Мировой педагогический опыт накопил огромное множество всевозможных систем воспитания, подчас просто взаимоисключающих друг друга. В них есть свои плюсы и минусы, но независимо от любой системы, каждый ребенок все же будет счастлив или несчастлив по-своему. Любому человеку, а особенно маленькому ребенку, больше всего нужна любовь, которая уже в самой себе заключает и несет педагогическую мудрость. Любящее сердце родителя всегда почувствует пользу или вред для своего малыша, поэтому задача данной книги не в том, чтобы навязывать очередную систему, пусть и православную, а лишь в общих чертах обрисовать наиболее распространенные «болевые точки» общения и оказать посильную методическую помощь в организации некоторых воспитательно-образовательных процессов.
Всем нам так или иначе приходится общаться с детьми. Одни не придают этому особого значения, а другие, напротив, утверждают, что общение с ними – настоящее искусство. Детей невозможно разделить на расы, национальности и вероисповедания, потому что все дети похожи по своей сути. Их внутренний мир органически не принимает взрослой чванливости, ханжества, злости и лжи. По Божьей милости этому в их сердце вход воспрещен. Поэтому, общаясь, постарайтесь и сами быть немного детьми. Не притворяйтесь, а попробуйте посмотреть на вещи просто и естественно, удивляясь им, словно видите впервые, тогда, возможно, ваш взгляд уловит то, что видит ребенок – и вы поймете друг друга. Это очень важно. Ведь наше дело – создать благоприятные условия, атмосферу, которые помогли бы ребенку выразить себя, развить лучшее, успешнее познавать и осваивать мир. Наше дело – уметь ответить на его пытливые, порою даже каверзные вопросы и не мешать ему жить по особым внутренним ритмам, не ускорять и не замедлять их своими взрослыми установками.
Существует педагогическая аксиома, утверждающая, что самые прочные знания – это те, которые человек добыл сам, а самый важный опыт – собственный. Вот поэтому все избыточное, насильственное, искусственно вколачиваемое в ребенка, как говорится, «в одно ухо влетит, а в другое – вылетит». Если же вы будете добрым и скромным соучастником его познавательного процесса, то естество ребенка, как цветок, раскроет весь свой творческий потенциал, и он сможет полно и гармонично усвоить все полезное и необходимое, будь то истины православного вероучения или предметные знания. Примечательны слова Г. Лорки о самобытном мире ребенка: «Стоит лишь понаблюдать за его первыми играми, пока он не испорчен рассудочностью, чтобы увидеть, какая красота одухотворяет их, какая идеальная простота, и какие таинственные отношения… обнаруживаются при этом между простыми вещами. Из пуговицы, катушки ниток и пяти пальцев своей руки ребенок строит трудный мир, пересеченный небывалыми резонансами, которые поют и волнующе сталкиваются среди светлой радости, не поддающейся анализу. Ребенок знает гораздо больше, чем мы думаем… В своей невинности он мудр и лучше нас понимает несказанную тайну поэтической сути».
Подтверждением этому служат детские стихи, их очень много, приведу лишь несколько:
Мы пошли в лес за грибами
И лисички там нашли —
Долго ползали, искали,
И домой их принесли.
А сегодня мне приснилась
Настоящая лиса…
Я играла с ней, резвилась
И в корзиночке несла.
Принесла лису я маме,
Мама рассмеялась
И тихонечко сказала:
«Как я испугалась!»
Вот еще одно трогательное стихотворение маленького философа:
Наша жизнь не так проста.
Мы веселимся и играем,
Но когда постареем —
Прощай! Да-да, прощай!
Прощай, мой дом!
Прощай-прощай, мой друг!
Дай Бог, чтобы свет и чистота, отраженные в этих строках, никогда не исчезли. Читая эти замечательные, талантливые стихи, понимаешь, как дети близки к Богу. То, что у взрослого идет через разум, у ребенка живо в сердце, и «поверять алгеброй гармонию» ему пока не требуется. Но дальнейшая его жизнь, духовный рост, развитие дарований и путь к Богу во многом определяется нашим участием, родительским трудом и личным влиянием.
Первые 3 года ребенок живет впечатлениями, которые с полным правом можно назвать основополагающими для всей его будущей жизни. Потому так важно с самых ранних лет окружить его добром и лаской, подносить чаще к иконам, причащать Святых Христовых Тайн, которые будут питать его Благодатными Силами, исправляя и помогая в том, что незримо и неподвластно человеку. «Кто воспитан религиозно под влиянием Слова Божия и Церкви, тот будет почтительным сыном, полезным членом общества, дорогим другом, усердным работником и пр.; потому что он жизнь свою основал не на зыбучем песке изменчивых правил и учений, а на недвижимом камне – Христе. Устоит такой человек во время жизненных крушений, бедствий, испытаний». Из этих слов следует, что в наш век всеобщих нервно-психических расстройств ребенка надо спасать не через обращение к психологам, психиатрам и экстрасенсам, а через участие в церковных Таинствах!
С развитием сознания при каждом удобном случае (на прогулках, в беседах, при чтении книг) надо объяснять малышу свойства Божьего вездеприсутствия, всеведения (тайного и явного) и внушать ему, что за плохое Бог наказывает, а за хорошее, доброе – награждает. Так постепенно закладывается основа основ: страх Божий и послушание.
Когда вы видите, что ребенок уже способен воспринимать более сложные понятия о Боге, можно начать знакомить его с содержанием заповедей Божиих (в Законе Божием), в доступной для него форме, детским языком и кратко приводить примеры из Священной Истории и житий святых. Потом уже можно дополнять это чтением сказок, стихов, былин и т.д.
Родителям надо стараться не раздражать своих детей, деликатно поощряя за хорошее и осторожно вразумляя за провинности. Телесные наказания должны быть мерой исключительной, с пояснением, что они справедливы (надо помнить о повышенном чувстве справедливости у детей, надо бояться потерять их доверие).
Говоря о внутреннем духовном устроении ребенка, его интеллектуальном развитии, нельзя упускать из виду и труда телесного, так как это одна из основных составляющих духовного здоровья личности. Не приучайте ребенка к потребительству, иждивенчеству, изнеженности и праздности, позвольте ему оказывать посильную помощь в домашних делах, даже если это будет не так «качественно», как вам бы того хотелось; пусть он не видит ваших переделок и недовольства. Замечательно сказал святой Исаак Сирин: «Когда желаешь сердцем своим приблизиться к Богу, докажи Ему прежде любовь свою телесными трудами. В них полагается начало жития».
Эти основные положения, отфильтрованные православной педагогикой, подобны легендарным трем китам, на которых зиждется все остальное строение будущей личности. Вот что говорится в одном церковном предании и что необходимо всем нам от колыбели до погоста.
У одного старца спросили:
– Есть у вас рецепт от греха?
– Есть, – ответил старец, – вот он: нарой корней послушания, собери корней душевной чистоты, нарви листьев терпения, собери плодов нелицемерия, не упивайся вином прелюбодеяния, все это иссуши постом воздержания, разведи огонь Божественной любви и обложи его дровами трудолюбия. Вложи в кастрюлю добрых дел, добавь слезы покаяния, посоли солью братолюбия, добавь щедрот милостыни; во все это положи порошок смирения и коленопреклонения; принимай по три ложки в день страха Божия, одевайся в одежду праведности, не входи в пустословие, а то простудишься и заболеешь грехом опять.
Говоря о воспитании, родителям обязательно надо знать и помнить, что именно они являются зерцалом для своих детей, и поэтому все необходимо начинать с себя самих. У известного православного педагога Н.Е. Пестова есть несколько замечательно точных правил, почерпнутых им из многовекового святоотеческого опыта. Вот они:
1. Без крайней необходимости нельзя никогда отменять своих распоряжений и приказаний.
2. Распоряжения должны быть точно выражены и сказаны категорически.
3. Выполнение приказания следует требовать немедленно и приучать детей слушаться с первого слова.
4. Родителям важно всегда взаимно поддерживать у детей свой авторитет. Для этого у них должно быть полное согласие между собой. Один из родителей не может отменять распоряжений другого, не спорить об этом при детях. Амвросий Оптинский так писал: «Никак не спорьте о своих разных взглядах при детях».
5. Не оставлять без наказания ослушания, усиливая наказание при повторном ослушании.
6. Не изменять требований, разрешая сегодня то, что было запрещено вчера.
7. Не командовать постоянно детьми и не давать им слишком частых приказаний, иначе будет притупляться послушание.
8. Не требовать от детей чего-либо слишком трудного для исполнения или несправедливого в каком-либо отношении.
9. Не позволять детям фамильярного к себе отношения. Любовь, ласка и нежность должны сочетаться с требованием полного к себе уважения и почтения. Нельзя позволять детям трепать себя за волосы или уши и ударять даже в шутку.
10. Самим родителям давать пример послушания друг другу.
Существует лишь одно исключение из этих правил, допускающее ослушание, – когда требование не согласуется с духом учения Христа, ибо должно повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деян. 5, 29). Во всем остальном исполнение их помогает верующим, любящим и заботливым родителям благополучно растить дитя, умело окормляя его в бурном житейском море.