Проблема изучения сложных объектов или систем, например, социальных систем, заключается в отсутствии единой универсальной методологии, объединяющей методы исследования в различных специальных науках, на основании которых можно описать сложные системы математическим языком. В. Н. Садовский отмечает, что «сформулированные до настоящего времени подходы к построению общей теории систем (Л. фон Берталанфи, М. Месаровича, Дж. Клира, А. И. Уемова, Ю. А. Урманцева и ряда других исследователей) сталкиваются с принципиальной трудностью определения статуса этой теории и характера ее утверждений» [61, С. 12]. «Совершенно очевидно, что разработка проблем общей теории систем и системного подхода неразрывно связана с философским анализом системных методов исследования, выявлением их философского смысла и значения» [84, С. 11].
Для понимания общих положений теории сложных систем предлагаю ознакомиться с мнением профессора Ю. А. Куперина из Санкт-Петербургского государственного университета. Он наиболее точно обобщил проблематику теории и сформулировал выводы, которые нам будут полезны. Куперин считает, что «большинство естественных наук (физика – в первую очередь) и некоторые из гуманитарных (экономика, социология, психология) разработали концепции и методы для каждого из иерархических уровней, но не обладают универсальными подходами для описания происходящего между этими уровнями иерархии. Нестыковка иерархических уровней различных наук – одно из главных препятствий для развития истинной междисциплинарной (синтеза различных наук) и достижения цели построения целостной картины мира» [42]. Таким объединяющим фактором между науками, по мнению профессора Куперина, может стать теория сложных систем, которую он называет «одной из удачных попыток построения такого синтеза на основе универсальных подходов и новой методологии». Учитывая, что само название термина «сложные системы» имеет разные интерпретации, такие как «общая теория систем», «теория сложности», «теория сложных систем», то можно сделать вывод, что в целом данное направление науки находится в начальной стадии развития, что как нельзя лучше отражено в фразе П. Бака о том, что «теория сложности не может объяснить все обо всем, но что-то обо всем может». Попробуем использовать это «что-то» как возможно полезное, что будет необходимо в дальнейшем использовать в нашем исследовании.
Профессор Куперин Ю. А. охарактеризовал теорию сложности по характерным чертам тех систем и типов динамики, которые являются предметом ее изучения. «Эти черты (повторяющиеся у различных авторов в различных сочетаниях) таковы:
Нестабильность: сложные системы стремятся иметь много возможных мод поведения, между которыми они блуждают в результате малых изменений параметров, управляющих динамикой.
Неприводимость: сложные системы выступают как целое и не могут быть изучены разбиением их на части, которые рассматриваются изолированно. То есть поведение системы определяется взаимодействием частей, но редукция системы к ее частям разрушает большинство аспектов, привносящих в систему индивидуальность.
Адаптивность: сложные системы часто состоят из множества агентов, которые принимают решения и действуют, исходя из частичной информации о системе в целом и ее окружении. Более того, эти агенты в состоянии изменять правила своего поведения на основе такой частичной информации. Если коротко, то сложные системы обладают способностью извлекать скрытые закономерности из неполной информации, обучаться на этих закономерностях и изменять свое поведение на основе новой поступающей информации.
Эмерджентность (от существующего к возникающему у И. Пригожина): сложные системы продуцируют неожиданное поведение; фактически они продуцируют паттерны25 и свойства, которые невозможно предсказать на основе знания свойств их частей, рассматриваемых изолированно» [42].
Эти характерные черты сложности, базирующиеся на линейной дуальной логике, системно отражают стремление сложных систем к хаосу, чем к стабильному поведению, что входит в противоречие с нашими ранее установленными и обоснованными выводами [§3.1–3.2], что человек представляет фрактальную структуру, имеет с природой и мирозданием общие признаки подобия, значит, человеческое общество способно и может развиваться в гармонии с природой по законам природных фракталов.
Следует отметить, что окружающий нас мир – природа, космос, – несмотря на огромную сложность своей структуры, многообразие материальных и нематериальных структур относительно периода времени существования человеческой цивилизации, существует как самоорганизованная и саморазвивающаяся сложная система. Илья Пригожин отмечает, что шаблоны поведения сложных систем невозможно предсказать, основываясь на знаниях свойств их частей, что справедливо и, относится, прежде всего, к выбору методик и способов исследования, а не выводов и заключений, ставших основой развития теории хаоса в сложных диссипативных системах, к которым, прежде всего, относятся социальные системы [57, 74].
Из некоторых выводов общей теории систем человеческий мозг, Вселенная и социум являются сложными системами, которые невозможно описать математически в силу отсутствия необходимой и достаточной информации. Люди как компоненты систем обладают множеством свойств и состояний, определить которые в настоящее время наука не в состоянии.
Характеристики сложных систем – эмерджентность, непроводимость и неопределенность – не учитывают признаки фрактальной природы человека и мироздания, следовательно, цели построения «новой научной картины мира» или выработка «нового диалога человека с Природой» (Илья Пригожин) без учета знаний законов природных фрактальных систем и разработки методов изучения социальных систем достичь будет невозможно.
Для дальнейшего исследования необходимо дать некоторые определения и понятия, принятые в теории сложных систем, которые, возможно, будут применяться26 к социальным системам.
«Система – комплекс элементов, находящихся во взаимодействии и представляющий собой целостность.
Подсистема – часть системы с некоторыми связями и отношениями. Любая система состоит из подсистем, подсистема любой системы может быть рассмотрена как система.
Надсистема – более крупная система, частью которой рассматривается система. В простых системах надсистемой можно считать, компоненты, управляющие системой.
Системный подход – это совокупность методов и средств, позволяющих исследовать объект в целом, рассматривая его как систему со сложными взаимосвязями» [94].
На первых этапах системного анализа важно уметь отделить (или ограничить, как предлагают называть первый этап исследователи систем, чтобы точнее его определить) систему от среды или надсистемы, с которой взаимодействует система. Иногда даже определения системы, применяющиеся на начальных этапах исследования, базируются на отделении (изоляции) системы от среды.
Другим способом выделения системы из среды является ее описание через входы и выходы (связи), посредством которых система общается со средой. В кибернетике и теории систем такое представление системы называют черным ящиком. На этой модели базировалось начальное определение системы У. Р. Эшби. Сложное взаимодействие системы с ее окружением отражено в определении В. Н. Садовского и Э. Г. Юдина:
«…2) она образует особое единство со средой; 3) как правило, любая исследуемая система представляет собой элемент системы более высокого порядка; 4) элементы любой исследуемой системы, в свою очередь, обычно выступают как системы более низкого порядка», входящее в любое определение системы и обеспечивающее возникновение и сохранение ее целостных свойств.
Это понятие одновременно характеризует как строение (статику и равновесия), так и функционирование (динамику и балансы) системы. Так, Л. фон Берталанфи определял систему как «комплекс взаимодействующих компонентов» или как «совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом и со средой».
Ранее отмечали, что без учета понимания фрактальности структуры человека и природы рассматривать социальные системы бесперспективно, поэтому в следующем параграфе «Ноосферные системы» для формирования метода исследования постараемся дать свое обоснованное понимание фрактальной структуры человека и человеческого общества в рамках неаристотелевой воображаемой логики Васильева. Данные подходы позволят выйти за рамки распространенных научных методов, с нашей позиции ограниченных пределами фактов, а потому неэффективных для изучения философской категории сущности, к которым с нашей позиции относится человек и в целом человеческое общество.
Для формирования метода исследования считаю важным рассматривать человека не только как общественное существо, обладающее разумом и сознанием, а следовать концепции сотворения мироздания Платона-Сократа, расширить наши представления и считать человека сложной мультифрактальной системой, являющейся микромиром относительно макромира своих материнских мультифрактальных систем (душа, дух, Бог). Учитывая неоспоримый факт, что человек ограничен сроком своей жизни, то можно предположить, что человеческое тело – материя – есть величина переменная, а его сознание – величина постоянная, неизменная (в трактовке Лейбница – монада). Из данного представления следует, что человек должен иметь причину своего существования, следовательно, цель и смыслы жизни, которые заданы материнской МФС сущностей до его рождения. Эта логика исходит из самого принципа построения фрактальных, то есть бесконечных самоподобных систем.
Предположим, что алгоритмы формирования структуры тела человека уже заданы материнской МФС сущностей, то есть созданы условия формирования его структуры, выстроены связи, позволяющие дочерней системе (человеку) развиваться по принципам самоподобия, то есть самоорганизованно, взаимодействуя со средой и друг с другом. Именно принципы самоорганизации и подобия позволяют человеку следовать цели и раскрывать смыслы своей жизни по мере развития, сохраняя свою социальность и идентичность. Если предположить, что это не так, то возникает затруднение, заключенное в том, что если человечество развивается подобно, в данном случае развитие идет по негативному сценарию, то есть стримится к хаосу, то почему мы не наблюдаем подобных системных разрушительных процессов в макросистемах Космоса и в биотических системах на Земле?
Исходя из концепции самоподобия, следует считать, что развитие человека задается универсальными законами мироздания, по которым развиваются любые мультифрактальные системы в тождестве нематериальных и материальных миров. Учитывая, что сознание мы отнесли к постоянной, а тело как объект – к переменной, то есть конечной форме, то для формирования метода исследования следует рассматривать мышление человека, его чувства, ощущения, интуицию как проявление сознания, основными инструментами, позволяющими человеку осознавать причину своего существования, создавать идеи, замыслы, формировать, образовывать связи в среде систем и друг с другом, достигая поставленных целей.
В представленной логике рассуждений формирование структуры общества и его развитие подчинено универсальным законам мироздания и, посредством мышления людей, их способностей осмысливать, чувствовать и ощущать этот мир в природной среде биосферы подобно и самоорганизовано. Такая логика рассуждений задает ориентиры для определения способа исследования, основанного на фрактальных принципах подобия человека, его мышления, чувств, ощущений. Заключается в понимании первичности субстрата (энергий), структуры, связей, созданных материнской МФС сущностей. Другими словами, человек создан как фрактальное целостное вложение и обладает материальной структурой тела, разумом, способным преобразовывать n-мерные энергии в идеи, осознавать и реализовывать поставленные материнской МФС сущностей стратегические цели.
В нашем представлении человека раскрываются причины его существования, которые определены ему и должны быть в течение жизни осознаны через данные ему инструменты – мышление, чувства, ощущения. Подобная интерпретация платоновских идей о структуре мироздания позволяет выйти за рамки дуальной логики и в более широком метафизическом (невидимом) аспекте для науки представить структуру человека и человеческого общества. Соответственно, представляя общую картину мироздания, мы, учитывая принципы подобия, можем уменьшить масштаб рассмотрения в рамках планеты Земля, взять за основу фрактальный принцип построения структуры человеческого общества (государства, системы, подсистемы) как целостной самоподобной части мира сущностей, выявить признаки подобия в построении организационных структур общества, развития общества в социальных системах микромира Земли. Это позволяет рассмотреть исторический аспект развития общества, выявить признаки и закономерности процессов развития, то есть идти от общего к частному, соблюдая в логике суждений принцип достаточного основания наших суждений.
Мы не считаем необходимым рассматривать популярную модель современного общества, выстроенную в рамке «кредиты – производство – потребитель». Подобные модели широко распространены и с нашей точки зрения неэффективны, так как они не рассматривают и не объясняют причины существования человеческого общества и его взаимодействие с природой, не дают ответов на вопросы «трудного положения человечества» [50], не рассматривают метафизическую сложность человека, а потому не имеют способов разрешения проблемы «роста в конечной системе» [126, С. 10].
Исходя из сказанного, нам потребуется ввести ряд характеристик систем, которые соответствуют сложности восприятия структуры человека как фрактального вложения материнской МФС (макромира) сущностей в качестве основного элемента ноосферных систем микромира Земли. Наиболее подходящим названием, который отвечает требованиям сложности структуры человека, является термин ноосферы – сферы разума как n-мерного пространства, где предположительно существуют материнские мультифрактальные системы сущностей, частью которых являются люди. В данной интерпретации структуры мироздания Платона-Сократа социальные системы микромира Земли относительно макромира МФС сущностей, учитывая их фрактальную структуру, следует воспринимать как ноосферные системы, образующие дополнительные связи с макромиром сущностей.
Для раскрытия термина «ноосферные системы» предлагаем обратиться к определению сложных систем в качестве базовых положений представления системы. Учитывая, что в теории сложных систем нет устоявшегося и четко сформулированного общенаучного определения систем, то воспользуемся представлениями американского инженера, профессора Джея Форестера, участника проекта Римского клуба «Трудное положение человечества», создателя модели World 3. «Под сложными системами следует понимать многозвенные структуры большого порядка с нелинейной обратной связью. "Порядок" сложности системы определяется числом уравнений уровня (то есть интегралов или состояний) в описании системы» [105, С. 118].
Учитывая фрактальные принципы построения структуры человека, приведем определение Форестера к следующей версии. Ноосферные системы – это сложные мультифрактальные системы с многоуровневыми самоподобными структурами большого порядка, с обратными нелинейными связями, находящиеся в постоянном взаимодействии со средой, друг с другом и компонентами.
Термин «ноосферные системы» без ноосферных компонентов не имеет смыслов. Человека следует называть в системе ноосферным компонентом или далее компонентом биологических и социальных систем.
Сложность ноосферной системы определяется сложностью организационной структуры: количеством подсистем, уровней, звеньев, компонентов и образующихся в системе связей. В определении ноосферных систем нелинейная обратная связь выражена смыслами неопределенности поведения в непредсказуемых действиях подсистем [48], компонентов и в целом системы, возникающей при взаимодействии:
− системы со средой,
− компонентов системы со средой,
− компонентов среды с компонентами систем,
− компонентов системы друг с другом.
Учитывая множество возможных комбинаций, образующихся в системе связей при взаимодействии компонентов, для дальнейшего исследования важно определить свойства и состояние среды, систем и компонентов, изучить структуру, типы ноосферных систем, свойств и состояния среды систем, способности к самоорганизации и устойчивому развитию.
Для исследования ноосферных систем будем пользоваться методом Эшби, часто используемом в кибернетике и общей теории систем. То есть сосредоточимся на описании ее через входы и выходы, являющихся средством общения со средой. Данный метод в кибернетике позволяет изучать поведение систем, то есть их реакций на разнообразные внешние воздействия, и в тоже время абстрагироваться от их внутреннего устройства. Подобный способ изучения, позволяет рассматривать систему не как совокупность взаимосвязанных элементов, а как нечто целое, взаимодействующее со средой через свои входы и выходы. На вход системы подаются потоки вещества, энергии и информации. В качестве примера веществом могут служить материалы, запасные части, топливо, и т. д., средства, необходимые для производства чего-либо. Энергией является капитал системы, кредитные займы, инвестиции, компетенции, потенциал компонентов. Информация аккумулируется в системе: маркетинговых службах, в процессе переговоров, портфеле заказов, комплексе поставленных задач и их реализации.
Когда в систему попадает вещество, энергия, информация, система начинает преобразовывать энергию входа в энергию выхода, используя потенциал системы: трудовой ресурс, основные средства, средства производства, компетенции. При благоприятных условиях на выходе системы образуется вещество, которое поступает в среду. Реализация вещества преобразуется в энергию, часть которой поступает в среду, большая часть преобразуется в энергию входа; цикл воспроизводства энергии завершен. Если преобразование входной энергии идет с увеличением энергии выхода, происходит развитие системы. Если меньше, система переходит в неустойчивое состояние. Уровень потерь в системе характеризует ее эффективность.
При рассмотрении человеческой цивилизации как ноосферной системы, необходимо выделить её из среды биосферы как неотъемлемую целостную часть. Государства стоит рассматривать как целостные части человеческой цивилизации, а государственные и частные системы – как целостные подсистемы государства.
Можно обобщенно выделить следующие типы ноосферных систем:
1. Государство – это ноосферная система с выделенной средой для создания условий развития и взаимодействия систем, подсистем и ноосферных компонентов.
Государство подходит под определение ноосферных систем, но имеет ряд функций и подсистем, которые принципиально отличаются по назначению от других ноосферных систем, и в тоже время в той или иной степени структурно подобны друг другу.
Выделим шесть основных отличительных функций государства, рассматриваемых нами в рамках, представленных У. Эшби:
1.1 Создание благоприятных условий среды для воспроизводства и устойчивого развития ноосферных систем и компонентов.
1.2 Создание условий жизнеобеспечения систем и компонентов, их доступа к энергии, веществу и информации.
1.3 Создание законов среды государства, контроль и надзор за их соблюдением.
1.4 Охрана, обеспечение границ среды государства.
1.5 Соблюдение законов обмена энергией, веществом и информацией с внешней средой.
1.6 Обмен веществом, энергией и информацией в среде государства.
Государство несет ответственность за экологию, добычу, переработку и использование природных ресурсов – энергию, вещество и информацию, обеспечивающую функционирование государства и её подсистем. Полагаю, что эко (экология) определяет одну из важнейших функций государства – обеспечение необходимых и достаточных условий жизнедеятельности ноосферных компонентов, что выражено неразрывной связью человека с природой. «Эко» подчеркивает неразрывную связь государства с биосферой: влияние химического состава биосферы, качество воды, воздуха, морей, океанов, почвы, состояние грунтовых вод, лесов и т. д. Отдельно отметим взаимодействие государства с природой, её биосферой в качестве обратного (негативного) влияния, выраженного антропогенными факторами, как географическое доминирование, загрязнение окружающей среды, изменение климата и т.д. [49, 50, 126, 88]. Государство интегрировано как в биосферу, так и в ноосферу через свои ноосферные компоненты как фрактальные вложения МФС сущностей и неразделимо с этими подсистемами Земли, оно является её неотъемлемой составной, но в то же время и целостной частью27. Поэтому государство как сложную систему с огромным количеством связей, находящуюся во взаимодействии с биосферой, ноосферой и другими ноосферными системами, более точно называть ноосферной экосистемой (сокр. НЭК).
2. Системы государства (субъекты, объекты) – это ноосферные системы, обладающие государством как материнской экосистемой (материнской НЭК), общими признаками подобия. Образованы с целью формирования благоприятных условий среды для развития, взаимодействия и реализации возможностей компонентов и ноосферных систем.
Можно выделить три наиболее распространенных типа ноосферных систем, действующих в среде государства по их форме собственности28:
− социально-экономические29 как сложные системы, являющиеся подсистемами государства (субъекты государства, муниципальные объединения, города, области и т. д.),
− социально-экономические как сложные системы, выделенные из среды государства, находящиеся в частной собственности ноосферных компонентов (холдинги, корпорации, концерны, предприятия, банки, объединения, организации и т. д.),
− социально-экономические системы, выделенные из среды государства, находящиеся в частной и государственной собственности у ноосферных компонентов систем и подсистем государства.
3. Семья – это микроноосферная система, выделенная из среды государства по родовому признаку. По функциональному предназначению является ноосферной клеткой государства, способной к делению, то есть к воспроизводству ноосферных компонентов. Она является базовым элементом государства, которую следует называть внутренней средой ноосферных компонентов.
Рассмотрев основные ноосферные системы, государства (НЭК), переходим к определению признаков ноосферной системы, характерной также и для нашей планеты, её биосферы, в среде которой развиваются НЭК. В нашем представлении совокупность всех НЭК образует ноосферную экосистему Земля (НЭК Земля).
В рамках концепции строения мироздания Платона-Сократа наша планета представляет тождество сущности и материи, является живым существом [32]. Материальная часть соответствует представлениям астрономов как небесное тело; другая часть, относящаяся к n-мерному пространству сущностей, соответствует метафизическим представлениям концепции мироздания Платона-Сократа. Для продолжения изучения структуры НЭК Земля, относящейся к n-мерному пространству сущностей, нет достаточной информации, поэтому считаем возможным более подробно раскрыть обозначенный раздел философской категории знаний в следующих главах в зависимости от полученных результатов нашего исследования.