до самого утра. Правда, Ваня за это попросил прощения, но Оксана затаила обиду, потому что этот день совпал с днём её рождения, на который муж так и не приехал.
Прибыв на новое место жительства, Оксана первым делом заглянула в гости к Оле. Подруги болтали весь вечер, рассказывая друг другу различные новости.
– Как здесь живётся? – интересовалась Ксюша.
– Никак, – Оля ставила на стол вазочку с вареньем для гостей. – Но где наша не пропадала.
– Хуже, чем…
– Думаю, везде одинаково. Такие же дежурства, наряды… Госпиталь чёрти где… Ха, привожу ребёнка на первый приём, а педиатр и говорит: «Ох, девочки, нахлебаетесь вы тут. И зачем такими молоденькими замуж за лейтенантиков идёте?» – Оля налила чай и присела за стол. – А я ей: «А что тут такого? Какая разница, за кого выходить?» А она: «Нарожают по молодости, а потом бегут… Вроде как не выдерживают условий и вечное отсутствие мужа…»
– А Юлька-то наша разводится… – вздохнула Оксана, помешивая чайной ложкой в кружке.
– Да ты что? А я-то думаю, чего она не пишет? А что случилось?
– Узнала, что у Витьки подруга завелась…
– Как? Откуда узнала? – у Ольги округлились глаза от удивления.
– Сказал, что в наряд идёт… В общем, как она рассказывала, что посыльный утром пришёл за ним, а она, мол, он в наряде. Солдат плечами пожал и ушёл. Витька вернулся, а от него перегаром несёт… Юля стала допытываться… В первый раз он не признался. Потом ещё как-то вроде как в наряд… Кто-то сказал ей, что видели мужа с женщиной в баре. Кстати, она тоже военнослужащая.
– Вот те раз! Ну, засранец! – Оля возмутилась. – Одинокая, наверное, вот и прицепилась.
– И старше его лет на десять…
– Твою ж мать! Ну, куда лезут к женатым? Тем более, у многих дети!
– Вот и думай, чем они там занимаются в своих «нарядах», – Оксана опустила глаза от огорчения.
– Даже думать не хочу! Если подозревать на чужом примере, тогда уж лучше сразу расходиться!
– Ты права, конечно… но…
– Или Ванька тоже что-то учудил?
– Пока не знаю. Но лучше не знать.
– Э-э, не-е, подруга, не знать, значит, быть обманутой по собственному желанию и рога носить. Я своему с первых дней сказала: или со мной честно, или вообще без меня.
– Не боишься его потерять? – подняла голову и уставилась на Олю.
– А когда предают, лучше, что ли? В первую очередь нужно СЕБЯ уважать. Семья – это одно целое, а не то, когда один что хочет, то и делает! Это уже не семья, а проходной двор какой-то.
– Ты так говоришь, будто не любишь мужа.
– Здрасте, приехали! Люблю, но и себя с грязью мешать не позволю!
– Ладно, я тебя поняла.
Новый год было решено отмечать в квартире Оли. Всё хорошо: и подруга рядом, и городок показался не таким мрачным, как в Волгоградской области, но праздник омрачало отсутствие мужа. Ваня заступил в наряд на Новый год впервые.
– Оксана, попробуйте вот это салат, – мама Оли показала рукой на салатницу. – Это мимоза, в новом исполнении. Вам понравится.
– Спасибо, – Оксана положила в свою тарелку немного «Мимозы» и вздохнула.
Дети спали в соседней комнате. Оксане предлагали остаться с ночёвкой, но она категорически отказалась. Ей было неудобно стеснять родителей Оли.
– Я домой пойду. Тут недалеко.
– Тогда Саша тебя отвезёт. Да, Саш? – Оля взглянула на мужа с улыбкой.
– Угу, – Саша доедал бутерброд с колбасой. – Сейчас поедем.
Разбудив Анечку, Оксана начала собираться. Аня капризничала, потому как ей безумно хотелось спать, но мама была непреклонна. Погостили, и хватит. Нечего злоупотреблять гостеприимством.
Сев в машину, Оксана прижала к себе Аню и посмотрела вдаль. Темень непроглядная.
– Фонари не включают ночью? – задала вопрос водителю.
– Ну почему же, включают. Местами. Местная шпана выбивает лампы… – Саша завёл мотор.
– Саш, служба здесь такая же, как и у нас там?
– Ну, как сказать, везде свои «прелести». Командир так и говорит: кто здесь служил, тот будет самым лучшим офицером в другом месте.
– Значит, здесь ещё хуже…
– Не сказал бы. Но Ванька будет приходить домой ещё позже, пока не отпустят. С выходными тоже беда. Могут вызвать в любой момент. Поля тоже никто не отменял. В общем, сама всё увидишь.
Подъехав к КПП, Саша притормозил.
– Дальше сама дойдёшь, или проводить? – повернулся к Оксане. – Давай ребёнка донесу.
– Нет, спасибо, я сама, – Оксана вышла из автомобиля и двинулась в сторону дома.
Она прошла через открытые ворота. Посмотрела вокруг. Тишина. Из будки, где сидят солдаты, никто не вышел, чтобы проверить пропуск. Оксана шла тихонько, чтобы не поскользнуться, и вспоминала Юлю и её мужа. Дойдя до поворота, посмотрела на пятиэтажный дом, в котором живёт. В окне квартиры горел свет.
– Странно, – подумала Оксана, держа на руках спящую дочь. – Я точно помню, что выключала свет везде…
Поднялась на третий этаж и, запыхавшись, попыталась вставить ключ в замок. Ничего не вышло. Оксана поняла – закрыто с другой стороны. Внутри всё оборвалось. Тут же в голове всплыл рассказ Юли о муже, как он ходил в придуманные наряды. В груди всё сдавило от волнения. Оксана стояла перед закрытой дверью и не знала, что делать. Пересилив себя, тихонько постучала в дверь. Послышались тяжёлые шаги.
– Кто? – голос Вани прозвучал, как гром среди ясного неба.
– Жена твоя, – твёрдым голосом ответила Оксана.
Ключ в замке повернулся, и Ваня открыл дверь. Оксана нахмурилась, глядя на широкую улыбку мужа.
– А ты зачем пришла? – Ваня смотрел на жену как ни в чём не бывало.
– Как зачем? Я здесь живу! – Оксана перешагнула порог и передала мужу спящую Аню. – Руки отсохли, пока донесла.
Медленным шагом двинулась в комнату.
– Ты один? – взглянула на кровать.
– Нет, – Иван наблюдал за женой, упёршись плечом в дверной косяк. – С тобой…
Он понял в чём дело, но вида не показал.
– Ты же в наряде… А здесь что делаешь? – взяла ребёнка и начала расстёгивать молнию на комбинезоне.
– Ну, да, в наряде… Здесь? – замялся Ваня и нечаянно посмотрел в сторону балкона.
Ксюша обратила на мужа внимание и резко встала. Ваня подошёл к жене и с усмешкой приобнял.
– Дурочка моя, – поцеловал в лоб. – Весь сюрприз испортила… Думал, утром вернёшься и…
Ваня отодвинул штору, где на подоконнике лежал новогодний пакет. Он хотел положить подарок под ёлку, чтобы Оксана по возвращении домой пришла в восторг.
– Что это? – Оксана опешила. – Мне?
– Ну, а кому ж ещё… – Ваня открыл пакет и достал красного цвета мобильный телефон. – Вечером принесли. Б/ушный, правда…
– Это же очень дорого… – Оксана остолбенела, разглядывая подарок.
– На днях и мне принесут, – Ваня смотрел на жену, понимая, как она рада такому подарку. – Будем перезваниваться. С Новым годом, Ксюшенька!
– С Новым 2002 годом, Ваня…