19 декабря 2011 г. по ст. ст.
Рождественский пост.
Неделя пред Рождеством Христовым.
Мч. Вонифатия Тарсийского. Прав. Аглаиды Римской.
Прп. Илии Муромца, Печерского. Свт. Вонифатия Милостивого, еп. Ферентийского. Свт. Григория, еп. Омиритского.
Молитва в день Hового года
Господи Боже, всех видимых и невидимых тварей, Творец и Зиждитель, сотворивший времена и лета, Сам благослови начинающийся сего дня Новый Год, который мы считаем от воплощения Твоего для нашего спасения. Дозволь нам провести сей год и многие по нем в мире и согласии с ближними нашими; укрепи и распространи Святую Вселенскую Церковь, которую Ты Сам основал, и спасительною жертвою святoго Тела и пречистой Крови освятил. Отечество наше возвыси, сохрани и прославь; долгоденствие, здравие, изобилие плодов земных и благорастворение воздухoв дай нам; меня, грешного раба Твоего, всех родственников и ближних моих и всех благоверных христиан, как истинный наш верховный Пастырь, упаси, огради и на пути спасения утверди, чтобы мы, следуя по нему после долговременной и благополучной жизни в мире сем, достигнули Царства Твоего Небесного и удостоились вечного блаженства со святыми Твоими. Аминь.
20 декабря 2011 г. по ст. ст.
Седмица 30-я по Пятидесятнице Рождественский пост.
Сщмч. Игнатия Богоносца. Прав. Иоанна Кронштадтского. Св. Даниила, архиеп. Сербского. Новодворской и Леньковской, именуемой «Спасительница утопающих», икон Божией Матери.
План духовной жизни на год
Полезно составить план духовной жизни на предстоящий год. Например:
• определить список богословских книг для прочтения;
• выбрать молитвословия для заучивания (нет необходимости их зубрить, при регулярном чтении они хорошо запоминаются);
• ежедневно просматривать православный церковный календарь, молитвенно обращаясь к святым, дни памяти которых совершаются;
• ежедневно читать Священное Писание;
• изучить чинопоследование и смысл богослужений;
• запланировать паломнические походы (поездки) и т. п.
21 декабря 2011 г. по ст. ст.
Рождественский пост.
Мч. Иулиании и с нею 500 мужей и 130-ти жен, в Никомидии пострадавших. Преставление свт. Петра, митр. Московского и всея России, чудотворца. Блгв. кн. Иулиании Вяземской.
Православная трапеза
Борщ с кальмарами
200 г кальмаров, 150 г вареной свеклы, 200 г свежей капусты, 1 морковь, 1 корень петрушки, 1 луковица, 30 г растительного масла, 1 ст. ложка томатной пасты, 1 л воды, соль, сахар, несколько горошин перца, лавровый лист, уксус, зелень.
Мороженых кальмаров оттаять, отварить, удалить основную пленку и промыть в нескольких водах, чтобы устранить специфический запах.
Варить 5–6 минут в подсоленной воде, откинуть на дуршлаг, нарезать поперек волокон соломкой или кубиками.
Капусту нарезать соломкой и варить в небольшом количестве воды, морковь и лук нарезать, обжарить, там же слегка обжарить куски вареного кальмара с томатной пастой. К готовой капусте добавить тушеные коренья, кальмара, залить нужным количеством воды, сдобрить пряностями, положить натертую на крупной терке свеклу, варить несколько минут, затем посолить, добавить уксус и сахар. Заправить зеленью.
22 декабря 2011 г. по ст. ст.
Рождественский пост.
Вмц. Анастасии Узорешительницы.
Что значит настоящая вера
Настоящая вера – это не только совокупность убеждений, но и совокупность действий, порожденных этими убеждениями. Настоящая вера обязательно приводит к изменению жизни. Наша задача – не просто признать, что Бог есть, а осознать Его призыв, вступить с Ним в общение, уподобляться (подражать Ему).
Если человек верит Богу, значит, он стремится и исполнять Его волю, т. е. жить в соответствии с Его заповедями, и становится членом Его Церкви. Христианами не рождаются – христианами умирают.
«Неверующему я даю такой совет: пусть он скажет: «Господи, если Ты есть, то просвети меня, и я послужу Тебе всем сердцем и душою». И за такую смиренную мысль и готовность послужить Богу Господь непременно просветит» (прп. Силуан Афонский).
23 декабря 2011 г. по ст. ст.
Рождественский пост.
Мучеников, иже в Крите. Прп. Павла, еп. Неокесарийского. Прп. Давида Эчмиадзинского, в Армении.
Елеопомазание
Елеопомазание – обряд Православной Церкви, состоящий в помазании священником лба верующего освященным маслом – елеем. При этом изображается знак креста, что символически обозначает излияние Божией милости на помазуемого. Начертание священником на челе верующих креста освященным елеем. Елеопомазание совершается на богослужении воскресной и праздничной утрени после чтения Евангелия, во время поклонения иконе праздника, возложенной посреди храма на аналое.
При этом священник произносит: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», а верующий отвечает: «Аминь».
24 декабря 2011 г. по ст. ст.
Рождественский пост.
Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник).
Прмц. Евгении Римской и с нею мчч. Прота, Иакинфа и Клавдии. Прп. Николая монаха Болгарского. Новомч.
Ахмета (Ахмеда) Краснописца Константинопольского.
Сочельник
В сочельник начинаются Святки – две недели зимних праздников, которые длятся до Крещения, отмечаемого Православной Церковью 19 января.
По существующей традиции в сочельник принято отказываться от еды вплоть до первой звезды. Этот обычай связан с появлением Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Христа.
Типикон (книга богослужебных указаний) предписывает пост до окончания вечерни, которая сейчас совмещается с литургией и служится утром.
Разговляются, как правило, сочивом или кутьей. Так происходит в воспоминание древней традиции, по которой готовившиеся принять Крещение в Рождество, предуготовлялись к таинству постом, а после крещения вкушали мед символ сладости духовных даров.
25 декабря 2011 г. по ст. ст.
Окончание Рождественского поста.
Рождество Господа нашего Иисуса Христа.
Поклонение свв. волхвов: Мельхиора, Гаспара и Валтасара.
С Рождеством Христовым!
Тропарь:
Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в Нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе.
Кондак:
Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог.
Величание:
Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии.
26 декабря 2011 г. по ст. ст.
Неделя 30-я по Пятидесятнице
Святки, поста нет. Неделя по Рождестве Христовом, Богоотцев.
Прав. Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня. Собор Пресвятой Богородицы. Прп. Константина Синадского. Виленской-Остробрамской и именуемых «Трех радостей», «Милостивая», Барловской «Блаженное Чрево» икон Божией Матери.
Чем подтверждается истинность православной веры?
• Тем, что в ее основе лежат истины, открытые посредством сверхъестественного Откровения.
• Истинностью Священного Писания (Библия является составной частью Священного Предания).
• Преданием Церкви. Именно Вселенская Православная церковь имеет происхождение от апостолов, сохраняет преемство иерархии от апостолов и при этом сохраняет вероучение неповрежденным. Протестантские церкви – не древнего происхождения, а католицизм, хотя и древнего происхождения, однако не сохранил вероучение в чистоте, а значит, и не вписывается в определение единственной истинной Церкви как «столпа и утверждения истины» (1 Тим.3:15).
• Опытом православных святых, которые достигли высот святости в соответствии с тем, как об этом сообщается в православном вероучении.
27 декабря 2011 г. по ст. ст.
Седмица 31-я по Пятидесятнице Святки, поста нет.
Ап. первомч. и архидиакона Стефана. Прп. Феодора Начертанного, исп., брата Феофана, творца канонов. Новосщмч. Тихона, архиеп. Воронежского и с ним 160 иереев.
Православная трапеза
Цыпленок с пивом
1 тушка цыпленка, 60 г сливочного масла, 250 мл пива, сок 1 лимона, черный перец, горчица.
Отварить цыпленка, вынуть из бульона и положить на тарелку. Посыпать черным перцем, смазать сливочным маслом и горчицей, положить в середину кусочек масла.
Подготовленную таким образом тушку уложить в бумажный пакет (из специальной плотной коричневой кулинарной бумаги). Налить туда пиво, сок лимона, тщательно закрыть, подогнуть края, чтобы пиво не вытекло, и положить на противень.
Выпекать около 30 минут.
28 декабря 2011 г. по ст. ст.
Святки, поста нет.
Мчч. 20000, в Никомидии в церкви сожженных и там же вне церкви пострадавших. Прп. Игнатия Ломского, Ярославского.
Нет ничего случайного
В церковном богослужении нет бессмысленных мантр, действий, изображений, обрядов; все сосредоточено на Боге. Все наполнено смыслом, глубоко символично (даже сложение пальцев для крестного знамения – символическое действие, выражающее два догмата: о Троичности Бога и Богочеловечестве Христа).
Если нам что-то пока непонятно, то это не значит, что оно бессмысленно. А иногда кажется, что все понятно, но мы попросту не осознаем всей глубины явления.
29 декабря по ст. ст.
Святки, поста нет.
Мчч. 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных. Прп. Марка гробокопателя, Феофила и Иоанна Печерских, в Ближних пещерах. Прп. Вениамина, монаха, Нитрийского. Свт. Георгия, еп. Никомидийского.
Как правильно совершать крестное знамение?
Крестное знамение – это малое священнодействие. Осеняя себя или кого-то (например, своего ребенка) знамением Креста Господня, христианин привлекает Божественную благодать. Крестное знамение действенно, когда совершается благоговейно и правильно. «Беспорядочному маханию бесы радуются», – говорит нам опыт святых отцов.
Креститься положено так: три первых пальца правой руки (большой, указательный и средний) складываем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.
30 декабря 2011 г. по ст. ст.
Святки, поста нет.
Свт. Макария, митр. Московского. Мц. Анисии Солунской. Прп. Феодоры Кесарийской.
Как правильно совершать крестное знамение?
(продолжение)
Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святаго как Единосущную и Нераздельную Троицу. А два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий, по сошествии Своем на землю, будучи Богом, стал человеком, то есть означают две Его природы – Божественную и человеческую.
Осеняя себя крестным знамением, мы прикасаемся сложенными вместе тремя пальцами ко лбу – для освящения нашего ума, к животу – для освящения наших внутренних чувств, потом к правому, затем левому плечам – для освящения наших телесных сил.
31 декабря 2011 г. по ст. ст.
Святки, поста нет.
Прп. Мелании Римляныни. Прп. Геласия, монаха Палестинского. Прп. Гаия, монаха.
Псалом 99-й
Воскликните Господу, вся земля! Служите Господу с веселием; идите пред лицо Его с восклицанием! Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы – Его, Его народ и овцы паствы Его. Входите во врата Его со славословием, во дворы Его – с хвалою. Славьте Его, благословляйте имя Его! Ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род.
1 января по ст. ст.
Святки, поста нет
Обрезание Господне.
Свт. Василия Великого, архиеп. Кесарии Каппадокийской. Мч. Василия Анкирского. Свт. Григория, еп. Назианзинского, отца свт. Григория Богослова. Св. Емилии, матери свт. Василия Великого.
Обрезание Господне
Церковное Предание свидетельствует о том, что на восьмой день после Своего Рождества Иисус Христос, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками. При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано имя Иисус (Спаситель), возвещенное Архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Пресвятой Деве Марии. Господь принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти.
По смирению Своему принимает Он положенное грешным людям, потому что Сам о Себе потом скажет: «Не нарушить закон пришел Я, но исполнить».
В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся.
2 января по ст. ст.
Неделя 31-я по Пятидесятнице Святки, поста нет.
Неделя пред Богоявлением.
Свт. Сильвестра, папы Римского. Преставление прп. Серафима, Саровского чудотворца. Прав. Иулиании Лазаревской, Муромской.
Свойство Божье – всесовершенство
Всесовершенство Божье выражается в том, что Бог обладает абсолютной полнотой всех возможных совершенств. Понятие всесовершенства Божьего близко по значению к понятию Божественной беспредельности. Тогда как беспредельность указывает на то, что Бог ничем не ограничен, всесовершенство – на то, что Бог совершенен во всех отношениях (бесконечно совершенен).
Совершенства Божьи отражаются в Божьих творениях, подобно тому, как талант и мастерство художника отражаются в его картинах, писателя – в его литературных произведениях, композитора – в его музыке. Особо Божественные совершенства отражаются в человеке, как созданном по образу Божьему (разум, свобода воли, способность любить, способности к творчеству, милосердию, справедливости; нравственное чувство, бессмертие души).
3 января по ст. ст.
Седмица 32-я по Пятидесятнице Святки, поста нет.
Прор. Малахии. Мч. Гордия.
Притчи царя Соломона
Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой.
Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои.
Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла: это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих.
Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему.
(Притч. 3: 5—12)
4 января по ст. ст.
Святки, поста нет.
Собор 70-ти апостолов. Прмч. Зосимы и мч. Афанасия.
Зачем хранить плотское целомудрие до брака?
Бог дал нам дар плотской любви. Он полон как кувшин, и целый будто спелое яблоко. Когда мы тратим свою любовь неразумно, то делим то, что получили, между всеми, кому ее отдаем. И когда в нашей жизни появится тот самый, главный для нас человек, ему достанется лишь малая частица.
Чем больше у нас партнеров, тем меньше в нашем запасе остается любви.
– А как понять, что этот человек тот самый?
– Ты захочешь с ним состариться…
Для человека нормальна полнота отношений лишь с одним человеком. Не могут быть одинаково близкие отношения со множеством людей.
Даже близких друзей много не бывает. А отношения мужчина-женщина – это предельная близость, которая только возможна между людьми.
5 января по ст. ст.
День постный.
Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник).
Прор. Михея. Прп. Аполлинарии девицы. Прп. Григория Критского.
Крещение Господа нашего, Иисуса Христа
Согласно евангельскому рассказу, к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре (Ин. 1: 28), пришел Иисус Христос с целью принять крещение.
Таким образом Господь показал пример смирения – будучи Сыном Божиим, крестился от сына человеческого, призывая и нас проходить свое служение в смирении.
Во время крещения люди исповедовали великому пророку свои грехи, но Спаситель был безгрешным, поэтому Он входил в воду молча. Иоанн крестил людей во имя грядущего Мессии, но перед ним стоял Сам Мессия, поэтому и пророк не проронил ни одного слова. Стоя в воде, он только коснулся рукой головы Иисуса Христа.
И, как утверждают некоторые толкователи, этим прикосновением сам Иоанн принял крещение от Сына Божия. Во время крещения Спаситель освятил воды мира, превратив их в стихию для совершения Таинства духовного перерождения.
6 января по ст. ст.
Богоявление. Крещение Господа Иисуса Христа.
Свщмч. Романа, турками обезглавленного. Российских новомчч.: пресв. Андрея и с ним Лидии, Домники, Марии и двух других дочерей.
Притча дня
Однажды старец устыдил свое духовное чадо за то, что тот искупался в холодной воде и подвергал здоровье опасности.
– Но, ведь я молод и здоров, – возразил тот.
– Ты молод и здоров, – ответил старец. – Лампада твоей жизни имеет масла на много лет.
Но если ты ее уронишь, масло разольется и лампада погаснет. Такова жизнь! Бог нам дает многоценный дар жизни; мы его принимаем и обязаны оберегать, а не подвергать бессмысленным опасностям. Будь осторожен со своей лампадой!
7 января по ст. ст.
Собор честного и славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Св. Иоанн свидетельствовал о Христе Иисусе, что Он есть воистину «Агнец Божий, Который берет на себя грех мира» (Ин.1:29), обетованный Избавитель, всеми чаемый. Слышали это бывшие при нем и поверовали. От них прошло это свидетельство в народ, и все стали думать, что свидетельствованный Иоанном не простой человек.
Спаситель указал на это, когда в последние дни в храме предложил главам церковным вопрос: «откуда крещение Иоанново, с неба или от человек?» (Мк.11:29–30). Те устранились от ответа, потому что им нельзя было не видеть, что Иоанн не сам от себя пришел, водою крестя. Но скажи они это, тотчас должны были признать и свидетельство его, что пред ними Обетованный, и вследствие того покориться Его учению. А этого они не хотели не по каким-либо основательным причинам, а по одному предубеждению.
Но их упорство нисколько не умаляет силы свидетельства св. Иоанна. Оно и доселе столько же удостоверительно, как было, когда изошло из уст его. И мы Иоанна слышим, указующего нам истинного Избавителя, и тем оживляем веру свою, как веру, имеющую за себя осязательные доказательства.
Свт. Феофан Затворник
8 января по ст. ст.
Суббота по Богоявлении.
Прп. Пахомия Кенского (XVI) (переходящее празднование в субботу по Богоявлении). Прпп. Георгия Хозевита и Емилиана исп. Прп. Григория, чудотворца Печерского, в Ближних пещерах. Прп. Григория, затворника Печерского, в Дальних пещерах. Прп. Илии, пустынника Египетского.
Жизнь – драгоценный дар
Жизнь – драгоценный и единственный дар, а мы бессмысленно и беспечно тратим его, забывая о ее кратковременности. Мы или с тоской смотрим в прошлое, или ждем будущего, когда будто бы должна начаться настоящая жизнь. Настоящее же, т. е. то, что и есть наша жизнь, уходит в этих бесплодных сожалениях и мечтах…
Наша постоянная ошибка в том, что мы не принимаем всерьез данный протекающий час нашей жизни, что мы живем прошлым или будущим, что мы все ждем какого-то особенного часа, когда наша жизнь развернется во всей значительности, и не замечаем, что она утекает, как вода между пальцами, как драгоценное зерно из плохо завязанного мешка. Постоянно, ежедневно, ежечасно Бог посылает людям обстоятельства, дела, с которых должно начаться наше возрождение, а мы оставляем их без внимания и этим ежечасно противимся воле Божией о нас.
Свящ. А. Ельчанинов
9 января по ст. ст.
Неделя 32-я по Пятидесятнице
Неделя по Богоявлении
Свт. Филиппа, митр. Московского и всея России, чудотворца. Свт. Петра, еп. Севастии Армянской.
О детях
Старайся научить (сына) презирать славу настоящей жизни, от этого он будет славнее и знаменитее.
Те отцы, которые не заботятся о достоинстве и скромности детей, хуже детоубийц, поскольку губят их души.
Как никто не может рассчитывать на оправдание и снисхождение в собственных грехах, так нет оправдания родителям в грехах детей.
Свт. Иоанн Златоуст
10 января по ст. ст.
Седмица 33-я по Пятидесятнице
Свт. Григория, еп. Нисского. Свт. Феофана, Затворника Вышенского.
Православная трапеза
Грибной винегрет
150 г маринованных или соленых грибов, 1 луковица, 1 морковь, 1 маленькая свекла, 2–3 картофелины, 1 соленый огурец, 3 ст. ложки растительного масла, 2 cm. ложки уксуса, соль, сахар, горчица, перец, укроп и зелень петрушки.
Грибы и лук нашинковать, отваренные морковь, свеклу, картофель и огурец нарезать кубиками, перемешивать. Масло заправить уксусом и приправами, залить ими салат. Сверху посыпать зеленью.
11 января по ст. ст.
Прп. Феодосия Великого, общих житий начальника. Прп.
Михаила Клопского, Новгородского. Елецкой иконы Божией Матери. Свв. Феодора и Агапия архим.
Свойство Божье – премудрость
Божественная премудрость выражается в том, что Бог совершеннейшим образом знает цели всех Своих действий, знает лучшие средства к достижению этих целей, умеет совершеннейшим образом применять эти средства для достижения целей. Бог всегда поступает наилучшим образом, Он никогда не ошибается, поэтому мы Ему всецело верим.
Премудрость Божья обнаруживается в делах Его Творения и Промысла, в частности, в деле Спасения людей. Можно сказать, что премудрость Божья – это всеведение Божье по отношению к действиям.
12 января по ст. ст.
Мц. Татианы и с нею в Риме пострадавших. Свт. Саввы, архиеп. Сербского. Мч. Петра Авессаломита. Икон Божией Матери, именуемых «Акафистная» и «Млекопитательница».
Притча дня
Человек решил посетить отшельника, который жил недалеко от монастыря в Сцете. Он долго бродил по пустыне, пока, наконец, не обнаружил его.
– Мне нужно знать, какой первый шаг должен быть сделан по пути духовного развития, – сказал он.
Отшельник подвел человека к небольшому колодцу и сказал ему, чтобы он посмотрел на свое отражение в воде. Человек попытался это сделать, но отшельник начал бросать в воду камни, и по воде пошла рябь.
– Я не увижу в воде свое лицо, если ты будешь продолжать бросать камни.
– Подобно тому, как невозможно человеку видеть свое лицо в беспокойных водах, так же невозможно искать Бога, если ум озабочен поиском и страхом неудачи, – сообщил монах. – Это и есть первый шаг.
13 января по ст. ст.
Прп. Иринарха, затворника Ростовского. Прп. Елеазара Анзерского. Мч. Петра Анийского. Прп. Иакова, еп. Низибийского. Мч. Афанасия.
Свойство Божье – любовь
Любовь – это такое Божественное свойство, соответственно которому Господь живет Сам в Себе и действует вовне. Внутренне оно проявляется в том, что Божественные Ипостаси – Отец, и Сын, и Святой Дух – неизменно пребывают в состоянии всесовершенной любви как в отношении Себя Самих, так и Друг по отношению к Другу.
Внешне любовь Божья обнаруживается в том, что Бог любит Свои творения, низводит на них благость, способствует проявлению любви в тех из них, которые наделены способностью любить.
Любовь не просто качество, а образ личного бытия Бога. Бог есть Любовь (1Ин.4:16) не просто потому, что Он любит человека, в противном случае до нашего творения Бог бы не являлся Любовью. Отец, Сын и Святой Дух – это единство в любви. Любовь – это согласие и полное единение всех Лиц Святой Троицы.
14 января по ст. ст.
Прпп. отцев, в Синае и Раифе избиенных. Равноап. Нины, просветительницы Грузии. Прп. Стефана. Мч. Агнии девы.
Оккультизм в быту
Христианам не рекомендуется без особой надобности держать в своих жилищах литературу оккультного, антирелигиозного, душепагубного содержания, безнравственные книги и изображения. Их следует утилизировать таким образом, чтобы они не смогли попасть в руки других людей, для которых они могли бы служить соблазном. Практика показывает: такие произведения могут духовно осквернять жилище, привлекать падших духов.
Из рекомендаций перед освящением жилища Обязательно проверьте, нет ли в доме оккультной литературы, оберегов (в т. ч. подковы над дверью), статуэток языческих божеств, нехристианских символов и т. п. Не передаривайте эту нечисть другим людям, такая медвежья услуга может быть губительна для их душ.
Вся квартира и обстановка в ней, домашние иконы должны быть освящены.
15 января по ст. ст.
Прпп. Павла Фивейского и Иоанна Кущника. Прпп. Прохора и Гавриила.
«Если ждешь благодарности за доброе дело, то пытаешься его продать»
Старайся делать всякому добро, какое и когда только можешь, не думая о том, оценит ли или не оценит он его, будет или не будет тебе благодарен. И радуйся не тогда, когда сделаешь комулибо добро, но когда без злопамятства перенесешь оскорбления от другого, особенно от облагодетельствованного тобою.
Св. Алексий Мечев
16 января по ст. ст.
Неделя 33-я по Пятидесятнице
Поклонение честным веригам ап. Петра. Блаж. Максима, иерея Тотемского.
Воскресная литургия
В первую очередь в воскресный день христиане участвуют в литургии и причащаются. Святитель Иоанн Златоуст порицал пропускающих воскресную литургию, не исполняющих четвертую заповедь Декалога: «Неделя имеет 168 часов; из них Бог назначил для Себя только один, и ты тратишь его на мирские занятия…Вы пренебрегаете этим случаем, чтобы привлечь к себе благодать вашего Бога».
Если кто хотел бы выспаться в этот день, то имеет смысл раньше лечь вечером дня предыдущего. Также следует иметь в виду, что в больших храмах совершаются ранние и поздние литургии (обычно в 7 и 10 часов утра). Маленьких, беспокойных детей можно приносить не к началу службы.
17 января по ст. ст.
Седмица 34-я по Пятидесятнице
Прп. Антония Великого. Св. царя Феодосия.
В чем смысл жизни?
Вопрос простой, короткий и ясный. Смысл жизни заключается в том, чтобы человек, созданный по образу и подобию Божию, приближался к своему Первообразу. Это одновременно и смысл и цель. Мы в себе открываем вот это заключенное в нас Царство, и в нас начинает говорить Вечность.
И тогда мы поднимаемся над суетой, мы перестаем быть рабами повседневности, мы умеем мужественно сопротивляться обрушивающимся на нас несчастьям. Не потому, что мы стоики, безразличные, равнодушные и холодные. Христианин – это не стоик. Это тот, кто может страдать, но это и тот, кто выстаивает в страданиях. Не своей силой, а Высшей. Таким образом, смысл и цель – движение вперед и вверх.
О. Александр Мень
18 января по ст. ст.
Свтт. Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских. Прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей прп. Сергия Радонежского. Мч. Ксении.
Блаженны плачущие
«Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф.5,4) – говорит Священное Писание, подразумевая покаянное сокрушение и духовное утешение благодатью Святого Духа кающегося христианина. Христиане имеют у себя утешение Святого Духа, поэтому плач и воздыхание составляют для них наслаждение. По слову Свв. Отцов, в плаче таинственно живет благодатное утешение и радость. «Кто пребывает в постоянном плаче по Боге, тот не перестает ежедневно праздновать духом», – говорит прп. Иоанн Лествичник.