Государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда осуществляется в соответствии со ст. 20 ЖК, независимо от формы собственности жилья. Контроль осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти осуществляют следующие полномочия и функции в сфере государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда:
♦ принятие нормативных правовых актов по вопросам осуществления государственного контроля;
♦ методическое обеспечение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции в сфере государственного контроля;
♦ осуществление контроля за исполнением нормативных правовых актов, соответствием жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям (п. 1 ст. 20 ЖК).
Государственный контроль осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 20 ЖК).
Государственный контроль осуществляется также органами государственной жилищной инспекции, образованными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. № 1086 (ред. от 6 февраля 2006 г.) «О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации».
В соответствии с постановлением органы государственной жилищной инспекции осуществляют контроль:
♦ за использованием жилищного фонда и придомовых территорий;
♦ техническим состоянием жилищного фонда и его инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по его содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами;
♦ обоснованностью устанавливаемых нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг;
♦ санитарным состоянием помещений жилищного фонда в части, согласованной с соответствующими службами санитарно-эпидемиологического контроля;
♦ осуществлением мероприятий по подготовке жилищного фонда к сезонной эксплуатации;
♦ рациональным использованием в жилищном фонде топливно-энергетических ресурсов и воды;
♦ соблюдением нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами (отопление, электро-, водо-, газоснабжение и т. д.);
♦ соблюдением правил пользования жилыми помещениями и придомовыми территориями;
♦ соблюдением порядка и правил признания жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания, а также перевода их в нежилые.
Органы государственной жилищной инспекции наделены широкими полномочиями и имеют большие права.
В случае несогласия граждан, предприятий, организаций, учреждений с решением о приостановлении, ограничении или прекращении их деятельности они могут обжаловать принятое решение в суде или арбитражном суде.
Кодексом РФ об административных наказаниях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ установлена административная ответственность за нарушения жилищного законодательства:
♦ самовольное подключение и использование электрической, тепловой энергии, нефти или газа (ст. 7.19);
♦ самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения (ст. 7.20);
♦ нарушение правил пользования жилыми помещениями (ст. 7.21);
♦ нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений (ст. 7.22);
♦ нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами (ст. 7.23).
Уголовная ответственность за нарушения жилищного законодательства установлена Уголовным кодексом РФ от 3 июня 1996 г. № 63– ФЗ:
♦ нарушение неприкосновенности жилища (ст. 139 УК);
♦ прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения (ст. 215.1 УК);
♦ приведение в негодность объектов жизнеобеспечения (ст. 215.2 УК).
Письмом Министерства регионального развития РФ от 14 октября 2008 г. № 26084-СК/14 разъяснен порядок привлечения к административной ответственности за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений (ст. 7.22 КоАП РФ).
Так, ответственность за содержание многоквартирных домов и жилых помещений несут:
♦ собственники помещений в многоквартирном доме;
♦ организации, осуществляющие управление многоквартирным домом;
♦ организации, привлеченные собственниками помещений к выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества дома;
♦ жилищно-эксплуатационные организации.
При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией или договора с подрядной организацией к ответственности привлекается лицо, непосредственно виновное в совершении правонарушения. При этом объем ответственности управляющих и подрядных организаций не может быть больше, чем объем обязательств по соответствующему договору.
Управляющая и подрядная организации не отвечают за содержание и ремонт имущества, не входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме. Необходимо учитывать, что для включения в договор работ и услуг по содержанию и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме требуется решение общего собрания собственников помещений. При отсутствии такого решения управляющая или подрядная организация не вправе выполнять указанные услуги и работы и не может отвечать за последствия их невыполнения.
Если управляющая или подрядная организация не имеет возможности для соблюдения правил содержания и ремонта жилых домов, то она не несет ответственности. Например, если управляющая организация предложила собственникам помещений внести в договор изменения о выполнении работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества, а собственники помещений не провели общее собрание или отказались от предложенных изменений, то управляющая организация не несет ответственности за неисполнение этих работ.