От первого лица / In the First Person

Экономика будущего. Первый этап

Алексей Рыжков

DOI 10.55140/2782–5817–2023–3-S1–4–13



В статье представлено видение Экономики будущего социального инвестора, учредителя группы компаний Seven Suns Development, основателя Фабрики позитивных изменений Алексея Рыжкова.


Алексей Рыжков

Социальный инвестор, учредитель группы компаний Seven Suns Development, основатель Фабрики позитивных изменений


Как уже было отмечено ранее в статьях[1] А. Рыжкова, сейчас все человеческое общество проходит кризис перехода из существовавшей в течение всей известной нам сегодня исторической эпохи модели жизнеустройства, основанной на цели достижения точки высокого материального благополучия человека, как точки успеха и результата в смысле жизни вообще, как она понималась, в нематериальный сектор жизни, где центром модели жизнеустройства будет сам человек, как эквивалент живой жизни, имеющей определенную естественную природу и соответствующие ей качества. И это, безусловно, затронет и изменит все сферы человеческой жизни, в том числе экономику.

В течение уходящей исторической эпохи люди всегда, так или иначе, пытались найти в теории и реализовать на практике модель справедливой экономики. Были различные попытки сделать это, но в целом нужно выделить два принципиальных подхода, которые можно назвать:

• индивидуалистическим и

• коллективистским

Первый – это приоритет идеи «каждый сам ответственен за свою жизнь», которая в какие-то периоды выражалась в своих производных формулах: «выживает сильнейший», «ничего личного, просто бизнес» и даже «человек человеку волк».

Второй – это приоритет идеи совместности людей, которая была проявлена в различных моделях жизни общества, начиная с племенных объединений, заканчивая попыткой построить глобальный социалистический проект.

Экономика, конечно, вторична от мировоззрения, и это имело соответствующее отражение в двух указанных способах жить – из индивидуалистической идеи всегда вырастала модель рыночной экономики и предпринимательства в пределе применительно к каждому человеку в обществе, из коллективистской – модель хозяйствования и распределения результатов экономической деятельности, стремящаяся к централизации регулирования сверху.

Каждый из подходов имел свои преимущества и недостатки, выраженные в соответствующих кренах – индивидуалистическое мировоззрение всегда давало большую самостоятельность и взрослость членов общества, зачастую в ущерб этике, что на верхних уровнях социальной пирамиды всегда приобретало формы эгоцентризма, а соответственно вертикальной иерархии и эксплуатации более сильными группами более слабых, вплоть до власти отдельных над всем обществом, коллективистская идея всегда была более возвышенной с точки зрения морали и нравственности, гордо несла знамя приоритета альтруистических ценностей над материальными, но создавала крен в человеке и обществе в сторону несамостоятельности в мировоззрении и действиях каждого в отдельности индивида, зависимости друг от друга, размывания реально существующей разности степени развития людей в обществе с отрезанием выпирающих вверх над общим средним уровнем частей – «уравниловки» и, как результат, – стандартизацией развития, унификацией самого человека, стагнацией и саморазрушением общества.

Между двумя этими идеями и подходами к жизни всегда была конфронтация, более или менее выраженная, иногда эти модели сосуществовали без явного конфликта, но в основном так или иначе сталкивались в противостоянии. Все потому, что это две стороны одной медали – действительного человека, но разделенные на две отдельные части, из которых сформировались противоположные полюса, прежде всего в мировоззрении, со своими плюсами и минусами, которые устойчиво воспроизводились в глобальном обществе в течение всего уходящего исторического периода. В процессе развития этой эпохи, данные полюса становились все более выраженными, выкристализовывались, как плюс и минус, теперь мы наблюдаем их финальную схватку.

Если внимательно посмотреть, то в течение всего времени представителем первой позиции так или иначе был Западный полюс, второй – Россия, определенные части Востока и Юга. При этом, безусловно, адепты данных видов мировоззрения были и сейчас распространены повсюду, но все-таки центры оставались неизменными, даже несмотря на то, что в определенные периоды спирального исторического развития происходили пробы соответствующих частей глобального социума надеть несвойственную для себя «шкуру» и жить в ней, глубинный мировоззренческий генотип сохранялся и возвращал через приобретение определенного, в том числе безусловно полезного опыта, все на круги своя.

Как же решить этот конфликт? Как примирить стороны или нужно, чтобы один из соперников победил другого? Кто прав? Какая модель лучше? Чтобы ответить на эти вопросы правильно, необходимо понимать логику жизни в целом и логику процесса ее развития.

Для этого здесь уместно привести общую матрицу жизни, применимую к развитию человека и общества, содержащую последовательность уровней снизу вверх, которые поэтапно необходимо осваивать (см. Таблицу 1).

На каждом из этих уровней человек и общество достигают большей степени развития, приобретают лучшее качество жизни во всех аспектах. Данные уровни жизни иерархичны по отношению друг к другу – каждый вышележащий уровень является объемлющим и определяющим для всех нижележащих уровней. В течение известного нам исторического периода, человечество последовательно осваивало нижние 4 уровня жизни, проходя соответствующие события, добиваясь соответствующих свершений, проживая соответствующие кризисы, которые особенно остры на переходах между уровнями. Экономика развивалась также в соответствии с этим. Конечно, общество неоднородно и разные его части находятся на разных уровнях развития, измерение здесь необходимо производить по наибольшему показателю, которого достигла значительная часть общества. Сейчас глобальное общество находится в процессе освоения 4 уровня жизни и в ближайшее время должно будет осуществить переход на 5 уровень. Таков текущий этап процесса жизни и соответствующий вызов времени для всех людей и общества.


Таблица 1. Общая матрица жизни


Между нижними и верхними четырьмя уровнями жизни существует фундаментальная разница – это разница между материальным и нематериальным, которая означает совершенно разный центр, вокруг которого строится вся жизнь. В нижнем сегменте матрицы (на нижних 4 уровнях жизни) все строится вокруг задачи материального благополучия человека, то есть обустройства, его быта, среды вещей вокруг него. В верхнем же сегменте (на верхних 4 уровнях жизни) все выстраивается вокруг нематериальной составляющей природы жизни, нематериальной природы самого человека. Здесь нужно отметить тот факт, что за весь период уходящей эпохи фокус внимания и приложения усилий человеческого общества не был направлен на самого человека, был обращен вовне его, а, соответственно, мы ничего не знаем о том, кто такой человек с точки зрения его нематериальной природы, то есть, собственно, о том, кто он есть в действительности.

Текущий период, который в данный момент происходит, является переходным из нижнего сегмента матрицы жизни в верхний – с 4 уровня жизни на 5 и далее, и все события, в том числе кризисные, происходящие, как в индивидуальной жизни каждого человека, так и в жизни всего общества, следует рассматривать именно через призму и в логике этого перехода.

Переход из материального в нематериальное, как и, собственно, любой значительный переход, не может произойти сразу, он происходит через транзит проекции из текущего уровня на следующий, то есть через представление, состоящее из элементов существующего, того, что такое новое. Это определенное виртуальное построение пока несуществующего из материалов существующего. Это всегда является искажением реальности, некой ложной копией действительного нового, в основном идеалистической. При этом, это важный этап перехода, и, в целом, по отношению к существующему уровню, его, безусловно, нужно считать позитивным и созидательным. И только после разрушения и этой идеалистической псевдореальности будет происходить переход в действительно эволюционно большее. Вышеописанное можно считать моделью, как для осуществления перехода в индивидуальном формате, так и для коллективного.

На ближайший период для человечества в первую очередь будет насущна и актуальна именно эта промежуточная остановка – переход из существующего материального в идеалистическое, во вполне хорошем смысле этого слова, будущее, где будет распаковано и реализовано в общественной жизни все то лучшее, что содержится в понятии человек в понимании текущей уходящей эпохи, то есть все его высокие качества.

Если рассмотреть этот промежуточный пункт с точки зрения устройства регулярных существующих сегодня сфер жизни общества, в том числе экономики, как эквивалента способов взаимодействия людей, то можно сказать, что на передний план выйдут условно нематериальные сферы жизни по отношению к материальным. Образование, управление, культура, наука, философия, религия, сферы работы с информацией – упорядочивание, аналитика, синтетика, подача, вообще знание – нравственность, отношения между людьми будут все больше и больше доминировать, приобретать большее значение, являться определяющими по отношению к сферам материального производства, обеспечению материальными ресурсами, физической безопасности и т. п. В том числе, указанные и другие сугубо материальные сферы будут трансформироваться в материально-нематериальные, интегрируя в себя недостающие модули, приобретая нематериальные значения и смыслы. Обществом будет осознана первичность нематериальных сфер над материальными, как применительно к отдельному человеку, так и применительно ко всему социуму – то есть то, с каким значением, с каким смыслом, с какой пользой для человека и общества осуществляется та или иная деятельность, будет иметь первоочередное значение по отношению к самой деятельности и ее результатам в виде материальных продуктов и прибыли. Произойдет переход в виде смещения фокуса внимания от производства вещей, обладания ими и обеспечения человека необходимым и желаемым (в смысле вещей) на самого человека, как того, кто он есть в смысле его качеств и компетенций. Все будет подчинено формуле: «Все, что работает на развитие человека, в смысле развития его качеств и компетенций – то хорошо, все, что не работает на развитие человека или работает на его деградацию – плохо». Придет осознание, что в обществе развитых людей не может быть бардака и неустроенности, в том числе в отношении любых материальных сфер и экономики в частности. Экономика, политика, наука, образование, безопасность и все другие сферы вторичны от человека. Если человек развит, то и любые сферы, в том числе сферы вещей, развиты.

Соответственно, вся экономика, на этом промежуточном для человеческого общества пункте идеалистического нематериального, будет переставлена на рельсы того, что можно обозначить понятием осуществления позитивного социального воздействия, где субъектами и объектами воздействия являются люди, общество, которое развивает само себя в смысле развития качеств и компетенций человека, как на уровне каждого в отдельности, так и на уровне всего социума в целом. Экономика будущего на ближайший период – это экономика позитивного социального взаимообмена, где все без исключения будут вносить свой вклад – каждый человек, все предприятия, учреждения, отрасли, сферы, государства и т. д., все будут осуществлять позитивное социальное воздействие, которое станет общей для всего мерой. И это в действительности можно назвать человекоориентированной экономикой и человекоориентированным обществом, где человек – это не объект, который извне обеспечивается, обустраивается и упаковывается вещами с помощью социума или государства, выступающий по сути потребителем, которому кто-то должен, а тот, кто развивается как субъект, являющийся начальной точкой всего, обладателем первичных качеств и компетенций для осуществления любой деятельности, имеющий первичную инициативу в решении действовать и выбравший добровольно созидание на благо себя и других, на развитие которого, как такового субъекта, направлена вся его деятельность и деятельность всего общества.

Экономика будущего на ближайший период – это гибрид коммерческого и некоммерческого способа деятельности, где каждое действие будет оцениваться с точки зрения эффекта позитивного социального воздействия.

Здесь важно отметить, что в такой экономике не возникает разделения на нуждающихся – получателей благ, зачастую являющихся иждивенцами или, по крайней мере, мало что делающими созидательного, скрывающимися за масками ложных понятий о социальной справедливости, декларируя себя в качестве «народа» и предпринимателей, бизнесменов, чиновников, которые, как часто это действительно бывает, являются незаслуженно оказавшимися в выгодном социальном или экономическом положении, так и во многом представляют собой реально развитых, активно и инициативно действующих на благо общества, берущих на себя большую ответственность, людей, которых первые кидают и смешивают сегодня в одной негативной корзине с названием «жулики и воры». В новой экономике все зависит от индивидуального вклада каждого человека в общество позитивного взаимообмена, от реального эффекта этого вклада. От такого разделения удается уйти за счет того, что общество и вся его социально-экономическая деятельность ставится на единые рельсы, начинает меряться одними мерками, в противовес текущему разделению на коммерческий сектор, который экономически успешен – самостоятельно себя обеспечивает, а на вершине социальной пирамиды материально процветает, но считается в обществе условным «злом», и социальный сектор, считающийся условным «добром», которое «обмануто и обездолено», самостоятельно оказавшись неспособным себя материально обеспечивать, где последние, чувствуя себя обиженными и оскорбленными, затаив злобу, регулярно предпринимают попытки объединиться и восстановить якобы «социальную справедливость», а первые якобы их эксплуатируют, постоянно хитро обманывая, при этом периодически подкармливая – кидая сверху различные дополнительные довольства, постепенно поднимая потолок пакета/стандарта материального обеспечения, покупая их временное согласие или молчание, успокаивая для избежания сбоя в работе сложившегося общественного механизма и продолжения того же процесса.

Для лучшего понимания того, что подразумевается под качествами и компетенциями человека, которые, по сути, определяют самого человека и его уровень развития, можно назвать базовые качества и компетенции, которые являются естественными и универсальными для всех людей, вне зависимости от любых их внешних различий, и позволяют по мере развития которых оценивать уровень развития человека и общества. Таких мы назовем четыре:

• сила личности

• ответственность

• понимание

• нравственность

Можно сказать, что мера развития этих качеств у любого человека в отдельности или у людей в обществе в целом определяет их уровень развития. Чем больше эти качества развиты, тем выше уровень развития, чем меньше – тем ниже. Кратко и в общем скажем о каждом.

Сила личности – это, собственно, уровень силы, который каждый человек ощущает в себе, которая является необходимой, в том числе для осуществления любой деятельности. Это качество является первичным признаком, определяющим статус или масштаб личности или человека, первично определяющим идентичность человека. Какой уровень силы внутри себя я чувствую? Как кто я себя чувствую? Как человек отвечает на эти вопросы, так он себя ощущает с точки зрения этого качества. Также это можно понять по тому, как человек ставит себя во взаимоотношениях с другими людьми, как он действует.

Ответственность означает зону ответственности – зону, в которой человек способен обеспечить порядок. Каждый человек выбирает для себя тот или иной уровень или масштаб ответственности, что определяется размером зоны ответственности. У кого-то это может быть зона «только я», у кого-то – «я» и «моя семья», у кого-то в зоне ответственности могут находиться предприятия или страны. Критерием реальной ответственности является обеспеченный в соответствующей зоне порядок. Если порядок не обеспечен, ответственность не подтверждается.

Понимание значит уровень понимания – кто-то понимает мало, кто-то понимает много или понимает больше. Критерием реального понимания является его правильность, что подтверждается на практике жизни.

Нравственность, как слово, имеет корень «нрав», что значит нравится или не нравится, что в свою очередь означает вкус, вкус к жизни. У кого-то низкие вкусы – например, дурные привычки, беспорядочный образ жизни, вкус к разрушительной деятельности, отсутствие вкуса к развитию, у кого-то высокие вкусы – стремление к постоянному созиданию, чувство порядка, чувство прекрасного, любовь к людям. Это определяет уровень нравственности человека.

Переходя, на основе всего вышесказанного, непосредственно к экономике, можно сказать, что экономика будущего на ближайший период – это гибрид коммерческого и некоммерческого способа деятельности, где каждое действие будет оцениваться с точки зрения эффекта позитивного социального воздействия, не важно коммерческим способом оно произведено или некоммерческим. Поскольку нематериальные сферы деятельности или материальные сферы деятельности совместно с нематериальными имеют несопоставимо больший потенциал оказания эффекта позитивного социального воздействия по отношению к старым и уходящим материальным сферам, то встраиваемые постепенно в регулярную экономику нематериальные сферы будут все больше и больше оцениваться коммерческим способом, приобретая экономическую самостоятельность, а в перспективе именно новые отрасли, построенные на нематериальных или гибридных (нематериальные совместно с материальными) сферах станут безусловными лидерами новой экономики. Старые же, сугубо материальные отрасли (производство материальных продуктов без нематериального смысла, ценности, пользы), либо приобретут свой нематериальный модуль, став гибридными, встроившись в экономику будущего, либо отпадут, уйдя в прошлое.

Экономика будущего – это экономика взаимообмена нематериальными ценностями и материальными ценностями, приобретшими статус проявления или носителя нематериальных ценностей. То есть через материальные вещи передается нематериальная ценность или материальная вещь является частью модуля, состоящего из материального и нематериального, имеющего позитивное социальное значение и смысл по отношению к человеку и/или обществу. То есть все продукты экономики будущего будут иметь свой нематериальный модуль, представляющий и оказывающий позитивное социальное воздействие.

Наибольшую ценность в экономике будущего приобретут продукты-носители нематериальных ценностей, которые содержат в себе так или иначе возможность увеличения уровня развития человека, в смысле его качеств и компетенций. Это могут быть продукты из сферы работы с информацией, из сферы знания, продукты из сферы культуры, любых других сфер. Соответственно, лидерами новой экономики станут отрасли и предприятия, которые будут производить такие продукты.

Логикой и моделью поведения нового человека в экономике будущего станет понимание ценностей именно продуктов позитивного социального воздействия, то есть: «Я покупаю то, что сделает меня лучше (как человека, в смысле развития качеств и компетенций), повысит мой уровень развития и уже следствием этого будет в том числе мое материальное благополучие». То есть, все общество работает на создание развитого человека, а развитый человек, имея все необходимые качества и компетенции, реализует себя в обществе и приобретает еще большее развитие сам, помогает развиваться другим и, безусловно, полноценно обеспечивает себя и свое окружение материально. При этом важно отметить, что нет никакой повестки принудительного или обязательного развития для кого-либо, все происходит свободно, только по доброй воле и желанию самого человека, поскольку у общества есть понимание, что каждый человек находится на своем уровне и этапе развития, имеет свою траекторию движения, которую чувствует и определяет только он сам.

Из этой точки возникает открытая, свободная экономика взаимной пользы, взаимного позитивного воздействия, где каждый имеет свою меру пользы себе, другим и обществу, а также приобретает соответствующую меру капитала:

личностного, то есть индивидуального внутреннего – ощущение себя

социального, то есть коллективного внешнего – общественное признание, статус, социальные возможности, и т. п.

материального, то есть индивидуального внешнего – деньги, вещи

То есть, чем больше пользы и позитивного воздействия человек оказывает – тем больше капитала этих видов у него возникает.

Вся деятельность человека и общества будет переведена в эквивалент позитивного социального воздействия и соответствующую ему меру, в том числе социального и материального капитала.

Всем продуктам в новой экономике будут присвоен индекс позитивного воздействия, который означает меру пользы каждого продукта с точки зрения новой парадигмы развития человека и общества. Чем выше индекс позитивного воздействия у того или иного продукта, тем больше его ценность, а соответственно, и стоимость в части личностного, социального и материального видов капитала. Это будет отражаться соответствующим образом и на производителях, продавцах продуктов и на покупателях. То есть и те, и другие, производя, продавая или покупая продукты с более высоким индексом позитивного воздействия, будут получать больше личностного, социального и материального капитала.

В понятие о социальной стоимости и капитале необходимо включить, в том числе общественное признание и оценку для тех, кто производит и покупает продукты с высоким индексом позитивного воздействия, выраженные в конкретных дополнительных социальных возможностях: соответствующий статус, «социальные двери», «социальные лифты», возможность занимать более важные и ответственные социальные роли, возможность получать поддержку из социальных фондов, работающих на развитие нового общества.

Все продукты экономики будущего, в том числе условно обычные материальные продукты, должны быть промаркированы по индексу своего позитивного воздействия (ИПВ) на человека и общество по шкале от крайне деструктивного воздействия к нейтральному воздействию, безопасному воздействию, до высокого позитивного воздействия.

Всем участникам экономики, деятелям рынка как отдельным людям, работающим на предприятиях, так и предприятиям, будет определен свой текущий индекс позитивного воздействия, который будет меняться в процессе изменения деятельности человека или предприятия. Чем больше такой индекс у человека или предприятия, тем больше его личностный, социальный и материальный капитал, больше его возможности в обществе. Приоритет, в том числе государством, будет отдаваться именно таким людям и предприятиям с высоким индексом позитивного воздействия.

Покупатели продуктов с высоким индексом позитивного воздействия также будут получать баллы социального и материального капитала.

Уже на этом промежуточном этапе идеалистического нематериального, в том числе с помощью экономики позитивного взаимообмена, постепенно удастся уйти от каких-либо явных деструктивных тенденций всех видов в обществе и перейти к действительной человечности – вершине того, на что способен человек, как текущее существо. Сразу скажем, что здесь общество тоже ожидают свои проблемы и угрозы, которые уже будут решены на следующем этапе развития – при переходе из идеалистического в действительное нематериальное.

Экономика будущего данного этапа провозгласит и реализует на практике повседневной деятельности тезис о благотворности стремления каждого к своей человечности, что будет всецело одобряться и культивироваться в обществе, станет важной составляющей нового глобального общества человечности, пригласит к участию каждого в этом процессе.

The Economy of the Future. Stage One

Alexey Ryzhkov

DOI 10.55140/2782–5817–2023–3-S1–4–13



The article presents a vision of the Economy of the Future by Alexey Ryzhkov, social investor, founder of Seven Suns Development Group and the Positive Changes Factory.


Alexey Ryzhkov

Social investor, founder of Seven Suns Development Group and the Positive Changes Factory


In his previous works[2], A. Ryzhkov highlights that the contemporary society is currently facing a crisis, undergoing a transition from the established way of life, in which financial prosperity is understood as the sole measure of success and the essence of life, to the intangible realm, where humans themselves are the focal point of life, as living entities with their natural habitat and respective qualities. This will certainly transform all areas of human life, including the economy.

Throughout their history, the humans have always been striving to develop the theory of a fair economy and to implement it in practice. All these numerous attempts generally fall into the following two categories:

• individualistic

and

• collectivist

The former is best described by the concept “everyone is responsible for their own life,” which received different wordings in different epochs: “survival of the fittest,” “nothing personal, just business,” and even “homo homini lupus est.”

The latter prioritizes the concept of human collaboration, which has also been demonstrated through various models of social organization, from tribal alliances to more recent endeavors such as the ambitious global socialist project.

The economy, being a reflection of the prevailing worldview, naturally aligned itself with the broader division into two dominant lifestyles. The individualistic concept persistently advocated for the economic model of a free market and entrepreneurship, which exerted its influence on every individual within society. Conversely, the collectivist ideology led to an economic model characterized by centralized regulation, management, and distribution of economic benefits, operating from the top-down.

Naturally, both approaches had their strengths and weaknesses; both were also inherently biased. The individualistic worldview, while granting more autonomy and maturity to individuals within the society, often did so at the expense of ethical considerations. This created extreme levels of egocentrism among the privileged few atop the social pyramid, perpetuating vertical hierarchies and exploitation of the weaker social groups by the stronger ones, sometimes as much as seizing control over the entire society. On the other hand, the collectivist ideology consistently upheld high moral values and proudly emphasized the priority of altruistic beliefs over financial gains. However, it also resulted in diminished individual autonomy and greater dependence in thought and action, suppressing the objective impetus for social progress by discouraging any individual development beyond the average level. This inevitably led to a standardized approach to personal growth, homogenization of individuals, societal stagnation, and ultimately, self-destruction of the society.

The confrontation between the two ideas and approaches has always been more or less fierce. Sometimes they coexisted without a visible conflict, but most of the time they were conflicting one way or another. The reason is they are actually two sides of the same coin – the human nature, split into two parts that form two opposing poles of the worldview, with all their strengths and weaknesses, which were reproduced again and again on the global scale throughout the departing historical period. As the society progressed, these opposing positions became more and more pronounced, crystallized as the positive and negative poles of a magnet, and today we are witnessing their ultimate battle.

If we look carefully, throughout history the West has always adhered to the first position; the second position was held by Russia and certain parts of the East and South. In most cases, the centers of power within society remained relatively unchanged, despite the presence of followers for both models in various regions. Although isolated parts of the global society attempted to adopt alternative perspectives repeatedly over the course of history, the deeply entrenched stereotypes associated with their respective worldviews endured. Consequently, these attempts often proved temporary, ultimately reversing to the established order. Nonetheless, they served as valuable lessons, providing insights and knowledge that proved beneficial in many ways.

How can we solve this conflict? Is there a way to reconcile the parties, or does one opponent have to beat the other? Who is right? What model is better? To answer these questions properly, we must first understand the logic of life in general and the logic of its development process.

To this end, it is only fair to remember the general matrix of life applicable to the development of the humans and the society, which contains a sequence of levels that must be mastered step by step, from the bottom up (see Table 1).

At each level, the individual and the society achieve a greater degree of development, improving quality of life in all aspects. These levels are hierarchical in relation to one another – each higher encompasses and defines all lower levels. During the historical period known to us, the humankind has consistently climbed up the lower four levels of life, passing the corresponding events, achieving the corresponding accomplishments, surviving the corresponding crises, which are especially acute in the transitions between the levels. The economy developed accordingly. Of course, the society is heterogeneous, and its different parts may be standing at different development levels, so the measurement should be made by the highest level reached by a significant part of the society. The global society is currently mastering the 4th level of life, and will soon have to transition to the 5th level. This is the current stage of life and the corresponding challenge of the times for all people and the society.


Table 1. The general matrix of life


There is a fundamental difference between the lower four and upper four levels of life. It is the difference between the tangible and intangible, which means a radical transformation of the pivot point around which all of life is built. In the lower half of the matrix (the first four levels), everything is built around financial prosperity; that is, the humans are busy setting up their lives, gathering things around them. The upper half (the top four levels), however, is built around the intangible component of life, the humans’ non-physical nature. Here we must note that during the entire passing epoch, the human society’s attention and efforts were focused not on the humans themselves, but beyond them. Respectively, we know nothing about the humans’ intangible nature, about who they are in reality.

The period we are living in today is a transition from the lower half to the upper half of the matrix of life – from level 4 to level 5 and above. All the events, including the crises, that are happening in every person’s life as much as in the life of the entire society, shall be viewed through the prism and logic of this transition.

The transition from tangible to intangible, as in fact any significant transition, cannot happen overnight; it takes creating a projection of the current level and moving it to the next one, that is, a representation of the new level through elements of the old. This is to some extent a virtual construct, representing the nonexistent through the existing materials. It is always a distortion of reality, a kind of “fake simile” (largely idealistic) of what is coming. In this case, it is an important stage of transition, and generally, it should certainly be considered as something positive and constructive, compared to the existing level. But the transition to the level that is greater evolution-wise will only occur once this idealistic “fake simile” of the reality is torn down. The above can be considered a model for both individual and collective transition.

In the short run, this intermediate stop will be the most urgent and relevant for the humankind – the transition from the material present to an idealistic future (in the good sense of the word), where all the best qualities of the concept of the human developed in the contest of the current era, that is, all its superior qualities, will be revealed and integrated into the social life.

Looking at this intermediate point from the viewpoint of today’s regular societal constructs (including the economy as a mechanism of human interaction), we can say that intangible aspects of life will prevail compared to the tangible ones. Education, management, culture, science, philosophy, religion, all aspects of information handling (sorting, analysis, synthesis, presentation), as well as general knowledge, morality, human relations will become more and more dominant, increasingly important and crucial in relation to the areas of material production, provision with tangible resources, physical security, etc. Among other things, these and other purely material spheres will be transformed into the mixed tangible-intangible form, integrating the missing modules, acquiring intangible meanings and contexts. The society will realize the primacy of intangible spheres over tangible ones, whether applied to a single individual or to the entire society – that is, the value, the context, the individual and societal benefit of a certain activity will be more important than the activity itself and its results in the form of tangible products and financial profits. There will be a shift in focus from the production and possession of things, and the provision of the necessary and desirable items to the person themselves, the way they are in terms of their qualities and competencies. Everything will follow this formula: “Everything that works for human development, in the sense of developing human qualities and competencies, is good; everything that does not work for human development or works for human degradation is bad.” The realization will come that a society of developed people has no place for mess and disorder, including in regard to any material spheres and the economy in particular. The economy, politics, science, education, security, and all other areas are secondary to the individual. A developed individual means every sphere, including the realm of material, is developed.

Accordingly, the entire economy, at this intermediate point of idealistic intangible in the development of the human society, will be fast-tracked to what can be defined as the implementation of positive social impact, where the humans and the society represent both subjects and objects of impact, developing human qualities and competencies at the individual level and at the level of the entire society. The economy of the near future is an economy of positive social interchange, where everyone without exception will contribute – every person, every enterprise, institution, industry, sphere, state, etc. – everyone will create a positive social impact that becomes a common measure for all. This is in fact what we can call a human-centered economy and a human-centered society, where a person is not an object to be provided, equipped and complemented from the outside by the society or the state, acting essentially as a consumer who is owed by everyone. Instead, it is the person developing as a subject, the starting point of everything, who has the primary qualities and competencies to perform any activity, who has the primary initiative to decide to act and who has chosen voluntarily to be creative for the benefit of themselves and the others, and whose development as a subject is the ultimate goal of their actions and the actions of the entire society.

Economy of the near future will be a hybrid of commercial and non-profit mode of operation, where every action will be evaluated in terms of its positive social impact.

It is crucial to note here that this particular economic model does not make a distinction between those in need who receive benefits without actively contributing through creative work, often hiding behind misguided notions of social justice and identifying themselves as “the people,” and the genuinely developed, proactive individuals who work for the social good and assume great responsibility for their actions. Unfortunately, the latter group is frequently disparagingly labeled as “crooks and thieves” by the former. In the new economy, everything depends on the individual contribution of each person to the society of positive interchange, on the real effect of this contribution. This division can be avoided because the society and its entire social and economic activity is put on the same track and measured by the same standards. This stands in contrast to the current division where the commercial sector, although economically sustainable, and even prosperous at the top of the social pyramid, is often perceived as “evil” by the society. On the other hand, the social sector is viewed as “good” but struggles to achieve financial sustainability due to being marginalized and disadvantaged. Such disparity often leads to feelings of deception and resentment among the latter group, prompting them to come together in an effort to restore a sense of “social justice” against perceived “oppressors” who they believe consistently exploit and cheat them. At times, those in power may employ a mix of incentives and concessions, gradually raising the social security standards to placate the dissent and maintain the status quo, preventing the collapse of existing social mechanisms.

What do we mean when we talk about the human qualities and competencies that shape the essence of an individual and indicate their level of development? They can be described as the basic skills and competencies that are natural and universal for all humans, regardless of their external differences, and which can be assessed to determine the development level of the individual and the society. We will name four of them:

• personality strength

• responsibility

• understanding

• morality

It is safe to say that the development of these qualities in any individual or the society in general correlates to the overall development level of that person or the society. The more pronounced these qualities are, the higher the overall level of development, and vice versa. Let’s talk briefly about each quality.

Personal strength is the actual level of power that each person feels within themselves, which is necessary to perform any activity. This is the primary attribute that defines the status or scale of an individual, determines their identity. How much power do I feel inside? Who do I consider myself to be? The way a person answers these questions determines what they feel like. This can also be derived from the way that person behaves in their actions and relationships with other people.

Responsibility means an area in which an individual is able to provide order. Each person chooses a particular level or scale of responsibility, which is determined by the size of the area they are able to control. For some, this area may be limited to “just me”, others take responsibility for themselves and their family; some people can be responsible for as much as an enterprise or even a country. The real responsibility can be measured by the degree of order established within the respective area. If the order is not secured, responsibility cannot be confirmed.

Understanding means the level of understanding – some people understand little, some understand more, some understand a lot. Like responsibility, actual understanding must be verified by practice.

Morality as a word comes from the Latin ‘moralitas’, which means “manner, proper behavior” – which in turn describes one’s taste for life. Some people’s tastes are quite low – bad habits, disorderly behavior, fondness of destructive activity, lack of motivation for development. Others have good tastes – aspiration to constant creative work, the sense of order, beauty, and a love for the people. This determines a person’s level of morality.

But let’s go back to the economy. Based on the above, we can say that the economy of the near future will be a hybrid of commercial and non-profit mode of operation, where every action will be evaluated in terms of its positive social impact, regardless of whether it is produced by commercial or noncommercial means. Since intangible spheres of activity (alone or in combination with tangible production) have immeasurably greater potential for having positive social impact in relation to the old-time tangible production sectors, these new sectors will eventually acquire greater commercial value as they are gradually incorporated into the regular economy. Eventually the new sectors based on intangible or hybrid production will gain economic independence and become the undisputed leaders of the new economy. The old, purely tangible industries (manufacturing of commodities with zero intangible value or utility) will either receive a complementary intangible module, to become hybrid in nature and get integrated into the economy of the future, or will disappear, becoming a thing of the past.

The economy of the future is the economy of mutual exchange of intangible values and tangible values that have acquired the status of manifestation or carrier of intangible values. In other words, there will be tangible things carrying intangible value, or a tangible thing will be part of a module combining tangible and intangible items that have a positive social impact or meaning to a person and/or the society. That is, all the products in the economy of the future will have an intangible module, representing their positive social impact.

The economy of the future will assign the greatest value to those products carrying intangible value that offer an opportunity to increase the development level of the humans (i.e. their qualities and competencies). These can be products in the field of information, knowledge, culture, or any other field. Accordingly, the leaders of the new economy will be those industries and enterprises that create such products.

The logic and model of the new human behavior in the economy of the future will be based on the understanding of values as products of positive social impact, that is: “I buy something that will make me better (as a person, in the sense of the development of my qualities and competencies), increase my development level and will therefore improve my financial well-being.” That is, the entire society will be working to create a more developed person, which in turn, through having all the necessary qualities and competencies, will contribute to the development of themselves and the society, thus acquiring even greater development and helping others to develop and fully supporting themselves and those around them financially. It is crucial to highlight that the development agenda is not forced or compulsory for anyone. Everything must happen freely, exclusively because of individual’s goodwill and desire. The reason is that the society understands that each person has their own development level and stage, their own development path, which they feel and identify on their own.

From here emerges an open, free economy of mutual benefit, of mutual positive impact, where everyone has their own understanding of the benefit to themselves, to the others, and to the society, and also acquires a corresponding measure:

the personal capital – that is, the individual inner self-perception

the social capital, that is, collective external measure – social recognition, status, social opportunities, etc.

financial capital, that is, individual external measure – money and things surrounding that person

In other words, the more benefit and positive impact a person produces, the more capital of each type they earn.

All human and social interaction will be translated into the equivalent of positive social impact and its corresponding measure, including social and financial capital.

All products in the new economy will be assigned a positive impact index, which measures the usefulness of each product for the new human and social development paradigm. The higher the positive impact index a product has, the greater its cost, and therefore the value in terms of personal, social and financial capital. This will affect producers, sellers and buyers of these products accordingly. That is, the producers, sellers and buyers will all gain personal, social, and material capital by producing, selling and buying products with a higher positive impact index.

The concept of social value and capital must include, among other things, social recognition and appreciation for those who produce and buy products with a high positive impact index. This recognition can be expressed through specific additional social opportunities, such as the respective increases in social standing, “social doors,” “social elevators,” the opportunity to take on more important and responsible social positions, the opportunity to receive support from social funds working for the development of the new society.

In the economy of the future, all products, including ordinary material products, will be labeled according to their positive impact index (PII) on humans and the society, on a scale from extremely destructive through neutral, safe, and ultimately high positive impact.

All economic agents, market players, companies and individuals working for these companies, will be assigned their positive impact index, which will change along with the changes in the activities of that company or individual. The higher the PII rating is for a person or a company, the greater their personal, social and financial capital and the greater their social opportunities are. Everyone, including the government, will prioritize the people and enterprises with high positive impact index.

Customers buying products with a high positive impact index will also receive social and financial capital points.

Already at this intermediate stage of transition to idealistic intangible, it will be possible to leave behind the most obvious destructive trends of all kinds (including through the positive interchange economy) and towards the true humanity – the summit of what the humans are capable of today. Needless to say, that society will still have its share of problems and threats, to be addressed at the next stage of development – the transition from the idealistic intangible to the real intangible economy.

At this stage, the economy of the future will place a strong emphasis on the notion that everyone’s pursuit of human development is inherently beneficial to the society. This concept will not only be proclaimed but also actively integrated into daily practices, becoming an important component of the new global humane society. The economy will encourage active participation from all individuals, inviting them to engage in the process of personal and collective growth.

Загрузка...