Глава III Даешь миноносцы!

Петру Михайловичу доложили о возвращении «Витязя», и он, как только выдалось более или менее свободное время от исполнения служебных обязанностей, сразу же отправился в Кронштадт для встречи с его командиром и сыном.

Уж так устроена корабельная жизнь. Не успел Петр Михайлович сесть в дежурный катер «Витязя», стоявший у причала Кронштадтского рейда, как вахтенный вестовой по приказу дежурного офицера уже бежал к капитанской каюте предупредить командира о визите высокого гостя – ничто, происходящее на рейде, не должно ускользнуть от зорких глаз бдительных сигнальщиков.

И как только нога контр-адмирала ступила на первую ступеньку парадного трапа, тут же раздалась команда дежурного офицера:

– Смирно!

Петр Михайлович довольно легко – сказывалась долголетняя привычка службы на кораблях – поднялся по трапу на борт корвета, отдав честь Андреевскому флагу, слабо колыхавшемуся на кормовом флагштоке.

– Господин контр-адмирал, дежурный офицер мичман Мечников! – представился тот.

– Вольно!

– Вольно! – продублировал команду контр-адмирала дежурный офицер и сделал шаг в сторону с поворотом.

– Приветствую вас, ваше превосходительство, на борту корвета «Витязь»! – только уголками губ улыбнулся командир, встречавший контр-адмирала у трапа. – Не соизволите ли пройти в капитанскую каюту?

– С превеликим удовольствием, господин капитан первого ранга!

Все полагающиеся в соответствии с Морским уставом требования были соблюдены, и они не спеша направились в капитанскую каюту.

– Рад видеть вас, Петр Михайлович, на борту вверенного мне корвета! – крепко пожал руку контр-адмирала капитан 1-го ранга, прикрыв дверь своей каюты.

– Соответственно, Степан Осипович! И поздравляю вас с благополучным возвращением в Кронштадт из кругосветного плавания!

– Благодарю за поздравление! Недаром же народная мудрость гласит, что как ни хорошо в гостях, а дома все-таки лучше.

Они прошли к письменному столу хозяина каюты и сели в кресла, испытующе поглядывая друг на друга.

– Как вы, Степан Осипович, в общих чертах, конечно, оцениваете результаты вашего кругосветного плавания?

– Сугубо положительно, Петр Михайлович, – не задумываясь, ответил тот. – В активе – прохождение Магеллановым проливом из Атлантического океана в Тихий.

– Вот это новость! – радостно воскликнул Петр Михайлович. – Ведь таким образом «Витязь» стал первым российским судном, прошедшим этим проливом! И каковы ваши впечатления о нем? – заинтересованно спросил он.

– Это мрачный пролив со сложным фарватером и порывами ураганного западного ветра. Мы провели его комплексное гидрологическое обследование, по результатам которого я сделал следующий вывод: российским судам все-таки предпочтительнее выходить из одного океана в другой вокруг печально известного мыса Горн, несмотря на господствующие там те же ураганные западные ветры. Ведь в проливе Дрейка существует свободное пространство для маневрирования, в то время как в Магеллановом проливе те же порывы ураганного ветра приходится преодолевать в условиях крайне стесненного и извилистого фарватера.

Контр-адмирал задумался.

– На основании этого вывода теперь наших капитанов судов и командиров кораблей, похоже, пряниками не заманишь в Магелланов пролив, – предположил он. – Даже несмотря на то, что это более короткий путь для перехода из океана в океан.

– Выходит, что так, Петр Михайлович, – согласился Макаров.

Помолчали.

– Кроме того, – продолжил командир «Витязя», – нашей экспедицией открыты холодное Камчатское течение, идущее из Берингова пролива на юг вдоль побережья Камчатки, и холодное Приморское течение, направленное из пролива Невельского на юг вдоль побережья Уссурийского края. Кроме того, проведено гидрологическое обследование Сангарского пролива с капризными течениями в нем. А также подтверждено наличие теплого течения в Красном море из Средиземного моря через Суэцкий канал в Индийский океан.

– Другими словами, сделаны значительные гидрологические открытия в Мировом океане. Поздравляю вас, Степан Осипович, с вашим выдающимся вкладом в науку о Мировом океане! – с чувством произнес Петр Михайлович и крепко пожал руку ученому. – Каковы теперь ваши планы на будущее? В соответствии со сложившейся в российском флоте традицией вам и всем вашим офицерам по завершении кругосветного плавания предстоит повышение в чинах. Стало быть, готовьтесь, Степан Осипович, надеть золотые погоны с орлами!

– Тьфу, тьфу, тьфу! – суеверно сплюнул через левое плечо Макаров. – Мне еще только предстоит аудиенция у государя-императора…

Контр-адмирал откровенно рассмеялся:

– Зря подстраховываетесь, Степан Осипович. Неужели вы забыли о нашем разговоре перед вашим отправлением в кругосветное плавание? А я еще тогда предрекал вам черные орлы на ваши погоны. Или вы и впрямь уже успели разувериться в моих способностях предвидения хотя бы ближайшего будущего?

– Извините, Петр Михайлович, меня ради бога за мои предрассудки! Я все-таки моряк, как и вы. Но, согласитесь, что тогда ваши предположения носили несколько абстрактный характер, в то время как сейчас они приобрели уже черты реальности.

– Не извиняйтесь, Степан Осипович, и считайте, что адмиральские орлы уже на ваших плечах!

– Дай-то Бог, Петр Михайлович… Будем считать, что этот весьма щекотливый для меня вопрос вы уже благополучно решили. А теперь о моих планах на будущее, – Макаров задумался. – Во-первых, надо, как я уже сказал, обработать обширный материал, полученный во время нашей экспедиции, а затем его результаты издать отдельной книгой под условным названием «“Витязь” и Тихий океан». Во-вторых, конкретно приступить к реализации идеи по постройке мощного ледокола, способного преодолевать тяжелые арктические льды, о чем мы с вами говорили более десяти лет тому назад. Тем более, что находясь во Владивостоке, я убедился в настоятельной необходимости для флота иметь суда ледокольного типа. Ведь при их наличии Владивосток станет главной базой морских сил Дальнего Востока с круглогодичной навигацией.

При этом обязан упомянуть и о вашем пророчестве, что для реализации этой идеи потребуется довольно значительное время.

Контр-адмирал добродушно рассмеялся:

– Ну вот, Степан Осипович, а вы уже было засомневались в моих способностях.

– Ни в коем случае, Петр Михайлович! Тем более что я хотел бы попросить вас как товарища председателя Морского технического комитета о содействии мне при создании ледокола.

– Какие вопросы, Степан Осипович?! Считайте, как и ранее, меня своим надежным союзником.

– Благодарю вас, Петр Михайлович! Теперь я уверен, что идея создания мощного ледокола будет непременно реализована.

Контр-адмирал задумался.

– Все это дела творческие. Но вас, как мне представляется, после производства в контр-адмиралы непременно назначат младшим флагманом, вероятнее всего, Балтийского флота. В связи с этим у меня к вам, Степан Осипович, есть просьба личного характера.

– Я весь внимание, Петр Михайлович!

Тот смущенно прокашлялся.

– Я имею в виду своего сына Андрея, которого вы в свое время сосватали в кругосветное плавание.

Макаров облегченно откинулся на спинку кресла.

– Какие вопросы, Петр Михайлович?! За своего сына вы можете абсолютно не беспокоиться. Это очень способный и талантливый будущий мореплаватель.

Контр-адмирал напрягся:

– Вы, Степан Осипович, не слишком ли пристрастно относитесь к Андрею?

– Отнюдь, Петр Михайлович! Судите сами. Андрей Петрович в течение трех лет безупречно исполнял обязанности начальника группы по измерению плотности воды и ее температуры на различных глубинах, внеся при этом ряд предложений, позволивших существенно улучшить процесс взятия проб воды. Это первое. А теперь второе. Представьте себе, что юный гардемарин, впервые несший совместную вахту в качестве дублера вахтенного офицера трехмачтового корабля, сумел самостоятельно в моем, заметьте, присутствии успешно выполнить поворот через фордевинд!

Контр-адмирал, напряженно слушавший командира, при последних словах вынул из кармана сюртука носовой платок и промокнул им выступившую на лбу испарину.

– А вы, Петр Михайлович, упрекаете меня в том, что я слишком пристрастен в оценке качеств вашего сына!

– Не скрою, что мне чрезвычайно приятно, а главное, важно, услышать столь лестный отзыв командира корвета, на котором в течение трех лет в условиях кругосветного плавания проходил службу мой сын, об его успехах, – смущенно заметил контр-адмирал.

– Со всей ответственностью утверждаю, что уже сейчас Андрей Петрович – готовый вахтенный офицер с блестящей перспективой флотской службы. Поэтому я непременно буду и в дальнейшем не выпускать его из своего поля зрения, отслеживая прохождение им дальнейшей службы на флоте. Кстати, – хитровато улыбнулся Макаров, – каким именно классам кораблей вы, Петр Михайлович, отдаете предпочтение для дальнейшего прохождения службы вашим сыном?

– Мой ответ кроется в вашей улыбке, Степан Осипович. Мы с вами еще полтора десятка лет тому назад занимались созданием миноносных кораблей, предвидя их массовое применение в будущих войнах на море. И в Русско-турецкой войне вы блестяще подтвердили это. И уже сейчас на флот поступило несколько миноносцев типа «Або», построенных в Германии. Но, должен сообщить вам, что это только начало – принята программа строительства десятков мореходных миноносцев, способных вести боевые действия как самостоятельно, так и в составе эскадр.

Глаза Макарова заблестели:

– Так это же, Петр Михайлович, по существу, программа строительства миноносного флота!

– Согласен с вами, Степан Осипович. Уверен, что существующая тенденция строительства миноносцев будет иметь продолжение и в дальнейшем. Ведь этим перспективным классом кораблей уже сейчас вполне серьезно интересуются англичане, германцы и даже японцы. Вот мой ответ на ваш вопрос.

– Итак, миноносцы! Я, честно говоря, завидую Андрею Петровичу. Какие перспективы открываются перед ним! Смею предположить, что и другие морские державы, как следует из ваших слов, не останутся в стороне от этого многообещающего процесса. Не так ли, Петр Михайлович?

– Вы правы, Степан Осипович. Во всяком случае, как мне известно, англичане прикладывают серьезные усилия в этом направлении. И, что не менее интересно, Япония после так называемого «обновления Мейдзи»[60] в 1868 году встала на путь реорганизации своих вооруженных сил, в том числе и флота, по европейским образцам. Так, например, программой, принятой ей только в этом году, предусматривается строительство не только двадцати пяти крейсеров и канонерских лодок, но также и тридцати миноносцев.

– Вот это действительно новость! Я, можно сказать, только что оттуда. И, конечно, слышал, что японцы с помощью французских специалистов оборудовали адмиралтейство в Йокосуке. Но никак не мог предположить, что они смогут принять такую большую судостроительную программу, – растерянно отреагировал Макаров.

– Не расстраивайтесь, Степан Осипович. Японцы будут в основном заказывать корабли за границей – в Англии и Франции.

Тот задумчиво покачал головой:

– Сдается мне, что со временем нас ожидают большие неприятности на Дальнем Востоке.

– Вы не слишком сгущаете краски, Степан Осипович?

– Ни в коем случае, Петр Михайлович! Окрепнув и развив свое промышленное производство, Япония непременно обратит свои взоры на Корею и Китай. Я имею в виду Маньчжурию, – уточнил он. – Да и на наши дальневосточные земли тоже. Одним словом, тесновато станет японцам на их островах.

– Вы в этом уверены? – озабоченно спросил Чуркин.

– Абсолютно! Видимо, придется мне снова побывать на Дальнем Востоке, но уже, как понимаете, совсем с другой миссией. Вот такие дела, Петр Михайлович… – и задумчиво расправил свою уже значительно отросшую бороду.

Они замолчали, обдумывая состоявшийся между ними столь важный обмен мнениями.

Молчание нарушил капитан 1-го ранга:

– Мы с вами, Петр Михайлович, вроде бы определились с ближайшим будущим вашего сына?

Тот утвердительно кивнул головой.

– А теперь, Петр Михайлович, мне кажется, пришло время увидеться вам с сыном. Не так ли? – улыбнулся Макаров.

– Буду признателен за такую возможность.

Командир позвонил в колокольчик.

– Гардемарина Чуркина ко мне! – приказал он появившемуся в дверях вестовому.

* * *

В дверь каюты постучали.

– Входите! – разрешил командир.

На пороге появился Андрей. Однако, увидев в капитанской каюте отца, о чем он, конечно, уже знал – «матросский» телеграф работал без сбоев! – не стушевался:

– Ваше превосходительство, разрешите обратиться к их высокоблагородию капитану 1-го ранга?

– Обращайтесь! – разрешил контр-адмирал, довольный тем, что его сын, с которым они не виделись целых три года, строго соблюдает все требования устава.

– Господин капитан 1-го ранга, гардемарин Чуркин по вашему приказанию прибыл!

– Добро! Вы, Андрей Петрович, – обратился он к гардемарину, – пообщайтесь с Петром Михайловичем, а я пока дам некоторые необходимые распоряжения, – полуофициально распорядился командир и тактично вышел из каюты.

– Папа! – метнулся Андрей к отцу, когда дверь за командиром закрылась.

– Здравствуй, сынок! – счастливо проговорил тот, обнимая гардемарина.

Так и стояли они, накрепко связанные не только родственными, но и дружескими мужскими узами. Затем Петр Михайлович несколько отстранил от себя сына:

– Ну и вымахал же ты, Андрюша, за это время! Еще чуть-чуть, и, пожалуй, догонишь меня по росту.

– Как говорит матушка, яблоко от яблони далеко не падает, – радостно заметил Андрей, с любовью и гордостью глядя на отца.

– Вспомнил-таки о любимом выражении матери, – удовлетворенно заметил Петр Михайлович. – А она ждет не дождется, когда увидит тебя, мореплаватель.

– Придется еще некоторое время ей потомиться. Да и мне вместе с ней.

Петр Михайлович вопросительно посмотрел на сына.

– Дело в том, что наш командир предупредил нас с Алексеем, что отпустит нас по домам только после нашего производства в мичманы.

– Ай да Степан Осипович! – озадаченно воскликнул контр-адмирал, удивившийся несколько неординарному, с его точки зрения, решению Макарова.

– Поэтому он и направил нас в Морской корпус для снятия мерок в пошивочной мастерской в сопровождении офицера, чтобы мы ненароком не отлучились по своим домам. Кроме того, старший офицер сказал нам, гардемаринам, что представления на нас по приказу командира были подготовлены им заранее, еще в конце плавания, и теперь уже переданы в Главный морской штаб. Так что, папа, передай маме, что ждать ей осталось не так уж и долго.

– То-то она обрадуется, увидав тебя с мичманскими погонами на плечах! Вот только жаль, что ненадолго.

Андрей удивленно вскинул брови:

– Отчего же, папа?! Ведь мне после производства в мичманы предоставят положенный в таком случае отпуск. Неужели ты, контр-адмирал, забыл положение о прохождении воинской службы?

– Выходит, что забыл, сынок. – Проверка удалась – сын четко держал свою руку на пульсе флотской жизни.

– И как же ты намерен провести свой первый офицерский отпуск?

– Вначале приду в себя дома после длительного плавания в Мировом океане. А затем думаю отдохнуть и поохотиться в нашем имении.

– В каком именно?

Андрей удивленно глянул на отца:

– В нашем родовом, что в Костромской губернии, конечно. Ведь именно с ним связаны мои самые яркие детские и юношеские воспоминания. А Савельич, страстный и опытный охотник, с которым ты неоднократно охотился в наших обширных угодьях, со своим верным Полканом составит мне вполне достойную компанию, – мечтательно произнес он. – Я ведь правильно мыслю, папа?

Петр Михайлович ностальгически вздохнул, вспомнив о былых днях, проведенных во время отпусков вместе с семьей в этом имении.

– Конечно, правильно, Андрюша. Если только Полкан окончательно не состарился – ведь он тогда уже был в довольно солидных собачьих годах. А вот как ты представляешь себе свою дальнейшую службу, я имею в виду на каких кораблях?

Тот улыбнулся:

– Ты спрашиваешь меня так, как будто у меня есть право выбора. – И задумался. – Хотя должен сказать тебе, что перед отправкой наших представлений в Главный морской штаб старший офицер как бы вскользь спросил меня о том, на каких кораблях я бы хотел служить. И я, к его немалому удивлению, ответил, что, конечно, на миноносцах.

– Это почему же? – с радостно забившимся сердцем спросил Петр Михайлович.

– Понимаешь, папа, сразу же после прихода «Витязя» в Кронштадт его офицеры узнали, что еще в 1886 году, то есть сразу же после нашего ухода в кругосветное плавание, на флот поступило несколько миноносцев, построенных на германской верфи. И не минных катеров, которыми был оснащен прославившийся во время Русско-турецкой войны пароход «Великий князь Константин» под командой нашего командира, а мореходных кораблей, способных перемещаться на значительные расстояния. Сейчас они уже прошли ходовые испытания, показав при этом, представь себе, скорость хода в двадцать два с лишним узла!

Петр Михайлович сделал вид, что удивлен этим, хотя знал тактико-технические характеристики миноносцев еще при их проектировании.

– И уже вскоре, после установки на них торпедных аппаратов, – взволнованно продолжил Андрей, – они будут введены в боевой состав военно-морского флота. И, что самое главное, – таинственно, понизив голос, сообщил он, – я заметил, как наши офицеры, я имею в виду офицеров «Витязя», с завистью относились к тем офицерам, которым предстоит служить на этих миноносцах.

– Это почему же? – заинтригованный словами сына, спросил Петр Михайлович.

– Да потому что на этих самых миноносцах соберутся единомышленники, одержимые общей идеей массированного применения торпедного оружия в будущих войнах! Это во-первых. А во-вторых, служба на миноносцах, по их мнению, менее обременительна в том смысле, что там нет того драконовского порядка, который установлен на кораблях первого ранга.

Андрей торжествующе глянул на отца.

– И именно поэтому ты и решил связать свою судьбу с миноносцами?

– Не только, – хитровато улыбнулся сын. – И чем же это, спрашивается, вы вместе со Степаном Осиповичем занимались в твоем горячо любимом Морском техническом комитете? А, может быть, вспомнишь, как назывался отдел, которым ты руководил? И если мне не изменяет память, то он назывался отделом минного оружия. Не так ли, ваше превосходительство?

– Именно так, господин гардемарин! – в тон сыну ответил контр-адмирал. – А если быть до конца честным, Андрюша, то я одобряю твой выбор.

Андрей прямо засветился от радости.

– Кстати, мне кажется, что Степан Осипович будет того же мнения, – как бы между прочим заметил Петр Михайлович.

– Ты уверен в этом? – с тайной надеждой спросил Андрей, еще не веря в свое счастье.

Еще бы! Ведь двое самых близких по флотской службе мужчин, да к тому же в столь высоких чинах, которые были для него непререкаемыми авторитетами, одобряли его выбор!

– На девяносто девять процентов. Кстати, где-то загулял наш гостеприимный хозяин, – как бы между прочим заметил контр-адмирал. – Пора бы ему, пожалуй, и вернуться в свою каюту.

Андрей улыбнулся, благодарный командиру за возможность откровенно, от души побеседовать со своим отцом тет-а-тет после столь долгой разлуки.

Петр Михайлович позвонил в колокольчик.

– Позови-ка сюда, братец, командира корвета! – приказал он появившемуся вестовому.

– Есть, ваше превосходительство! – с готовностью ответил расторопный матрос.

Загрузка...