Известно, что в зависимости от определенных условий жизни, характеров родителей, их духовного и интеллектуального уровней в каждой семье образуется своеобразная среда и специфическая система воспитания, и ребенок пожинает ее плоды. Тема эта известная и любимая психологами, педагогами, врачами… Мы же постараемся взглянуть на нее с духовной точки зрения.
Со времен патриархального устроения семьи, где отец являлся непререкаемым авторитетом, а мать сердцем семейного организма, многое кардинально изменилось. В современном урбанистическом мире важные аспекты семейного устроения поменяли свои знаки. К сожалению, борьба за «раскрепощение» женщины возымела свои результаты. Больно видеть материнство в образе «продвинутых» мамаш с младенцем в одной руке, банкой пива в другой и сигаретой в зубах. Но порча семьи началась даже не с сигареты. Женщина стала в большинстве случаев образованной, уверенной в себе, деловой и перевела на себя роль главы семьи со всеми ее титулами и атрибутами. Она уже порой позволяет себе самовольно принимать решения за всю семью и зачастую считает даже дурным тоном хотя бы посоветоваться прежде с мужем, она может даже уничижительно обращаться с ним в присутствии ребенка, а хуже этого трудно что-либо сделать для разрушения и искажения системы ценностей и координат в развивающимся сознании ребенка. Ему во взрослой жизни будет не только очень сложно жить в своей собственной семье, но даже и создать ее – это уже прискорбный факт сегодняшней жизни.
Ясный разум, великая преобразующая сила, чуткое сердце и особое духовное устроение женщин содержат в себе не только энергетический потенциал всей семьи, но и потенциал здорового развития общества в целом. Потому-то у женщины особое предназначение, но и спрос с нее будет особый. Все, что сейчас сделали с Женщиной, с Матерью, с Женой, которая «да убоится своего мужа», – это плоды богоборчества, горькие плоды разрушения премудрого устроения нашей жизни Богом, ведущие всех ко спасению. Жестокая борьба за место под солнцем выкрала у женщины ее главное достоинство и основную силу – ее слабость, нежность, кротость. Глобально насаждаемый культ удовольствий вместе с «лишней» одеждой сбросил с женщины стыд, скромность, честь, порядочность. Подобные нормы поведения не могут не создать серьезных перекосов в моральных нормах и у детей (по словам святых отцов, распущенность родителей, утрата ими благочестия серьезно отражается на физическом и психическом здоровье детей).
В христианстве отношение к женщине всегда было особым. В основе этого отношения – почитание святости материнства, домашнего очага, семейной любви.
Церковь, говоря, что жена должна повиноваться мужу, как она (Церковь) повинуется Христу, не призывает мужчину к деспотизму, а женщину к уничижению, наоборот, накладывает на мужчину ответственность за семью, отдает ему первенство в любви и заботе.
Пусть женщина занимается бизнесом, политикой, искусством, наукой, пусть развивает Богом данные ей таланты, только при этом не забывает, что основное ее предназначение не в том, чтобы «догнать и перегнать» мужчину, а в том, чтобы быть ему любящей супругой, терпеливой помощницей, верным другом и заботливой матерью. Как писал Н.Е. Пестов, по установленному для человечества Богом закону, муж – это питатель семьи и поэтому не может все свое время проводить в семье. Но мать должна принадлежать семье и детям. В их воспитании, в заботе о семье заключается ее долг перед Богом, государством, обществом и мужем.
Хотим мы того или не хотим, но мир Божий существует по строгим и неумолимым законам. Так, грехи родителей, как и добродетели, генетически передаются детям, и те, будучи невинны сами, страдают по вине своих родителей и предков, искупая их согрешения. От этого зависит сложность человеческих судеб, их замысловатые переплетения, таланты, пороки, врожденные болезни, рождение и смерть. Люди же, по неверию своему, ищут причины своих бед и болезней отнюдь не в духовной сфере, и, естественно, средства исцеления применяют не те, которые устраняют первоисточник. Например, обращаются к колдунам и экстрасенсам, перечнем услуг которых пестрят рекламные газеты. Если бы современный, образованный человек верил и понимал, что все ему дается Богом во благо и для спасения души! Что он, крестившись, освобождается от последствий первородного греха; исповедуясь и причащаясь Святых Христовых Тайн – исцеляет душу и тело; молитвенно взывая о помощи, стараясь исполнить нравственный закон, соблюсти чистоту помыслов и поступков – стяжает великую Божественную Силу Благодати! В этом ясность и сложность человеческой жизни, открытый для всех путь ко спасению и грядущая ответственность на Страшном Суде.
От обращения к Богу, от искреннего покаяния и молитвы происходят чудеса – и естество человека, и душа, и сердце преображаются, кардинально изменяя всю его последующую жизнь и жизнь его детей. Так неразрывно и незримо связаны человеческие судьбы, а особенно родственные. Родителям нужно помнить слова святителя Феофана Затворника: «Воспитание из всех святых дел – самое святое», а нерадение о детях – «больший из всех грехов», как говорил святитель Иоанн Златоуст.
Современная жизнь кипит от всевозможных искушений, и князь мира сего каждый день собирает свой страшный улов. Хотим ли мы быть в его сетях и отдать на погибель своих детей? Православному человеку, будь он взрослый или ребенок, высокопоставленный сановник или простой рабочий, постоянно приходится «плыть против течения», сопротивляясь зову безбожной цивилизации, стадному чувству и окружающей глобальной демонизации. Как писал игумен Троице-Сергиевой Лавры Виссарион:
Неспокойные выпали годы:
Торжествуют обман и вражда…
Ко Христу обратитесь, народы,
Ибо близится время Суда!..
Именно поэтому так важно в век вседозволенности применять ограничения, культу роскоши противопоставить умеренность, грубости и хамству – терпение и мудрость, распущенности – скромность, физической агрессии и злу – силу духовную.
Массовое растление, почти ставшее нормой жизни, постепенно деформировало границы морали настолько, что элементарная порядочность воспринимается большинством, особенно молодежью, смешной и нелепой. Мерзкие личины зла скрылись под внешне благопристойными масками, обольщая и грубо обманывая не только духовно непросвещенных, но подчас и глубоко верующих людей. Сколь узок и тесен должен быть сейчас путь ко спасению… Если сами родители не смогут научиться различать позволительное от запретного, законное от беззакония, правду от лжи, добро от зла, то как же трудно будет это делать их детям. «Прошу вас и умоляю, возлюбленные, – писал святитель Иоанн Златоуст, – будем иметь большое попечение о наших детях и всячески заботиться о спасении их души. Ведь если благочестие отсутствует, то и те сокровища, какие есть, погибают с опасностью и крайним позором; если же благочестие налицо, то и те сокровища, каких нет – приходят».
По современным понятиям, благополучие обязательно включает в себя материальный достаток, положение в обществе, известность, славу и тому подобное. Дети из таких «благополучных» семей, как правило, «хорошо укомплектованы», нередко получают престижное образование, периодически пополняя ряды яппи, или «золотой молодежи». Само по себе это не является отрицательным, ведь многие святые угодники Божии были знатного рода, богаты и занимали высокое иерархическое положение. Но при этом они служили Господу, труждались на благо людям, имея великую «нищету духовную». Как «не оскудеет рука дающего», так не иссякнет за это и щедрое воздаяние Божие. Но, увы, сколь часто достаток просто «затмевает» человека, камнем на шее висит, не давая душе подняться над «суетою сует» и преходящим тленом этого мира. Ненасытность и пустота тихо и страшно разрушают личность, ее жизнь, ощущение счастья и радости сердечной. Как ущербны и сиротливы бывают дети в подобных семьях, где они брошены на гувернера, компьютер, телевизор или, в лучшем случае, на бабушку! Не будем сейчас останавливаться на компьютерных играх, когда детей по беспечности родителей «подсаживают» на виртуальный наркотик, который не только разрушает психику, провоцирует развитие умственной отсталости, но, самое страшное, – губит душу ребенка, напитывая ее жестокостью, цинизмом, подменяя совесть иллюзиями. Бесконечно занятые родители, увлеченные своей жизнью и своими ценностями, постепенно утрачивают единение с ребенком, а отношения с ним нередко приобретают характер спонтанный и нервозный. Естественно, что последствиями этого могут стать отчуждение, замкнутость и целый ряд скрытых комплексов, грозящих в зрелом возрасте проблемами и в социальной, и в личной жизни. У ребенка накопится такая обида, которая не искупится ни «приступами» родительской нежности, ни дорогими подарками. Об этом пророчески писал И.А. Крылов:
… К родителям в них непочтенье
И нелюбовь – всегда порок;
Но если выросли они в разлуке с вами
И вы их вверили наемничьим рукам, —
Не вы ли виноваты сами,
Что в старости от них утехи мало вам?
Тема, которой мы коснемся в этом разделе, может показаться очень неоднозначной, потому что «свет в окне», как некоторые называют своего ребенка, порою оборачивается неким помрачением для родителей. До беспамятства любящие, во всем потакающие, угождающие и услаждающие, осыпающие сластями, вещами и игрушками, родители постепенно превращают своего ребенка в подобие идола, которого не столько любят, сколько поклоняются ему, тем самым обрекая на скорое пресыщение, ханжество, парадоксальную для раннего возраста скуку, жадность, капризы или откровенную жестокость. Когда есть значительно больше того, что необходимо, материальные блага загромождают путь духовного развития. И если все позволительно, то как сложно вынести ребенку этот тяжкий груз, не став изувером (об этом очень больно говорить, но это подтверждается множеством примеров из современных исследований социологов, психологов и педагогов). Нежная душа ребенка родительскими руками покрывается такой грубой и толстой корой, что только сильные потрясения в будущем способны ее очистить. Бог хочет спасти душу каждого человека, а это значит, что родители, устраивая ребенку «безоблачное», по их понятиям, детство, тем самым уже приуготовляют ему «очистительные страдания» во взрослой жизни.
Какою зыбкою иногда бывает грань между любовью истинною и любовью эгоистичной, развлекающей, услаждающей родительское тщеславие и гордыню. Ведь зачастую даже небольшие трудности или неудачи ребенка вызывают раздражение, гнев и даже родительскую неприязнь. Родителям не хочется признавать, что не всегда ребенок может быть «правильным» и «первым среди равных». Вину за его ошибки и слабости в подобных случаях они зачастую приписывают другим. Поэтому пример родительской терпимости к естественным человеческим слабостям (своим и чужим) поможет и ребенку в будущем избежать многих духовных язв.
Другой вид любви – любовь истинная, жертвенная, та, которая «не ищет своего». Эта любовь терпит немощи других, окружая их мудрой заботой, постоянным вниманием, лаской, нежностью, но, когда надо, со всею строгостью может взыскать и наказать. Главное заключается в том, что истинная родительская любовь все устраивает и направляет к развитию и спасению души ребенка, а не только его тела и ума.
Еще в Ветхом Завете было заповедано: Учи сына твоего и трудись над ним, чтобы не иметь тебе огорчения от непристойных поступков его (Сир. 30, 13). Греховные наклонности и страсти в детской душе развиваются значительно быстрее и охотнее, чем во взрослой. И как бы вы ни обожали своего ребенка, пусть у него во всем будут границы дозволенного, начатки моральных устоев; пусть в вашем доме существует система посильной трудовой повинности, ответственности и справедливое наказание за непослушание.
Священник Александр Ельчанинов пишет: «Почему важно торопиться наполнить сердце и ум ребенка светом и добром с самого раннего возраста? В детстве – сила доверия, простота, мягкость, способность к умилению, к состраданию, сила воображения, отсутствие жестокости и окаменелости. Это именно та почва, в которой посеянное дает урожай в 30, 60 и 100 крат. Потом, когда уже окаменеет, очерствеет душа, воспринятое в детстве может снова очистить, спасти человека. Оттого так важно держать детей ближе к Церкви, это напитает их на всю жизнь».
И тогда, возможно, став уже взрослым человеком, ваш ребенок будет не далеким «светом в окне», а истинной радостью сердца и достойным утешением вашей старости.
Простота сердечная, естественность и доброта всегда сопутствовали святым, а для православных людей и поныне служат высокими идеалами. К ним мы стремимся для обретения и сохранения чистоты веры. Если внешнюю грязь мы видим и обоняем, то внутреннюю, духовную, порою, очень сложно обнаружить, потому что видеть себя в истинном свете не каждый человек имеет силы и желание. Как-то одного старца спросили о том, какой грех самый опасный, и он ответил, что самый опасный грех – самый любимый. Это и есть тайная нечистота, с которой нам удобно и приятно жить.
Некоторые, считая себя людьми воцерковленными, любят, особенно в храме, делать другим замечания, чем нередко отталкивают их от Церкви, усердствуют в наставлениях, беря на себя роль проповедника, но иногда, вместо нужной поддержки, с ужасом отшатываются и истово открещиваются от того, в ком узрят «соринку в глазу». Вид их благочестия настолько безукоризнен внешне, что и «комар носа не подточит». Но попробуйте им неосторожно «наступить на больную мозоль», как многое тайное станет явным.
Подобные человеческие хитросплетения очень хорошо видят и рассекречивают дети. Им, конечно же, больно и противно обнаруживать ложь в любимых людях, это ранит и ломает их нежную ранимую душу. Но страшнее и опаснее, когда ребенок не понимает эти лукавые игры и постепенно перенимает стиль, методы и приемы своих «учителей», бессознательно вживаясь в роль лицедея.
Ни один нормальный человек, а тем более христианин, добровольно и сознательно не пожелает такой печальной участи ни себе, ни другому. А старые мудрые люди, сочувствуя, смиряясь и прощая, говорят: «Бог с ними… Жизнь исправит». Но как?! И успеется ли?
А мы так много в сердце носим
Вседневной лжи, лукавой тьмы —
И никогда себя не спросим:
О люди! Христиане ль мы?
Творя условные обряды,
Мы вдруг, за несколько монет,
Ото всего отречься рады,
Зане в нас убежденья нет, —
И там, где правда просит дани
Во славу Божьего Креста,
У нас язык прилип к гортани
И сжаты хитрые уста.