Сноски

1

Кадет – воспитанник младших классов Морского корпуса.

2

Морской корпус – привилегированное военно-морское учебное заведение России, готовившее для флота строевых корабельных офицеров.

3

Гардемарин – воспитанник старшего класса Морского корпуса.

4

Корвет – винтовое парусно-паровое судно второй половины XIX века водоизмещением 800–3500 тонн, со скоростью до 14 узлов, с 12–32 орудиями на верхней палубе.

5

Макаров Степан Осипович (1848–1904) – русский флотоводец, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, вице-адмирал. Родился в семье прапорщика флота, выслужившегося из солдат. В 1865 окончил морское училище в Николаевске-на-Амуре, в 1869 произведен в мичманы. В 1876 после перевода на Черноморский флот предложил оборудовать пароход «Великий князь Константин» для перевозки минных катеров в районы стоянки кораблей противника с целью их атаки, чем положил начало созданию миноносных кораблей и торпедных катеров. Во время Русско-турецкой войны 1877–1878 осуществил эту идею и провел ряд успешных атак турецких кораблей шестовыми минами, а также впервые использовал самодвижущуюся мину-торпеду Уайтхеда. В 1886–1889, командуя корветом «Витязь», совершил кругосветное плавание. В 90-х годах изобрел бронебойные наконечники (т. н. «наконечники Макарова») к артиллерийским снарядам, значительно увеличив их пробивную силу. В 1894–1896 совершил второе кругосветное путешествие. Выдвинул идею создания мощного ледокола для исследования Арктики и руководил постройкой ледокола «Ермак», совершив на нем два пробных арктических рейса. В 1897 опубликовал капитальный труд «Рассуждения по вопросам морской тактики», в котором изложил основы тактики парового броненосного флота. После начала Русско-японской войны 1904–1905 назначен командующим Тихоокеанской эскадрой. Успешно руководил действиями кораблей при обороне Порт-Артура, но вскоре погиб на эскадренном броненосце «Петропавловск», подорвавшемся на мине.

6

Стационер – иностранное судно, постоянно находящееся на стоянке в порту колонии или полуколонии, несущее полицейскую службу.

7

Бочка – железный или стальной поплавок с металлическим кольцом, имеющий вид закупоренного цилиндра, стоящего на мертвом якоре, т. е. на постоянно положенным на грунт. Бочки устанавливаются на рейдах и в гаванях и служат для постановки на них кораблей и судов.

8

Бриг – двухмачтовое парусное военное судно с прямыми парусами, имел 10–24 пушки только на верхней палубе. Предназначался для крейсерской, разведывательной и посыльной службы.

9

Коцебу Отто Евстафьевич (1788–1846) – русский мореплаватель, капитан 1-го ранга. Участвовал в трех кругосветных плаваниях: в 1803–1806 на шлюпе «Надежда» под командой И. Ф. Крузенштерна, в 1815–1818 руководил морской экспедицией на бриге «Рюрик», в 1823–1826 на шлюпе «Предприятие» в руководимой им экспедиции. С 1830 – в отставке по болезни.

10

Ленц Эмилий Христианович (1804–1865) – знаменитый русский физик, академик, профессор Петербургского университета, а впоследствии его ректор. Участвовал в кругосветном путешествии Коцебу на шлюпе «Предприятие». Результаты своих наблюдений, главный образом по океанографии, опубликовал в «Мемуарах Академии наук» за 1831 год. Известен своими замечательными работами по электромагнетизму и изучению теплового действия электрического тока.

11

Шлюп – трехмачтовое парусное военное судно с прямыми парусами на передних мачтах и косым – на кормовой. Имел 16–32 пушки. По размерам средний между корветом и бригом. Использовался с конца XVIII и до середины XIX вв. главным образом для научных и кругосветных плаваний.

12

Справка – Первая мировая океанографическая экспедиция проходила с 1872 по 1876 год на борту английского фрегата «Челленджер».

13

Врангель Фердинанд Петрович (1797–1870) – русский мореплаватель, почетный член Петербургской АН (1855), барон, адмирал. В 1817–1819 участвовал в кругосветном плавании В. М. Головнина на шлюпе «Камчатка». В 1820–1824 возглавлял Колымский отряд экспедиции для поиска сев. земель. В 1825–1827 возглавлял кругосветную экспедицию на военном транспорте «Кроткий». В 1829–1835 главный правитель Русской Америки. С 1840 по 1849 директор Российско-американской компании. В 1855–1857 морской министр. Был противником продажи Аляски США.

14

Шканечный журнал – современное название – вахтенный журнал. Книга, ведущаяся на кораблях с момента вступления их в строй и до исключения из списков действующего флота. Основной официальный документ, содержащий записи, которые отражают как повседневную, так и боевую жизни и деятельность корабля. Ведется вахтенным офицером.

15

Попов Андрей Александрович (1821–1898) – русский кораблестроитель, адмирал. Окончил Морской корпус. С 1838 служил на Черном море, участник Крымской войны 1853–56. В 1858–1861 командовал отрядом кораблей на Тихом океане, а в 1862–1864 эскадрой, с которой совершил визит в Сан-Франциско во время гражданской войны в США. С 1865 занимался научной работой, изучал военное кораблестроение. По его проектам в 1870–1899 были построены первые в истории броненосные крейсера типа «Генерал-адмирал», первые русские броненосцы, в том числе «Петр Великий», полуброненосные фрегаты и др. корабли. Попов являлся также автором проекта плавучей батареи, корпус которой имел форму круга (так называемой «поповки»).

16

Русская Америка – неофициальное название русских владений во 2-й половине XVIII – 2-й половине XIX века на полуострове Аляска, Алеутских о-вах, по северо-западному побережью Северной Америки.

17

Катер – гребно-парусная военно-морская шлюпка среднего размера на 10–18 весел.

18

Стенка – стационарный причал. Сооружается в морских портах из железа, железобетона, камня или дерева для защиты от размывания берега набережной волной и прибоем, а также для швартовки кораблей (судов).

19

Полубак – носовая надстройка любой высоты на баке (носовой части верхней палубы) корабля.

20

Штормовые леера – закрепленные с двух концов тросы, натягиваемые на верхней палубе перед штормом, держась за которые люди передвигаются по ней.

21

Полуют – возвышенная часть кормовой оконечности верхней палубы корабля.

22

Комингс – вертикальное ограждение люков и других вырезов в палубе корабля, предназначенное для защиты его внутренних помещений от попадания воды.

23

Планширь – самый верхний продольный брусок на ограждениях судна на верхней палубе.

24

Кают-компания – общее помещение на судне для командного состава, в котором собираются для обеда, отдыха, занятий, совещаний и т. п.

25

Патагония – природная область в Юж. Америке на юге Аргентины. Название дано экспедицией Магеллана в 1520 году.

26

Головнин Василий Михайлович (1776–1831) – русский мореплаватель, вице-адмирал, член-корреспондент Петербургской АН (1818). Окончил Морской корпус в 1792 году. Совершил два кругосветных плавания в качестве начальника экспедиций: в 1807–1809 году. на шлюпе «Диана» и в 1817–1819 гг. на шлюпе «Камчатка». С 1823 года генерал-интендант флота.

27

Грог – напиток из рома или коньяка с кипятком и сахаром.

28

Кубрик – самая нижняя жилая палуба на судне. Ниже нее расположен трюм.

29

Сигнальные фалы – снасти, служащие для подъема флагов или других сигналов.

30

Машинный телеграф – механический или электромеханический прибор внутрисудовой связи, предназначенный для передачи приказаний в машинное отделение.

31

Лаперуза пролив – проход между о-вами Сахалин и Хоккайдо, соединяющий Японское и Охотское моря.

32

Зюйд-ост – юго-восток.

33

Бакштаг – курс судна, когда ветер дует сзади и сбоку, причем от 135 до 180º – полный бакштаг.

34

Ост – восток.

35

Узел – мера скорости, равная количеству морских миль, проходимых судном в час. Морская миля равна 1852 м.

36

Траверз – направление, перпендикулярное диаметральной плоскости судна.

37

Шестерка – гребно-парусная военно-морская шлюпка среднего размера на 6 весел.

38

Рисири – остров у северо-западного побережья японского острова Хоккайдо.

39

Поворот через фордевинд – поворот парусного судна на другой галс по ветру, т. е. кормой против ветра.

40

Шкаторина – кромка паруса.

41

Фок – нижний парус на фок-мачте, т. е. на первой от носа мачте судна.

42

Шкоты – снасти, служащие для управления парусами, т. е. постановки их в нужное положение относительно ветра.

43

Батометр – прибор, с помощью которого берутся для анализа пробы воды с различных глубин моря.

44

Сивучи – водные млекопитающие семейства ушастых тюленей. Обитают по окраинам северной части Тихого океана. В водах Дальнего Востока встречаются от Японского моря до Берингова пролива.

45

Лот – прибор для измерения глубины моря. На парусных судах применялись ручные лоты, состоящие из свинцовой гири и привязанной к ней веревки, называемой лотлинем.

46

Леве́нтик – положение парусов, когда их плоскость находится на линии ветра; в таком состоянии паруса бездействуют, и судно не имеет хода.

47

Зрительная труба – оптический прибор, дающий возможность ясно видеть одним глазом удаленные предметы. Современное название – подзорная труба.

48

Тюлений остров – остров в Охотском море, расположенный в 20 км к югу от полуострова Терпения на восточном побережье о-ва Сахалин. Свое название получил за большое лежбище морских котиков, расположенное на нем.

49

Секстан – угломерный инструмент, применяемый при наблюдении небесных светил для определения местонахождения судна.

50

Ги́товы – снасти, которыми убирают паруса; «взять на гитовы» – собрать или подобрать паруса, не убирая их полностью.

51

Кабельтов – морская мера длины, равная 1/10 морской мили, или 185,2 м.

52

Счисление – определение места корабля без навигационных и астрономических определений.

53

Форпик – носовой отсек на судах, расположенный непосредственно у форштевня.

54

Верп – вспомогательный якорь на судне, который завозят на шлюпке для стягивания судна с мели, для перетягивания судна на другое место и пр.

55

Шлюпбалки – изогнутой формы железные балки, служащие для подъема на судно и спуска на воду шлюпок.

56

Брашпиль – ручная, паровая или электрическая лебедка для выбирания якоря на судне.

57

Рангоут – совокупность круглых деревянных или стальных частей оснащения судна, предназначенных для постановки парусов, сигнализации и пр.

58

Кардиф – высококачественный бункерный уголь, добываемый в английском графстве Кардифф, которому отдавали предпочтение все морские державы.

59

Тигровая сопка – названа так потому, что после основания военного поста Владивосток в 1860 году на батарее, оборудованной на ней, тигр напал на часового и утащил его в лесные дебри.

60

Обновление Мейдзи – реставрация в Японии власти императора (микадо) в 1868 г., после чего новое правительство направило свои реформы на ликвидацию феодальных отношений, т. е. был осуществлен переход от феодального государства к буржуазному.

61

Витте Сергей Юльевич (1849–1915) – русский государственный деятель. Родился в семье крупного чиновника. Окончил физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе (1870). С 1889 директор департамента железных дорог Министерства финансов, с февр. 1892 министр путей сообщений, а с авг. 1892 министр финансов. Стремился противодействовать политике Японии на Дальнем Востоке и, проводя курс на сближение с Китаем, выступал против захвата Порт-Артура. В авг. 1903 получил отставку с поста министра финансов с назначением на пост председателя Комитета министров. Возглавлял делегацию, подписавшую Портсмутский мирный договор 1905 с Японией, за что получил графский титул. С окт. 1905 по апр. 1906 возглавлял Комитет министров. Однако оказался слишком «левым» для основной массы дворянства и верхушки правящей бюрократии и слишком «правым» для буржуазно-либеральных кругов октябристско-кадетского толка. 16 апр. 1906 подал в отставку, которая была принята. Оставаясь членом Государственного совета, был председателем Комитета финансов до самой смерти.

62

Вестовой – в русском флоте матрос, состоявший при офицере для личных услуг.

63

Алексеев Евгений Иванович (1843–1918) – русский адмирал (1903). Окончил Морской корпус (1863). С 1899 главный начальник и командующий войсками Квантунской области и морскими силами на Тихом океане, с 1903 наместник царя на Дальнем Востоке. За неудачи в Русско-японской войне 1904–1905 отстранен от должности.

64

Колокол громкого боя – электрический звонок с резким громким звуком, имеющий обычно вид небольшого колокола.

65

Кессоны – устройство для частичного осушения подводной части корабля, предназначенное для ее осмотра и ремонта. Представляет собой деревянный или металлический ящик, открытый сверху и со стороны, прилегающей к обшивке корпуса корабля, изготовленный по форме его обводов в данном месте.

66

Склянка – получасовой промежуток времени. Название происходит от стеклянных песочных часов, употреблявшихся в парусном флоте. Около получасовых часов безотлучно стоял вахтенный матрос, который каждые полчаса переворачивал склянку и отмечал это соответствующими ударами в судовой колокол.

67

Того Хэйхатиро (1847–1934) – японский адмирал флота (1913). Участник Японо-китайской войны 1894–1895, командир крейсера. В Русско-японскую войну 1904–1905 командовал эскадрой, затем главнокомандующий Соединенным флотом Японии, участвовавший в боевых действиях у Порт-Артура и в Цусимском сражении. С 1909 член Высшего военного совета.

68

Эссен Николай Оттович (1860–1915) – адмирал русского флота. Окончил Морской корпус (1880) и Морскую академию (1886). В 1892–1900 служил на кораблях Тихоокеанской эскадры и в отряде кораблей в Средиземном море. С 1902 командир крейсера «Новик», с 1904 – эскадренного броненосца «Севастополь» 1-й Тихоокеанской эскадры. Участник обороны Порт-Артура в Русско-японскую войну 1904–1905. В 1906–1908 начальник Морских сил Балтийского моря, в 1911–1915 командующий Балтийским флотом. Соратник и последователь адмирала С. О. Макарова.

Загрузка...