Глава 10 Регистрационный учет граждан в Российской Федерации

Регистрационный учет в Российской Федерации – деятельность по фиксированию и обобщению сведений о месте жительства и месте пребывания граждан Российской Федерации и об их перемещениях. Регистрационный учет введен с 1 октября 1993 г. вместо института прописки и включает в себя регистрацию по месту жительства и регистрацию по месту пребывания. Регистрационный учет осуществляется территориальными органами Федеральной миграционной службы (ФМС) через их структурные подразделения, а в населенных пунктах, в которых отсутствуют указанные органы, – местной администрацией.

Регистрация граждан по месту жительства или по месту пребывания по-прежнему имеет большое значение в жизни россиян. Это, по сути, факт легализации граждан по соответствующему месту проживания, порождающий возникновение соответствующих прав: получать пенсию, различные документы, пользоваться льготами и т. д.

Отсутствие у граждан регистрации зачастую является поводом их дискриминации. Разрешительный характер регистрации и ограничения при получении разрешения привели к широкой криминализации процесса осуществления этой услуги.

Известны случаи, когда на ограниченной жилплощади прописывалось (регистрировалось) большое количество граждан. Например, один москвич поселил (зарегистрировал) в своей однокомнатной квартире 100 гастарбайтеров, за что получил пять суток ареста. Судьи простили ему штраф в размере 200 тыс. руб., приняв во внимание раскаяние молодого человека, а также тот факт, что он воспитывался в детдоме («Московский комсомолец» от 24 августа 2010 г.).

В Подмосковье, в доме № 5 деревни Медведки Истринского района, на площади 20 м2 было прописано 630 человек. Получается 0,032 м2 (примерно половина шахматной доски) на человека. Разумеется, реально в таких условиях никто не живет. Это классический «резиновый дом» («Московский комсомолец» от 22 июля 2008 г.). Подобных домов огромное количество.

Несмотря на абсурдность сложившейся ситуации, она, как ни странно, не противоречит действующему законодательству На этом фоне стали возникать различные фирмы, которые предоставляют услуги по регистрации. Естественно, не бесплатно.

Регистрационный учет в Российской Федерации имеет богатую историю, с которой можно ознакомиться в Интернете на сайте «Википедии» и других информационно-правовых порталах.

Порядок регистрации установлен Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 (ред. от 11 ноября 2010 г.).

Процедуру оформления документов определяет Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденный приказом ФМС России от 20 сентября 2007 г. № 208 (ред. от 23 декабря 2009 г.).

Ответственность за нарушение Правил регистрации устанавливает ст. 19.15 (ред. от 22 июня 2007 г.) Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Контроль и надзор за соблюдением правил регистрации осуществляется в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказами МВД и ФМС России от 19 мая 2009 г. № 385/117.

Информация о местонахождении ФМС России, ее территориальных органов, номерах телефонов для справок (консультаций), графике (режиме) работы, процедуре предоставления государственной услуги сообщается по телефонам, а также размещается в сети Интернет, на информационных стендах ФМС России и ее территориальных органов, публикуется в средствах массовой информации.

Сайт ФМС России: www.fmsrf.ru, тел. – (495) 698-00-78.

Процедура регистрации

В муниципальной квартире (комнате) на каждого проживающего гражданина должно приходиться не менее 10 м2 жилой площади. В противном случае разрешение на вселение и регистрацию выдает орган местного самоуправления. Без учета нормы площади можно регистрировать несовершеннолетних детей по месту жительства родителей.

На жилплощади, находящейся в собственности, можно регистрировать любое число граждан (без учета нормы площади), поскольку в российском законодательстве нет соответствующих ограничений.

Постоянная регистрация по месту постоянного проживания осуществляется в местных отделах паспортно-визовой службы (ПВС) на основании заявления и договора найма или продажи доли жилого помещения.

В последнее время, например, широко используется договор бессрочного безвозмездного пользования. Согласно такому договору доля частного жилого дома предоставляется гражданам для проживания с правом постоянной регистрации по месту проживания. Договор заключается лично с владельцем дома и заверяется нотариально. При его заключении все документы на дом, в который прописываются граждане, доступны для проверки.

Процедура прописки стандартная: данные о гражданине заносятся в соответствующие реестры и центральную адресную базу и доступны для проверки через месяц после регистрации. Официальный запрос в паспортный стол будет подтверждаться положительно на следующий день после регистрации. При этом с предыдущего места прописки можно не выписываться. Согласно новым правилам регистрации, если гражданин не снялся с регистрационного учета (не выписался) по предыдущему месту жительства, то регистрирующий орган (паспортный стол) обязан направить запрос по предыдущему месту прописки о снятии с учета. Для этого при прописке заполняется соответствующее заявление.

В паспорт поставят два штампа: первый – о снятии с учета по прежнему месту жительства, второй – о постановке на учет по новому месту жительства.

Все этапы получения постоянной регистрации проходят в паспортном столе в присутствии гражданина, поскольку личного присутствия требует закон.

С 1 января 2011 г. заявление установленной формы о регистрации по месту жительства в форме электронного документа, а также копии документов в электронной форме могут быть представлены через единый портал www.gosuslugi.ru.

Регистрационный учет в отношении своих граждан отсутствует в большинстве развитых стран, но в некоторых из них, например в Бельгии, Германии, Израиле, имеется институт регистрации по месту жительства, носящий уведомительный характер.

В Германии и Австрии существуют соответствующие институты регистрации по месту жительства. Для регистрации в этих странах необходимо предоставление заявления, паспорта и документа, подтверждающего право на жилое помещение.

В большинстве стран бывшего СССР вместо института прописки также был введен институт регистрации.

Регистрация (прописка) в загородном доме

Прописка (регистрация) в сельских домостроениях, расположенных на землях поселений или на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, производится в обычном порядке и регламентируется вышеуказанными документами.

До недавнего времени законодательство РФ не разрешало гражданам регистрироваться в постройках, возведенных на дачных, огородных и садовых земельных участках. Если в документах значилось «садовый земельный, без права регистрации проживания» – прописаться было нельзя. Теперь это ограничение снято. Конституционный Суд РФ постановлением от 14 апреля 2008 г. № 7-П признал не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее ст. 19 (ч. 1 и 2), 27 (ч. 1) и 55 (ч. 3) абзац второй ст. 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов.

Вынося решение, судьи сделали две важные оговорки: во-первых, прописаться можно только в дачных поселках, находящихся на территориях населенных пунктов; во-вторых – только в тех строениях, которые официально признаны жилыми.

Более 20 % садовых участков Подмосковья находятся вне границ сел и деревень, нередко на сельскохозяйственных землях. Их владельцы лишаются дачной прописки автоматически. Дачники из садовых товариществ, расположенных внутри населенных пунктов, должны добиться признания своих домов пригодными для круглогодичного проживания.

Требования, предъявляемые к жилому помещению, установлены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47.

Признание помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях. В субъектах РФ действуют комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда соответствующего субъекта РФ, в муниципалитетах – комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.

К работе в комиссии привлекаются с правом совещательного голоса собственник жилого помещения, а в необходимых случаях – квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса (п. 7 Положения № 47).

Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным требованиям (п. 8 Положения № 47).

Постановление Конституционного Суда РФ обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно. Однако сама процедура регистрации не прописана, как это будет происходить – пока неясно. В настоящее время все желающие могут добиться регистрации через суд.

Загрузка...