16 февраля по ст. ст.
Великий пост
Вмч. Феодора Тирона (ок. 306). Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (1612). Прп. Феодора молчаливого, Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Прав. Мариамны, сестры ап. Филиппа (I). Обретение мощей мч. Мины Калликелада
В чем различие души и духа?
Дух – это то, в чем запечатлен образ и подобие Божие, то, что есть только у человека. Это начало творческое, начало мыслящее, самосознающее, незримое и бессмертное. Душа – психика, она тесней связана с телом. Душа есть и у животного, по-своему – и у растения. Душа – это реакция организма на окружающую среду: страх, поиск пищи и так далее. Вы, наверное, видели в кино в ускоренной съемке – как цветы поворачиваются к солнцу, двигаются, раскрываются. У них тоже есть движение, они тоже ощущают что-то.
Итак, душа – это элементарная психика, усложняющаяся путем эволюции и являющаяся телом для духа. Дух – это творчество, совесть, сознание.
О. Александр Мень
17 февраля по ст. ст.
Великий пост
Свт. Льва, папы Римского. Флавиана исп., патриарха Цареградского. Прп. Космы Яхромского.
Православная трапеза
Проросшее пшеничное (ржаное) зерно Зерно вымыть и насыпать тонким слоем в какой-либо плоскую посуду, на дно которой перед этим положить хорошо смоченную теплой водой и свернутую вдвое ткань.
Поверх зерна также положить свернутую вдвое смоченную теплой водой ткань. Сосуд держать при температуре 22-23 °C, периодически увлажняя ткань водой той же температуры до тех пор, пока не покажутся ростки.
Проросшее зерно можно есть без добавления других продуктов.
18 февраля по ст. ст.
Великий пост
Мчч. Максима, Феодота, Исихия, мц. Асклипиодоты (305–311). Прпп. Евгения и Макария исповедников, пресвитеров Антиохийских. Прп. Досифея, ученика прп. аввы Дорофея.
День начинается с вечера
В Новом Завете суббота из дня земного покоя стала символом радостного покоя в Царстве Небесном. Для общецерковного еженедельного поминовения усопших в богослужебном уставе отводится субботний день. В течение года установлены также девять дней сугубого поминовения усопших православных христиан – Родительские субботы.
В эти дни совершаются заупокойные богослужения – парастасы, панихиды, заупокойные литии.
Необходимо иметь в виду, что церковные богослужения могут начинаться накануне вечером (т. е. в пятницу), т. к. богослужебный день начинается с вечера.
Молитвенное поминовение в храме несравненно важнее для усопших, чем посещение могилы, однако первое не исключает второго. Важно соблюсти иерархию: богослужение в первую очередь, поездка на кладбище – во вторую.
19 февраля по ст. ст.
Великий пост.
Прп. Льва, еп. Катанского. Прп. Агафона, папы Римского.
Притчи царя Соломона
Сын мудрый радует отца, а сын глупый – огорчение для его матери.
Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти.
Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет.
Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает.
Собирающий во время лета – сын разумный, спящий же во время жатвы – сын беспутный.
Благословения – на голове праведника, уста же беззаконных заградит насилие.
(Притч. 10: 1–7)
20 февраля по ст. ст.
1-я неделя Великого поста. Торжество Православия Великий пост.
Прп. Тимофея в Символех. Свт. Георгия, еп. Амастридского. Свт. Иоанна Схоластика, патр. Константинопольского. Козельщанской иконы Божией Матери.
О Торжестве Православия
В первое воскресенье Великого поста совершается так называемое «торжество православия», установленное при императрице Феодоре в 842 году в память восстановления почитания святых икон. В конце Литургии священнослужители совершают молебен, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви. Произносится Символ веры и анафема, то есть объявление об отделении от Церкви всех, кто искажает истины православной веры, и «вечную память» всем скончавшимся защитникам веры православной, а «многая лета» – живущим.
21 февраля по ст. ст.
2-я седмица Великого поста Великий пост
Обретение мощей мучеников, иже во Евгении. Мчч. Маврикия и 70-ти воинов. Прп. Афанасия исп… Новомч., пресв. Михаила Лисицына.
Какова роль отца и матери в том, чтобы ребенок сохранил веру
Вера имеет рациональную и эмоциональную составляющую. Как правило, рациональная аргументация в пользу религиозных истин исходит от отца, а чувственное наполнение веры, душевное тепло, питающее догмат, – от матери. Смысл религиозного воспитания в том и заключается, чтобы «материнская» вера детского и подросткового возраста сменилась «отцовской» верой юности и молодости.
Ребенку следует дать не только знание о Боге, но и знание Бога, опыт обращения к Нему, общения с Ним.
22 февраля по ст. ст.
Великий пост.
Сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского (167). Прп. Поликарпа Брянского (1620–1621). Прпп. Иоанна, Антиоха, Антонина, Моисея, Зевина, Полихрония, Моисея другого и Дамиана, пустынников Сирийских. Прп. Александра монаха, первоначальника обители «Неусыпающих».
Притча дня
Закончив службу, священник объявил:
– В следующее воскресенье я буду беседовать с вами на тему лжи. Чтобы вам было легче понять, о чем пойдет речь, прочитайте перед этим дома семнадцатую главу Евангелия от Марка.
В следующее воскресение священник перед началом своей проповеди объявил:
– Прошу тех, кто прочитал семнадцатую главу, поднять руки.
Почти все присутствующие подняли руки.
– Вот именно с вами я и хотел поговорить о лжи, – сказал священник. – У Марка нет семнадцатой главы.
23 февраля по ст. ст.
Великий пост.
Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи. Прп. Еразма Печерского, в Ближних пещерах. Обрет. мощей блгв. кн. Романа Угличского.
Притча дня
Некий старец зашел в лечебницу и спросил у врача: «Есть ли у вас лекарство от греха?»«Есть, – отвечал врач, – вот он:
1. Нарой корней послушания.
2. Собери цветов душевной чистоты.
3. Нарви листьев терпения.
4. Собери плоды нелицемерия.
5. Не упивайся вином прелюбодеяния.
6. Все это иссуши постом воздержания.
7. Вложи в сосуд добрых дел.
8. Добавь воды слез покаяния.
9. Посоли солью братолюбия.
10. Добавь щедрот милостыни.
11. Да положи порошок смирения и коленопреклонения.
12. Принимай по три ложки в день страха Божия.
13. Одевайся в одежду праведности 14. И не ходи в пустословие, а то простудишься и опять заболеешь грехом» (Составила в 1920-е годы монахиня Шамардинского монастыря)
24 февраля по ст. ст.
Великий пост.
Свт. Тарасия, архиеп. Константинопольского.
Как бороться со злопамятством?
Если кто-нибудь досадит или как-нибудь опечалит тебя, то ты, по слову Отцов, помолись о нем, как об оказавшем тебе великую пользу. Молись от всего сердца и говори: «Боже! Помоги брату моему и мне, ради молитв его».
Таким образом, человек молится за брата своего, а это есть знак сострадания и любви; и смиряется, прося помощи ради молитв его. А где сострадание, любовь и смирение, что может там успеть раздражительность или злопамятность, или другая страсть?
Прп. авва Дорофей
25 февраля по ст. ст.
Великий пост.
Свт. Порфирия, архиеп. Газского. Прп. Севастиана Пошехонского.
Утренняя и вечерняя молитва
Православные христиане ежедневно совершают утреннее и вечернее молитвенное правило.
Время, затрачиваемое на совершение каждого из них – около 20–30 минут.
Правило желательно читать вслух, это позволяет лучше сосредоточиться на молитве. Тем, кто только приступает к этому деланию, начало правила желательно прочитывать полностью до молитвы «Отче наш», а дальше можно выбрать те молитвы, которые ближе душе.
Здесь очень важно поддерживать живую потребность в общении с Богом. И поэтому чтение молитв на этом этапе не должно превращаться в просто механическое проговаривание молитвенных слов языком или же мыслью. Необходимо, чтобы непременно присутствовало внимание к словам молитвы, притом, что чувства, по возможности, должны быть приведены в покой.
26 февраля по ст. ст.
Суббота Родительская. Поминовение усопших.
Великий пост.
Прп. Прокопия Декаполита, исп… Прп. Тита, пресвитера Печерского, в Ближних пещерах. Прп. Фалалея Сирийского.
Богословие Григория Паламы
Святитель Григорий Палама – величайший богослов XIV века, отстоявший православное учение о нетварном происхождении Божественных энергий.
Согласно учению Церкви, Бог непознаваем по Своей сущности. Но зато Он познаваем по своим действиям – энергиям. Причастие всего тварного Богу и есть причастие этим самым божественным энергиям. Божественные энергии не есть сотворенные силы. Они присущи Богу от вечности. Посредством нетварных энергий и был сотворен мир.
Святитель Григорий свидетельствовал, что на высших ступенях молитвенного делания эти энергии могут быть созерцаемы, как, например, созерцали их афонские монахи-исихасты. Эти молитвенники утверждали, что они созерцают божественный свет, тождественный свету, озарившему апостолов Петра, Иакова и Иоанна в день Преображения.
27 февраля по ст. ст.
Неделя 2-я Великого поста Великий пост.
Прп. Василия исп… Блж. Николая, Христа ради юродивого, Псковского. Прпп. жен Марины, Киры и Домники Сирийск..
Почему Дева Мария именуется Богородицей?
Господь Иисус Христос – Вочеловечившийся Сын Божий, Бог и Человек, Богочеловек. Человеком Сын Божий стал в результате восприятия в Свою предвечную Божественную Ипостась человеческого естества. Произошло это во время сверхъестественного зачатия Иисуса. При этом не возникло новой, человеческой, ипостаси. Таким образом, Дева Мария носила в Своей пречистой утробе, а затем родила не обычного человека, но Вочеловечившегося Сына Божия. Она родила Бога по человеческому естеству. В этой связи мы именуем Пресвятую Деву Богородицей.
Это имя заимствовано не из Евангелия. Оно вошло в употребление среди христиан в первые века существования Церкви. Оно точно отображает роль Девы Марии в Воплощении и Рождестве Спасителя и точно соответствует Евангельскому именованию «Матерь Господа» (Лк.1:43).
28 февраля по ст. ст.
3-я седмица Великого поста Великий пост.
Прп. Кассиана Римлянина. Прп. Иоанна, нареченного Варсонофием, еп. Дамасского. Прпмч. Феоктириста. Девпетерувской иконы Божией Матери.
Краткие молитвы в течение дня
Перед началом всякого дела: «Господи, благослови» или «Господи, помоги».
При неопределенных обстоятельствах: «Господи, да будет воля Твоя».
В опасности: «Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста, и сохрани мя от всякаго зла».
При удачах и успехах: «Слава Тебе, Господи».
1 марта по ст. ст.
Великий пост.
Прмч. Евдокии. Мц. Антонины. Прп. Агапия Ватопедского (Афон). Прп. Мартирия Зеленецкого.
О матери-христианке
Для матери несовершеннолетних детей отвлечение ее внимания от заботы по их воспитанию не может иметь места без самой крайней нужды. В первую очередь мать-христианка дает ответ Богу за воспитание детей в православной вере и благочестии. Поэтому все ее время должно принадлежать семье. И если нужда заставляет ее трудиться ради пропитания, то она должна постараться свой труд осуществить дома.
Н. Е. Пестов
2 марта по ст. ст.
Великий пост.
Мчч. 440, иже в Италии. Иконы Божией Матери, именуемой «Державная».
Икона Божией Матери «Державная»
Икона Божией Матери «Державная» явила себя русскому народу в день отречения от престола Государя императора Николая II. Чудесному явлению образа предшествовали следующие обстоятельства. Крестьянка Евдокия Адрианова услышала во сне слова: «Есть в селе Коломенском большая черная икона, ее нужно взять, сделать красной, пусть молятся». По просьбе Евдокии икону стали искать в церкви Вознесения в Коломне.
В церковном подвале обнаружили большую темную икону. Когда ее омыли, открылось изображение Пресвятой Богородицы как Царицы Небесной, в красной порфире, с царской короной на голове, скипетром и державой в руках. На ее коленях находился благословляющий Богомладенец.
Тот факт, что Царица Небесная изображена на иконе как Царица земная, да и явилась икона в день отречения русского царя, был истолкован так, что Пречистая Дева берет Россию под Свое небесное покровительство и будет ей Заступницей и Ходатайницей. Обыкновенно перед образом «Державной» возносят молитвы о спасении Руси.
3 марта по ст. ст.
Великий пост.
Волоколамской иконы Божией Матери
Православная трапеза
Суп из овсяной крупы с черносливом 1 стакан овсяной крупы, 2 ст. ложки раст. масла, 5–6 штук чернослива.
Перебрать и тщательно промыть овсяную крупу, залить горячей водой (примерно 2 л). Поставить на огонь и варить, время от времени снимая пену. Когда крупа будет совершенно мягкой, а отвар станет густым, протереть все через сито или дуршлаг и заправить солью и растительным маслом. Отварить в небольшом количестве жидкости хорошо промытый чернослив, после чего выложить его в тарелки и залить горячим овсяным отваром.
4 марта по ст. ст.
Великий пост.
Прп. Герасима, иже на Иордане. Блгв. кн. Даниила Московского. Прп. Герасима Вологодского. Блгв. кн. Василия (Василько) Ростовского. Прп. Иакова постника. Свт. Григория, еп. Констанции Кипрской.
В чем состояла победа Христа над адом?
Победа Христа над адом рассматривается в православном богословии с разных сторон. В частности она выразилась в том, что Христос, сойдя во ад и озарив его светом Своего Божества, вывел затем оттуда праведные души, после чего ввел их в Горние обители.
Победа над адом обнаружилась и в том, что ад перестал быть неизбежным пристанищем душ усопших людей. Со времени совершения Искупления и создания Церкви люди обрели возможность наследовать после смерти не ад, а Царство Небесное.
Опять же, изменилась, если так можно сказать, и сама обстановка в аду. Обитатели ада могут иметь и имеют ныне отраду по молитвам за них со стороны Церкви. Часть из них, по молитвам Церкви, может даже достичь Царства славы.
5 марта по ст. ст.
Суббота Родительская. Поминовение усопших.
Великий пост.
Перенесение мощей блгвв. князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев (1463). Прмч. Адриана Пошехонского, Ярославского. Прп. Марка постника Египетского. Прп. Исихия Вифинского. Иконы Божией Матери, именуемой «Воспитание».
Можно ли пить святую воду не натощак?
По традиции святую воду принимают натощак по утрам, что вполне объяснимо: первым делом человек вкушает святыню, а потом уже приступает к обычной пище. Что касается оставшегося времени суток, то в Типиконе сказано, что неразумно воздерживаться от святой воды по причине употребления пищи:
«Да будет известно всем о святой воде: отлучающие себя от святой воды по той причине, что уже вкусили пищу, не доброе творят, ибо благодать Божья дана на освящение миру и всей твари. Так же и кропим ею всюду, и во всяких нечистых местах, и даже под ногами нашими.
И где же разум у тех, кто не пиет ее по причине вкушения пищи».
То есть Церковь не запрещает пить святую, даже крещенскую воду в любое время и укоряет тех, кто считает, что пить святую воду не натощак нельзя.
6 марта по ст. ст.
Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная Великий пост.
Обретение Честного Креста и гвоздей св. царицею Еленою во Иерусалиме. Прп. Аркадия Кипрского. Икон Божией Матери: Ченстоховской, Шестоковской и «Благодатное небо».
Неделя Крестопоклонная
Нынешняя неделя великого поста называется Крестопоклонной – от поклонения Кресту и страстям распятого на нем нас ради Господа славы, а также и оттого, что Церковь положила читать в этот день Евангелие о ношении каждым из нас собственного креста или страданий и скорбей, неразлучных в этом мире с последованием Христу. Кто хочет идти за Мною, сказал Иисус Христос народу с учениками Своими, отвергнись себя, и возьми крест и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою, то есть жизнь свою, то есть умертвит все страсти и вожделения свои, ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?
Св. Иоанн Кронштадтский
7 марта по ст. ст.
4-я седмица Великого поста, Крестопоклонная Великий пост.
Сщмчч. в Херсонесе епископствовавших: Василия, Ефрема, Капитона, Евгения, Евферия, Елпидия и Агафодора. Прп. Павла Препростого. Иконы Божией Матери «Споручница грешных».
Пост как аскетическая практика
Пост – это аскетическая практика. Она требуется тому, кто уже живет духовной жизнью (как минимум ежедневно регулярно молится). Поэтому лучше начать с организации христианской духовной жизни.
Пост – это не только ограничения в пище.
Наряду с гастрономическим постом, есть еще пост информационный (отказ от информации, отвлекающей от богопознания и рассеивающей внимание).
У каждого своя мера поста. Церковный Устав (Типикон) – это образцовая монастырская норма. Для кого-то временно отказаться от мяса или сладостей – это уже подвиг. Можно начать с уменьшения количества приемов пищи или привычного размера порции.
Таким образом, у желающего поститься есть целый спектр возможностей для постепенного научения этой форме аскетического делания.
8 марта по ст. ст.
Великий пост.
Прпп. Лазаря (1391) и Афанасия (XV) Мурманских, Олонецких. Иконы Божией Матери «Знамение» Курской.
Чтение в Великий пост
Книга, которую я настоятельно рекомендую на Великий пост – это Постная Триодь. Я сам стараюсь перечитывать ее, также имею возможность постоянно ее слышать, присутствуя на великопостных богослужениях в нашем монастыре.
На мой взгляд, это сокровищница и мыслей, и настроений, и чувств, равной которой нет. Вникая в ее тексты, которые или читаем, или слышим в храме, мы понимаем, что действительно, Великий пост – это весна души. Как растение, пробуждаясь, получает соки из оттаявшей земли, необходимый солнечный свет от весеннего солнышка, так и наша душа при чтении этой книги оживотворяется, буквально напитывается соками.
В душе расцветают прекрасные цветы: смирение, любовь – как к Богу, так и к ближнему. Просыпается молитвенный настрой.
Епископ Обуховский Иона (Черепанов)
9 марта по ст. ст.
Великий пост.
Сорок мучеников, в Севастийском озере мучившихся. Св. Кесария, брата свт. Григория Богослова. Прав. Тарасия. Албазинской иконы Божией Матери, именуемой «Слово плоть бысть».
В чем состоит предназначение Церкви?
Миссия Церкви – спасение (исцеление, обожение), именно этого и нужно искать в ней. Церковь спасает, исцеляет людей, соединяет их со Христом. Все остальное вторично.
Церковь не заменяет Бога, а дает полноту нашим отношениям с Ним. Для того, чтобы верующие достигали спасения, у Церкви есть все необходимые благодатные средства. Здесь за нас не решат все вопросы, здесь нам помогут встретиться, общаться с Богом. Поэтому популярный вопрос, как Церковь относится к чему-либо, имеет смысл только в плане жизни вечной.
10 марта по ст. ст.
Великий пост.
Прп. Анастасии патрикии. Новомч. Михаила Солунского.
Православная трапеза
Пельмени с кислой капустой
Для начинки: 400 г квашеной капусты, 5 луковиц, 100 г постного масла, щепоть перца.
Тесто замесить как на обычные пельмени, только без яиц и с добавлением тертого картофеля. Для фарша капусту хорошо отжать, добавить рубленый лук, перец, поджарить на масле.
Сформировать пельмени, варить как обычно.
11 марта по ст. ст.