19 ЯНВАРЬ
История праздника. По библейской легенде, у пророка Заха́рии и его жены Елизаветы долго не было детей. Они молились о ребёнке, и вот у них родился сын Иоанн. Это было незадолго до появления Иисуса Христа. Царь Ирод Великий, узнав от волхвов о рождении Сына Божьего, испугался потерять неограниченную власть и приказал истребить всех младенцев в Вифлееме. Елизавета убежала с Иоанном в пустыню, а Захария остался в городе и погиб от руки воина.
Когда Иоанну исполнилось 30 лет, он начал проповедовать и призывать еврейский народ к покаянию. В один из дней, когда Иоанн был на реке Иордан и крестил людей, к нему пришёл Иисус Христос. Он попросил окрестить и Его, как простого человека. Иоанн почувствовал святость Христа, ведь он, как Бог, был совершенно чист от греха. Но Иисус настаивал, и тогда Иоанн крестил Христа в воде реки Иордан. Вышел Иисус из воды, и вдруг раскрылись небеса и все увидели Духа Божьего в виде голубя. Был слышен голос с небес: «Это Сын Мой возлюбленный, в котором Моё благоволение…» Так рассказывает о Крещении Библия. После Крещения Иисус Христос начал свою проповедь.
До начала V в. Крещение отмечалось вместе с Рождеством, а затем церковный собор, созванный в 431 г., разделил эти праздники.
Традиции празднования. Двенадцать праздничных дней между Рождеством и Крещением называют Святками. В языческой традиции Святки воспринимаются как пограничный период между старым и новым хозяйственным годом, как время прихода на землю с того света душ умерших, разгула нечистой силы в середине зимы. В это время люди гадают, хотя церковь этого не одобряет.
В сочельник перед Крещением не разрешалось есть, затем на стол подавали ритуальную пищу – голодную кутью́.
В некоторых деревнях в Крещенский сочельник за дверь бросали блин, «чтобы курочки жили хорошо». Существовал также обряд освящения скотины, в котором участвовала вся семья.
Главное событие Крещения – великое водосвятие (освящение воды). В Крещенский сочельник вода освящалась в купели, установленной посредине храма, а в праздник Крещения – в реке, в озере, у колодца. К освящению воды готовились с Крещенского сочельника: на реке или озере прорубали отверстие во льду в виде креста или круга, называемое по библейской традиции Иорданью. Около проруби водружали деревянный крест, верхушку которого венчало изображение голубя – символа Святого Духа.
В день Крещения священник проводил молебен, в конце которого три раза опускал в прорубь крест. После этого все присутствующие набирали из проруби воды, которая после службы считалась святой. Люди умывались, обливали ею друг друга, а некоторые, чтобы очиститься от святочных грехов, даже купались в ледяной воде, прыгая в прорубь в одних нательных рубахах.
В 1700 г., когда Россия перешла на новое летоисчисление, Пётр I участвовал в водосвятии в Москве на реке Негли́нной как капитан Преображенского полка. После освящения вод реки окропили полковые знамёна. Позже на Иордани окропляли святой водой царское знамя, а затем во дворец везли огромный сосуд с водой. Последующие цари отмечали Крещение куда более пышно, при громе пушечных залпов. Со временем установилась традиция проводить водосвятие везде, где расположены воинские части.
Считалось, что вода в реке после водосвятия остаётся святой в течение трёх дней. Согласно поверьям, она наполняется чудодейственной силой. Существовал запрет на осквернение воды в Крещение и три дня после него: нельзя было полоскать в прорубях бельё, сбрасывать в воду грязь или нечистоты, даже просто нарушать покой и святость воды.
Народные приметы
• Если в крещенскую ночь звёзды сильно блестят, хлеб будет хороший.
• Синие облака в крещенский полдень – к урожаю.
• Коли в Крещенье собаки много лают, будет много зверя и дичи.