Вступительное слово

Одно из самых сложных и ответственных дел в жизни – воспитание ребенка. Еще более сложная задача – созидание веры в душе этого ребенка, растущего в современном агрессивном мире с его установками на так называемые свободные нравы, а чаще и вовсе на безнравственность. Как удержать, уберечь его хрупкое сознание от тьмы страшных губительных соблазнов, как дать самую надежную опору в жизни, которой, отнюдь, не являются богатство и власть? На это сказано: Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие (Еф. 6, 14-17).

С рождения ребенок постепенно учится: ползать, ходить, действовать, говорить, иными словами – восходит от силы в силу. Параллельно этому должно происходить и духовное возрастание, должны закладываться духовные ценности – православные добродетели. Если внимательно относиться к развитию сознания ребенка, то можно использовать любой момент в игре, в наблюдении, общении, чтобы формировать в характере, уме, душе и сердце ребенка доброту, послушание, скромность, терпение, внимание, дружелюбие и самое главное – любовь. Не только педагоги, но и святые отцы-просветители советовали читать ребенку сказки, рассказы, стихи, делающие его сердце милосердным, добрым, чистым, горячим. Сам Христос говорил: Сын мой! отдай сердце твое Мне (Притч. 23, 26). И именно такое сердце ждет Бог от создания своего – человека. Нет большего чаяния для верующего, как быть Богоугодным и таким вырастить своего ребенка. В православной педагогике существует догмат, который утверждает, что религиозно влиять на детей может только тот, кто сам живет религиозной жизнью.

Душа человеческая – «по природе христианка», и поэтому дети так открыты, так отзывчивы на все доброе и прекрасное, и сердце их способно воспринять значительно больше, чем считают их родители. О некоторых духовных дарах сказано, что Бог утаил от мудрых и разумных, и открыл то младенцам (Мф. 11, 25). Поэтому столь важен ранний возраст ребенка, «когда поле его сердца легко обрабатывать»

(св. Иоанн Златоуст). Если книгу эту держит в руках верующий человек, то ему не надо доказывать, что цель воспитания, как и всей жизни, – в Богоуподоблении, в приуготовлении души к жизни вечной, к Царствию Небесному, ко встрече с Творцом, которому Церковь святая поет: Ты моя крепость, Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог, Ты мое радование (4-я песнь воскресного канона, 8 гл.). Ибо Бог для нас – «все», мы же без него – «ничто».


Загрузка...